Научная статья на тему 'Использование информационных технологий музея угля Института угля со РАН в трансляции научных горно угольных знаний'

Использование информационных технологий музея угля Института угля со РАН в трансляции научных горно угольных знаний Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
123
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ МУЗЕЯ / ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / ГОРНО-УГОЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ / INFORMATION TECHNOLOGIES / E-EXPOSITION / INTERNET / COMPUTERIZATION OF MUSEUM / VIRTUAL MUSEUM / COAL-MINE SECTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кравцова Л. А.

В статье автором проанализирована деятельность Музея угля по использованию информационных технологий в трансляции горно-угольных научных знаний. Специфика предмета исследования, экспонирования данного музея и транслируемой информации актуализирует внедрение информатизации во все формы музейной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Кравцова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USAGE OF INFORMATION TECHNOLOGIES OF COAL MUSEUM OF THE INSTITUTE OF COAL, SB RAS, IN CONVEYING SCIENTIFIC COAL-MINING KNOWLEDGE

In this article author analysed the activity of Museum of coal in area of using of Information Technologies in compiling of scientific coal-mine knowledge. Specific character of researched subject, exhibition of this museum and compiled information makes topical the introduction of computerization in all areas of museum problems.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий музея угля Института угля со РАН в трансляции научных горно угольных знаний»

га: в «...сфере обмена информацией фестиваль способен тором использованы все театрально-визуальные ресурсы воз-дифференцировать формы и интегрировать знания, восста- действия на публику.

навливать контакты, быть независимым генератором новых Расширение коммуникативной среды академических му.. .идей» [3, с. 10]. зыкальных фестивалей происходит и за счет творческих встреч

Признаки «фестивализации» обнаруживаются не только с исполнителями и Koivino^To^ivi^ дополняющих с°б°й кон-

через возрастание количества фестивальных проектов во всех цертные программы. Таким образом компенсируется мюнюло-

областях музыкального искусства (оперного, камерно-инстру- гическая замкнутость KoнцеPта, реконструируется ситуация

ментального, композиторского и т.д.), но и в трансформации прямого диалога художника и публики, формируется культур-

традиционных форм музыкального исполнительства, в пер- философское пространство фестиваля: «фестиваль - это

вую очередь концерта. Для усиления впечатления «открытос- и обмен мнений за «круглыми столами». Теперь они имену-

ются «творческими лабораториями»; «.очевидно, что это не ти» концертного зрелища в 2000-е гг. используются самые r г ’

-Т w I просто смена вывески, но, действительно, выработка неких

разные приемы. Одним из действенных способов разруше- ^ ~

r г мм г гу общих критериев, связанных с пониманием новейших тен-

ния монолитности и монологичности концертной коммуника- денЦий в искусстве» [6, с. 19 - курсив автора]. В цитируемом

ции становится использование сложных технологических эф- замечании ценно утверждение то, что художественный по со-

фектов, активизирующих процесс взаимодействия публики держанию диалог трансформируется в интеллектуальный;

и исполнителей. Например, включение в визуальную «парти- обсуждение специфических вопросов музыкального творче-

туру» концерта и музыкального спектакля (оперного или ба- ства становится источником фундаментальных обобщений по

летного) отражающего экрана позволяет создать иллюзию жи- проблемам современной художественной культуры. Это едва

вого диалога и непосредственного ответного отклика на про- ли не важнейшее свидетельство общекультурной значимости

исходящее на сцене. Этот прием, несомненно, имеет «фес- данной формы музыкального творчества, служащее подтвер-

тивальные» истоки, поскольку восходит к идее зрелища, в ко- ждением ее актуальности.

Библиографический список

1. Арт-центр: международные фестивали и конкурсы [Э/р]. - Р/д: http: // www.art-center.ru

2. Демченко, А. Концепционный метод музыкально-исторического анализа. - Саратов, 2000.

3. Меньшиков, А.М. Фестиваль как социокультурный феномен современного театрального процесса: автореф. дис. ... канд. искусств. -М., 2004.

