ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
55
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА
РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
К. Е. Рябина
Челябинский государственный педагогический университет
В статье рассматривается необходимость повышения профессионально-личностного потенциала руководителя по средствам компьютерных программ. Данная необходимость объявлена запросом законодательства, а так же стремлением к саморазвитию личности, и повышению компьютерной грамотности руководителя.
Ключевые слова: информационно-компьютерные технологии, руководитель дошкольного учреждения, профессионально-личностный потенциал, Power Point.
Эволюция информационного общества ведет к кардинальным изменениям во всех сферах деятельности. Говоря об информационном обществе, мы имеем в виду не только появление компьютеров в повседневной жизни, но и получение, а так же работу с оцифрованной информацией и электронными, социальными сетями. Понять новшества информационно-компьютерных изменений можно лишь через изучение их основных характеристик, умения работать в пакетах программ, которые предлагают нам разработчики, и которые необходимы в нашей непосредственной профессиональной деятельности. [1].
Информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства. По степени использования в информационных технологиях компьютеров различают компьютерные и бескомпьютерные технологии.
К числу компьютерных информационных технологий предъявления информации относятся:
- технологии, использующие компьютерные обучающие программы;
- мультимедиа-технологии;
- дистанционные технологии.
Компьютерная технология может осуществляться в трех вариантах:
I - как «проникающая» технология (применение компьютера по отдельным разделам);
II - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей;
III - как монотехнология (когда все управление процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера) [4].
С точки зрения решения управленческих задач ИКТ позволяют:
■ повышать степень обоснованности принимаемых решений за счет оперативного сбора, передачи и обработки информации;
■ обеспечивать своевременность принятия решений по управлению организацией в условиях рыночной экономики;
■ добиваться роста эффективности управления за счет своевременного представления необходимой информации руководителям всех уровней управления;
■ согласовывать решения, принимаемые на различных уровнях управления и в разных структурных подразделениях;
■ за счет информированности руководства о текущем состоянии предприятия обеспечивать рост производительности труда, сокращение непроизводственных потерь.
56
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 4 (29)
ИКТ состоит из блоков:
■ отражения данных;
■ накопления (принятие, статистические данные);
■ семантический (освоено, понято, преобразовано);
■ прагматический (использование).
ИКТ классифицируется по основаниям:
■ предметная область функционирования (производство, услуги, госуправление);
■ виды процессов, подлежащих управлению (технологические процессы, организационное управление, корпоративные, научные);
■ степень автоматизации процессов (ручные, человеко-машинные, автоматические).
Информационно-компьютерные технологии - это обобщённое название технологий,
отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров. Преимущество компьютерных средств заключается в постоянном обновлении информации. Открываются новые возможности: создание презентаций и других мультимедийных продуктов, сетевые информационные системы, Интернет, электронная почта, электронные учебники, журналы [2].
Дошкольные образовательные учреждения оказались в некоторой оторванности от современного мира информационных технологий. Как показывает практика управления, анализ периодической печати, руководители дошкольных учреждений испытывают серьезные затруднения, связанные с внедрением информационно-компьютерных технологий в управленческие процессы. [4] Важность и необходимость внедрения информационно-компьютерных технологий в процесс управленческой деятельности руководителя отмечалась многократно экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации», подготовленном ЮНЕСКО [3].
Проблемы формирования компьютерной компетентности и информационной культуры руководителей-стажистов освещены в работах Н. В. Апатова, Л. П. Бабенко, В. В. Борисова, Б. С. Гершунского, М. И. Жалдака, Н. Г. Джинчарадзе, А. Ю. Каджаспирова, Г. М. Каджаспировои, В. М. Монахова, Н. В. Морзе, Н. Г. Ничкало, В. М. Оксмана,
О. М. Пехоты, Ю. С. Рамского, Г. К. Селевко [7].
