Научная статья на тему 'Использование информационно-коммуникационных технологий в лингвистике как фактор формирования информационных компетенции'

Использование информационно-коммуникационных технологий в лингвистике как фактор формирования информационных компетенции Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2962
348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ / ГЛОССАРИЙ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАССИВЫ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / БАЗЫ ДАННЫХ / INFORMATION TECHNOLOGIES / COMPUTER TECHNOLOGIES / INFORMATION COMPETENCE / ELECTRONIC ENCYCLOPEDIAS / GLOSSARY / LINGUISTIC MEANS / INFORMATION ARRAYS / INTERNET RESOURCES / DATABASES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Хурум Роза Юнусовна

Анализируются методы использования современных информационно-коммуникационных технологий в лингвистике, проводится обзор применения интернет-ресурсов лингвистической информации. Выявлены главные источники специальной информации для филологов, представленные в виде баз данных, находящихся в ресурсах сети Интернет. Выделены электронные научные и образовательные ресурсы в виде интернет-библиотек, энциклопедий, словарей, баз данных и знаний, показано их сервисное использование. Способность к овладению информационными и специальными знаниями, умениями, навыками продуктивного отбора, систематизации и хранения информации, использования информационных ресурсов позволяет вырабатывать, прогнозировать, проектировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах филологической деятельности. Рассматриваемые информационные технологии и интернет-ресурсы могут быть применены для эффективной исследовательской работы студентами-филологами в лингвистике. В результате делается вывод, что использование информационных технологий формирует компетенции в лингвистике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Хурум Роза Юнусовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of information and communication technologies in linguistics as a factor of formation of information competences

Methods of use of the modern information and communication technologies in linguistics are analyzed. The review of application of Internet resources of linguistic information is carried out. The author identifies the principal sources of special information for philologists presented in the form of the databases which are available in Internet resources. Electronic scientific and educational resources in the form of Internet libraries, encyclopedias, dictionaries, databases and knowledge are singled out and their service use is shown. The ability to learn information and special knowledge, skills of productive selection, systematization and information storage, use of information resources makes it possible to work out, predict, design and to implement optimal solutions in different spheres of philological activities. The considered information technologies and Internet resources can be applied to effective research by student philologists in linguistics. The conclusion is drawn as a result that use of information technologies creates competences in information technologies in linguistics.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий в лингвистике как фактор формирования информационных компетенции»

УДК 81' 33 : 811.93

ББК 81.1

Х 98

Хурум Р.Ю.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной математики, информационных технологий и информационной безопасности Адыгейского государственного университета, e-mail: raziet@mail.ru

Использование информационно-коммуникационных технологий в лингвистике как фактор формирования информационных компетенции

(Рец ензирована)

Аннотация:

Анализируются методы использования современных информационно-коммуникационных технологий в лингвистике, проводится обзор применения интернет-ресурсов лингвистической информации. Выявлены главные источники специальной информации для филологов, представленные в виде баз данных, находящихся в ресурсах сети Интернет. Выделены электронные научные и образовательные ресурсы в виде интернет-библиотек, энциклопедий, словарей, баз данных и знаний, показано их сервисное использование. Способность к овладению информационными и специальными знаниями, умениями, навыками продуктивного отбора, систематизации и хранения информации, использования информационных ресурсов позволяет вырабатывать, прогнозировать, проектировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах филологической деятельности. Рассматриваемые информационные технологии и интернет-ресурсы могут быть применены для эффективной исследовательской работы студентами-филологами в лингвистике. В результате делается вывод, что использование информационных технологий формирует компетенции в лингвистике.

Ключевые слова:

Информационные технологии, компьютерные технологии, информационная компетентность, электронные энциклопедии, глоссарий, лингвистические средства, информационные массивы, Интернет-ресурсы, базы данных.

Khurum R.Yu.

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Applied Mathematics, Information Technologies and Information Security, the Adyghe State University, e-mail: raziet@mail.ru

Use of information and communication technologies in linguistics as a factor of formation of information competences

Abstract:

Methods of use of the modern information and communication technologies in linguistics are analyzed. The review of application of Internet resources of linguistic information is carried out. The author identifies the principal sources of special information for philologists presented in the form of the databases which are available in Internet resources. Electronic

scientific and educational resources in the form of Internet libraries, encyclopedias, dictionaries, databases and knowledge are singled out and their service use is shown. The ability to learn information and special knowledge, skills of productive selection, systematization and information storage, use of information resources makes it possible to work out, predict, design and to implement optimal solutions in different spheres of philological activities. The considered information technologies and Internet resources can be applied to effective research by student philologists in linguistics. The conclusion is drawn as a result that use of information technologies creates competences in information technologies in linguistics.

