Научная статья на тему 'Использование информационных компьютерных технологий в современном дошкольном образовательном учреждении'

Использование информационных компьютерных технологий в современном дошкольном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1525
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гиздатуллина А. М.

В статье раскрывается роль информационных компьютерных технологий в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Внедрение современных интерактивных методов обучения способствует интенсификации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса, активизации учебно-познавательной деятельности и развития интеллектуальных способностей детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационных компьютерных технологий в современном дошкольном образовательном учреждении»

ровании информационно-коммуникативной компоненты готовности к инновационной деятельности. Он является инструментом познания, способствующему формированию профессиональной и исследовательской интуиции у будущего специалиста; средством развития личности, способной адаптироваться к новым достижениям научно-технического прогресса; средством коммуникации, обеспечивающему оптимизацию исследовательской деятельности будущего специалиста.

Подводя итоги, целесообразно сказать то, что представленный нами научно-исследовательский инновационный портал, выступает одним из условий развития научно-исследовательской и инновационно-образовательной среды социального вуза, которая переведет вуз на новый уровень развития. Научно-исследовательский портал (www.niip.su) своими приоритетными целями определяет следующие: повышение уровня мотивации школьников, студентов, аспирантов, преподавателей к научной и исследовательской деятельности, обеспечение обучения основам инновационной деятельности, современным способам обработки и анализа информации, поиску, хранению и использованию информационно-коммуникативных технологий, подготовка специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, формирование умений сотрудничества, взаимодействия, развитие творческого и инновационного мышления, мобильности, инициативности, способности к самосовершенствованию, профессиональному росту.

Список литературы:

1. Медведев Д.А. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/923.

2. www.edu ru/mon-site/dok/akt/7762.

3. http://pstu/ basic/strategy/full.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

© Гиздатуллина А.М.*

Центр развития ребенка - детский сад № 98 «Планета детства», г. Набережные Челны

В статье раскрывается роль информационных компьютерных технологий в воспитании и общем психическом развитии дошкольников.

* Воспитатель высшей квалификационной категории.

Внедрение современных интерактивных методов обучения способствует интенсификации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса, активизации учебно-познавательной деятельности и развития интеллектуальных способностей детей.

Человечество живет в век информации, в век, когда происходит компьютерная революция. Современные люди являются свидетелями того, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в школы и дома. Научно-техническая революция расширила понятие грамотности: теперь грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером.

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным инновационным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Внедрение современных компьютерных технологий способствует интенсификации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса, активизации учебно-познавательной деятельности и развития интеллектуальных способностей обучающихся.

Одной из важнейших функций информационных компьютерных технологий является обучающая. Специально созданные для младших дошкольников ИКТ спроектированы так, что ребенок может представить себе не только единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получить обобщенное представление о всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация.

Актуальность использования информационных компьютерных технологий в обучении детей дошкольного возраста подчеркивается и в государственных документах.

Так Министерство образования России обращает внимание на то, что «новые информационные технологии, являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности, но ни в коем случае не заменять их» [1].

Ряд ученых (Ю.М. Горвиц, Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, Г.П. Петку, Л.Д. Чайнова и др.) считают и научно обосновывают свою позицию, состоящую в том, что ИКТ в органичном сочетании с традиционными средствами обучения входят в жизнь уже в дошкольном возрасте, повышая качество процессов воспитания и обучения, способствуя развитию ребенка как творческой личности.

В процессе занятий детей с использованием ИКТ улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Педагоги дошкольных учреждений все больше используют ИКТ на занятиях с детьми. Это новое и очень интересное направление в развитии современного детского сада. Доказанный и очевидный факт, что использование компьютера может стать мощным фактором интеллектуального и личностного развития ребенка.

Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств - от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль ИКТ в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.) [2].

Однако в целом процесс информатизации в дошкольных учреждениях развивается медленно. Он сдерживается недостаточно оснащенной материальной базой, отсутствием мультимедийных материалов, соответствующих государственным образовательным стандартам дошкольного образования.

Одним из главных вопросов, связанных с компьютеризацией дошкольного образования, является изучение влияния компьютера на организм, психическое состояние и развитие ребенка.

В результате изучения воздействий, оказываемых компьютером на самочувствие, работоспособность и здоровье детей, был определен безопасный режим, нормирована длительность и методика организации компьютерных игр в детском саду, продуманы и разработаны соответствующие условия организации «рабочих мест» ребенка, требования к освещенности помещений, рекомендации по приобретению, установке и содержанию техники [3].

Компьютерная техника, которая используется в дошкольном образовательном учреждении, обязательно должна иметь гигиеническое заключение (сертификат), подтверждающее ее безопасность для детей.

Использование компьютера в ДОУ будет успешным, если он органически вписывается в общую систему педагогической работы, направленную на всестороннее, гармоничное развитие каждого ребёнка. Работать с компьютером должен специалист, знающий технические возможности компьютера, владеющий навыками управления им, чётко выполняющий санитарные нормы и правила использования компьютера, хорошо ориентирующийся в ИКТ для дошкольников, владеющий методикой обучения. Кроме того, специалист должен хорошо знать возрастные особенности детей и воспитательно-образовательную программу.

В настоящее время в сфере использования компьютерных технологий в дошкольных учреждениях можно выделить два основных направления. Первое из них, теоретическое, подразумевает использование компьютеров для изучения теоретических основ информатики как науки об информационных процессах. Его основной целью является воспитание информационной культуры будущих жителей нового информационного общества, заключающееся в формировании научного мировоззрения, операционного стиля мышления, умений работы на компьютере.