4. Музыкальные фестивали [Э/р]. - Р/д: http: // mfc.su/blog/muzykalnye_festivali/1-0-13

5. Пятнадцать главных фестивалей Европы [Э/р]. - Р/д: http: // www.eventguide.ru/9/

6. Ромащук, И. Феномен под названием «Московская осень» // Музыкальная академия. 2010. - № 1.

7. Самохвалова, В.И. Сознание как диалогическое отношение // М.М. Бахтин как философ / отв. ред. Л.А. Гоготишвили, П.С. Гуревич. -

М., 1992.

8. Справочник по джазовым фестивалям [Э/р]. - Р/д: http: // www.jazz.ru/festival/#world

9. Фестивали музыкальные: статья // Музыкальная энцикл. - М., 1981.

Bibliography

1. Art-centr: mezhdunarodnihe festivali i konkursih [Eh/r]. - R/d: http: // www.art-center.ru

2. Demchenko, A. Koncepcionnihyj metod muzihkaljno-istoricheskogo analiza. - Saratov, 2000.

3. Menjshikov, A.M. Festivalj kak sociokuljturnihyj fenomen sovremennogo teatraljnogo processa: avtoref. dis. ... kand. iskusstv. - M., 2004.

4. Muzihkaljnihe festivali [Eh/r]. - R/d: http: // mfc.su/blog/muzykalnye_festivali/1-0-13

5. Pyatnadcatj glavnihkh festivaleyj Evropih [Eh/r]. - R/d: http: // www.eventguide.ru/9/

6. Romathuk, I. Fenomen pod nazvaniem «Moskovskaya osenj» // Muzihkaljnaya akademiya. 2010. - № 1.

7. Samokhvalova, V.I. Soznanie kak dialogicheskoe otnoshenie // M.M. Bakhtin kak filosof / otv. red. L.A. Gogotishvili, P.S. Gurevich. - M., 1992.

8. Spravochnik po dzhazovihm festivalyam [Eh/r]. - R/d: http: // www.jazz.ru/festival/#world

9. Festivali muzihkaljnihe: statjya // Muzihkaljnaya ehncikl. - M., 1981.

Статья поступила в редакцию 31.10.11

УДК 061.12:069:002

Kravtcova L.A. THE USAGE OF INFORMATION TECHNOLOGIES OF COAL MUSEUM OF THE INSTITUTE OF COAL, SB RAS, IN CONVEYING SCIENTIFIC COAL-MINING KNOWLEDGE. In this article author analysed the activity of Museum of coal in area of using of Information Technologies in compiling of scientific coal-mine knowledge. Specific character of researched subject, exhibition of this museum and compiled information makes topical the introduction of computerization in all areas of museum problems.

Key words: information technologies, e-exposition, Internet, computerization of museum, virtual museum, coal-mine section.

Л.А. Кравцова, зав. Музеем угля Учреждения Российской академии наук Института угля Сибирского отделения РАН, г. Кемерово, E-mail: [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МУЗЕЯ УГЛЯ ИНСТИТУТА УГЛЯ СО РАН В ТРАНСЛЯЦИИ НАУЧНЫХ ГОРНО-УГОЛЬНЫХ ЗНАНИЙ

В статье автором проанализирована деятельность Музея угля по использованию информационных технологий в трансляции горно-угольных научных знаний. Специфика предмета исследования, экспонирования данного музея и транслируемой информации актуализирует внедрение информатизации во все формы музейной деятельности.

Ключевые слова: информационные технологии, электронная экспозиция Интернет, информатизация музея, виртуальный музей, горно-угольный профиль.

На современном этапе развития музейного дела включе- ности музеев нашло широкое распространение. Использование информационных технологий во все направления деятель- ние компьютерных технических средств позволяет успешно

работать с фондами, расширять возможности экспозиции, сопровождая ее дополнительными сведениями и делая более информативной, зрелищной и интерактивной [1]. Не менее значимой функцией использования информационных технологий в музейной деятельности становится сегодня дополнительное привлечение посетителей.

