УДК 027
Танрыбердиев Т.К.
Старший преподаватель, Туркменский государственный институт культуры Туркменистан, г. Ашхабад
Годжаева О.О.
Старший преподаватель, Туркменский государственный институт культуры Туркменистан, г. Ашхабад
Чарыева О.Б.
Преподаватель, Туркменский государственный институт культуры Туркменистан, г. Ашхабад
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ОНЛАЙН-РЕСУРСОВ В ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕКАХ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация: В данной статье рассматривается использование информационных технологий и онлайн-ресурсов для улучшения образовательного процесса в школьных библиотеках. Обсуждается влияние цифровизации на функции и задачи школьных библиотек, а также перспективы развития данной сферы. Анализируются возможности и проблемы, связанные с применением электронных учебников, цифровых изданий и других цифровых образовательных ресурсов. Оценивается эффективность использования информационных технологий в учебном процессе и их влияние на мотивацию и успеваемость учеников. Рассматриваются стандарты и рекомендации по работе с цифровыми
материалами в школьных библиотеках, а также важность формирования информационной культуры учащихся.
Ключевые слова: информационные технологии, онлайн-ресурсы, школьные библиотеки, цифровое образование, электронные учебники, цифровые издания, информационные системы, мотивация, успеваемость, информационная культура.
Образ школьной библиотеки как тихой гавани, наполненной пыльными томами, стремительно тускнеет. Сегодня эти пространства претерпевают метаморфозу, чему способствует преобразующая сила информационных технологий и онлайн-ресурсов. Этот цифровой всплеск связан не только с предложением электронных книг и доступа в Интернет; речь идет о фундаментальном изменении образовательного процесса, предоставлении учащимся возможности стать активными участниками своего учебного пути.
Информационные технологии и онлайн-ресурсы играют ключевую роль в современном образовательном процессе. Школьные библиотеки не являются исключением. Они должны активно использовать информационные технологии и онлайн ресурсы для предоставления качественного и доступного образовательного контента.
Электронные книги: Электронные книги обеспечивают доступ к большому количеству учебной литературы, а также позволяют сэкономить место в школьной библиотеке.
Электронные журналы: Доступ к электронным журналам дает возможность ученикам и учителям быть в курсе последних научных и образовательных достижений.
Образовательные онлайн-платформы: Онлайн-платформы, такие как Coursera, EdX и Khan Academy, предоставляют доступ к интерактивным курсам и учебным материалам от ведущих университетов и преподавателей со всего мира.
Виртуальные выставки: Виртуальные выставки позволяют школам организовывать выставки книг и экспонатов из других библиотек, музеев и архивов, не выходя из своих классов.
Интерактивные доски: Использование интерактивных досок позволяет учителям наглядно демонстрировать учебный материал, проводить обсуждения и организовывать групповые проекты.
Облачные хранилища данных: Облачные хранилища позволяют ученикам и учителям обмениваться файлами, документами и учебными материалами, что упрощает процесс обучения.
Системы управления библиотечным фондом: Использование автоматизированных систем управления библиотечным фондом позволяет школам контролировать состояние библиотечного фонда, определять наиболее востребованные книги и обеспечивать их своевременное пополнение.
Онлайн-каталоги: Онлайн-каталоги упрощают поиск книг и других материалов в библиотеке, позволяя пользователям просматривать описания книг и отзывы других пользователей.
Мобильные приложения: Мобильные приложения для школьных библиотек предоставляют возможность ученикам и учителям получать доступ к каталогу библиотеки и бронировать книги с помощью своих мобильных устройств.
В основе этой трансформации лежит демократизация знаний. Традиционные ограничения физических ресурсов заменяются обширными онлайн-базами данных, исследовательскими платформами и виртуальными библиотеками, предлагающими огромное количество информации, доступной из любого места и в любое время. Это дает учащимся возможность глубже вникать в предметы, преследовать индивидуальные интересы и развивать навыки критического мышления посредством независимых исследований.
