УДК 378 ББК 74
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТОННЫХ УЧЕБНИКОВ ПО ДИСЦИПЛИНАМ «ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА» И «ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА»
ГРИГОРИЙ ВАДИСЛАВОВИЧ ШЕВЧЕНКО,
старший преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях учебно-научного комплекса специальной подготовки
Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;
ВИКТОР АНАТОЛЬЕВИЧ БОЛДАРЕВ, заместитель начальника кафедры огневой подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected] Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматривается использование и внедрения компьютерных информационных технологий в образовательных учреждениях МВД России.
Ключевые слова: компьютер, мультимедия, информация, технологии, методика, обучение, программы, педагогика.
Abstract. This article considers the usage and application of computer information technology in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: computer, multimedia, information, technology, methodology, training, programs, education.
В связи с реформированием Министерства внутренних дел России, новым подходом к обучению будущих офицеров полиции, требуются квалифицированные педагогические работники с новой методикой использования информационных технологий.
В настоящее время современные преподаватели вузов — это не только имеющие ученную степень, но и постоянно совершенствующие свой уровень профессионализма, и без информационных технологий здесь не обойтись. Педагогу знать общепринятое программное обеспечение офисного пакета Microsoft Office для обучения курсантов (слуша-талей) на сегодняшний день недостаточно. Сейчас подавляющее большинство преподавателей используют приложения прикладных программ для эффективного проведения занятия, например, приложения Microsoft Word, Excel, PowerPoint. Сегодня уже в школах начиная с 2012 года внесены в перечень школьной литературы — электронные учебники.
До сих пор нет четкого представления и определения «электронный учебник». Одни утвержда-
ют, что это специальное устройство с программным обеспечением, используемое в образовательном процессе, другие подразумевают электронную версию бумажного учебника, третьи утверждают, что это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного освоения учебного курса или большого раздела.
Авторы данной статьи представляют свою версию определения электронный учебник — это основное учебное электронное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой. А электронное издание — это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя [1].
Несмотря на многообразие этих определений можно с уверенностью сказать, что пока будут из-
меняться информационные технологии, равно так же будет расширяться понятие ЭУ. Существуют два основных вида ЭУ:
1. учебник с высокой динамикой мультимедийного материала. Как правило внедрена структура традиционного учебника по какому-нибудь предмету или дисциплине, при этом является независимым и неизменяемым. Наряду с основным материалом он содержит средства интерактивного доступа, средства анимации, а также видео-, кинофрагментов в динамике демонстрирующие принципы и способы реализации отдельных процессов и явлений. Он используется на персональных компьютерах или в локальных компьютерных сетях и распространяется на CD-ROM.
2. Internet-учебник. Под Internet-учебником понимается открытый и имеющий ссылки на внешние источники информации, базы данных и знаний электронный учебник, размещаемый на одном из серверов глобальной компьютерной сети.
В своем докладе «Дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации» министр внутренних дел Российской Федерации В. А. Колокольцев наряду с другими требованиями выдвинул задачи по совершенствованию системы управления и оптимизации деятельности ОВД: «Для скорейшего внедрения новейших достижений в области разработки ИТ в деятельность ОВД и оценки эффективности действующих информационных систем создать при Министре внутренних дел специализированный Экспертно-консультативный совет из представителей научных учреждений и крупнейших отечественных IT компаний [2].
Необходимо организовать изменение учебного процесса в образовательных учреждениях МВД России по обучению всех категорий курсантов новейшим методам работы с информацией».
И в связи с этим, педагогическим работникам образовательных организаций и учреждений МВД России необходимо, как уже выше было сказано помимо знаний приложения Microsoft Office, обучаться другому программному обеспечению, которое помогло бы применить другую, более интенсивную методику при обучении, отвечающую предъявляемым требованиям современных технических возможностей, а самое главное эффективную.
При использовании некоторого программного обеспечения практические занятия можно проводить более информативно, познавательно и интенсивно, например, применяя различные интерактивные условные тактические знаки в служебно-графических документах, при планировании и подготовке специальных операций можно проследить динамику проведения данных мероприятий или рассмотреть множество вариантов задержания правонарушителей или преступников [3].