В этой связи информатизацию музея целесообразно рассматривать как «внутреннюю» и «внешнюю», согласно разработанной заведующей отделом новых технологий Кемеровского музея изобразительных искусств Н.С. Бледновой, градации. «Обеспечение ряда задач, связанных с основной деятельностью музея», а именно: экспозиционно-выставочную и научно-фондовую работу разработчик относил к «внутренней» информатизации, а весь спектр задач, связанных с Интернет-пространством - к «внешней» информатизации [2, с. 383]. Данный подход позволяет рассмотреть использование информационных технологий Музея угля в трансляции научных горно-угольных знаний.

Рассматривая современный музей, как информационноэкспозиционный комплекс, совершенствующий систему музейных коммуникаций, целью которого является более точная адресация экспозиции тем или иным категориям посетителей, интегрирование культурного и научного потенциала с потребностями современного общества, актуализируется функция информационно-электронного сопровождения экспозиции академического музея. По мнению заведующей сектором Института археологии и этнографии СО РАН И.В. Сальниковой при организации экспозиции академического музея необходимо также уделять особое внимание представлению способов исследований коллекций, интерпретации артефактов, представленных в экспозиции музея [1]. Для реализации этих задач Музей угля в соответствии с тенденциями современного музееведения на протяжении своей деятельности большое внимание уделяет формированию информационного электронного сопровождения экспозиции, относящегося к внутренней информатизации предложенной Бледновой Н.С. градации.

Следует уточнить, что понятие «электронная экспозиция» включает в себя весь комплекс цифровой информации, которая предлагается посетителю музея для ознакомления [3]. С большой степенью точности можно проанализировать электронную экспозицию Музея угля, используя предложенную научным сотрудником Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН Т.Г. Богомазовой условную типологизацию электронных экспозиций, поскольку данная система наглядно характеризует внутреннюю информатизацию музея, учитывает функции, содержание, возможные варианты размещения и аппаратное решение.

Массив цифровой информации Музея угля включает следующие четыре типа электронного экспозиционного представления из восьми предложенных Т.Г. Богомазовой. Первый тип электронной экспозиции - «Пролог», в функции которого входит подготовка к осмотру, эмоциональная настройка на восприятие. Содержание пролога могут составлять тематические мультимедиа-клипы, динамическая шкала времени, хронология событий, свето-звуковые эффекты и др. Варианты размещения ограничены, как правило, преддверием экспозиции, которую называют переходной зоной. В качестве возможного аппаратного решения может использоваться проекционный экран или плазменная панель [3]. В качестве первого типа электронной экспозиции («Пролог») Музей угля использует представление презентационного материала в виде слайд-шоу, транслируемого с монитора компьютера по темам: «Шахты Кузбасса и России», «Развитие угледобычи в Кузбассе». Понятная для любой категории посетителей информация как нельзя лучше настраивает на восприятие экспозиции и используется в культурно-образовательной деятельности при проведении экскурсий в качестве вводной ее части.

Второй тип электронной экспозиции - «Интерпретатор», в качестве основной функции определяет обеспечение интерпретации многоуровневой экспозиции, которая необходима

для сопровождения блоков экспозиции, наиболее трудных для самостоятельного корректного восприятия посетителями [3]. В Музее угля электронная информация типа «Интерпретатор» размещена в зале стационарной экспозиции. Презентации, содержащие визуально-графический, картографический, текстовый, иллюстративный материал, сопровождающий экспозиционные комплексы «Геоэкология Кузнецкого бассейна», «К истории научных исследований Кузнецкого бассейна», «Уголь - от его образования до современного использования», «Палеонтология» помогают глубже раскрыть научность экспозиции академического музея. В качестве аппаратного решения используется современный широкоформатный жидкокристаллический экран телевизора и монитор компьютера в зависимости от содержания программы экскурсии. Данный электронный материал служит не только информационным сопровождением ознакомительных, тематических лекций, но и электронной библиотекой посетителей музея. Возможность предоставления данной информации пользователю для работы с ней вне стен музея способствует наиболее полному вовлечению в научный оборот исследовательских разработок музея.

