Научная статья на тему 'Использование информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности обучающихся'

Использование информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности обучающихся»

Каждая тема заканчивается тестовым заданием, которое помогает оценить уровень знаний, полученных при изучении теоретического (лекционного) материала.

Также на панели навигации представлен список литературы, необходимый для расширения знаний обучающихся.

В перспективе разработки электронного учебного пособия «Информатика» для специальности планируется добавление электронного тестирующего материала, видеоуроков, мультимедийных презентаций, а также постоянное обновление контента.

использование информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности обучающихся

С. В. Кушева, преподаватель ГКПОУ Прокопьевский горнотехнический техникум им. В. П. Романова

Современное образование ориентировано на формирование у обучающихся множества компетенций, одной из основных среди которых является информационная. Как отметил В. В. Путин, у школы появились сильные конкуренты — Интернет, электронные СМИ, поэтому она «должна успевать и за своими учениками, и за развитием общества, и за информационными потоками, а по-хорошему должна быть впереди, опережать все это». Одновременно мы видим у обучающихся снижение интереса к учебной деятельности, что отражается в несформированности умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследо-

вательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с информацией. И как следствие — у обучающихся не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.

Как изменить ситуацию? Через проектную деятельность, так как проектирование — это постоянный процесс выбора, процесс принятия решения, процесс решения задач и проблем. Главным результатом целенаправленной проектной деятельности является изменение самого субъекта, когда обучающийся в процессе выполнения творческих проектов из потребителя превращается в творца и созидателя.

В сфере проектной деятельности обучающихся использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает для преподавателя новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Работа над учебным проектом нацеливает преподавателя на формирование прежде всего элементов информационной и коммуникативной компетентностей обучающихся.

Что дает использование ИКТ в проектной деятельности? Плюсы:

1) освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности:

2) поиск и обработка информации из различных источников для выработки первоначальных идей и разработки лучшей идеи, проведения исследований в процессе выполнения проекта;

3) сопровождение процесса самостоятельной исследовательской работы обучающихся при выполнении проекта;

4) выработка умений и навыков решения типовых практических задач в выбранной предметной области;

5) выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях;

6) развитие способностей к определенным видам деятельности;

7) проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов;

8) осуществление контроля и оценки уровней знаний, умений, навыков и способов действия.

Рассмотрим, какие формы и методы использования ИКТ в проектной деятельности можно применять в работе с обучающимися для того, чтобы сделать ее привлекательной и интересной для них.

На всех этапах выполнения проекта удобно использовать текстовый редактор Word; программу Publisher; табличные процессоры или электронные таблицы (Excel); графические редакторы Рат^ Соге1 Draw; Power Point; электронные энциклопедии; Интернет. Рассмотрим их ниже.

1. Текстовый редактор Word позволяет распечатывать текст, вставлять в него рисунки или отсканированные фотографии, форматировать текст и графические изображения. С помощью редактора Word можно создавать любые электронные или печатные документы проекта: дизайн-спецификацию, рекламный проспект, страницы о решении аналогичной проблемы в прошлом, будущем и настоящем, листы опроса для анкет, информацию о традициях. Создание простых документов в Word значительно облегчается благодаря использованию шаблонов. Текст, графика и форматирование выглядят на экране так же, как и на печатном листе, поэтому последовательность изготовления объекта можно представить в виде технологической карты.

2. С помощью программы Publisher можно выполнять публикации для печати: буклеты, бюллетени, плакаты и др. Готовые шаблоны публикаций можно оформлять по-своему желанию.

3. Табличные процессоры или электронные таблицы (Excel): предназначены в основном для обработки числовых данных. С помощью этого офисного приложения можно создавать графики и диаграммы в ходе изучении тем, в которых фигурируют количественные показатели (экономические расчеты, определение себестоимости изготавливаемых изделий, поиск конкретных путей ее уменьшения, выявление путей повышения конкурентоспособности; расчет заработной платы, семейного бюджета; расчет количества продуктов и стоимости блюда, учет расходов и доходов и т. д.).

Для графического представления информации на экране лучше всего создать диаграмму, сводную таблицу.

4. Графические редакторы Рат^ Соге! Draw позволяют просто и удобно создавать весьма сложные и красивые изображения, что может пригодиться при оформлении проектных материалов, моделировании различных этапов предпринимательской деятельности, разработке рекламы и дизайна изделия, моделировании конструкции, цвета, объектов художественной обработки материалов, швейных изделий. Можно создавать рекламу, буклеты, объявления, приглашения на защиту проекта.

5. Представление продукта проектной деятельности (или разработанной услуги) в компьютерной презентации. При помощи Power Point можно строить диаграммы и графики, готовить слайды и практически любые материалы для презентации. Просмотр слайдов осуществляют на мониторе компьютера, экране или интерактивной доске с использованием медиапроекто-

ра. Есть возможность устраивать показы слайдов в сети или при подключении двух интерактивных досок. В Power Point включен комплект готовых форм, которые можно использовать при создании собственной презентации. В состав программы входят такие элементы, как маркированные текстовые слайды, таблицы, организационные диаграммы, графические объекты и инструменты рисования.

6. Электронные энциклопедии предназначены для осуществления иллюстрирующей функции к процессу обучения.

7. Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. В Интернете можно найти сайты по различным видам рукоделия, различным способам художественной обработки материалов и другие, имеющие отношение к образовательной области «технология».

После защиты проекта обучающимися мы используем презентации как наглядные пособия, которые повышают интерес к предмету. В процессе создания презентаций автор может проявить себя и как сценарист, и как режиссер,

и как художник, и как исполнитель. Показ слайд-фильма сопровождается пояснениями. Презентацию можно дополнять звуком и анимацией.

Большое внимание следует уделять подготовке к публичной защите проекта, которая предполагает строгое доказательное обоснование выбранного метода решения проблемы, полученного результата и яркое, эмоциональное, интересное его представление. Форма презентации может быть разнообразной и зависит от полученного продукта.

Таким образом, ИКТ способны стимулировать познавательный интерес к дисциплине, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны дисциплины, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность студентов.

Мы рассмотрели лишь некоторые аспекты использования ИКТ в проектной деятельности, показав наиболее привлекательные аспекты ее использования в научно-исследовательской деятельности обучающихся, выбор же форм и методов ИКТ остается за педагогом.

создание материально-техническом базы образовательного учреждения

ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ

С. С. Неделько, руководитель по учебно-производственной работе ГПОУ «Новокузнецкий строительный техникум»

Создание материально-технической базы — процесс достаточно продолжительный и затратный не только финансово. Еще в ходе подготовки к переходу на ФГОС педагогический коллектив нашего образовательного учреждения поставил цель: ориентация обучения на требования работодателей, т. е. на формирование общих и профессиональных компетенций.

Новокузнецкий строительный техникум в настоящее время практикует различные формы взаимодействия с работодателями, включая:

- помощь в определении регионального компонента;

- организацию производственной практики студентов на предприятии;

- трудоустройство выпускников;

- стажировку преподавателей на предприятиях;

- оценку качества подготовки выпускников.

Помимо этого, была поставлена задача привлечения работодателей к участию в определении компетенций, которые необходимо сформировать в процессе обучения в техникуме и при прохождении практики. Для определения требуемых компетенций выпускников был составлен перечень предприятий, где потенциально могут трудиться наши выпускники. Предпочтение отдали предприятиям, с которыми нас связывает долгое деловое сотрудничество, стабильно работающим, развивающимся. Представителям этих предприя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.