Интересен теоретико-методологический аспект внедрения компьютерных технологий необходимостью их концептуального обоснования, как новой формы обучения.
На рис. 1 представлена классическая форма обучения с помощью линейно-активного метода, применяемого на занятии по дисциплине «Тактико-специальная подготовка» кафедры деятельности ОВД в особых условиях, где без использования КТ, в нынешнее время нельзя освоить большой информационный поток за короткое время занятия, а в часы самоподготовки воспользоваться мультимедийной лекцией.
А вот ходе проводимого научного исследования некоторые занятия по дисциплинам «Тактико-специальная подготовка», «Огневая подготовка», «Личная безопасность сотрудника ОВД» можно проводить с помощью разветвленно-интерактивно-го метода, который представлен на рис. 2.
Данный метод позволяет использовать компьютерные технологи по данным дисциплинам очень
ТСО (проектор, DVD-плеер, ПЭВМ)
Лекция Семинар
Практическое занятие с элементами тактической игры
ТСУ (КШУ)
База данных Библиотека
Самостоятельная работа
190
Рис. 1. Линейно-активный метод Вестник экономической безопасности
№ 3/2017
Рис. 2. Разветвленно-i
эффективно при рассмотрении как простых тем, связанных с изучением местности, топографических основ, так и сложных тем, таких как отражение группового и (или) вооруженного нападения на объекты органов, организаций и подразделений системы МВД России, пресечение их захвата, розыск и задержание вооруженных и иных особо опасных преступников, пресечение массовых беспорядков и т.д., причем приобретенные знания по данным темам должны помочь успешно выполнить задачи на тактико-специальных учениях, где преподаватели различных дисциплин оценивают правильность выполнения приемов и способов действий сотрудников ОВД при чрезвычайных обстоятельствах.
А также позволит ускорить процесс освоения теоретических знаний тактики действий подразделений ОВД в различных условиях, и преподаватель будет затрачивать гораздо меньше времени на систематическую проверку знаний у курсантов (слушателей).
В современных условиях существует различные профессиональные программы по созданию ЭУ. Вот, например, бесплатные программы (TurboSite, eBookMaestro), и недорогие разработки (MyTest, SunRavSoftware), которые можно использовать в образовательном процессе.
Интересные факты были получены в ходе исследования по выбору носителя для ЭУ. На CD-ROM, DVD-ROM носителях можно разместить электронные издания текстом в десятки тысяч страниц, с большим количеством графики, различной анимации, звуковым и видеоматериалом, на BD-R [4] — то же, что и на DVD [5] — носителе, только
нтерактивныи метод
в 5—27 раз больше материала с использованием видеоматериалов высокой четкости. И последняя новинка оптических дисков — это M-Disk, технология которого позволяет безопасно хранить записанную информацию 1000 лет [6]. Крайне редко используются полупроводниковые флеш-носители, а вот последнее время, стало популярнее размещать большие объемы информации в облачном хранилище интернета, таких компаний: Mail.ru Group, Mega, MediaFire, Copy, Google Диск, Яндекс Диск и т.д.
Прежде чем выполнять трудоемкую работу по созданию ЭУ, можно дать жизнь бумажным учебникам и пособиям, переработав их, сделав их более наглядными, реалистичными, запоминаемыми. Вот бумажные издания «Альбом схем современного ручного стрелкового огнестрельного оружия и боеприпасов, состоящих на вооружении органов внутренних дел» и «Огневая подготовка» было выигрышно для учебного процесса переработать с использованием видео, анимации.
Например, такое совместное сочетание бумажного варианта и DVD-video диска нашло свое практическое применение в учебно-методическом пособии при изучении различных дисциплин «Тактико-специальная подготовка» и «Начальная профессиональная подготовка и введение в специальность» в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя.
Данное пособие разбито на главы, соответствующие темам учебной программы. Особенностью данного пособия является использование не только на компьютерной технике, но и на обычных DVD-
проигрывателях. Видео-материал этого пособия можно использовать в образовательном процессе не только при обучении курсантов, но и преподавателями, которые могу применять для проведения занятий вместо различных плакатов и схем, проецируя на экран [7].