Дополнение экспозиции Музея угля тематическими видеоматериалами, включающими научно-образовательные, документальные фильмы, тематические подборки видеороликов, фрагменты киноархива и хроники, относящиеся (по классификации Т.Г. Богомазовой) к типу электронной экспозиции «Видеопрезентатор», транслируются в специальной зоне музея для демонстрации видеоряда [3]. Техническое оснащение этой зоны содержит широкоформатный жидкокристаллический телевизор, подключенный к ноутбуку. Следует отметить, что данная зона многофункциональна: от возможности проведения видеоконференции, семинара, просмотра фильмов, презентаций до подключенного электронного микроскопа для практического занятия по углепетрографии.

Представляемые в Музее угля базы данных «Горные условия угольных предприятий Кузбасса», «Качественные характеристики углей», «Фонды музея», относящиеся к систематизированному представлению информации по экспозиционным комплексам «Угли Кузбасса коксующихся марок», «Угли Кузбасса энергетических марок», «Сапропелитовые угли» можно отнести к следующему типу - «Энциклопедия» [3]. По мнению автора классификации, данный тип электронной экспозиции имеет функцию систематизированного представления информации для самостоятельного ознакомления. Предлагаемое в данном разделе электронной экспозиции глубокое представление научного материала в полной мере отвечает статусу академического музея и имеет опыт использования электронных фондов для научно-исследовательской деятельности аспирантов и студентов профильных специальностей. Например, материалы этого электронного раздела используются не только для демонстрации горно-технических условий некоторых угольных предприятий, участков, пластов, но и в решении конкретных задач сбора информации по какому-либо показателю качества угля для реферата, курсовой или дипломной работы.

Безусловно, в реальных условиях Музея угля типы электронной экспозиции, выделенные в классификации Т.Г. Богомазовой, зачастую пересекаются, но в целом они позволяют наиболее полно охватить весь спектр задач, стоящих перед музеем в области научной информатизации.

Говоря об использовании информационных технологий в деятельности Музея угля, следует отметить все возрастающую роль виртуальной музейной коммуникации, доступной самой разной аудитории. Данная функциональная сфера, рассматриваемая Н.С. Бледновой как «внешняя» информатизация, в большинстве случаев связана с Интернет-пространством. Одной из форм виртуального общения являются официальные музейные сайты. Виртуальный посетитель приобщается к музею как к современному разноплановому культурному центру, формирующему новые более широкие научные знания. Музей угля расширяет свое научно-информационное

и культурно-просветительное пространство посредством специально разработанного для этих целей виртуального Интернет-ресурса [4]. Старший научный сотрудник Института истории СО РАН О.Н. Шелегина и специалисты Мультимедиацентра Новосибирского государственного университета В.Г. Казаков, Н.П. Панина отмечают в свих работах, что виртуальное пространство является наиболее реальным выходом для расширения сферы деятельности небольшого по площади вузовского и институтского музея [5]. Данное мнение вполне соответствует ситуативному состоянию и экспозиционному пространству Музея угля. Разработанный совместно с сотрудниками Института угля и углехимии СО РАН «Виртуальный Музей угля» рассчитан на широкую аудиторию, так как предлагает разные формы его использования: здесь можно прослушать краткую виртуальную экскурсию, ознакомиться с базой фондов музея, получить интересный справочный материал по представленным экспонатам для различного рода образовательных целей.

Работа по созданию «Виртуального Музея угля» выполнялась в рамках проекта «Информационные порталы СО РАН» и является частью портала Института угля СО РАН. За реализацию этого проекта институт получил Грамоту победителя конкурса по Программе «Информационно-телекоммуникационные ресурсы СО РАН» в сентябре 2007 г. [6].

Виртуальный музей определяет созданную с помощью компьютерных технологий модель музея, существующего реально или исключительно в виртуальном пространстве, но в том и другом случае он воспроизводит некоторые составляющие реального музея: коллекции, каталоги, экспозицию и т.п., что в полной мере соответствует «Виртуальному Музею угля» [7].