Профессионально-личностный потенциал руководителя ДОУ определяется как особое личностное образование, предполагающее наличие мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности руководителя, выраженность профессионально важных качеств личности менеджера, а также владение знаниями, умениями и навыками в области управления дошкольной образовательной организации. Личностный потенциал включает в себя не только потенциальное качества личности (способности, при-родно- обусловленные профессионально важные качества, позитивные наследственные факторы и проч.), но и систему постоянно возобновляемых и умножаемых ресурсов -интеллектуальных, психологических, волевых и пр. (А. А. Деркач, В. Н. Марков), к чему относится и компьютерная компетентность. Решая задачу развития ИКТ - компетентности руководителя ДОУ, мы способствуем адаптации его в информационном обществе, использованию возможностей, предоставляемых информатизацией в своей профессиональной деятельности, дальнейшему самосовершенствованию и самореализации [5].
На рисунке 1 представлено возможное использование информационных технологий руководителем учреждения любого уровня.
Развитие электронных средств открывает принципиально новые возможности. Информационная и компьютерная культура определена как система личностно-профессиональных качеств, отражающих значимое проявление профессионализма по организации и осуществлению деятельности в условиях высокотехнологической образовательной среды [7]. Данная тематика представлена обширной стороной работы, мы не может одновременно охватить все единовременно. Остановимся на разделе - демонстрация жиз-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
57
недеятельности организации, грамотного создания и представления проектной деятельности при помощи интерактивной графики, с использованием пакета Power Point.
Информационные технологии
Степень
централизации
технологического
процесса
Централизованн эя (единый центр обработки данных!
»Деце играли зова иная
Комбинированна
я
Тип предметной области
Бухучет
| Налоговый учет * Страховая деятельность Банковская деятельность Аудит Другие
Степень охвата задач управления
Автоматизирован пая обработка данных
Автоматизация функций управления } Поддержка принятия решений Электронный офис
Экспертная
поддержка
Класс реализуемых технологических операций
Т енотовый редактор Табличные процессоры КСУБД Графические редакторы Мультимедийные системы Гипертекстовые системы
Тип
пользовательскою
интерфейса
к Пакетные (Диалоговые ► Сетевые
* Локальные »Многоуровневые (иерархические)
»Распределенные
Способ
построения сети
Рисунок 1. - Информационные технологии
Корпорация Microsoft, создавая PowerPoint, стремилась дать пользователям самые простые инструменты для создания презентаций и их проведения при личной встрече, в удаленных аудиториях или по Интернету.
Существуют различные виды наглядности - зрительная и слуховая, кинестетическая. Руководитель, который в своей деятельности использует презентации (не зависимо от локализации использования: педагогический совет, конкурс, проверка и т.п.) пользуется всеми видами наглядности.
Системы интерактивной графики и анимации позволяют в процессе анализа изображений управлять их содержанием, формой, размерами, цветом и другими параметрами для достижения наибольшей наглядности. Для создания полноценного мультимедиапродукта необходимо решить целый ряд взаимосвязанных проблем: программное обеспечение, дизайн, объем графической и текстовой информации, структура и навигация, звук, анимация и видеоролики, интерактивные формы (поисковая система, обучающая система) [6]. Создание локальных сетей внутри учреждения приведут к ознакомлению информации на всех уровнях.
С Powerpoint 2010/2013 можно встраивать и редактировать видео непосредственно в самой программе без необходимости установки дополнительного программного обеспечения. После вставки видео из файлов оно становится встроенным по умолчанию, поэтому при передаче презентации другим пользователям не требуется передавать дополнительные файлы.
Следующие средства позволяют упростить редактирование видео, добавленного из файлов, и управление им.
• Видео закладки. С помощью закладок можно отметить важные моменты в видеозаписи для быстрого перехода к ним или автоматического запуска анимации во время воспроизведения.
• Обрезка видео. Монтаж встроенного видео, позволяет показать аудитории только нужные моменты в видеозаписи.
58
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 4 (29)
• Средства для работы с видео. Теперь можно добавлять эффекты перехода, видеоэффекты и стили.
• Видеозаставка. Позволяет избавиться от черных прямоугольников, которые неудобны для печати. В качестве изображения, которое будет заполнять область объекта, когда видео не воспроизводится.