Так при создании данного учебно-методического пособия были использованы следующие компьютерные программы видео и графического монтажа: Pinnacle Studio 19 Ultimate, Nero Vision 10, Cyber Link Power DVD10, Cyber Link Power Director, Adobe Photoshop CS2 с помощью которых были подготовлены различные графические и видео материалы, а они в свою очередь послужили содержанием DVD-video диска [8].
Научно-технический прогресс не стоит на месте, и среди программного обеспечения, чаще всего используется компьютерная программа SmartNotebook и интерактивная система SMART Board. Данное компьютерное обеспечение позволяет создавать гипертекстовые системы не только в новых интерактивных занятиях, но и так же объединять ранее созданные электронные сопровождения программ Microsoft PowerPoint , Portable Document Format и включать в эту среду существующие разработки из любых источников: интернет, флэш-анимации и видеофайлы [9].
В результате этого информационная часть системы превращается в мультимедийную среду, наделенную гипертекстовой структурой [10].
Данная структура открывает большие возможности представления и использования электронных учебников, пособий, методических материалов и других информационных материалов, предназначенных для обучения.
В заключение хотелось бы сделать следующий вывод: нет ни одного универсального программного обеспечения, которое позволило бы создать электронные обучающие материалы без учета специфики преподаваемых дисциплин., поэтому современный преподаватель должен осуществлять поиск и изучение компьютерных программ для качественного обучения в вузах МВД России, при этом необходимо помнить, что компьютерные технологии не должны заменить роль преподавателя при проведении занятий, а должны являться помощниками в обучении.
Литература
1. Приложение № 2 к приказу Министерства общего и профессионального образования Российской
Федерации от 19.06.98 № 1646. Интернет-портал Российской Газеты от 04.02.2013 г «Дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации»;[Электронный ресурс] URL:http:// www.rg.ru/2013/02/04/karta-mvd-site-dok.html
2. Совет создан приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 24 октября 2011 г № 1097.
3. Казинский Н.Е., Вострокнутов А.Л., Прохоров К.А., Середа С.В., Супрун В.Н., Шевченко Г.В. Основные понятия и термины по тактико-специальной подготовке в органах внутренних дел//учебно-ме-тодическое пособи, МосУ МВД России / М., 2014 г
4. BD-R — Blu-ray Disc Recordable одноразовый диск записи, объем однослойного диска достигает 23, 3 ^,BD DL двухслойного 46,6 ГБ, BD TL трехслойного 100 ГБ, BD XL четырехслойного 128 ГБ.
5. DVD — англ. Digital Versatile Disc цифровой многоцелевой диск; также англ. Digital Video Disc цифровой видеодиск — носитель информации. (4,70ГБ, двухслойный 8,54 ГБ).
6. Стеклоуглеродный диск с одним неорганическим записывающим слоем, который практически инертен к окислению и имеет температуру плавления в диапазоне от 200 до 1000 градусов Цельсия.
7. Шевченко Г.В.Учебно-методического пособие: Топографическая подготовка сотрудников территориальных органов МВД России Московский университет МВД России М.: 2013 г
8. Гонтарь В.Н., Шевченко Г.В. Статья Применение информационных технологий при изучении дисциплины Тактико-специальная подготовка в вузах МВД РФ принята к печати в журнал Научный поиск № 4 за 2016 г
9. Прохоров К.А., Шевченко Г.В. Совершенствование методики проведения занятий с использованием компьютерных технологий, применяемых при изучении дисциплин учебно-научного комплекса специальной подготовки МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя // Правоохранительные органы: теория и практика. Екатеринбург: Изд-во Урал. юрид. ин-та МВД России, 2015. № 2. С. 109—114.
10. Смушкевич Л.Н., Черепанова М.Н. Моча-лина Г.Я. «Влияние компьютерных технологий на современное образовательное пространство» Материалы Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании и науке ИТО. Самара, 2011.
192
Вестник экономической безопасности
№ 3/2017