Отражение информации о фондах, представленного в Интернете виртуального музея, для удобства пользователя транслируется в наиболее доступной для понимания структурной форме под общим названием «Древо экспонатов», где имеются четыре раздела, подчеркивающие основной профиль музея: 1) Угли; 2) Продукты углепереработки; 3) Окаменелая флора и фауна; 4) Другие экспонаты.

Каждый из разделов отражает информацию отдельных баз данных, содержащих полный объем сведений по предметам экспозиции. Например, в разделе «Угли» пользователь получает возможность не только визуально познакомиться с экспонатом, но также получить о каждом из представленных в виртуальном музее образцов атрибутивные и справочные данные: место отбора, условия залегания пласта, свойства угля [4]. Эти сведения могут быть использованы посетителем для разных целей, как познавательных, так и научно-исследовательских. В разделе «Продукты углепереработки» база данных содержит массив информации, включающий фотографии, инвентарные номера, названия, химические формулы, описания физических, химических и токсических свойств, способов получения, направлений использования представленных в виртуальной экспозиции продуктов, что позволяет удовлетворить спрос посетителя разного уровня [4].

Для знакомства с коллекцией палеонтологических образцов в «Виртуальном Музее угля» представлены все экспонаты раздела. По каждому из них база данных предлагает ознакомиться с изображением предмета, названием, инвентарным номером, местом обнаружения, геохронологическим возрастом, описанием. Представляя палеонтологическую коллекцию

Библиографический список

в виртуальном пространстве, разработчики, помимо знакомства с геологическим прошлым Земли, показывают сверстников растений-углеобразователей, отражают связь с геохронологией, способствуют формированию интереса посетителя к научным знаниям, подкрепляя информацию аттрактивными и информативными свойствами палеонтологического ряда.

В процессе подготовки «Виртуального Музея угля» для информационного наполнения была использована специальная геологическая, химическая, техническая научная литература, сделано более 400 фотографий экспонатов, размещенных в витринах музея. Кроме того, виртуальный музей представляет реальную стационарную экспозицию Музея угля, действовавшую до середины 2009 года (к концу 2009 года музей осуществил реэкспозицию в связи с переездом в другое помещение).

Рассматривая применение информационных технологий в музейной деятельности, нельзя не сказать о презентации музея в рамках общеинститутского сайта. Используя форму представления музея в рамках «музейной страницы» [8, с. 162] на информационном портале Института угля СО РАН транслируется стандартный набор полей, рекомендованный разработчиками веб-страницы для всех структурных подразделений учреждения. Отражая особенность функций музея как социокультурного института, на музейной странице сайта предусмотрена возможность размещения электронного фотоальбома, демонстрирующего аспекты комплектования и научного исследования музейных фондов, экспозиционную и культурно-образовательную деятельность. Наличие на «музейной странице» общеинститутского сайта ссылки на «Виртуальный Музей угля» позволяет через единую точку доступа познакомить посетителя с «внешним» виртуальным ресурсом музея [9].

Являясь представителем сети академических музеев Сибирского отделения Российской академии наук, Музей угля участвует в интеграционной деятельности по включению в новое виртуальное пространство - Портал музеев СО РАН, создание которого осуществляется под руководством Научного совета по музеям СО РАН при технической поддержке сотрудников Мультимедиацентра Новосибирского государственного университета [10]. Этот информационный ресурс предназначен для представления планов и отчетов о работе музеев СО РАН, персоналий, интерактивных разработок, конференций и другой деятельности. Музей угля совместно с музеями Сибирского отделения участвует в апробации и внедрении электронных форм менеджмента [11].

Таким образом, Музей угля, транслируя научные горноугольные знания, стал своеобразным информационным звеном между фундаментальной наукой и массовой аудиторией социокультурного пространства Кемеровской области, которая на сегодняшний день является крупнейшим угледобывающим регионом России. Для успешной реализации данной деятельности сотрудниками музея в соответствии с современным уровнем развития музейного дела используются информационные технологии, способствующие вовлечению в научный оборот профильных знаний, расширяющие границы воздействия музейной экспозиции и привлекающие в музейный мир новое поколение посетителей, привыкших жить в интерактивном пространстве. Активно внедряя информатизацию во все формы своей деятельности, Музей угля получил возможность формирования положительного имиджа, расширения возможностей музейной коммуникации.

