МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
УДК 378.147:66.004 Л. Н. ОЛЕИНИК
О. С. ЛОМОВА
Омский государственный технический университет
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СОЗДАНИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ»_
На основе анализа дидактической концепции обучения с использованием компьютерных технологий в статье рассматриваются возможности использования мультимедиасредств в процессе преподавания дисциплин «Технология переработки нефти и газа » и «Процессы и аппараты химической технологии». Определяется структура мультимедиакурса, проводится анализ возможностей использования мультимедиа в учебном процессе и дается оценка их эффективности.
Ключевые слова: дидактика, информационные технологии, инновационные технологии, мультимедиасредства, интерактивные лекции, мотивация.
8
Эффективность процесса обучения студентов-а технологов, наличие у будущих специалистов соот-^^ ветствующих знаний, умений и навыков во многом ЫЯ зависятоторганизации, средств и методов учебного
процесса. В настоящее время образовательная система переориентирована на подготовку бакалавров, срок обучения которых, по сравнению со специалистами, уменьшен, а качество подготовки должно быть
lid прежнем уровне и выше. В связи с этим перед образовательными системами стоит проблема создания единого образова тельного и информационного пространства, которая может быть решена посредством сочетания инновационных педагогических и новых информационных технологий.
Теоретическое исследование,поиск и практическое решение научных задач зависят от способности эффективно использован, имеющуюся информацию. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных мультимедийных средств. Возникает потребность в создании интерактивных систем, обеспечивающих работу с неподвижными изображениями и движущимся видео, компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком, поэтому в образовательном процессе в последнее время стали широко использоваться компьютерные технологии. Появление мощных компьютерных программ является основой интенсивного развития и дистанционного обучения.
Несмотря на разнообразие технических средств и технологий, использующихся в учебном процессе, следует отметить, что качество обучения зависит, прежде всего, от совершенства учебного материала, формы его представления и организации учебного процесса. Поэтому, даже в традиционной схеме обучения, возникает много проблем, связанных с постоянно нарастающим потоком новой информации, усложнением знаний, отсутствием иллюстративного материала. Мультимедиасродства позволяют реши ть эти проблемы. Внедрение компьютера в учебный процесс не только освобождает преподавателя от рутинной работы в организации учебного процесса, но и дает возможность создать богатый справочный и иллюстративный материал, представленный в самом разнообразном виде?: текст, графика, анимация и видео элемент.
Интерактивные компьютерные программы активизируют все виды деятельности человека: мыслительную, речевую, физическую, что ускоряет процесс усвоения материала и способствует приобретению практических навыков. Они анализируют качество знаний. Однако создание эффективных компьютерных средств обучения — достаточно сложная и трудоемкая работа. Преподавателю — создателю мультимедиа — требуются не только профессиональные знания, но знания в области компьютерных технологий, дизайна и многие другие навыки,порой далекие от основной профессии. Специфика дисциплин «Технология переработки нефти и газа», «Процессы и аппараты химической технологии» связана с тем, что теоретический материал изобилует формулами, таблицами, графиками, схемами и рисунками сложными для самостоятельного усвоения. Поэтому создание интерактивных мультимедиалекций определяется необходимостью формирования комплекса профессиональных знаний, умений и навыков.
Интерактивная мультимедиалекция позволяет интегрировать различные среды представления информации — текст, статическую и динамическую графику в единый комплекс, позволяющий обучаемому стать активным участником учебного процесса, где выдача информации происходит в ответ на соответствующие его действия. Применение компьютерных технологий позволяет создавать качественные демонстрации лекционного материала, компьютерные лабораторные работы и практикумы, имитационные модели физических явлений и процессов,
необходимые для понимания их сущности. Более того, современные компьютерные средства позволяют создавать тренажеры, модели и лабораторные работы, неосуществимые в реальных условиях. Особенно важно их применение в тех случаях, когда нельзя осуществитьпрямойэксперимент. Примером может служить демонстрация с помощью компьютера технологических процессов, происходящих в колоннах, реакторах, печах и в другом технологическом оборудовании.
При разработке мультимедиа курсов по дисциплине особое значение приобретает решение одной из основных дидактических задач в этой предметной области — обучение моделированию и наиболее общим методам воздействия на объект познания. Моделирование с применением компьютеров позволяет продемонстрировать и исследовать основные свойства объектов, выяснить границы применимости той или иной теории.
Основным видом учебной деятельности, направленным на первичное овладение знаниями, является лекция, назначение которой — обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к читаемой учебной дисциплине, сформировать у студентов ориентиры для самостоятельной работы над курсом. Традиционная лекция имеет несомненные преимущества как способ доставки информации, как метод эмоционального воздействия преподавателя на обучающихся.