Второе направление, прикладное, предпочитает использование компьютеров в качестве технического средства обучения (ТСО). Не отвергая несомненных достоинств теоретического направления, укажем на некоторые преимущества прикладного направления для дошкольного учреждения.

Исторически педагогика всегда использовала в своей деятельности информационные средства (средства хранения, обработки и передачи информации), и их совершенствование повышало эффективность обучения. Поэтому использование ЭОР как совершенного информационного средства, наряду с использованием калькулятора, книги, авторучки, видеомагнитофона, телевизора и пр. в изучении учебных предметов должно естественно приводить к совершенствованию процесса обучения. Эволюция компьютеров и ЭОР привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе и дошкольников.

Большая часть знаний, умений и навыков, полученных на традиционных занятиях в дошкольных учреждениях, не используется дошкольниками вне детского сада, и их практическая ценность утрачивается, а прочность -существенно снижается. Использование же умений и навыков с использованием ИКТ приводит к их актуализации и прочно закрепляют их.

К психологическим особенностям дошкольников относится их высокая степень эмоциональности. Занятия с использованием ИКТ позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать более благоприятный климат при обучении.

Приведенные факторы показывают, что использование компьютерных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения отвечает его функциональным особенностям и психофизиологическому развитию дошкольников. Однако процесс информатизации дошкольных учреждений существенно сдерживается двумя серьезными факторами: неготовностью подавляющего большинства педагогов к использованию компьютеров в своей деятельности и отсутствием необходимого программного обеспечения.

Одним из основных направлений развития образовательного процесса становится реализация концепции опережающего образования, ориентированного на новые условия информационного общества и широкое использование инновационных педагогических технологий развивающего обучения, направленных на раскрытие творческого потенциала личности. В связи с переходом к постиндустриальному обществу все заметнее становится тенденция к информатизации сферы образования. Создаются электронные учебники, разрабатываются автоматизированные системы обучения, организуются виртуальные университеты, тестирующие программы [4].

Однако на современном этапе у педагогов пока отсутствует методика и практика использования компьютерных информационных технологий в учебном процессе.

Будущие специалисты должны в совершенстве владеть ПК. Внедрение телекоммуникационных технологий в учебный процесс ДОУ связано с решением ряда проблем. В первую очередь это ограниченность ресурсов ДОУ (финансирование, качество каналов связи, уровень используемой в ДОУ компьютерной техники). Второй проблемой на сегодня является неподготовленность педагогического состава и отсутствие методических разработок по применению ресурсов глобальных сетей в учебном процессе.

Подготовка методических материалов ИКТ связана с выполнением трудоемкой работы по отбору нужных источников информации в сети и отработке технологии их использования. Однако необходимость проведения таких работ актуальна и при обмене результатами исследований в данной области между работающими коллективами может дать быстрый эффект [5].

Однако в силу очевидной сложности формализации процессов обучения и из-за новизны Шегле^технологий эти проблемы находятся на начальной стадии своего решения, возможности современных информационных технологий используются в малой степени. Информатизация образования должна быть направлена, в первую очередь, на определение того, что нужно изучать в конкретных условиях, на обеспечение поиска, извлечения, передачи и представления знаний.

Для обеспечения качества образовательного процесса преподаватели должны быть специалистами в своей области, отвечать общим требованиям, предъявляемым к преподавателям информатики, пройти курс базовой подготовки, разработать собственную оригинальную методику и использовать ее в процессе обучения.

Список литературы:

1. Информационное письмо Минобразования РФ от 25.05.01 г. № 753/2316 «Об информатизации дошкольного образования в России».

2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2001.

3. Никитин Б.П. Развивающие игры. - 5-е изд. доп. - М.: Знание, 1994.

4. Русакова О.Л. Информатика: уроки развития. Материалы для занятий с дошкольниками// Информатика. - 2004. - № 31.

5. Фесюкова Л.Б. От трех до семи. - Харьков: Фолио, 1999.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТИ УЧАЩИХСЯ

© Гребнева Д.М.*

Нижнетагильская социально-педагогическая академия, г. Нижний Тагил

В статье рассматриваются понятие, структура и факторы учебной успешности учащихся. Особое внимание уделяется анализу возможностей ИКТ в контексте формирования учебной успешности учащихся.

По мнению ряда авторов (Н.П. Локалова, Е.И. Казакова, С.Н. Лысенкова и др.) от того, как складывается школьный период жизни человека - успешно или неуспешно - зависит многое в его жизни, в том числе развитие и формирование когнитивной и эмоционально-ценностной сферы личности. Ин-тегративное качество личности, включающее перечисленные составляющие и необходимое для успешной учебной деятельности, принято называть учебной успешностью [1].

Уровень развития учебной успешности зависит от множества различных внутренних и внешних факторов, которые могут оказывать как положительное влияние на формирование данного интегративного качества личности учащегося, так и отрицательное. К внутренним факторам, прежде всего, относят уровень развития когнитивных процессов и особенности личностной сферы (мотивация, волевые качества и др.) Внешние факторы условно можно разделить на социальные, психолого-педагогические и дидактические. Учителю-предметнику нужно учитывать весь комплекс факторов, однако при обучении предмету выходит на первый план дидактические факторы -как правильно подать содержание урока, какие использовать средства для

* Старший преподаватель кафедры Информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.