Научная статья на тему 'Использование информационных технологий как условие профессионально-направленного обучения математике студентов-гуманитариев'

Использование информационных технологий как условие профессионально-направленного обучения математике студентов-гуманитариев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НАПРАВЛЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРИКЛАДНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА / INFORMATION TECHNOLOGIES / PROFESSIONAL-DIRECTED TRAINING / APPLIED SOFTWARE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чалкина Наталья Анатольевна, Юрьева Татьяна Александровна

В статье рассматривается структура профессионально-направленного обучения математике. Обоснована методика применения информационных технологий в преподавании математических дисциплин студентам-гуманитариям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чалкина Наталья Анатольевна, Юрьева Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES AS CONDITION OF PROFESSIONAL-DIRECTED EDUCATION ON MATHEMATICS FOR STUDENTS OF LIBERAL ARTS DEPARTMENT

The article considers the structure of professional-directed teaching mathematics. The methodology of applying information technologies in teaching mathematical disciplines for students of liberal arts department is explained.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий как условие профессионально-направленного обучения математике студентов-гуманитариев»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОНАПРАВЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТУАЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ1

Информационные технологии, профессионально-направленное обучение, прикладные

программные средства.

Современные социально-экономические условия, характер и содержание труда специалистов на современном этапе определяют потребность в образовании, основанном на глубоких профессиональных знаниях. Профессионально-направленное обучение предусматривает построение обучения на основе установления связей между общенаучными и профилирующими дисциплинами, дает возможность более полно раскрыть позитивный потенциал и творческие возможности личности. Профессионально-направленное обучение математике студентов-гуманитариев ставит целью развитие мышления и формирование профессионально значимых приемов умственной деятельности; обеспечение математического аппарата для изучения специальных дисциплин и подготовку к осуществлению профессиональной деятельности. Структура профессионально-направленного обучения математике традиционно представляется как интегрированный комплекс мотивационноцелевого, содержательного и процессуально-методического компонентов [Акопов, 2000; Бокарева, 1985].

Мотивационно-целевой компонент отражает стимулирование осознания студентами роли математики в становлении профессиональных качеств, проявление интереса к совершенствованию знаний и умений в применении математического аппарата к научным исследованиям; способствует построению связи между целью изучения математики и мотивом учебной деятельности; формирует профессиональные потребности и мотивы, личностные качества студента. Осознание роли математики в становлении профессиональных качеств оказывает сильное влияние на систему убеждений и мотивов обучаемых. Содержательный компонент включает совокупность действий, позволяющих формировать профессионально значимые умения: грамотно планировать эксперимент и прогнозировать ожидаемые результаты; осуществлять статистическую обработку результатов экспериментальных данных; разрабатывать и строить математические модели различных явлений, процессов и состояний; выдвигать статистические гипотезы относительно эмпирических данных; подбирать необходимый математический аппарат для проверки статистических гипотез; осуществлять рациональный поиск нужной информации; алгоритмизировать процесс решения задач прикладного содержания и осуществлять его контроль, применять обобщенные алгоритмы; оперировать условно символическими и графическими образами. Процессуально-методический компонент включает методы, формы организации, средства реализации профессионально направленного обучения математике студентов-гуманитариев. В организацион-

1 Исследование поддержано грантом Министерства образования и науки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы (2011)», проект № 3.1.1/10119.

ных формах обучения реализуется система взаимодействия учения и управления учебной деятельностью по определенному, заранее установленному порядку и режиму. Выбор формы учебной работы в процессе профессионально направленного обучения математике должен учитывать, что будущая профессия студентов-гуманитариев носит в основном диалогический характер. Компоненты профессионально-направленного обучения математике студентов-гуманитариев взаимосвязаны и взаимообусловлены: осознание роли математики в становлении профессиональных качеств оказывает сильное влияние на систему убеждений, мотивов обучаемых; познавательный интерес появляется с пониманием предмета и от результатов, которые удается в ней получить; на формирование положительной мотивации изучения предмета оказывает влияние осознание его учебной и профессиональной значимости.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. В настоящее время в России идет процесс становления новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением коррективов в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению будущего специалиста в информационное общество. Информационные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Информационные технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативной учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовывать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой студент был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. В связи с этим требуется обоснование использования информационных технологий как необходимого условия эффективности профессионально-направленного обучения математике студентов-гуманитариев [Чалкина, Двоерядкина, 2010].