• Воспроизведение видео в фоновом режиме. Это позволяет во время презентации использовать воспроизводящиеся видеозаписи в качестве динамического фона слайда или как часть последовательности анимации.
• Сжатие файлов мультимедиа в PowerPoint 2010/2013 с помощью этой функции стало возможно уменьшить размер файла и повысить качество воспроизведения.
• Оптимизация файлов мультимедиа для совместимости. Это средство адаптирует кодировку встроенных файлов мульти-медиа и обеспечивает качественное воспроизведение при запуске показа слайдов на другом компьютере.
В PowerPoint добавлено управления видео и звуком. Теперь во время презентации видео можно приостанавливать, перематывать вперед и назад, переходить к закладкам, а также изменять громкость звука. Эти новые элементы управления позволяют управлять воспроизведением звуковых и видеофайлов на слайдах, не выходя из режима показа слайдов.
В PowerPoint 2013 предоставлено множество новых и усовершенствованных средств для работы с изображениями:
• Добавлены новые художественные эффекты, такие как мазки кистью, чертеж, стекло, набросок карандашом и пастели.
• Стали доступны средства коррекции, включая настройку резкости и улучшенную настройку яркости и контрастности.
• Также добавили средствами работы с цветом, включая «Насыщенность цвета», «Оттенок цвета» и «Перекрасить».
• С помощью нового средства «Удалить фон» можно сфокусировать внимание зрителей только необходимых фрагментах изображения, отбросив все ненужное.
• Были улучшены средства обрезки, позволяющие сдвигать и увеличивать изображение.
В PowerPoint были доработаны средства перехода между слайдами. Теперь переходы могут принимать трехмерную графическим эффектам.
Полностью была переделана работа анимации: теперь движения стали намного более правдоподобными, которые позволяют упростить доступ, настройку и применение анимации. Также была добавлена функция анимация по образцу, которая позволит сократить время на выставления аналогичной анимации.
Зачастую графика позволяет показать важные пункты в публикации более эффективно, чем текст и поэтому была доработаны графические элементы SmartArt. Теперь в Office 2013 добавлены десятки дополнительных макетов SmartArt для более 130 различных схем, начиная со списков, и заканчивая диаграммами процессов, циклов и отношений. Новые макеты включают дополнительные организационные диаграммы, графические схемы. Здесь также доступны улучшенные инструменты работы с диаграммами на основе рисунков: например, возможность добавлять или заменять рисунки прямо в области для ввода текста, а также заменять выбранные в диаграмме рисунки, используя команду «Изменить рисунок».
PowerPoint упрощает создание математических выражений и их отображение на слайдах. Теперь можно выбирать один из нескольких предопределенных типов формул, от самых простых, до более сложных математических конструкций или воспользоваться обширным набором интуитивно понятных инструментов, чтобы создать свою формулу с нуля.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
59
Также была добавлена команда рукописного ввода данных для планшетного компьютера, смартфонов и прочих изобретений. PowerPoint предлагает дополнительные возможности, позволяющие использовать рукописный ввод для добавления содержимого в слайды. Также можно преобразовать нарисованные фигуры в фигуры Office Art, сохранять избранные типы перьев для быстрого доступа и использовать инструменты рисования, упрощающие размещение рукописных объектов и управление ими.
Введенные смарт-направляющие позволяют быстро и точно размещать фигуры, изображения и объекты мультимедиа. Эти направляющие отображаются автоматически при перетаскивании на слайд разрешенных типов содержимого и позволяют выполнить точное выравнивание. Смарт-направляющие предназначены для более простого выравнивания содержимого, размещаемого непосредственно на слайде, поэтому они не используются для изображений и другого содержимого, предназначенного для отображения в заполнителе. Стало возможно для пользователей создавать произвольные фигуры. Теперь можно выделять несколько различных фигур в одну.
Улучшенная настраиваемая лента, доступная во всех приложениях Office, заменяет традиционные меню и панели инструментов и позволяет настроить рабочую среду под себя (индивидуальная лента для индивидуального человека). Она предназначена для более простого поиска и вызова всех функций, предлагаемых приложением PowerPoint.