Лекция, проводимая с применением мультимедийных технологий, становится более гибкой и эффективной с дидактической точки зрения, так как позволяет повысить наглядность обучения за счет использования различных форм учебного материала (текст, формулы, графики, рисунки, диаграммы, таблицы); повысить информативность (не надо писать мелом на доске); повысить внимание аудитории за счет представленных в необходимый момент слайдов-за-ставок, повысить доступность и восприятие информации; осуществить повтор наиболее сложных моментов лекции; создать комфортные условия работы преподавателя на лекции. Главное преимущество интерактивной лекции состоит как в возможности использования взаимодействия преподавателя и студента, предполагающие обмен текстовыми командами и ответами, так и одновременное общение со студенческой аудиторией — возможность задавать вопросы, следить за эмоциональной обра тной связью. Но, при проектировании и создании мультимедиа-курсов необходимо четко определять целевую группу, для которой данное дидактическое средство создается, учитывать индивидуальные особенности обучающихся. их уровень компетенции и мотивации, соответствие образовательных потребностей целям обучения.
Таким образом, мультимедиакурс должен объединять в себе три компонента: содержание учебного материала, методы и технологии обучения. Эти компоненты неразрывно связаны друге другом и образуют обучающую систему, позволяющую реализовать процесс самообразования личности.
Интерактивные лекции и практические занятия являются, несомненно, перспективным дидактическим средством, которое при определенных условиях может значительно повышать эффективность учебного процесса, построить такую схему обучения, в которой разумное сочетание обычных и компьютерных форм организации учебного процесса даст новое качество в передаче и усвоении системы знаний.
Библиографический список
I Демкии В.П., Вымятнин И М. Принципы и технологии создания электронных учебников. • Томск, 2002. • 87 с.
2. Можаева Г.В., Тубдловд И.В. Как подготовить мультимедиа-курс? : Метод, пособие для преподавателей. - Томск : ТГУ, 2002. - -Ile.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. • М. . Издат. центр «Академия», 2001. - 118 с.
4. ГОСТ7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. — 16 с.
ОЛЕЙНИК Лариса Николаевна, доцент кафедры «Химическая технология органических веществ». ЛОМОВА Ольга Станиславовна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Химическая технология органических веществ»,
Статья поступила п редакцию ОН. 12.08 г. © Л. Н. Олейник, О. С. Ломона
УДК 378.147:53
Д. À. пояонянкин
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
МОДЕЛЬ
ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ_
Модель формирования мотивации учебной деятельности описана на методологическом, психолого-дидактическом и методическом уровнях общности. Исследована связь учебных мотивов с академической успеваемостью студентов младших курсов. Целенаправленное повышение значимости познавательного мотива «быть постоянно готовым к очередным занятиям» для учащихся способствует росту среднего балла по физике. Определены критерии оценки эффективности формирования учебной мотивации.
Ключевые слова: модель, мотивация учебной деятельности, успеваемость.
В последние годы во всех вузах Омска наблюдается тенденция к снижению сродного балла вступительного экзамена по физике. Результаты ЕГЭ по физике, проведенного в этом году в Омской области, показали, что уровень предметной подготовки большинства выпускников школ по этой дисциплине является недостаточным.
Противоречие между возрастающей по требностью общества в квалифицированных специалистах, инженерах и уровнем физической подготовки выпускников школ и вузов, между необходимостью полноценного разви тия в современных условиях обучения и существующим уровнем внедрения методических разработок породило проблему повышения - эффективности учебной деятельности студентов при 2 обучении физике. Изменения, происходящие в выс-.х шем образовании и непосредственным образом вли-| яющие на физическое образование, обусловливают « перманентную актуальность данной проблемы
Для нахождения возможных путей разрешения 5 проблемы исследования необходимо определить мес-5 то учебной дея тельности в иерархии системы образо-| напия. Современное образование рассматривается = как социальный институт, система, процесс, резуль-2 тати представляет собой единство обучения, воспита-
0 ния и развития, которые призваны обеспечитьфор-
1 мирование самостоятельной познавательной актив-^^ ности личности во всех сс|м?рах общественной жизни.
Общая цель образования как процесса — сохранение
и дальнейшее разви тие общественного опы та, накопленного цивилизацией, — достигается особым двухсторонним взаимодействием: деятельность педагога (субъекта педагогической деятельности) направлена на обучение, воспитание и развитие обучающегося (субъекта учебной деятельности), а деятельность обучающегося направлена на усвоение обобщенных способов действий, саморазви тие. Поскольку образование как предмет педагогики — это педагогический процесс, то словосочетания «образовательный процесс» и «педагогический процесс» синонимичны 111, с. 71). Любое изучение образовательного процесса есть его моделирование. |7, с. 12|. В задачи моделирования системы образования входит выявление или уточнение неявных сторон педагогической) процесса ¡6. с. 48].
Многие ученые отмечают связь результата деятельности (в том числе и учебной) с причиной, которая побуждает человека ею заниматься. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели 111, с. 3411. Оттого, насколько сформированы мотивы учебной деятельности, зависит ее успешность 112, с. 246|. От силы и структуры мотивации в значительной мере зависят