Как показывают исследования и публикации, внедрение информационных технологий не вступает в конфликт с ранее разработанными педагогическими концепциями. Появление новых информационных технологий, их стремительное совершенствование и распространение привели к необходимости пересмотра содержания курса математики для студентов-гуманитариев [Горюнова, 2005; Захарова, 2007; Кудрявцев, 2002].

В содержании математики для студентов-гуманитариев необходимо существенно сократить технические вопросы и избавиться от рутины; исключить или сократить разделы, дублирующие школьную программу; включить важнейшие разделы современной математики, уделив большее внимание решению задач синтеза, причем планы лекций и практических занятий должны быть разработаны с учетом компьютерной поддержки, что высвободит необходимое для новых разделов время [Горюнова, 2005; Кудрявцев, 2002].

В настоящее время компьютеризация учебного процесса в университетах достигла достаточно высокого уровня и мы можем говорить о реальных возможностях

использования информационных технологий в исследовательском процессе и в целях преподавания математических дисциплин.

Современному специалисту в области гуманитарных наук, способному к проведению исследований, необходимо достаточно свободно владеть математическим аппаратом изучения статистических данных. Именно поэтому в качестве источника профессионально-направленного содержания обучения математике наиболее широко используется математическая статистика.

При обучении математике можно использовать интегрированные прикладные программы: специализированные статистические пакеты (StatGraphics, SPSS, Ма-tishe for Windows, Systat, CSS, TableCurve и др.); математические пакеты общего назначения (Mathcad, Matlab, Mathematica, Maple); специализированные пакеты математической графики (Grapher, Surfer, Origin, SigmaPlot и др.) [Скрыльникова, 2000]. Все эти пакеты позволяют рационально распределить время между механическим выполнением расчетов и изучением нового материала, отработкой приемов решения задач и творческой работой. При решении достаточно сложных задач компьютерные пакеты дают возможность избежать большого количества рутинных и трудоемких вычислений, ошибку в которых удается обнаружить не сразу. Использование прикладных математико-статистических программ позволяет повысить интерес к математике, активизировать мыслительную деятельность студентов, стимулировать поиск новых методов решения задач [Горюнова, 2005].

Компьютеры использовались в психологических, педагогических и социологических исследованиях в течение длительного времени для планирования экспериментов, статистической обработки полученных результатов, но только сегодня в связи с развитием компьютеров нового поколения и мощного программного обеспечения появилась возможность полномасштабного их использования в целях построения комплексного исследования [Дюк, 1994]. Использование компьютеров в научном исследовании предусматривает математическое планирование эксперимента, автоматизированное управление экспериментом, дисплейное представление стимульной информации, организацию хранения полученных данных, в частности большого объема, оперативный доступ к информации, обработку (математическую, статистическую) полученных данных, компьютерное психологическое моделирование, имитацию жизненных ситуаций, создание наглядности и активизацию образного мышления, интеллектуальную поддержку принятия решения.

В условиях дефицита временных и других ресурсов в процессе обучения математике студентов использование компьютера, оснащенного специальным программным обеспечением, позволяет проводить массовые психодиагностические обследования для решения задач профориентации, профессионально-психологического отбора, прогнозирования успешности обучения [Дюк, 1994]. Благодаря использованию в обучении студентов-гуманитариев компьютеров и современных программных средств, можно смещать акценты от формализованного подхода к передаче математических знаний на идейные стороны моделирования и решение реальных задач. Таким образом, компьютерная поддержка обучения математике способствует формированию профессиональных исследовательских навыков у студентов. Кроме того, интегрирование компьютерных технологий в систему межпредметных связей обеспечивает преемственность учебных программ всех ступеней обучения и является условием успешной профессиональной подготовки студентов-психологов.