1. Сальникова, И.В. Использование информационных технологий в музейной практике // Современные тенденции в развитии музеев и музееведения: мат. Всероссийской научно-практической конф. Новосибирск, 3-5 окт. 2011 г. - Новосибирск, 2011.

2. Бледнова, Н.С. Музеи Кемеровской области и информатизация сферы культуры. / Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе: мат. Всероссийской научной конф. Томск, 18-20 мар. 2002 г. - Томск, 2002.

3. Богомазова, Т.Г. Информационно-экспозиционный комплекс в музее // Справочник руководителя учреждения культуры. - Москва, 2005. - № 5.

4. [Э/р]. - Р/д: http://museum.icc.kemsc.ru

5. Казаков, В.Г. Виртуальное музейное пространство СО РАН: принципы и подходы / В.Г. Казаков, Н.Л. Панина, О.Н. Шелегина // Музе-ология, музеи в меняющемся мире: сб. мат. межд. симпозиума. - Барнаул, 2008.

6. О результатах проделанной работы в 2006 году: отчет Музея угля ИУУ СО РАН. - Кемерово, 2006.

7. Михайлова, А.В. Виртуальный музей: реальность и перспективы // Доклады конференции EVA-2009 [Э/р]. - Р/д: http:conf.cpic.ru/ eva2009/rus

8. Казаков, В.Г. Музеи Сибири в Интернете / Научно-исторический и культурно-образовательный потенциал сибирских музеев: сб. на-учн. тр. / В.Г. Казаков, Н.Л. Панина, О.Н. Шелегина. - Новосибирск, 2010.

9. [Э/р]. - Р/д: http://www.icc.kemsc.ru/

10.[Э/р]. - Р/д: http://www.php.mmc.nsu.ru

11. Отчет НС по музеям СО РАН: О деятельности Научного совета по музеям СО РАН в 2010 г. - Новосибирск, 2011.

Bibliography

1. Saljnikova, I.V. Ispoljzovanie informacionnihkh tekhnologiyj v muzeyjnoyj praktike // Sovremennihe tendencii v razvitii muzeev i muzeevedeniya: mat. Vserossiyjskoyj nauchno-prakticheskoyj konf. Novosibirsk, 3-5 okt. 2011 g. - Novosibirsk, 2011.

2. Blednova, N.S. Muzei Kemerovskoyj oblasti i informatizaciya sferih kuljturih. / Muzeyjnihe fondih i ehkspozicii v nauchno-obrazovateljnom processe: mat. Vserossiyjskoyj nauchnoyj konf. Tomsk, 18-20 mar. 2002 g. - Tomsk, 2002.

3. Bogomazova, T.G. Informacionno-ehkspozicionnihyj kompleks v muzee // Spravochnik rukovoditelya uchrezhdeniya kuljturih. - Moskva, 2005. - № 5.

4. [Eh/r]. - R/d: http://museum.icc.kemsc.ru

5. Kazakov, V.G. Virtualjnoe muzeyjnoe prostranstvo SO RAN: principih i podkhodih / V.G. Kazakov, N.L. Panina, O.N. Shelegina // Muzeologiya, muzei v menyayuthemsya mire: sb. mat. mezhd. simpoziuma. - Barnaul, 2008.

6. O rezuljtatakh prodelannoyj rabotih v 2006 godu: otchet Muzeya uglya IUU SO RAN. - Kemerovo, 2006.

7. Mikhayjlova, A.V. Virtualjnihyj muzeyj: realjnostj i perspektivih // Dokladih konferencii EVA-2009 [Eh/r]. - R/d: http:conf.cpic.ru/eva2009/rus

8. Kazakov, V.G. Muzei Sibiri v Internete / Nauchno-istoricheskiyj i kuljturno-obrazovateljnihyj potencial sibirskikh muzeev: sb. nauchn. tr. / V.G. Kazakov, N.L. Panina, O.N. Shelegina. - Novosibirsk, 2010.

