Научная статья на тему 'Использование информационных технологий при создании учебно-методических комплексов специальности «Химическая технология органических веществ»'

Использование информационных технологий при создании учебно-методических комплексов специальности «Химическая технология органических веществ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИАСРЕДСТВА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЛЕКЦИИ / МОТИВАЦИЯ / DIDACTICS / INFORMATIONAL TECHNOLOGIES / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / MULTIMEDIA MEANS / INTERACTIVE LECTURES / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олейник Лариса Николаевна, Ломова Ольга Станиславовна

На основе анализа дидактической концепции обучения с использованием компьютерных технологий в статье рассматриваются возможности использования мультимедиасредств в процессе преподавания дисциплин «Технология переработки нефти и газа » и «Процессы и аппараты химической технологии». Определяется структура мультимедиакурса, проводится анализ возможностей использования мультимедиа в учебном процессе и дается оценка их эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The usage of information technologies in the process of composing of teaching materials for the specialty «Chemical technology of organic substances»

Multimedia courses are undoubtedly perspective didactic means that can greatly increase the effectiveness of educational process. Taking into account individual peculiarities of a student, his level of competence and motivation, also coincidence of educational needs with aims of studying are the main conditions. It is necessary to take into account these conditions while projecting and creating multimedia courses, accurately defining a target group, for which a given didactic means is created. Thus, Multimedia course as a man didactic means should unite in itself three components: maintenance of a teaching material, methods and technologies of studying. These components are closely connected with each other and form a training system, giving the possibility to realize the process of person''s self-education.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий при создании учебно-методических комплексов специальности «Химическая технология органических веществ»»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

УДК 378.147:66.004 Л. Н. ОЛЕИНИК

О. С. ЛОМОВА

Омский государственный технический университет

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СОЗДАНИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ»_

На основе анализа дидактической концепции обучения с использованием компьютерных технологий в статье рассматриваются возможности использования мультимедиасредств в процессе преподавания дисциплин «Технология переработки нефти и газа » и «Процессы и аппараты химической технологии». Определяется структура мультимедиакурса, проводится анализ возможностей использования мультимедиа в учебном процессе и дается оценка их эффективности.

Ключевые слова: дидактика, информационные технологии, инновационные технологии, мультимедиасредства, интерактивные лекции, мотивация.

8

Эффективность процесса обучения студентов-а технологов, наличие у будущих специалистов соот-^^ ветствующих знаний, умений и навыков во многом ЫЯ зависятоторганизации, средств и методов учебного

процесса. В настоящее время образовательная система переориентирована на подготовку бакалавров, срок обучения которых, по сравнению со специалистами, уменьшен, а качество подготовки должно быть

lid прежнем уровне и выше. В связи с этим перед образовательными системами стоит проблема создания единого образова тельного и информационного пространства, которая может быть решена посредством сочетания инновационных педагогических и новых информационных технологий.

Теоретическое исследование,поиск и практическое решение научных задач зависят от способности эффективно использован, имеющуюся информацию. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных мультимедийных средств. Возникает потребность в создании интерактивных систем, обеспечивающих работу с неподвижными изображениями и движущимся видео, компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком, поэтому в образовательном процессе в последнее время стали широко использоваться компьютерные технологии. Появление мощных компьютерных программ является основой интенсивного развития и дистанционного обучения.

Несмотря на разнообразие технических средств и технологий, использующихся в учебном процессе, следует отметить, что качество обучения зависит, прежде всего, от совершенства учебного материала, формы его представления и организации учебного процесса. Поэтому, даже в традиционной схеме обучения, возникает много проблем, связанных с постоянно нарастающим потоком новой информации, усложнением знаний, отсутствием иллюстративного материала. Мультимедиасродства позволяют реши ть эти проблемы. Внедрение компьютера в учебный процесс не только освобождает преподавателя от рутинной работы в организации учебного процесса, но и дает возможность создать богатый справочный и иллюстративный материал, представленный в самом разнообразном виде?: текст, графика, анимация и видео элемент.

Интерактивные компьютерные программы активизируют все виды деятельности человека: мыслительную, речевую, физическую, что ускоряет процесс усвоения материала и способствует приобретению практических навыков. Они анализируют качество знаний. Однако создание эффективных компьютерных средств обучения — достаточно сложная и трудоемкая работа. Преподавателю — создателю мультимедиа — требуются не только профессиональные знания, но знания в области компьютерных технологий, дизайна и многие другие навыки,порой далекие от основной профессии. Специфика дисциплин «Технология переработки нефти и газа», «Процессы и аппараты химической технологии» связана с тем, что теоретический материал изобилует формулами, таблицами, графиками, схемами и рисунками сложными для самостоятельного усвоения. Поэтому создание интерактивных мультимедиалекций определяется необходимостью формирования комплекса профессиональных знаний, умений и навыков.

Интерактивная мультимедиалекция позволяет интегрировать различные среды представления информации — текст, статическую и динамическую графику в единый комплекс, позволяющий обучаемому стать активным участником учебного процесса, где выдача информации происходит в ответ на соответствующие его действия. Применение компьютерных технологий позволяет создавать качественные демонстрации лекционного материала, компьютерные лабораторные работы и практикумы, имитационные модели физических явлений и процессов,

необходимые для понимания их сущности. Более того, современные компьютерные средства позволяют создавать тренажеры, модели и лабораторные работы, неосуществимые в реальных условиях. Особенно важно их применение в тех случаях, когда нельзя осуществитьпрямойэксперимент. Примером может служить демонстрация с помощью компьютера технологических процессов, происходящих в колоннах, реакторах, печах и в другом технологическом оборудовании.

