ально-экономическое развитие общества: система образования и экономика знаний: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. - С. 58-60.
2. Бирюкова И.П. Компьютерное моделирование при изучении физики и физики древесины // Математическое моделирование, компьютерная оптимизация технологических параметров оборудования и систем управления: межвузовский сб. науч. трудов / Под ред. д-ра техн. наук, проф. В.С. Петров-кого. - Воронеж: ВГЛТА, 2007. - С. 44-47.
3. Бирюкова И.П. Комплект программ «Упругие деформации и упругие волны в древесине» // Инновации в науке и образовании. - 2007. - № 5. -С. 10.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
© Душкина И.Е.*
Детский сад № 32 «Снегирек», г. Норильск
Данная статья направлена на ознакомление с особенностями использования информационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда детского сада.
В условиях современного динамичного развития общества и усложнения его технической и социальной инфраструктуры важнейшим стратегическим ресурсом становится информация. Наряду с традиционными - материальными и энергетическими ресурсами - современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информации потребителю, стали не только важным фактором жизни общества, но и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности.
В последние годы в системе дошкольного образования происходят значительные преобразования, вызванные изменением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одно из важных условий обновления - использование новых информационных технологий, в первую очередь компьютерных. Это позволяет, с одной стороны, повысить эффективность образовательного процесса, с другой - в большей степени применять индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания.
* Учитель-логопед.
Эффективность коррекционного воздействия с применением компьютерных технологий значительно увеличивается.
Компьютер представляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.
Недоразвитие вербальной памяти и нарушения внимания в виде их неустойчивости и низкой концентрации у детей с общим недоразвитием речи делают необходимым проведение целенаправленной работы по преодолению этих расстройств. А поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотиваци-онную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому, становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приемов. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а также приобщает их к сопереживанию, помощи герою программы.
Системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерных технологий позволяет значительно повысить эффективность кор-
рекционно-образовательного процесса. Оно достигается в результате системного и деятельностного подходов к коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, интерактивной формы обучения, а также создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации ребенка к логопедическим занятиям.
Но нельзя забывать и о родителях детей данной категории, ведь именно они являются образцом для подражания. Однако не каждый родитель способен оказать требуемое воздействие на своего ребенка. Это зависит от его позиции по отношению к ребенку, имеющему дефект речи. Некоторые семьи пытаются повлиять на формирование речи своего ребенка начиная с ранних лет. Они стараются, чтобы ребенок слышал правильную, выразительную и отчетливую речь, читают ему сказки, стихи, рассказы, развивают кругозор. Но зачастую семья в силу разных причин не в состоянии оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Большинство родителей не понимают реальных причин тех или иных речевых нарушений у ребенка. В таких случаях усложняется процесс воспитания и обучения.
Рождение ребенка с нарушениями речи приводит к изменению всего жизненного уклада семьи. Осознанное поведение требует от родителей достаточного уровня знаний, умений и навыков в сфере педагогики и психологии, а также сохранения благоприятных внутрисемейных отношений.
Вовлечение родителей в совместную педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Учитель-логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры и просвещении родителей. Эффективность общения в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя-логопеда.
Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно планов и намерений. Здесь приходит на помощь использование компьютерных технологий, а именно оформление «мультимедийных презентаций». В данных презентациях учитель-логопед знакомит родителей с различными развивающими и обучающими программами, предлагает мультимедийные материалы для закрепления звукопроизношения и лексической темы.
Зачастую современным родителям бывает трудно найти время для общения с логопедом, особенно если они не видят в этом необходимости. Задача логопеда в работе с родителями состоит не только в том, чтобы помочь осознать свою роль в процессе развития ребенка, но и в том, чтобы убедить родителей в необходимости совместной с логопедом ежедневной кропотливой работы по преодолению речевых нарушений у ребенка.
Также одним из средств логопедического просвещения родителей является - электронная почта.
При помощи электронной почты учитель-логопед может без визуального контакта консультировать родителей, отвечать на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, давать рекомендации, рассылать приглашения на родительские собрания, тренинги, очные консультации, а также контролировать своевременное выполнение домашних заданий (например, по постановке или автоматизации звуков).
Кроме того, логопед может отправлять воспитанникам задания для самостоятельной работы: игровые упражнения, карточки с игровыми заданиями, картинные материалы, памятки и т.п. Особенно актуальны такие задания, когда ребенок болен и не может посещать детский сад. Обмен различными интересными материалами, ссылками на тематические сайты как между логопедом и семьей, так и между родителями также может происходить через электронную почту. Таким образом, родители становятся активными участниками процесса воспитания и обучения детей.
Современный учитель-логопед может широко использовать данные возможности Интернета в повышении эффективности коррекционного процесса и сотрудничестве с родителями. Этому способствует создание собственного сайта. На данном сайте учитель-логопед размещает ознакомительную и обучающую информацию.
Ознакомительная информация сайта включает следующий материал:
- о реализуемой образовательной программе;
- о задачах и содержании логопедической работы на год;
- о времени проведения индивидуальных и групповых консультаций, собраний, тренингов, мастер-классов с указанием темы и цели и т.д.
- о мероприятиях, происходящих в образовательном учреждении: днях открытых дверей, интеллектуальных играх, марафонах и других мероприятий, желательно с фотоотчетом.
Обучающая информация содержится в следующих рубриках:
- «Родителям на заметку» (содержит информацию о развитии речи в онтогенезе, этиологии нарушений устной и письменной речи, последствиях несвоевременной коррекции и т.д.).
- «Полезные книжки» (содержит список популярной логопедической литературы).
- «Советы логопеда» (содержат игры, направленные на развитие психических процессов и речевых умений и навыков с указанием цели, задач и оборудования (материала)).
Таким образом, при помощи сайта родители имеют возможность получать информацию о дошкольных мероприятиях, ответы на волнующие их вопросы, оставлять отзывы и комментарии о деятельности учителя-логопеда.
Также благодаря Интернету открыт доступ к разнообразным источникам информации, таким как сайты логопедической направленности. Полез-
ные ссылки можно оставлять на сайте в разделе «Родителям на заметку» или отправлять родителям по электронной почте.
Из этого следует, что использование информационных технологий делает коррекционную совместную работу более продуктивной, динамичной, а самое главное интересной.
Список литературы:
1. Бачина О.В, Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. - М.: Издательство «Сфера», 2009.
2. Вакуленко Л.С. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы. - СПб: «Детство-пресс», 2012.
3. Вренёва Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи // Логопед. - 2010. - № 5.
4. Зайцева Л.А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос» - 2006. - 1 сентября. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/joumal/2006/0901-5.htm.
5. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы / О.И.Кукушкина // Дефектология. - 1994. - № 5.
6. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. - Пермь, 2005.
О РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
© Никифорова А.Г.*
Омский государственный педагогический университет, г. Омск
В статье рассматривается вопрос развития познавательной активности учащихся в процессе обучения математике. Представлены различные подходы к определению понятия познавательной активности, а также рассмотрена возможность применения информационно-коммуникационных технологий в качестве средства развития познавательной активности учащихся на уроках математики.
В настоящее время актуальной является проблема развития познавательной активности учащихся. Усвоенные знания должны становиться основой для развития познавательной активности учащегося с целью самостоятельного получения новой информации, и ее творческой переработке.
Существуют различные подходы к определению понятия познавательной активности.
* Магистрант.