Конгресса «Безопасность и качество в сфере ИКТ». — М.: НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" , 2016. С. 170-173.
7. Симонова О.А. Межкультурное воспитание студентов факультета лингвистики // Высшее образование сегодня. 2007. № 11. С. 81-82.
8. Удовик Е.Э. Подготовка кадров в области информатизации кооперативного образования // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2010. № 3. С. 91-94.
9. Казакова Н.Е. Системная классификация полипрофессионализма // Акмеология. 2016. № 2 (58). С.49-53.
Галибина Н.А.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-
КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ
МАТЕМАТИКЕ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-СТРОИТЕЛЕЙ
Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Ключевые слова: обучение математике, информационно -коммуникационные технологии, студенты строительных направлений подготовки, будущие инженеры-строители.
Аннотация: Рассмотрены вопросы, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий в обучении математике студентов строительных направлений подготовки. Описаны основные типы компьютерно-ориентированных средств, которые целесообразно применять при обучении математическим дисциплинам будущих инженеров-строителей как во время аудиторных занятий, так и при организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Представлены примеры использования информационно-коммуникационных технологий в обучении математике.
Key word: teaching mathematics, information and communication technologies, students of construction directions of training, future civil engineers.
Abstract: The questions connected with using the information and communication technologies in teaching mathematics of students of construction directions of training are considered. The main types of computer-oriented tools which are expedient for applying in training mathematical disciplines of future civil engineers both during classroom sessions and when organizing extra-independent work of students are
described. Examples of using the information and communication technologies in teaching mathematics are presented.
Научно-технический прогресс и внедрение новых технологий в производство привели к изменению требований работодателей к специалистам всех сфер, в частности, к специалистам строительной отрасли. Поэтому становится целесообразным внесение корректив в методику обучения будущих инженеров-строителей с целью повышения его качества.
Математика играет одну из ключевых ролей в формировании компетентных специалистов строительной сферы, поэтому эффективность обучения математическим дисциплинам напрямую влияет на результативность обучения будущих инженеров-строителей в целом.
По мнению многих учёных, например, таких как З.Г. Дибирова, О.Д. Дячкин, Е.Г. Евсеева, С.Ф. Катержина, А.Б. Красножон, В.С. Круглик, М.А. Осинцева, С.А. Раков, Н.В. Рашевская, Ю.И. Синько, Е.И. Скафа, Ю.В. Триус, Л.Б. Фоменко, Р.П. Явич, А.И. Яковлев и др., одним из наиболее мощных инструментов для повышения качества обучения математике являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Можно выделить следующие основные типы компьютерно -ориентированных средств, которые целесообразно использовать при обучении математике студентов строительных направлений подготовки:
- компьютерные программы и платформы для создания презентаций (PowerPoint, Apple Keynote, Impress, Prezi, Kingsoft Presentation и пр.);
- компьютерные программы для построения графических изображений, моделирования различных явлений и процессов, связанных со строительством, выполнения громоздких вычислений (Derive, Maple, Mathcad, Maxima, Mathematica, Equation Grapher, RedCrab, Advanced Grapher, Microsoft Mathematics 4.0 и пр.);
- электронные учебники, пособия и т.п.;
- электронные учебно-методические комплексы;
- Интернет-технологии для получения необходимой информации (электронные библиотеки, образовательные платформы, поисковые системы и т.п.);
- социальные сети, чаты, видеоконференции, электронная почта и т.п. для обмена обучающими материалами (электронными учебными
материалами, аудио- и видеоматериалами), для организации консультаций, дискуссий и т.п.;
- компьютерные программы для освоения студентами определённых математических учебных действий, развития мышления и т.п. (интерактивные деятельностные тренажёры [1], эвристико-дидактические конструкции [2], обучающие компьютерные игры и т.п.);
- ИКТ для контроля и самоконтроля результатов обучения математике будущих инженеров-строителей (тестовые компьютерные программы, онлайн тесты и т.п.).
На рисунке 1 изображён пример задания из авторского интерактивного деятельностного тренажёра [1], предназначенного для освоения студентами метода замены переменной при нахождении неопределённого интеграла. Этот тренажёр создан нами с помощью Powerpoint при использовании языка программирования VBA.
Рисунок 1 - Пример авторского интерактивного деятельностного
тренажёра
Данный интерактивный деятельностный тренажёр позволяет студентам не только освоить метод замены переменной при интегрировании, но и проверить себя, выполнив тест, после выполнения которого студенты могут видеть свою оценку и номера заданий, которые они выполнили неправильно.
На рисунке 2 представлен фрагмент научно-популярного видео о математическом моделировании транспортных потоков, размещённого в Интернет на канале YouTube, которое будет особенно полезным для
просмотра студентам строительных направлений подготовки, обучающихся по профилям «Автомобильные дороги»,
«Промышленное и гражданское строительство», «Городское строительство и хозяйство».
Математическое моделирование транспортных потоков
П
► И Ц«) -• 0:08/14:41 ВО"
Рисунок 2 - Фрагмент видео про математическое моделирование
А на рисунке 3 изображён пример задания из авторского интерактивного деятельностного тренажёра [1], предназначенного для освоения студентами раздела аналитической геометрии «Поверхности второго порядка». Это задание направлено на освоение будущими инженерами-строителями такого действия по математическому моделированию, как выбор системы координат.
6.1. Тренируемся выбирать систему координат
— Задание 6.1.1. Какую из изображённых систем координат наиболее целесообразно выбрать для описания формы
конструкции?
Рисунок 3 - пример задания из авторского интерактивного тренажёра для освоения раздела аналитической геометрии
Использование ИКТ при обучении математике студентов строительных направлений подготовки позволяет не только повысить мотивацию и интерес к изучению математики, сделать занятия интересными и нестандартными, но и эффективно достигать целей обучения по формированию у студентов математических умений, необходимых им для будущей профессиональной деятельности в сфере строительства, а также для развития мышления студентов.
Список литературы
1. Галибина Н.А. Использование интерактивных деятельностных тренажёров в обучении математике студентов строительных направлений подготовки // Сборник материалов III Междунар. научно-практ. конф. 2017. Т. 2. С. 316-321.
2. Аванесова Т.П. Педагогическое обеспечение компьютерной поддержки запоминания материала в процессе обучения // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Краснодар, 2000. - 197 с.
3. Губина Л.В. Об использовании систем управления контентом для создания электронно-образовательных ресурсов // Современные проблемы горно-металлургического комплекса. Наука и производство материалы тринадцатой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 20-23.
4. Казиахмедов Т.Б. Интеллектуализация информационных систем в образовании // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. 2013. С. 122-123.
5. Скафа Е.И. Эвристическое обучение математике: теория, методика, технология: Монография. 2004. 440 с.
6. Zubkov A.D., Morozova M.A.Language learners communication in MOOCS // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Т. 677. С. 175-186.
Полухина О.П., Тарасова И.А.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, воспитание детей дошкольного возраста