Представление Microsoft Office Backstage. В левой части ленты находится вкладка «Файл». На этой вкладке находятся все необходимые средства для управления файлами и настройки интерфейса PowerPoint.
В программе предоставлены дополнительные возможности при работе над несколькими презентациями одновременно. Теперь каждая презентация открывается в полностью независимом окне. Можно настраивать параметры одной презентации в представлении Backstage, одновременно запустив показ слайдов для другой презентации. Если к компьютеру подключено несколько мониторов, презентации, открытые в полностью независимых окнах, можно отображать на разных мониторах.
Поскольку в презентацию может входить десятки слайдов, упорядочивание этих слайдов и управление ими может оказаться серьезной проблемой. В PowerPoint все слайды можно разделить на логические группы или разделы, что позволяет легче перемещаться между ними и упорядочивать их. Необходимо присваивать разделам такие названия, чтобы можно было легко назначить набор слайдов одному из коллег или иным образом упорядочить разделы слайдов. Кроме того, можно сэкономить время, перемещаясь во время показа слайдов между разделами слайдов или печатая слайды по разделам.
Теперь можно экономить время при повторном использовании содержимого из PowerPoint или других приложений. Вставка с динамическим просмотром позволяет просматривать различные параметры вставки, такие как «Сохранить исходное форматирование» или «Сохранить только текст», что позволяет оценить вид вставленного содержимого, не выполняя фактической вставки. Вместо использования функции отмены и выполнения повторной попытки теперь можно добиться нужного результата сразу с помощью вставки с динамическим просмотром.
При проверке презентации может потребоваться взглянуть на другую презентацию или открыть другую программу. Новый режим чтения PowerPoint избавляет от необходимости постоянно переключаться между файлами. В этом режиме можно просматривать свою презентацию как показ слайдов с использованием всех эффектов анимации и объектов мультимедиа, но все это происходит в обычном окне, благодаря чему можно легко открывать другие презентации и программы с помощью панели задач Windows.
OneNote (с 2010 г.) связывает созданные заметки не только с презентацией, над которой вы работаете, но и с конкретным слайдом этой презентации. Закрепите OneNote на рабочем столе и создавайте заметки во время работы над презентацией PowerPoint 2010.
60
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 4 (29)
OneNote добавляет значок на полях рядом с заметкой.
Быстрее, чем организовать веб-конференцию, проще, чем собирать всех в одной аудитории, всего несколькими щелчками мыши теперь можно организовать широковещательный показ слайдов для удаленной аудитории в реальном времени. Все приглашенные могут в режиме реального времени смотреть презентацию высокого качества через веб-браузер, даже если у них на компьютере не установлено приложение PowerPoint. Функция широковещательного показа слайдов создает URL-адрес, который можно переслать другим пользователям по электронной почте или в мгновенном сообщении.
PowerPoint позволяет легко передавать презентации тем, кто пропустил выступление в реальном времени, а также создавать видеозаписи презентации, например для создания собственного учебного курса или публикации презентации на веб-сайте размещения видео. Чтобы создать видеозапись презентации с закадровым голосом, учетом скорости переключения между слайдами и анимациями и даже с записью движений вашей лазерной указки, достаточно пары щелчков мышью.
Возможности совместного редактирования в PowerPoint позволяют одновременно редактировать одну и ту же презентацию вместе с коллегами или друзьями. При этом пользователи, редактирующие презентацию одновременно с вами, и слайды, над которыми они работают, отображаются автоматически. Можно даже немедленно начать беседу с другими редакторами прямо из PowerPoint. Чтобы в процессе работы просмотреть исправления других редакторов, необходимо просто сохранить презентацию. Имена всех действующих редакторов можно легко просмотреть во всплывающем списке в строке состояния внизу экрана. Или можно связаться с другими редакторами и просмотреть внесенные ими исправления, проверить состояние синхронизации и выполнить другие действия. PowerPoint запоминает надежные документы и больше не отображает запросы каждый раз при открытии этих документов.
