Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЭКОНОМИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЭКОНОМИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные системы / бизнес-процессы / оптимизация / экономическая эффективность. / information systems / business processes / optimization / economic efficiency.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савинская Диана Николаевна, Мамбетова Аксинья Азатовна, Чечулин Алексей Анатольевич

в современном мире тема информационных технологий с годами всё больше набирает актуальность и становится одним из параметров для сравнения конкурентоспособности и развитости экономических субъектов в рыночной среде. В научной статье выделяется несколько категорий информационных систем, которые могут быть применены в производственных и иных процессах организаций и предприятий, а также на примере АО «ЯЖДК» рассмотрены последствия, выгоды применения информационных технологий. Целью научной работы является исследование эффективности внедрения информационной системы в экономику рыночного субъекта для оптимизации бизнес-процессов. Подробно изучены и описаны этапы создания EAM системы в организацию и проанализирована результативность данного нововведения. Выделены основные проблемы и возможные препятствия и ограничения при внедрении информационных систем в экономику организации (предприятия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Савинская Диана Николаевна, Мамбетова Аксинья Азатовна, Чечулин Алексей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INFORMATION SYSTEMS IN THE ECONOMY OF AN ORGANIZATION (ENTERPRISE)

in the modern world, the topic of information technology has been gaining relevance over the years and is becoming one of the parameters for comparing the competitiveness and development of economic entities in a market environment. The scientific article identifies several categories of information systems that can be used in production and other processes of organizations and enterprises, as well as the consequences and benefits of using information technologies are considered on the example of JSC “YAZHDK”. The purpose of the scientific work is to study the effectiveness of the introduction of an information system into the economy of a market entity in order to optimize business processes. The stages of creating an EAM system in an organization have been studied and described in detail and the effectiveness of this innovation has been analyzed. The main problems and possible obstacles and limitations in the implementation of information systems in the economy of an organization (enterprise) are highlighted.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЭКОНОМИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЭКОНОМИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)

1 2 3

Савинская Д.Н. , Мамбетова А.А. , Чечулин А.А.

'Савинская Диана Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра информационных систем, 2Мамбетова Аксинья Азатовна - студент, 3Чечулин Алексей Анатольевич - студент, экономический факультет, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина,

г. Краснодар

Аннотация: в современном мире тема информационных технологий с годами всё больше набирает актуальность и становится одним из параметров для сравнения конкурентоспособности и развитости экономических субъектов в рыночной среде. В научной статье выделяется несколько категорий информационных систем, которые могут быть применены в производственных и иных процессах организаций и предприятий, а также на примере АО «ЯЖДК» рассмотрены последствия, выгоды применения информационных технологий. Целью научной работы является исследование эффективности внедрения информационной системы в экономику рыночного субъекта для оптимизации бизнес-процессов. Подробно изучены и описаны этапы создания EAM системы в организацию и проанализирована результативность данного нововведения. Выделены основные проблемы и возможные препятствия и ограничения при внедрении информационных систем в экономику организации (предприятия).

Ключевые слова: информационные системы, бизнес-процессы, оптимизация, экономическая эффективность.

THE USE OF INFORMATION SYSTEMS IN THE ECONOMY OF AN ORGANIZATION (ENTERPRISE)

1 2 3

Savinskaya D.N. , Mambetova A.A. , Chechulin A.A.

'Savinskaya Diana Nikolaevna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF INFORMATION SYSTEMS, 2Mambetova Aksinya Azatovna -student, 3Chechulin Alexey Anatolyevich -student, FACULTY OF ECONOMICS,

KUBAN STATE AGRARIAN UNIVERSITY NAMED AFTER I.T. TRUBILIN,

KRASNODAR

Abstract: in the modern world, the topic of information technology has been gaining relevance over the years and is becoming one of the parameters for comparing the competitiveness and development of economic entities in a market environment. The scientific article identifies several categories of information systems that can be used in production and other processes of organizations and enterprises, as well as the consequences and benefits of using information technologies are considered on the example of JSC "YAZHDK". The purpose of the scientific work is to study the effectiveness of the introduction of an information system into the economy of a market entity in order to optimize business processes. The stages of creating an EAM system in an organization have been studied and described in detail and the effectiveness of this innovation has been analyzed. The main problems and possible obstacles and limitations in the implementation of information systems in the economy of an organization (enterprise) are highlighted.

Keywords: information systems, business processes, optimization, economic efficiency.