Использование информационных технологий в преподавании математических дисциплин студентам-гуманитариям может обеспечить реализацию ряда принципов повышения эффективности процесса обучения. Среди них следует выделить:

сознательное и активное участие обучаемых; доступность изложения учебного материала; обеспечение контроля необходимой прочности усвоения материала; необходимое соотношение между вербализацией и наглядностью; активность обучаемых через эмоциональность и чувство соревновательности [Шмелева, 1999, с. 29—34].

Статистические методы играют важнейшую роль в построении математических моделей. Изучение и освоение современных статистических методов вследствие их большой вычислительной трудоекости невозможны без использования прикладного программного обеспечения. Процедуры первичной статистической обработки сту-денты-гуманитарии осваивают на первом курсе в процессе изучения дисциплины «Информатика», в частности при работе с электронными таблицами в MS Excel. Навыки, приобретенные студентами в процессе обучения математике на первом курсе, обеспечивают формирование профессионального подхода к решению задач в курсах «Математические методы в психологии», «Математические методы в педагогических исследованиях» и «Математические методы в социологии». Так, программа курса «Математика» для студентов-психологов содержит разделы математической статистики, в которых рассматриваются методы традиционной математической статистики, такие как статистическая проверка гипотез, в том числе и многомерных, дисперсионный анализ, корреляционный и регрессионный анализ, базирующиеся в значительной степени на вероятностном характере представления исходных данных. Курс «Математические методы в психологии» продолжает знакомство студентов с современными методами прикладной статистики, которые в значительно меньшей степени связаны с вероятностной аксиоматикой. Примерами таких методов могут служить, например, кластерный и факторный анализ, дискриминантный и канонический анализ, многомерное шкалирование. Использование этих методов в практике прикладных исследований последних десятилетий показало их высокую эффективность. Для практических и лабораторных занятий со студентами-психологами подбираются профессионально ориентированные задачи, формулировка и решение которых воспроизводят определенные этапы профессионального исследования. На занятиях используются как реальные данные, полученные от специалистов профильных кафедр, так и модельные данные, которые генерируются с помощью датчика случайных чисел на компьютере.

В процессе преподавания математики студентам-психологам предлагается выполнение ими индивидуальных творческих заданий, требующих проведения психологического исследования (тестирования, анкетирования и т. д.) с дальнейшей математической обработкой результатов, например, по темам: исследование факторов, определяющих специфику национального характера; исследование направленности и мотивов выбора профессии старшеклассников; исследование связи между вербальной агрессией и личностной тревожностью; влияние стиля руководства на климат в коллективе; мотивация «На оценку» и исследование ее уровня на различных стадиях младшего школьного возраста; выявление факторов, определяющих положение человека в семье и другие.

В разрабатываемых на кафедре общей математики и информатики Амурского государственного университета учебных пособиях по использованию программных средств для решения статистических задач в психологии особое внимание уделяется систематизации методов и примерам их использования в прикладных задачах психологии. В пособиях отсутствует глубокое теоретическое обоснование математических методов. Все громоздкие вычисления выполняет компьютер, а логику любого метода статистического анализа можно объяснить, не выходя за рамки базовой математической подготовки. Пособия позволяют сформировать у обучаемых поло-

жительную мотивацию использования современных математических методов как в фундаментальных, так и в прикладных психологических исследованиях. Например, при изучении темы «Регрессионный анализ» особенно сложными для студен-тов-психологов являются построение и оценка нелинейной регрессионной модели. Поэтому для закрепления материала мы предлагаем решить задачу с профессионально направленным содержанием в пакете 81айзйса. Благодаря использованию в обучении студентов-психологов современных программных средств, можно смещать акценты от формализованного подхода к передаче математических знаний на идейные стороны моделирования и решение реальных задач.