PowerPoint экономит время и позволяет упростить выполнение групповых проектов благодаря средствам объединения и сравнения, которые доступны на вкладке «Рецензирование. Сравнить несколько версий одной и той же презентации, а затем просмотреть список поправок, чтобы принять или отклонить их. На панели «Рецензирование» можно просмотреть сведения об изменениях для отдельных слайдов, а также изменения, выполненные определенным автором. Можно принять или отклонить отдельные изменения или все изменения на слайде, или все изменения в презентации.
Office упрощает общение в многоязыковой среде. Для этого используются средства перевода на вкладке «Рецензирование» в PowerPoint. Перевести выделенный текст или использовать новый мини-переводчик, чтобы получать перевод нужных слов, просто наводя на них указатель мыши.
Благодаря приложению Microsoft, приложение PowerPoint Web App и функции Microsoft PowerPoint теперь доступны в браузере, что позволяет работать с документами прямо на веб-сайте, на котором они хранятся. Приложение PowerPoint Web App доступно через службу Windows Live (для индивидуального использования), в организациях, на сайтах SharePoint которых установлены и настроены приложения Office Web Apps, а также для специалистов и компаний, оформивших подписку на службы Office 365.
Приложение PowerPoint Mobile упрощает работу для тех, кто находится в пути. PowerPoint Mobile позволяет работать с презентацией с телефона Windows Phone к ПК через Bluetooth, чтобы легко просматривать заметки к презентации. Телефон можно использовать даже для переключения слайдов. Можно редактировать и сохранять презентации (включая заметки) на телефоне Windows Phone. Также просматривать презентации в полноэкранном режиме с использованием разнообразных графических эффектов. PowerPoint Mobile также обеспечивает улучшенную поддержку переходов между слайдами и анимации, включая пути перемещения.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
61
Интерфейс PowerPoint поддается «планшетной» переработке несколько проще, чем -текстового процессора или электронных таблиц. Удобна и добавленная поддержка новых форматов видео файлов, а один музыкальный трек может воспроизводиться на нескольких слайдах, а также и во время просмотра всей презентации. Новый режим слайд-шоу теперь показывает ведущему презентации на экране не только сам слайд, но и дополнительную информацию о нем. К примеру, заметки. Также улучшена и навигация. Отдельно отображаются опциональные слайды - для их поиска не надо проматывать презентацию до конца. Стало возможным увеличить отдельный фрагмент слайда, чтобы заострить на нем внимание зрителей. Была добавлена синхронизация с социальными сетями такими, как Facebook, Flickr и LinkedIn.
Таким образом, презентационный материал наполняется необходимой информацией, его легко представить, и самое главное, не сложно обучиться. Преимуществом использования презентаций является:
- описание деятельности дошкольного учреждения, рассказ о событиях, произошедших за период его существования и имеющих значение для деятельности;
- в случаях, когда нужно представить появление нового в учреждении (например, на конкурсах, родительских собраниях, конференциях, педагогических совещаниях и др.);
- для наглядного сопровождения отчетности;
- можно записывать на диски и распространять среди желающих [8,9].
Список литературы
1. Кинелев, В. Использование информационных и коммуникационных технологий в среднем образовании. Информационный Меморандум [Текст] / В. Кинелев., П. Ко-мерс, Б. Коцик // Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. - 2005. - 24 с.
2. Степанова, Т. И. Информационные компьютерные технологии (ИКТ) в процессе обучения географии [Текст] / Т. И. Степанова // Современные наукоемкие технологии. -2009. - № 9.- С. 10-13.
3. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями)».
4. Применение компьютерных информационных технологий в неделимых классах (технология) [Электронный ресурс] http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98670172 (дата обращения 04.12.2013).
5. Абрамян, А. А. Показатели развитости профессионально-личностного потенциала руководителя дошкольного образовательного учреждения [Текст] // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 6 - С. 59-61.
6. Гурьев, С. В. Информационные компьютерные технологии как эффективное средство в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] http://256.ru/pedagogics/guriev_stat_i.php (дата обращения 15.02.2011)
7. Беспалов, П. В Информационная политика [Текст] / П. В. Беспалов, под ред. В.Д. Попова. - М. : Рос. академия гос. службы при Президенте РФ, 2003. - 459 с.
