Использование информационных компьютерных технологий в обучении детей с ОВЗ
Губарева Светлана Борисовна (paig@rambler.ru)
ГОУ Республики Марий Эл «Семеновская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида», г. Йошкар-Ола
Информационные технологии с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Введение информационных технологий в образовательный процесс предполагает, что использование их уникальных возможностей во всех областях специального образования будет подчинено задаче максимально возможного развития и коррекции вторичных нарушений у детей с нарушенным слухом.
В чем заключаются преимущества компьютера как инструмента обучения школьников с нарушенным слухом? С его помощью становится возможным:
• мотивировать детей к трудным для них видам учебной деятельности;
• моделировать одно и то же предметное содержание в наглядной форме и с помощью речи, свободно переходить от одной его формы к другой;
• моделировать продуктивные виды совместной и индивидуальной деятельности детей (конструирование, экспериментирование, прогнозирование, анализ, сравнение, классификация и др.), обязательные для освоения развивающих и коррекционных задач обучения;
• создавать дополнительные визуальные динамические опоры для анализа ребенком собственной деятельности в режиме реального и отсроченного времени;
• обеспечивать возможность продуктивной индивидуальной деятельности в условиях группового обучения;
• расширять возможности качественной индивидуализации специального обучения.
Информационные технологии способны существенно расширить арсенал средств сурдопедагога, помочь ему «достроить» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств.
Компьютер открывает лучшие возможности для развития учеников и учителей. Педагогов он освобождает от рутинной работы, позволяя разрабатывать и проверять новые идеи, успешно решать в классах сложные и интересные проблемы, а ученики имеют лучшие возможности освоить большие объемы информации, идти в ногу со временем, познавать мир.
Поэтому задача, которую мы должны решить - это создание современной информационно насыщенной образовательной среды.
Оборудование компьютерного класса
В 2002 г., благодаря сотрудничеству с Американской некоммерческой корпорацией «Project Harmony», в школе-интернате появился компьютерный класс, который первоначально состоял из 5 компьютеров.
В данное время оборудование компьютерного класса включает: 8 компьютеров, проектор, сканер, фотоаппарат, экран на стойке, имеется выход в Интернет.
В 2009 г., благодаря средствам Гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в школе появилась интерактивная доска, ноутбук, второй проектор, видеокамера, фотоаппарат.
Все 8 компьютеров в компьютерном классе объединены в локальную сеть. В единую сеть объединены рабочие места директора, завучей, секретаря, зам. директора по АХЧ, бухгалтерии. При этом отдельно компьютеры есть у социального педагога, в библиотеке.
Повышение квалификации педагогов
Ни один педагог не будет осваивать компьютер, пока четко не будет понимать, для чего он ему понадобится в будущем.
С 2002 по 2009 год компьютерный класс являлся учебным центром Некоммерческой корпорации «Прожект Хармони» и корпорации Майкрософт. В рамках этой программы регулярно проводились курсы для педагогов «Основы работы с текстом», «Основы работы с презентациями», «Основы работы в сети Интернет».
В 2008 г. 14 педагогов прошли обучение в Марийском региональном центре повышения квалификации «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника», а администрация - «Информационные технологии в управлении образованием».
В 2009 г. два педагога обучились на курсах «Проектная деятельность в образовательной среде 21 века», являются тьюторами программы «Интел».
В декабре 2009 г. для педагогов школы был проведен обучающий семинар по использованию интерактивной доски в образовательном процессе.
В 2010 г. 9 педагогов прошли курсы повышения квалификации в Марийском институте образования по теме «Современные цифровые технологии в кинодеятельности».
Всего из 62 педагогов школы-интерната владеют КТ 55 человек или 89 %, но, к сожалению, используют в своей работе только 30 человек или 55 % (в число тех, кто не использует КТ входят учителя трудового обучения, физической культуры, слухового восприятия и пенсионеры).
Использование компьютерных технологий в образовательном процессе
Новые информационные технологии - это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения, это изменение содержания образования. Это все, что обеспечивает школе доступ к информации и ее использование с целью и для нужд образования и воспитания.
Традиционно, как и во всех школах, весь учебный и воспитательный процесс сопровождается информационно-компьютерными технологиями. Это и уроки, внеклассные и общешкольные мероприятия, семинары и педсоветы, праздники, родительские собрания.
Дети хотят учиться в компьютерном классе. Что именно так привлекает их? Новая форма, индивидуальная работа, поощрение и «доброжелательность» компьютера, возможность исправить ошибку самому без помощи учителя, возможность увидеть прямо на экране результат не только своей деятельности и размышлений, но и результаты других.
Начиная с младшего школьного возраста, мы используем специальные компьютерные программы Института коррекционной педагогики РАО «Мир за твоим окном», «В городском дворе», «Лента времени», «Состав числа». Эти программы позволяют по-новому взглянуть на обучение детей с ОВЗ. Компьютерные технологии не способны избавить ребенка от всех проблем, возникших в результате нарушения слуха. Но осознание того, что ему доступны знания, умения, игры дает ему веру в свои силы. Компьютер выступает как средство обучения, развития слуха, речи, навыков чтения с губ. На одном уроке можно организовать как индивидуальную, так и совместную работу, добиваться поставленных коррекционных и развивающих задач обучения. Он помогает разнообразить учебный процесс, повысить интерес к изучаемой теме, прочно усваивать материал. Задачи обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение учебных программ, но и в том, чтобы продвинуть детей в развитии.
В средних и старших классах нами используется медиатека для детских домов и школ-интернатов, а также материалы из Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов. В школе накоплена большая коллекция презентаций по предметам, созданная самими учителями.
Начиная с 5-го класса, в учебный план введен 1 час факультатива Основы компьютерной грамотности.
Большим спросом у детей пользуется кружок компьютерных технологий.
В апреле 2009 г. школа стала организатором республиканского конкурса мультимедийных презентаций для учащихся специальных коррекционных школ «Школа - наш дом», а в декабре 2009 г. - конкурса «Вместе мы можем!».
В 2008 г. в рамках проекта «Открытый мир информационных технологий» IDEA, финансируемого корпорацией Майкрософт, педагоги Бусыгина И. В. и Фатьянова Н. Д. выиграли малый грант на адаптацию
учебной программы «Мир безграничных возможностей» и обучение по ней младших школьников с нарушениями слуха («Компьютер, открой мир!»). Ход реализации проекта неоднократно освещался в средствах массовой информации: в газетах, по радио, на телевидении.
Используя полученные знания, эти ученики в 2009 г. приняли участие во Всероссийском конкурсе творческих проектов для детей и подростков с нарушенным слухом «Общение без границ», организованным предприятием «Исток-Аудио» и датской фирмой «Отикон». Ребята заняли первое место в номинации «Лучший проект коммуникации» и награждены призом - беспроводным радиоклассом FM - системы Отикон.
В марте 2010 г. школой-интернатом совместно с Марийским институтом образования была организована и проведена дистанционная межрегиональная олимпиада по математике среди учащихся специальных коррекционных школ I и II вида, в которой приняли участие 10 регионов России.
Продолжая работу в данном направлении, предполагается: дальнейшее повышение ИКТ-компетентности педагогов; хотелось бы обновления материально-технической базы, т. к. компьютеры с 2002 г. уже устарели; объединение в локальную сеть всех компьютеров школы-интерната; расширение взаимодействия и сотрудничества со специальными учреждениями I и II вида посредством Интернета.