Для определения качества математической подготовки студентов-гуманитариев как результата профессионально-направленного обучения математике был разработан критериально-оценочный аппарат, включающий критерии (мотивационный, содержательно-операционный и исследовательский) и уровни их сформированное™ (репродуктивно-фактологический, продуктивно-тактический, рефлексивно-стратегический). Репродуктивно-фактологический уровень характеризуется отсутствием мотивации в использовании математического аппарата в решении прикладных задач, неполными знаниями для выбора рационального пути решения. Продуктивно-тактический уровень определяется наличием мотивации к решению только готовых задач прикладного содержания. Студенты владеют мыслительными операциями, легко применяют полученные знания и способны к варьированию методов действия в известной ситуации. Рефлексивно-стратегический уровень выражается наличием устойчивой мотивации к использованию математических знаний не только в учебной, но и в профессиональной деятельности, полнотой этих знаний. Студенты самостоятельно формулируют гипотезы и находят рациональные пути их решения.

Исследование качества профессионально-направленного обучения математике осуществлялось на базе факультета социальных наук Амурского государственного университета. В соответствии с задачами эксперимента были сформированы контрольная и экспериментальная группы студентов-психологов. В контрольной группе обучение математическим дисциплинам осуществлялось традиционно, в экспериментальной — с использованием информационных технологий. Для получения достоверного результата экспериментальной работы был проведен срез исходного качества математической подготовки у будущих специалистов психологов по методике, описанной Г.В. Акоповым [Акопов, 2000]. Статистически значимых различий в распределениях групп по уровням качества математической подготовки не было выявлено.

По завершении эксперимента оценка качества профессионально-направленного обучения математике осуществлялась путем анализа выпускных квалификационных работ группой экспертов. Так, в экспериментальной группе на 70,2 % увеличилось количество студентов, высоко оценивающих значимость полученных математических знаний, готовых применить их при изучении профильных дисциплин, написании курсовых и дипломных работ, в будущей профессиональной деятельности. В контрольной группе количество студентов, которые относятся к математике как к неотъемлемой части профессиональной подготовки, увеличилось всего на 2,2 %. Количество студентов в экспериментальной группе, у которых отсутствует потребность в использовании математических знаний в профессиональной деятельности, сократилось на 71,2 %. В контрольной группе подобное сокращение произошло только на 5,4 %. В экспериментальной группе полное усвоение программного материала, умение находить осознанные взаимосвязи между знаниями,

самостоятельно применять математические методы при решении прикладных задач с нестандартным условием, выбирать наиболее рациональные способы решения наблюдались у 7 % студентов, в контрольной группе этот показатель составил 3 %. Умение оценить полученный результат, изменить способ решения, спланировать свои действия для успешного продолжения исследования в экспериментальной группе было отмечено у 13 % студентов, в контрольной — у 2 %.

Таким образом, использование информационных технологий в преподавании математических дисциплин способствует формированию профессиональных исследовательских навыков у студентов-гуманитариев. Кроме того, интегрирование информационных технологий в систему межпредметных связей обеспечивает преемственность учебных программ всех ступеней обучения и является необходимым условием успешной профессиональной подготовки студентов-гуманитариев.

Библиографический список

1. Акопов Г.В. Социальная психология образования: монография. М.: Моск. психолого-со-циальный ин-т: Флинта, 2000. 296 с.

2. Бокарева Г.А. Совершенствование системы профессиональной подготовки студентов. Калининград, 1985. 262 с.

3. Горюнова Т.Ю. Обеспечение фундаментальности методической подготовки учителя математики на основе использования информационных технологий образовательного назначения // Гуманизация среднего и высшего математического образования: состояние, перспективы: материалы Всерос. науч. конф. Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2005. С. 68-72.

4. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. СПб.: Братство, 1994. 364 с.

5. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для вузов и др. М.: Академия, 2007. 192 с.

6. Кудрявцев Л.Д. О тенденциях и перспективах математического образования // Образование и общество. 2002. № 1 (12). С. 43-55.

7. Скрыльникова Е.В. Компьютерные средства контроля знаний по математике в школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 19 с.

8. Чалкина Н.А., Двоерядкина Н.Н. Формирование компьютерной грамотности студентов гуманитарных специальностей: проблемы и пути их решения // Информатика и образование. 2010. № 9. С. 116-119.

9. Шмелева И.А. Синтез традиционных и инновационных технологий в преподавании психологии на пороге XXI века // Прикладная психология. 1999. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.