УДК 004

Информационные системы (ИС) - это комплексное сочетание людей, технологий, процедур и данных, направленное на сбор, обработку, хранение и передачу информации с целью поддержки принятия решений, управления и выполнения различных задач в организации или предприятии. Они играют ключевую роль в современном бизнесе, предоставляя инструменты для управления бизнес-процессами, анализа данных, взаимодействия с клиентами и многого другого [1].

Тем самым ИС включают в себя различные компоненты:

1) аппаратное обеспечение - это физические компоненты системы (компьютеры, серверы,

сетевое оборудование и др.);

2) программное обеспечение - программы, приложения, которые обрабатывают данные (CRM-системы, ERP-системы и др.);

3) данные - информация, которая используется и обрабатывается в информационной системе;

4) процедуры - правила, инструкции и методы обработки информации, включая процессы сбора, анализа и передачи данных;

5) люди - пользователи и специалисты, работающие с информационной системой, включая администраторов, аналитиков данных, менеджеров и других сотрудников.

Информационная система не является инструментом для принятия управленческих решений. Решения принимаются людьми. Но система управления в состоянии представить или "подготовить" информацию в таком виде, чтобы обеспечить принятие решения. Система должна поддерживать такую схему взаимодействия между модулями и автоматизированными рабочими местами, которая отвечала бы требованиям и техническим возможностям пользователя. Важнейшими параметрами информационной системы являются надёжность, масштабируемость, безопасность, поэтому при создании таких систем используется архитектура клиент-сервер. Эта архитектура позволяет распределить работу между клиентской и серверной частями системы, предусматривает развитие и совершенствование в соответствии с особенностями решаемых задач.

Основными задачами внедрения информационной системы в предприятие является: оптимизация бизнес-процессов, автоматизация рутинных задач, упрощение анализа данных, повышение информационной безопасности предприятия за счет ограничения прав доступа к документации.

Информационные системы разных уровней в организации (на предприятии) представлены на рисунке 1:

Управленческие решения на píLiHiJX уровнях

ч_

Рис. 1. Уровни информационных систем (ИС) в организации (на предприятии).

ИС способствуют улучшению процессов управления, оптимизации бизнес-процессов, упрощает взаимодействия с клиентами, анализу данных для принятия решений, повышению эффективности работы организации и обеспечению конкурентных преимуществ на рынке, освобождению рабочей силы от рутинных однотипных задач. Они позволяют избавиться от посредников и промежуточных управленческих звеньев. Информационные системы могут восприниматься с разных точек зрения, однако во всех случаях они относятся к системам, которые можно выделить в несколько основных категорий [2].

1) ERP (Enterprise Resource Planning) - позволяет управлять ресурсами предприятия и автоматизировать большинство бизнес-процессов. Благодаря ERP удается оперативно расширить функционал уже настроенной системы, существенно снизить вероятность ошибок за счет автоматизации процессов и разового введения данных;

2) CRM (Customer relationship management) - информационная система, основным направлением которой является автоматизация продаж, маркетинг и взаимодействие с клиентом. Такая ИС не подходит для производственных процессов;

3) ECM (Enterprise Content Management) - комплекс приложений для управления контентом предприятия. Именно с помощью этой системы удается правильно собрать и структурировать данные, предоставить им доступ для определенных лиц и работать с имеющейся информацией. Одно из главных преимуществ системы - наличие инструментов, позволяющих структурировать информацию. ECM распознает данные и определяет их в систему по конкретным признакам;

4) CPM (Corporate Performance Management) - комплекс инструментов для отслеживания эффективности бизнеса. Система относится к финансовым инструментам. Ее основные функции: стратегическое планирование; финансовое планирование, прогнозирование, отчетность; моделирование прибыли; оптимизация и автоматизация текущих бизнес-процессов. CPM активно используется во многих сферах среднего и крупного бизнеса;

5) EAM (Enterprise Asset Management) - система позволяет автоматизировать процессы, связанные с основными фондами предприятия. Сюда входит техобслуживание имеющегося оборудования, включая ремонт. Благодаря EAM всегда есть возможность получить актуальную информацию о состоянии оборудования, приближающихся периодах технического обслуживания или замены.

В качестве примера возьмем информационную БАМ систему, разработанную для АО «ЯЖДК». Она создана для управления активами железнодорожной компании [3]. Структура представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Структура ЕАМ системы АО «ЯЖДК».

