Планируются следующие инструменты:
- интеграция с блогами (упрощенная публикация скриншотов и элементов информационного контента
в блогах, возможность ссылки на блоги из 3Д среды);
- интеграция с одной или несколькими открытыми e-learning системами, возможность включения контента в курсы и ссылки на курсы из 3Д;
- геопривязка проектов, интеграция с сервисами Google (Google Maps, Google Earth);
- интеграция с фотосерверами, видеосервисами (YouTube).
На данной стадии проекта решены следующие задачи:
1. Разработано клиент-серверное приложение, позволяющее пользователю загружать (обновлять) локации и информацию на локальный компьютер и просматривать информацию-3 Д и привязанных к нему информационных слоев.
2. Разработаны методики сбора и анализа информации по локациям.
3. Разработан автоматизированный производственный процесс, позволяющий массово создавать точные копии реально существующих объектов.
4. Осуществлен запуск бета-версии проекта в глобальной сети интернет.
5. Разработана концепция развития социального и e-learning аспектов проекта.
Задачи по развитию проекта:
1. Предоставить возможность максимальному количеству пользователей получить доступ к приложению (невысокие требования к компьютеру и небольшой объем для скачивания из сети Интернет).
2. Поиск партнеров для решения крупных научных, технических и производственных задач, в т.ч. на местах моделируемых локаций.
3. Увеличение числа языковых версий (на данный момент все материалы доступны на русском и английских языках). Языковые версии будут взаимно независимыми, что позволяет использовать любые источники информации. Создание сети партнеров и добровольцев, отвечающих за поддержку проекта на языках, официально не поддерживаемых компанией, поиск информации и ее добавление в систему.
4. Внедрение технологий по получению и оптимизации цифровых копий существующих объектов культурного наследия.
5. Увеличение интерактивности приложения, внедрение инструментария взаимодействия пользователя со средой.
Реализация проекта осуществляется компанией 3DreamTeam при поддержке технологических партнеров Emergent Technology, Interactive Data Visualisation, Scaleform, Audiokinetic, Allegoritmic, Umbra Software, Illuminate Labs, Aristen.
Литература
1. Edutainment // Special issue Computer & Graphics. - 2006. - Vol.30, Num.1. - pp. 1-28.
2. Meehae Song, Thomas Elias, Ivan Martinovic «Digital heritage application as an edutainment tool» // Proceedings of the 2004 ACM SIGGRAPH international conference on Virtual Reality continuum and its applications in industry, Singapore, - с. 163-167.
Использование информационных технологий
и развитие компетенций в дистанционном обучении
М.А. Ларионова ([email protected])
МОУ «Гимназия № 42», г. Барнаул
С распространением персональных компьютеров сфера их применения постоянно расширяется, они используются как средство обучения, воспитания и развития. Одной из задач современного образования стало обеспечение компьютерной грамотности обучаемых. По сравнению с традиционным обучением, обучение с помощью компьютера обеспечивает повышение качества усвоения материала и мотивации обучения.
Современное общество, рассматриваемое как информационное общество и общество знаний, предъявляет новые требования к среднему и высшему образованию. Поэтому встает вопрос о системной оптимизации учебного процесса, об использовании новых программ, более эффективных форм, средств и методов обучения, так
Информационные технологии в обучении в системе профессионального образования 89
как от этого зависит уровень подготовки специалиста, который является показателем качества современного среднего и высшего образования.
Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
Целесообразно заметить, что самостоятельная работа формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности, а это весьма актуально для современного специалиста высшей квалификации.
Эффективность использования средств информационных технологий в самостоятельной работе студентов во многом зависит от успешности решения задач методического характера, связанных с информационным содержанием и способом использования автоматизированных систем обучения. В связи с этим целесообразно рассматривать автоматизированные системы обучения, используемые в конкретной учебной программе, определяемой предметным содержанием, целями и задачами обучения, как программно-методические комплексы.
Рассмотрим новые информационные технологии в дистанционном обучении. В качестве основных типов информационных образовательных технологий можно выделить:
- технология электронной почты;
- компьютерные обучающие программы;
- компьютерный учебник;
- Web-технологии и другие [2].
Технология электронной почты используется для поддержания учебных взаимодействий как между преподавателем и обучающимся, так и между самими обучающимися.
Компьютерные обучающие программы бывают гипертекстовые, мультимедиа, интеллектуальные и другие. Обычно они предоставляют возможность обучения в двух основных режимах информационно-справочном и контрольно-обучающем.
Компьютерный учебник - это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Компьютерный учебник соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, сборника задач, правил, ситуаций для решения [3].
Web-технологии служат для разработки и доставки учебных курсов, ведет к развитию новой модели, парадигмы обучения. К основным типам Web-технологий, применяемых в инновационном обучении, можно отнести следующие:
Интегрированные обучающие пакеты (ИОП) для разработки и доставки инновационных курсов на базе Web-технологии.