8. Компьютерный информационный портал, продукция фирмы Microsoft [Электронный ресурс] http://www.oszone.net/11510/PowerPoint2010_Review (дата обращения 09.01. 2010).
9. Пахомов, И. В. Создание презентаций в PowerPoint [Текст] / И. В. Пахомов, Р. Г. Прокди. - М. : Наука и техника, 2011. - 80 с.
62
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 4 (29)
THE IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL AND PERSONAL LEADERSHIP CAPACITY OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS USING INFORMATION AND COMPUTER TECHNOLOGY (USING THE POWER POINT)
K. E. Ryabina
Chelyabinsk state pedagogical University, Department of Preschool education, master’s Student, 2 years of education, Department of Department of preschool education.
The article discusses the need to improve professional and personal capacity of the head by means of computer programs. This necessity announced a request for legislation, as well as the desire for self-development, and enhancement of computer literacy of the head.
Keywords: information and computer technology, head of pre-school institutions, professional and personal potential, Power Point.
References
1. Kinelev, V., Komers B. and Kozic, B. (2005) «Ispol’zovanie informatsionnykh i kom-munikatsionnykh tekhnologiy v srednem obrazovanii. Informatsionnyy Memorandum» [=The use of information and communication technologies in secondary education. Information Memorandum], in: Institut YuNESKOpo informatsionnym tekhnologiyam v obrazovanii [=The UNESCO Institute for information technologies in education], p. 24 (in Russ.).
2. Stepanova, T. I. (2009) «Informatsionnye komp’yuternye tekhnologii (IKT) v protsesse obucheniya geografii» [= Informazione kompiuterna technology in learning geography], in: Sovremennye naukoemkie tekhnologii [=Modern high technologies], N 9, pp. 10-13 (in Russ.).
3. Rasporyazhenie Pravitel’stva RF ot 17 noyabrya 2008 g. N 1662-r O Kontseptsii dol-gosrochnogo sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya RF na period do 2020 goda (s izmeneni-yami i dopolneniyami) [=Official paper “About concept of development] (in Russ.).
4. Primenenie komp’yuternykh informatsionnykh tekhnologiy v nedelimykh klassakh (tekh-nologiya) [=Applying of computer’s information technologies in undivided classes], available at: http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98670172, accessed 04.12.2013 (in Russ.).
5. Abramyan, A. A. (2008) Pokazateli razvitosti professional’no-lichnostnogo potentsiala rukovoditelya doshkol’nogo obrazovatel’nogo uchrezhdeniya [=Indicators of development of professional and personal capacity of the head of pre-school educational institutions], in: Sovremennye naukoemkie tekhnologii [=Modern high technologies], N 6, pp. 59-61 (in Russ.).
6. Gur’ev, S. V. Informatsionnye komp’yuternye tekhnologii kak effektivnoe sredstvo v obrazovatel’nom protsesse detey starshego doshkol’nogo vozrasta ^Information computer technologies as efficient way of education process for children], available at: http://256.ru/ pedagogics/guriev_stat_i.php, accessed 15.02.2014 (in Russ.).
7. Bespalov, P. V. (2003) Informatsionnayapolitika [=The information policy], Ros. aka-demiya gos. sluzhby pri Prezidente RF, Moscow, 459 p. (in Russ.).
8. Komp’yuternyy informatsionnyy portal, produktsiya firmy Microsoft [=Complex information portal by Microsoft], available at: http://www.oszone.net/11510/PowerPoint2010_Re-view, accessed 09.01.2014 (in Russ.).
9. Pakhomov, I. V. and Prokdi, R. G. (2011) Sozdanieprezentatsiy v PowerPoint [=Creating prezentacii in PowerPoint], Nauka i tekhnika, Moscow, 80 p. (in Russ.).
Рябина Кристина Евгеньевна - студент II-ого курса магистратуры факультета дошкольного образования Челябинского государственного педагогического университета.
molchanov_chel@mail.ru