При разработке мультимедиа курсов по дисциплине особое значение приобретает решение одной из основных дидактических задач в этой предметной области — обучение моделированию и наиболее общим методам воздействия на объект познания. Моделирование с применением компьютеров позволяет продемонстрировать и исследовать основные свойства объектов, выяснить границы применимости той или иной теории.

Основным видом учебной деятельности, направленным на первичное овладение знаниями, является лекция, назначение которой — обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к читаемой учебной дисциплине, сформировать у студентов ориентиры для самостоятельной работы над курсом. Традиционная лекция имеет несомненные преимущества как способ доставки информации, как метод эмоционального воздействия преподавателя на обучающихся.

Лекция, проводимая с применением мультимедийных технологий, становится более гибкой и эффективной с дидактической точки зрения, так как позволяет повысить наглядность обучения за счет использования различных форм учебного материала (текст, формулы, графики, рисунки, диаграммы, таблицы); повысить информативность (не надо писать мелом на доске); повысить внимание аудитории за счет представленных в необходимый момент слайдов-за-ставок, повысить доступность и восприятие информации; осуществить повтор наиболее сложных моментов лекции; создать комфортные условия работы преподавателя на лекции. Главное преимущество интерактивной лекции состоит как в возможности использования взаимодействия преподавателя и студента, предполагающие обмен текстовыми командами и ответами, так и одновременное общение со студенческой аудиторией — возможность задавать вопросы, следить за эмоциональной обра тной связью. Но, при проектировании и создании мультимедиа-курсов необходимо четко определять целевую группу, для которой данное дидактическое средство создается, учитывать индивидуальные особенности обучающихся. их уровень компетенции и мотивации, соответствие образовательных потребностей целям обучения.

Таким образом, мультимедиакурс должен объединять в себе три компонента: содержание учебного материала, методы и технологии обучения. Эти компоненты неразрывно связаны друге другом и образуют обучающую систему, позволяющую реализовать процесс самообразования личности.

Интерактивные лекции и практические занятия являются, несомненно, перспективным дидактическим средством, которое при определенных условиях может значительно повышать эффективность учебного процесса, построить такую схему обучения, в которой разумное сочетание обычных и компьютерных форм организации учебного процесса даст новое качество в передаче и усвоении системы знаний.

Библиографический список

I Демкии В.П., Вымятнин И М. Принципы и технологии создания электронных учебников. • Томск, 2002. • 87 с.

2. Можаева Г.В., Тубдловд И.В. Как подготовить мультимедиа-курс? : Метод, пособие для преподавателей. - Томск : ТГУ, 2002. - -Ile.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. • М. . Издат. центр «Академия», 2001. - 118 с.

4. ГОСТ7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. — 16 с.

ОЛЕЙНИК Лариса Николаевна, доцент кафедры «Химическая технология органических веществ». ЛОМОВА Ольга Станиславовна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Химическая технология органических веществ»,

Статья поступила п редакцию ОН. 12.08 г. © Л. Н. Олейник, О. С. Ломона

УДК 378.147:53

Д. À. пояонянкин

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

МОДЕЛЬ

ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ_

Модель формирования мотивации учебной деятельности описана на методологическом, психолого-дидактическом и методическом уровнях общности. Исследована связь учебных мотивов с академической успеваемостью студентов младших курсов. Целенаправленное повышение значимости познавательного мотива «быть постоянно готовым к очередным занятиям» для учащихся способствует росту среднего балла по физике. Определены критерии оценки эффективности формирования учебной мотивации.

Ключевые слова: модель, мотивация учебной деятельности, успеваемость.

В последние годы во всех вузах Омска наблюдается тенденция к снижению сродного балла вступительного экзамена по физике. Результаты ЕГЭ по физике, проведенного в этом году в Омской области, показали, что уровень предметной подготовки большинства выпускников школ по этой дисциплине является недостаточным.

Противоречие между возрастающей по требностью общества в квалифицированных специалистах, инженерах и уровнем физической подготовки выпускников школ и вузов, между необходимостью полноценного разви тия в современных условиях обучения и существующим уровнем внедрения методических разработок породило проблему повышения - эффективности учебной деятельности студентов при 2 обучении физике. Изменения, происходящие в выс-.х шем образовании и непосредственным образом вли-| яющие на физическое образование, обусловливают « перманентную актуальность данной проблемы

Для нахождения возможных путей разрешения 5 проблемы исследования необходимо определить мес-5 то учебной дея тельности в иерархии системы образо-| напия. Современное образование рассматривается = как социальный институт, система, процесс, резуль-2 тати представляет собой единство обучения, воспита-

0 ния и развития, которые призваны обеспечитьфор-

1 мирование самостоятельной познавательной актив-^^ ности личности во всех сс|м?рах общественной жизни.

Общая цель образования как процесса — сохранение

и дальнейшее разви тие общественного опы та, накопленного цивилизацией, — достигается особым двухсторонним взаимодействием: деятельность педагога (субъекта педагогической деятельности) направлена на обучение, воспитание и развитие обучающегося (субъекта учебной деятельности), а деятельность обучающегося направлена на усвоение обобщенных способов действий, саморазви тие. Поскольку образование как предмет педагогики — это педагогический процесс, то словосочетания «образовательный процесс» и «педагогический процесс» синонимичны 111, с. 71). Любое изучение образовательного процесса есть его моделирование. |7, с. 12|. В задачи моделирования системы образования входит выявление или уточнение неявных сторон педагогической) процесса ¡6. с. 48].

Многие ученые отмечают связь результата деятельности (в том числе и учебной) с причиной, которая побуждает человека ею заниматься. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели 111, с. 3411. Оттого, насколько сформированы мотивы учебной деятельности, зависит ее успешность 112, с. 246|. От силы и структуры мотивации в значительной мере зависят

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.