Keywords:

Information technologies, computer technologies, information competence, electronic encyclopedias, glossary, linguistic means, information arrays, Internet resources, databases.

В информационном обществе можно утверждать, что «будущий стратегический потенциал общества будут составлять не вещество и энергия, а информация и научные знания» [1: 3]. В информационном обществе главной целью и ценностью становится самостоятельное приобретение нового знания студентами, полученного благодаря свободному доступу к информации и наличию базовых навыков, умений и компетенций грамотно работать с информацией [2: 182].

Рост объема информации в современном информационном обществе затрудняет обработку, хранение, распространение, поиск информации, то есть результативную работу с ней. Данную проблему можно решить с помощью перевода информации в электронную форму и использования информационно-коммуникационных технологий.

В глоссарии по информационному обществу Хохлова Ю.Е. дает следующее определение: «Информационно-коммуникационные технологии - это совокупность методов производственных процессов программно-технических и лингвистических средств, интегрируемых с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах её пользователей» [3: 61].

Отметим, что информатизация образования идет нарастающими темпами, а это значит, что нужны новые подходы к процессу обучения в лингвисти-

ке. Связь лингвистики и информационно-коммуникационных технологий делается несомненным если учесть, что основным объектом исследования в лингвистике являются искусствоведческие и литературные тексты и что как раз информационные технологии открывают обширные возможности для анализа и обработки текстов и предоставляют всевозможные средства поиска, создания, распространения текстовой информации.

Связь информационных технологий и лингвистики подтверждается фактом существования компьютерной лингвистики - «направления в прикладной лингвистике, ориентированного на использование компьютерных инструментов - программ, компьютерных технологий организации и обработки данных - для моделирования функционирования языка в тех или иных условиях, ситуациях, проблемных сферах и т. д., а также всей сферы применения компьютерных моделей языка в лингвистике и смежных дисциплинах» [4].

«Если соотнести это определение с теми задачами, которые решает современная прикладная лингвистика, то можно отметить, что понятие «информационные технологии» в лингвистике относится в основном к задачам прикладной лингвистики. К их числу можно отнести:

1) создание систем искусственного интеллекта;

2) создание систем автоматического перевода;

3) создание систем автоматического ан-

нотирования и реферирования текстов;

4) создание систем порождения текстов;

5) создание систем обучения языку;

6) создание систем понимания устной речи;

7) создание систем генерации речи;

8) создание автоматизированных информационно-поисковых систем;

9) создание систем атрибуции и дешифровки анонимных и псевдоанонимных текстов;

10) разработка различных баз данных (словарей, карточек, каталогов, реестров и т.п.) для гуманитарных наук;

11) разработка различного типа автоматических словарей;

12) разработка систем передачи информации в сети Интернет и т.д.

Эти комплексные задачи включают целый ряд более мелких проблем. К их числу относится автоматизация следующих процессов:

• построение словарей текстов;

• морфологический анализ слова;

• определение значения многозначного слова;

• синтаксический анализ предложения;

• поиск слова в словаре;

• порождение предложения и т.д.» [1: 8].

Каталог лингвистических программ и ресурсов в Сети, составленный С.В. Ло-гичевым, показан на сайте Русской виртуальной библиотеки и содержит описание программ, надлежащих ресурсов в сети Интернет, которые работают с анализом текстов и вычислительной лингвистики доступные для загрузки и использования в режиме on-line, при этом акцент делался на бесплатные программы. Автор тематически разбил на разделы:

- программы анализа и лингвистической обработки текстов;

- программы преобразования текстов;

- психолингвистические программы;

- генераторы текстов;

- системы обработки естественного языка и машинного перевода;

- каталоги и коллекции ресурсов;

- словари и тезаурусы;

- поисковые машины и системы полнотекстового поиска;

- системы синтеза и распознавания [5].

Ознакомившись в процессе исследования с многообразной литературой по теме и лингвистическими программами необходимо освоить специфику использования программ обработки текстов, понять, насколько эффективно можно применить информационные технологии при обработке текста.