Первым этапом будет создание таблиц базы данных, а также связей между ними. В структуру входят: активы, обслуживание, сотрудники, запчасти, журнал изменений, маршруты, финансы, безопасность, отчеты, станции, офис, задания.

Вторым этапом будет создание клиентского приложения. Программа выполняет следующие функции: просмотр перечня технических активов, сроков и стоимости обслуживания оборудования, заявок на ремонт, степень износа активов, привязка к сотруднику, также финансовые отчеты.

Также система содержит функции администрирования, такие как: просмотр истории изменений, выдача прав пользователям. Для перехода в различные модули (обслуживание техники, сотрудники, отчеты) используется меню. Во всех модулях применяется идентичный механизм редактирования данных.

У пользователя есть некоторое количество возможных действий:

- переход на первую запись;

- переход на предыдущую запись;

- переход на следующую запись;

- переход на последнюю запись; добавление новой записи;

- удаление записи;

- редактирование записи;

- добавление информации в базу данных;

- отмена последнего действия;

- обновление отображаемой информации.

Для примера приведем страницу записи «Локомотив 2ЭС5К». Запись содержит следующие поля: номинальная стоимость, год выпуска, степень износа, запланированный бюджет, запчасти на складе, дата ремонта, маршруты (рис. 3).

ш

Активы

Степень

30%

Запчасти: Контакт кулачковый 81X551020 I Самостав на рельсы Р24_

Бюджет

10.000.000

Наименование: Локомотив 2ЭС5К

Дота ремонта 3 июня 2021

Номинальная стоимость

120.000.000

Маршруты: 13

Год выпуска:

2005

Рис. 3. Пример страницы ЕАМ системы АО «ЯЖДК».

Для визуализации отчетов, а также информации о текущем состоянии активов встроена функция печати.

На примере внедренной в АО «ЯЖДК» информационной системы компания получает актуальную информацию о состоянии техники и оборотных средств, что обеспечивает своевременную замену, обслуживание, закупку дополнительной техники, за счет чего повышается, обеспечивается положительное влияние на производственный процесс организации, снижение расходов на обслуживание техники. Также автоматизируется система управления вагоноремонтным комплексом, показатели объема оказываемых услуг выросли, что в конечном итоге привело к стабильному увеличению выручки и чистой прибыли, снижению агентских расходов, благодаря чему повысилась рентабельность организации. Интеграция с системой 1С обеспечивает бесперебойный обмен данными в системе, что обеспечивает уменьшение вероятности ошибки, вызванной человеческим фактором, а также оптимизирует бизнес-процессы компании.

С точки зрения оптимизации трудовых затрат персонала система обеспечивает снижение нагрузки на персонал, вследствие автоматизации рутинных процессов.

Выводы и предложения

Анализ экономической эффективности внедрения информационной системы в АО «ЯЖДК» показал положительное влияние на производственные процессы организации. Благодаря автоматизации однотипных рутинных процессов предприятия время, затрачиваемое на обработку информации, сократилось, что положительно повлияло на оптимизацию трудовых затрат и повышению эффективности работы персонала. Автоматическое формирование единой отчетности позволило избежать ошибок, вызванных человеческим фактором, повысить точность и своевременность получения данных. Интеграция информационной системы с платформой 1С: Бухгалтерия обеспечило бесперебойную работу отделов компании.

Таким образом, можно сделать вывод о наличии экономических благ при внедрении ИС в работу организации (предприятия). Основное преимущество заключается в непосредственном влиянии на производительность труда персонала в связи с экономией времени на рутинные действия и более быстрому переходу к иным рабочим задачам. Однако стоит учитывать затратность внедрения информационных систем, выплаты программистам и иные издержки, которые подразумевают включение в производственные и бизнес-процессы данных нововведений. Для этого экономический субъект должен располагать необходимым объёмом капитала, иначе рискует работать в убыток длительное время и обанкротиться, поскольку внедрение информационных систем требует время на адаптацию работников к изменениям.

1. Гаспариан М.С. Учебное пособие по курсу «Информационные системы» / Московский международный институт экономики, информатики, финансов и права. - М.: МЭСИ, 2002, 33 с.

2. Маннафон У.У., РахаталиевА.М., СаидовМ.С. Влияние информационной системы на эффективность развития малого бизнеса и частного предпринимательства // Universum: экономика и юриспруденция: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://7universum.com/ru/economy/archive/item/12262.

Список литературы

3. Официальный сайт АО «Ямальская железнодорожная компания» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yrw.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.