Образовательные платформы, изобилующие интерактивными уроками, симуляциями и мультимедийными ресурсами, еще больше обогащают опыт обучения. Эти инновационные инструменты подходят для различных стилей
обучения, привлекая учащихся визуально, кинестетически и на слух. Представьте, что история оживает благодаря захватывающему опыту виртуальной реальности или сложным научным концепциям, объясненным с помощью интерактивной анимации. Такие платформы выходят за рамки пассивного обучения, способствуя более глубокому пониманию и жажде исследований.
Но технология - это не только контент; это также о сотрудничестве и общении. Онлайн-форумы и платформы совместного обучения объединяют учащихся из разных классов и географических границ, поощряя взаимное обучение и обмен различными точками зрения. Это способствует критическому диалогу, навыкам командной работы и способности совместно ориентироваться в информационном ландшафте.
Однако вместе с большими возможностями приходят и серьезные проблемы. Обеспечение справедливого доступа к технологиям и ресурсам имеет первостепенное значение. Крайне важно преодолеть цифровой разрыв путем предоставления адекватной инфраструктуры и обучения всем учащимся, независимо от их социально-экономического происхождения . Кроме того, крайне важно развивать навыки информационной грамотности. Предоставление учащимся способности критически оценивать онлайн-информацию, ответственно ориентироваться в цифровом мире и отличать факты от вымысла, дает им возможность стать взыскательными потребителями знаний в эпоху информационной перегрузки.
Роль школьного библиотекаря также меняется в этом цифровом ландшафте. Библиотекари — от хранителей книг до координаторов цифрового обучения — курируют онлайн-ресурсы, направляют студентов в исследовательские процессы и предлагают индивидуальную поддержку. Они становятся наставниками, навигаторами и технически подкованными чемпионами, которые вдохновляют студентов исследовать безграничные возможности, которые открывает цифровой мир.
В конечном счете, успешная интеграция информационных технологий и онлайн-ресурсов в школьных библиотеках выходит за рамки простого внедрения технологий. Речь идет о создании динамичной среды обучения, которая способствует развитию любознательности, сотрудничества и навыков критического мышления, готовя учащихся к процветанию в информационном мире. Речь идет о том, чтобы дать им возможность стать не просто потребителями знаний, но и творцами, новаторами и активными участниками в формировании собственного учебного пути. Пусть трансформация начнется не только в стенах библиотеки, но и в умах и сердцах каждого студента.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Агафонов, А. Б. (2022). Информационные технологии в образовании: учебник для бакалавриата. Москва: Юрайт.
2. Глазьев, С. Ю. (2021). Инновационные технологии в образовании: проблемы и перспективы развития. Экономика и математические методы, 57(4), 318.
3. Львов, Д. С. (2020). Информационные технологии и образование: сравнительный анализ. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, 10(4), 54-73.
4. Иванов, И. Д. (2020). Информационная грамотность: учебник для бакалавриата. Москва: Юрайт.
Tanryberdiyev T.
Senior Lecturer, Turkmen State Institute of Culture
Turkmenistan, Ashgabat
Gojayeva O.
Senior Lecturer, Turkmen State Institute of Culture
Turkmenistan, Ashgabat
Charyyeva O.
Lecturer, Turkmen State Institute of Culture
Turkmenistan, Ashgabat
USING INFORMATION TECHNOLOGY AND ONLINE RESOURCES IN SCHOOL LIBRARIES TO IMPROVE THE EDUCATIONAL PROCESS
Abstract: This article discusses the use of information technology and online resources to improve the educational process in school libraries. The impact of digitalization on the functions and tasks of school libraries, as well as the prospects for the development of this area are discussed. The opportunities and problems associated with the use of electronic textbooks, digital publications and other digital educational resources are analyzed. The effectiveness of the use of information technologies in the educational process and their impact on the motivation and performance of students is assessed.
Key words: information technologies, online resources, school libraries, digital education, electronic textbooks, digital publications, information systems, motivation, academic performance, information culture.