В настоящее время активно разрабатываются такие инструментальные средства, как W3 Interactive Talk (WIT), WebBoard, Big Mouth Lion, NetForms, NetForum и другие. Они позволяют осуществлять сортировку и архивирование посланий, удаленное управление дискуссией, структурирование форума и организацию дискуссий по подтемам (threaded discussion), многоуровневую иерархию посланий, строить дерево посланий.
Каждая система обучения, в том числе и дистанционная, строится на основе определенной дидактической концепции, которая и определяет определенный набор методов, организационных форм и средств обучения, т.е. технологию дистанционного обучения:
- кейс-технологии, когда учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор и передаются (пересылаются) обучаемому для самостоятельного изучения (с периодическими консультациями);
- TV - технологии, которые базируются на использовании телевизионных лекций с консультациями у тьюторов;
- сетевой технологии, построенной на использовании сети Интернет, как для обеспечения обучаемого учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия тьютора и обучаемого и обучаемых между собой.
Для студентов базовой следует считать кейс-технологию, поскольку только она, исходя из экономических и педагогических аспектов проблем и при использовании других технологий, может сформировать тот набор учебно-методической литературы (в том числе учебников и учебных пособий), который, как правило, позволяет осуществлять профессиональную подготовку студента по избранной специальности и дать ему возможность получить полноценный диплом о высшем образовании.
В настоящее время оценка персонала в управлении человеческими ресурсами предполагает оценку профессиональной компетентности, соответственно необходимо начинать развивать различные навыки и умения еще в школе.
Новые ИКТ оказали революционное воздействие на всю систему образования, затронув его содержание, формы и методы обучения, что привело к изменению требований к модели выпускника учебного заведения. Использование телекоммуникаций в учебном процессе приводит к изменению, как познавательного потенциала школьника, так и студента, формирование его ИКТ-компетентности. Будущий специалист должен уметь:
- вести поиск информации в различных электронных справочниках, базах данных, информационно-поисковых системах;
- организовывать хранение информации, проводить ее анализ и выбирать адекватные формы ее представления с помощью современных мультимедийных технологий;
- использовать полученные данные при решении конкретных творческих и проблемных задач.
Педагог, осуществляя обучение без использования информационных средств, ориентируется на средний потенциал студентов. При этом не стимулируется развитие более способных студентов и студентов со способностями ниже среднего уровня.
Применение различных мультимедийных средств повышает эффективность обучения и формирование самообразовательной компетенции студентов.
Таким образом, формирование самообразовательной компетенции обучающихся в наибольшей степени способствует достижению интегративной цели изучения дисциплины, формированию коммуникативной и информационной компетенции, развитию личностных качеств, необходимых для профессиональной деятельности.
Литература
1. Каменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. / Я.А. Каменский. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 1. - С. 333.
2. Романов, А.Н. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования / А.Н. Романов, В.С. Тороп-цов, Д.Б. Григорович. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 303 с.
3. Антонона, Т. Мультимедийный учебник. Поиски жанра / Т. Антонона, А. Харитонов // Компьютер-пресс. 1999, № 9.
Кейс-метод в обучении*
Н.Л. Лежнина ([email protected])
Чебоксарский электромеханический колледж, г. Чебоксары
Историческая справка
«Родиной» данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а более точно - Школа бизнеса Гарвардского университета. Впервые он был применен в 1908 году. На ранней стадии своего возникновения этот метод широко применялся на курсах обучения аспирантов по программе MBA . В России применять кейс-метод в обучении стали в 70-х гг., сначала в МГУ, а затем в академических и отраслевых институтах, позднее -на специальных курсах подготовки и переподготовки. Наибольшее применение метод получил при преподавании экономических дисциплин и менеджмента. В мировой практике кейсы все больше применяются в медицине, политологии, юриспруденции, математике и т.д.
Преимущества кейса как метода обучения:
1. Позволяет студенту применить к практической ситуации полученные теоретические знания и понять, что реальный мир весьма далек от мира теоретических моделей.
2. Разбор кейсов способствует активному усвоению знаний и накоплению определенного багажа практической информации, которая может оказаться более полезной в работе, нежели теоретические знания.
3. В процессе разбора кейсов развиваются аналитические и творческие навыки. Если кейс разбирается в группе студентов, это способствует развитию коммуникативных навыков; студенты учатся поддерживать дискуссию, убеждать и слушать своих оппонентов.
*Кейс представляет собой описание практической ситуации, содержащей некоторую проблему, требующую разрешения. Кейс-метод (CASE-STUDY) - это техника обучения, использующая описание реальных ситуаций.