При вводе в компьютер лингвистического текста возникает необходимость решения проблемы автоматизированного обнаружения и исправления ошибок в тексте, что в практической деятельности следует разделить на три части: это орфографический, синтаксический и семантический контроль текста. Решение первой части возможно с помощью процедуры морфологического анализа, использующей мощный эталонный машинный словарь основ слов. Морфологический анализ текста - анализ структур словоформ, рассматриваемых изолированно с целью определения принадлежности словоформы слову. В ходе морфологического контроля морфологическому анализу подвергаются слова текста, слова считаются правильными, если их основы отождествляются с основами эталонного словаря, а если не отождествляются, то микрокон-текест выдаются человеку, и человек исправляет искаженные слова, а программная система записывает эти исправления в текст. Синтаксический контроль выявляет ошибки в тексте, что сложнее задачи орфографического контроля, так как включает в свой состав орфографический контроль как обязательный компонент, потому что проблема синтаксического анализа неформализованного текста полностью еще не решена. Но частичный синтаксический контроль текста целиком полностью возможен. Синтаксическая структура текста должна изобра-

жаться в виде последовательностей набора грамматической информации к словам. К классу искусственного интеллекта следует причислить задачу семантического контроля текста с целью выявления смысловых ошибок. Для формализованной информации эта задача разрешима, но полностью может быть решена на основании моделирования процессов человеческого мышления, понимания смысла текста, создания энциклопедических баз данных и программных средств манипулирования знаниями. К программам анализа и лингвистической обработки текста относятся LinkGrammarParser, RussianMorphologicalDictionary, Mystem, лингво- анализатор, морфологический анализатор, проекты Gibola/Oleada и. д.. Каталоги и коллекции ресурсов включают в себя каталог программ по вычислительной лингвистике, ресурсы, связанные с анализом текста, справочно-информационный портал «Русский язык», TextAnalysislnfo, TheLinguistList, LTI Projects. Портал «Русский язык», например, интересен тем, что содержит массу полезной информации и включает on-line словари русского языка, такие как Полный электронный орфографический словарь русского языка под ред. В.В. Лопатина; Новый словарь русского языка; Толково - словообразовательный словарь и др.

В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» дается определение термина информационные ресурсы: «Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем)». Важным источником профессиональной информации для лингвиста является сеть Интернет, в которой обнаруживаются разнообразные ресурсы в виде массивов, баз данных. Это электронные энциклопедии (feb-web.ru), электронные библиотеки (eLIBRARY.RU,

КиберЛенинка, Арбикон), базы данных университетов, форумы, авторские сайты, сети словесных ассоциаций (wordas-sociations.net), текстовые процессоры (Microsoft Word, Open Office Writer). Существенную долю интернет-массива занимают образовательные и научные ресурсы. В образовательной и научной сфере они известны и пользуются большой популярностью в связи с доступностью предоставляемой информации. Электронные энциклопедии предоставляют лингвистам возможность более быстрого получения необходимой информации. Так как речь пойдет о цифровой информации, хранящейся на серверах, то следует отметить основное преимущество электронных энциклопедий, это динамическое пополнение базы данных, её доработка и корректировка в режиме реального времени. Образцом такой базы данных может быть Фундаментальная электронная библиотека (ФЭБ) «Русская литература и фольклор» (http://feb-web.ru), которая представляет собой сетевую многофункциональную информационно-поисковую систему, обеспечивающую сбор, хранение и распространение произведений русской словесности и результатов научных исследований в области русской литературы и фольклора. В основном ФЭБ является хранилищем текстовых данных: источники, исследовательские материалы, справочная и прочая литература. Главное место в ней занимает каталог сетевых ресурсов, который содержит гиперссылки на отечественные и зарубежные электронные библиотеки русской литературы и сетевые информационные ресурсы по русской филологии и фольклору, в том числе на web-страницы, посвященные жизни и творчеству русских писателей. Вводимая в каталог информация, тщательно отбирается, проверяется и регулярно пополняется. К полнотекстовым информационным системам относятся электронные издания и электронные библиотеки. Электронно-издательская деятельность направлена на

создание и распространение электронной информации. Полезную информацию для исследовательских работ филологи могут получить с форумов литературной и лингвистической направленности. Филологи обмениваются результатами исследований и опытом, примером таких форумов может быть ресурс Лингвофорум (lingvoforum.net), который позволяет обсудить такие темы как: общая лингвистика, прикладная лингвистика, вопросы по русскому языку.

Текстовые процессоры (MS Word, Open Office Writer) используются филологами при создании, редактировании, хранении разнообразных текстовых документов. Разработанные совместно программистами и филологами справочные материалы для поиска по словарям и энциклопедиям, перевода, проверка орфографии и грамматики в тексте документа, подбор синонимов включены в данные текстовые процессоры. Нами рассмотрены только некоторые основные ИТ-ресурсы которые используют филологи. Отметим, что в лингвистической деятельности, тесно связанной с информационными технологиями, согласно поставленной задаче, информацию следует преобразовывать, редактировать. Поэтому предъявляются высокие требования к специалисту-лингвисту: умение работать с компьютерной техникой, программным обеспечением и носителями информации, распределенными базами данных, с глобальными компьютерными сетями и навыками работы с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач.

