Каждая тема заканчивается тестовым заданием, которое помогает оценить уровень знаний, полученных при изучении теоретического (лекционного) материала.
Также на панели навигации представлен список литературы, необходимый для расширения знаний обучающихся.
В перспективе разработки электронного учебного пособия «Информатика» для специальности планируется добавление электронного тестирующего материала, видеоуроков, мультимедийных презентаций, а также постоянное обновление контента.
использование информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности обучающихся
С. В. Кушева, преподаватель ГКПОУ Прокопьевский горнотехнический техникум им. В. П. Романова
Современное образование ориентировано на формирование у обучающихся множества компетенций, одной из основных среди которых является информационная. Как отметил В. В. Путин, у школы появились сильные конкуренты — Интернет, электронные СМИ, поэтому она «должна успевать и за своими учениками, и за развитием общества, и за информационными потоками, а по-хорошему должна быть впереди, опережать все это». Одновременно мы видим у обучающихся снижение интереса к учебной деятельности, что отражается в несформированности умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследо-
вательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с информацией. И как следствие — у обучающихся не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.
Как изменить ситуацию? Через проектную деятельность, так как проектирование — это постоянный процесс выбора, процесс принятия решения, процесс решения задач и проблем. Главным результатом целенаправленной проектной деятельности является изменение самого субъекта, когда обучающийся в процессе выполнения творческих проектов из потребителя превращается в творца и созидателя.
В сфере проектной деятельности обучающихся использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает для преподавателя новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Работа над учебным проектом нацеливает преподавателя на формирование прежде всего элементов информационной и коммуникативной компетентностей обучающихся.
Что дает использование ИКТ в проектной деятельности? Плюсы:
1) освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности:
2) поиск и обработка информации из различных источников для выработки первоначальных идей и разработки лучшей идеи, проведения исследований в процессе выполнения проекта;
3) сопровождение процесса самостоятельной исследовательской работы обучающихся при выполнении проекта;
4) выработка умений и навыков решения типовых практических задач в выбранной предметной области;
5) выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях;
6) развитие способностей к определенным видам деятельности;
7) проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов;
8) осуществление контроля и оценки уровней знаний, умений, навыков и способов действия.
Рассмотрим, какие формы и методы использования ИКТ в проектной деятельности можно применять в работе с обучающимися для того, чтобы сделать ее привлекательной и интересной для них.
На всех этапах выполнения проекта удобно использовать текстовый редактор Word; программу Publisher; табличные процессоры или электронные таблицы (Excel); графические редакторы Рат^ Соге1 Draw; Power Point; электронные энциклопедии; Интернет. Рассмотрим их ниже.
1. Текстовый редактор Word позволяет распечатывать текст, вставлять в него рисунки или отсканированные фотографии, форматировать текст и графические изображения. С помощью редактора Word можно создавать любые электронные или печатные документы проекта: дизайн-спецификацию, рекламный проспект, страницы о решении аналогичной проблемы в прошлом, будущем и настоящем, листы опроса для анкет, информацию о традициях. Создание простых документов в Word значительно облегчается благодаря использованию шаблонов. Текст, графика и форматирование выглядят на экране так же, как и на печатном листе, поэтому последовательность изготовления объекта можно представить в виде технологической карты.
2. С помощью программы Publisher можно выполнять публикации для печати: буклеты, бюллетени, плакаты и др. Готовые шаблоны публикаций можно оформлять по-своему желанию.
3. Табличные процессоры или электронные таблицы (Excel): предназначены в основном для обработки числовых данных. С помощью этого офисного приложения можно создавать графики и диаграммы в ходе изучении тем, в которых фигурируют количественные показатели (экономические расчеты, определение себестоимости изготавливаемых изделий, поиск конкретных путей ее уменьшения, выявление путей повышения конкурентоспособности; расчет заработной платы, семейного бюджета; расчет количества продуктов и стоимости блюда, учет расходов и доходов и т. д.).
Для графического представления информации на экране лучше всего создать диаграмму, сводную таблицу.
4. Графические редакторы Рат^ Соге! Draw позволяют просто и удобно создавать весьма сложные и красивые изображения, что может пригодиться при оформлении проектных материалов, моделировании различных этапов предпринимательской деятельности, разработке рекламы и дизайна изделия, моделировании конструкции, цвета, объектов художественной обработки материалов, швейных изделий. Можно создавать рекламу, буклеты, объявления, приглашения на защиту проекта.
5. Представление продукта проектной деятельности (или разработанной услуги) в компьютерной презентации. При помощи Power Point можно строить диаграммы и графики, готовить слайды и практически любые материалы для презентации. Просмотр слайдов осуществляют на мониторе компьютера, экране или интерактивной доске с использованием медиапроекто-
ра. Есть возможность устраивать показы слайдов в сети или при подключении двух интерактивных досок. В Power Point включен комплект готовых форм, которые можно использовать при создании собственной презентации. В состав программы входят такие элементы, как маркированные текстовые слайды, таблицы, организационные диаграммы, графические объекты и инструменты рисования.
6. Электронные энциклопедии предназначены для осуществления иллюстрирующей функции к процессу обучения.
7. Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. В Интернете можно найти сайты по различным видам рукоделия, различным способам художественной обработки материалов и другие, имеющие отношение к образовательной области «технология».
После защиты проекта обучающимися мы используем презентации как наглядные пособия, которые повышают интерес к предмету. В процессе создания презентаций автор может проявить себя и как сценарист, и как режиссер,
и как художник, и как исполнитель. Показ слайд-фильма сопровождается пояснениями. Презентацию можно дополнять звуком и анимацией.
Большое внимание следует уделять подготовке к публичной защите проекта, которая предполагает строгое доказательное обоснование выбранного метода решения проблемы, полученного результата и яркое, эмоциональное, интересное его представление. Форма презентации может быть разнообразной и зависит от полученного продукта.
Таким образом, ИКТ способны стимулировать познавательный интерес к дисциплине, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны дисциплины, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность студентов.
Мы рассмотрели лишь некоторые аспекты использования ИКТ в проектной деятельности, показав наиболее привлекательные аспекты ее использования в научно-исследовательской деятельности обучающихся, выбор же форм и методов ИКТ остается за педагогом.
создание материально-техническом базы образовательного учреждения
ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ
С. С. Неделько, руководитель по учебно-производственной работе ГПОУ «Новокузнецкий строительный техникум»
Создание материально-технической базы — процесс достаточно продолжительный и затратный не только финансово. Еще в ходе подготовки к переходу на ФГОС педагогический коллектив нашего образовательного учреждения поставил цель: ориентация обучения на требования работодателей, т. е. на формирование общих и профессиональных компетенций.
Новокузнецкий строительный техникум в настоящее время практикует различные формы взаимодействия с работодателями, включая:
- помощь в определении регионального компонента;
- организацию производственной практики студентов на предприятии;
- трудоустройство выпускников;
- стажировку преподавателей на предприятиях;
- оценку качества подготовки выпускников.
Помимо этого, была поставлена задача привлечения работодателей к участию в определении компетенций, которые необходимо сформировать в процессе обучения в техникуме и при прохождении практики. Для определения требуемых компетенций выпускников был составлен перечень предприятий, где потенциально могут трудиться наши выпускники. Предпочтение отдали предприятиям, с которыми нас связывает долгое деловое сотрудничество, стабильно работающим, развивающимся. Представителям этих предприя-