9. [Eh/r]. - R/d: http://www.icc.kemsc.ru/

10.[Eh/r]. - R/d: http://www.php.mmc.nsu.ru

11. Otchet NS po muzeyam SO RAN: O deyateljnosti Nauchnogo soveta po muzeyam SO RAN v 2010 g. - Novosibirsk, 2011.

Статья поступила в редакцию 11.11.11

УДК 374.1

Rogozhkina N.N. “LITERARY LIVING ROOM” FOR THE 10TH-GRADERS: A POTENTIAL OF RATIONALEMOTIONAL DEVELOPMENT. The article considers the theory and methods of conducting information and educational programmes in the form of literary living room for high school students with a view to bringing with them a culture of gender relations, the culture of feelings.

Key words: literary living room, art-verbal expression of the themes of love, rational-emotional development of the 10th-graders.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н.Н. Рогожкина, г. Москва, E-mail: [email protected]

«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ» ДЛЯ ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ: ПОТЕНЦИАЛ РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

В статье рассматривается теория и методика проведения информационно-просветительной программы в форме литературной гостиной для старшеклассников с целью воспитания у них культуры гендерных отношений, культуры чувств.

Ключевые слова: литературная гостиная, художественно-речевое выражение темы любви, рациональноэмоциональное развитие десятиклассников.

Многоаспектность задач, которые учитель имеет возможность достичь, готовя с учащимися проведение литературной гостиной, трудно решить в других «предлагаемых обстоятельствах».

Тема литературной гостиной, методика подготовки которой изложена в статье, - «Любовь - это сердце всего» (В. Маяковский). Весь литературно-художественный материал ее предназначен для учащихся 10-х классов — подростков 15-16 лет, которым важно научиться духовно-нравственному отношению к самой теме и манерам, в том числе речевым в обращении с противоположным полом.

В программе по литературе 10-го класса основное количество часов отведено на изучение литературы второй половины XIX века. Произведения этого периода требуют от школьников внимательного прочтения, навыка анализа и проведения культурных аналогий. Тема любви считается наиболее популярной в классической литературе XIX века, но на уроках мы уделяем мало времени значимости этого чувства и способов ее художественно-речевого выражения в произведениях данной эпохи.

Проанализируем, как отражается тема любви в современных программах по литературе [1; 2; 3].

Проблема состоит в том, что на анализ одного из приведенных произведений уходит лишь несколько часов. История отношений Базарова и Одинцовой, Ларисы Огудаловой

и Паратова, Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова - хороший материал для развития фаз мыслительного процесса школьников-подростков: тут много нерешенных проблем о взаимоотношениях, о красоте, о терпении и ответственности, о мастерстве писателя и т. д. Все это актуально, но мало времени уделяется данной тематике на уроках. Литературная гостиная поможет подойти к «вечной» теме внимательнее.

Учащиеся узнают тему литературной гостиной и обязательные элементы, которые они должны подготовить, - инсценирование любовных сцен из изученных в 10-ом классе произведений, прочитать стихотворение о любви поэтов второй половины XIX века [4; 5; 6; 7; 8], подготовить танец, характерный этому периоду, исполнить романс. Учащиеся не ограничиваются какими-то определенными авторами, им предстоит выбрать такой материал, к которому они имеют эмоциональное отношение: для того, чтобы выбрать, надо прочитать, сравнить, выработать свое отношение «не вообще», а принимая во внимание «необходимость играть роль».

Учащимся предстоит выбрать и подготовить романс о любви для исполнения. Русский романс - это своеобразное признание в любви, это рассказ о трепетном отношении к женщине, о готовности к жертве, поэтому петь романсы будут не только лицеисты, но и приглашенные гости: это могут быть профессиональные артисты. В данном случае обычно приглашаются выпускники, учителя, родители.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.