В 80-х годах ХХ века была придумана технология Mind Mapping или использование ментальных карт. С их помощью литературоведам можно реконструировать сюжетную структуру любого художественного произведения. Программа ultra_outliner разрешает раскладывать элементы сюжета в виде ментальных карт, при содействии которых можно сформи-

ровать смысловую и логическую связь, дает вероятность проследить сюжетную структуру и последовательность элементов истории, связь персонажей с описываемыми событиями. К программам для построения ментальных карт относятся Coggle, Mind, Bubbl.us, Mindmeister.

Часто устное выступление или письменный доклад требуют визуального сопровождения и наглядного представления информации. В данном случае может быть использована филологами компьютерная презентация, созданная в программе Microsoft Power Point или Open Office Impress. Следует отметить что, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.

Применение информационных технологий расширяет возможности формирования компетенций в области информационных технологий в лингвистике, развивает информационную компетентность. Внедрение новых информационных технологий во все сферы производства, обслуживания, культуры и обновление их технического обеспечения требует формирования соответствующих профессиональных знаний, умений и навыков. Умение создавать и использовать информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества, - таковы приоритеты нового века [6]. «Новейшие технические средства, тотальная визуализация информационного поля иногда оказывает влияние не на сознание, а на психику воспринимающих» [7]. Следует отметить, что лингвисты, работающие в средствах массовой информации, ежедневно в своей работе сталкиваются с большими информационными потоками, поэтому им необходимо уметь работать с информацией. Таким образом, перспективы развития лингвистических приложений и новых информационных технологий весьма значительны. Актуальность изучения взаимодействия и взаимовлияния лингвистики и информационных технологий будет возрастать.

Примечания:

1. Зубов А.В., Зубова И.И. Информационные технологии в лингвистике: учеб. пособие для студентов лингв. фак. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 208 с.

2. Хурум Р.Ю. Развитие информационной компетентности учащихся общеобразовательной школы в процессе профильного обучения. Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: коллективная: монография / под ред. Г.Ф. Ова-кимяна. Уфа: Омега сайнс, 2016. 206 с.

3. Хохлова Ю.Е. Глоссарий по информационному обществу. М.: Ин-т развития информационного общества, 2009. 160 с.

4. Компьютерная лингвистика // Онлайн Энциклопедия «Кругосвет». 2001-2009. URL: http://www.kmgosvet.ru/enc/gumanitamyenauk/lingviska/kompyuternayalingvis-tika.html (дата обращения: 07.10.2017).

5. Логичев С.В. Каталог лингвистических программ и ресурсов в Сети // Русская виртуальная библиотека. 1999-2009. URL: http//www.rvb.ru/soft/catalogue/index.html (дата обращения: 05.10.2017).

6. Хурум Р.Ю. Формирование информационной культуры педагога // Научный журнал КубГАУ 2007. № 26 (2), февраль. URL: http://ej.kubagro.ru/2007/02/pdf/06.pdf.

7. Бешукова Ф.Б. Лингвокультурологический аспект функционирования медиа-текста в современном информационном обществе // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведения. Майкоп, 2010. Вып. № 3. С. 59-64.

References:

1. Zubov A.V., Zubova I.I. Information Technologies in Linguistics: a manual for students of linguistic faculties of higher schools. M.: Academia, 2004. 208 pp.

2. Khurum R.Yu. Development of information competence of pupils of the comprehensive school in the process of profile education. Theoretical and practical aspects of psychology and pedagogy: a collective monograph / ed. by G.F. Ovakimyan. Ufa: Omega Sience, 2016. 206 pp.

3. Khokhlova Yu.E. Glossary on the Information Society. M.: Institute for Information Society Development, 2009. 160 pp.

4. Computer linguistics // Online Encyclopedia «Krugosvet». 2001-2009. URL: http:// www.krugosvet.ru/enc/gumanitamyenauk/lingviska/kompyuternayalingvistika.html (date of access: 07.10.2017).

5. Logichev S.V. Catalogue of linguistic programs and resources on the web // Russian Virtual Library. 1999-2009. URL: http // www.rvb.ru / soft / catalogue / index.html (date of access: 05.10.2017).

6. Khurum R.Yu. Formation of the information culture of the teacher // Scientific journal of KubSAU. 2007. No. 26 (2), February. URL: http://ej.kubagro.ru/2007/02/pdf/06.pdf.

7. Beshukova F.B. Linguoculturological aspect of functioning of the media text in a modern information society // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop, 2010. Iss. 3. P. 59-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.