Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОГРАФИКИ КАК ВИДА ГРАФИЧЕСКОЙ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОГРАФИКИ КАК ВИДА ГРАФИЧЕСКОЙ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1282
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАФИЧЕСКАЯ НАГЛЯДНОСТЬ / ИНФОГРАФИКА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / GRAPHIC VISUALIZATION / INFOGRAPHIC / FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириченко Елена Александровна, Кольцов Иван Анатольевич, Кольцова Анна Альбертовна

Статья посвящена обучению иностранному языку с помощью инфографики. С этой целью рассмотрены различные виды графической наглядности в обучении иностранному языку. Авторы определяют инфографику как эффективное средство обучения иностранному языку и выделяют ее основные функции. Отдельное внимание в статье посвящено разработке классификации инфографики и определении соответствующих критериев отбора ее видов для обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кириченко Елена Александровна, Кольцов Иван Анатольевич, Кольцова Анна Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using infographics as a type of graphic visualization in teaching a foreign language

The article is devoted to teaching a foreign language using infographics. For this purpose, various types of graphic visualization in teaching a foreign language are considered. The authors define infographics as an effective educational tools of teaching a foreign language and highlight its main functions. Special attention is paid to the development of infographic classification and the definition of appropriate criteria for selecting its types for teaching a foreign language.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОГРАФИКИ КАК ВИДА ГРАФИЧЕСКОЙ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

монстрации заинтересованности своей будущей профессиональной деятельностью.

Применение указанных приемов педагогического стимулирования с позиции дидактики и процесса формирования будущего специалиста ориентируется на ряд обязательных требований: соотношение цели (формирование рефлексии профессиональной) с потребностями и интересами личности студентов, ориентация на эмоциональность предъявляемого знания, обеспечение активности в их восприятии, выделение в структуре занятия времени для самоанализа и самооценки; реализация стимулирующих возможностей всех дидактических средств на основе сотрудничества в интеракции "преподаватель-студент -студент-п реп ода вател ь".

В результате применения приемов педагогического стимулирования студентов к профессиональной рефлексии показательны стало осознание ценности избранной профессии, осознанная потребность в рефлексии своего Я как будущего профессионала, студенты приобрели умение актуализировать личностные и потенциальные возможности, стремление к самоидентификации в будущей профессиональной деятельности, повысились требования к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.

Описанные приемы рефлексивной деятельности реализовывались посредством рефлексивно-творческих, рефлексивно-диалоговых исследовательско-творческих,ценностно-смыс-ловых и других заданий, каждое из которых имело четкую целевую направленность: обеспечение поиска ценностей своей будущей профессии, саморазвития и значимости профессиональной деятельности в жизни студентов, образовательное пространство творческого самодвижения, творческой самореализации, самоутверждения, развитие целеустремленности, развитие творческой активной позиции,

способность переносить полученные знания из учебной деятельности в профессиональную.

Комплексно перечисленные приемы обеспечивают формирование самооценки, самоанализа, самоуправления, самопроектирования собственной рефлексивной деятельности, активизируют стремление к рефлексивному мышлению, саморазвитию личностных качеств: эти приемы предстают как инструментально и процессуально стимулирующее сопровождение студентов, их стимулирования к профессиональной рефлексии.

Литература:

1. Беликов В. А. Образование. Деятельность. Личность : монография. - М.: Академия Естествознания, 2010.-310 с.

2. Бережнова О. В. Рефлексивная деятельность как педагогическое условие саморазвития студентов вуза : дис.... канд. пед. наук. - Ростов-н/Д., 2005. -188 с.

3. Винтер Е.И. Педагогическое стимулирование : как фактор профессионально-творческой подготовки будущего учителя: дис.... к.п.н.- Челябинск, 2004.

4. Ипполитова Н. Анализ понятия "педагогические условия": сущность, классификация // General and Professional Education. - 2012. - №1. - С. 8-14.

5. Методологический анализ теорий, исследований и практики в различных областях психологии / под редакцией Л. А. Цветковой, В. М. Аллах-вердова. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2009. - 622 с.

6. Савина Е. А. Способность к профессионально-личностной рефлексии как фактор успешного становления будущего педагога // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). - Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. - С. 133-135. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10145/

7. Седанкина Т.Е. Развитие способности будущих офицеров к профессиональной рефлексии в процессе психолого-педагогической подготовки: дис. ...канд. пед. наук.- Казань,2009.- 161 с.

8. Юрцев И.В. Педагогическое стимулирование курсантов к преодолению трудностей взаимодействия в процессе обучения в военном вузе : автореф.... дис. канд. пед. наук. - Кострома, 2012. -27 с.

О си о си

0-<

X

:Р со

кд№ -Г

S

249

USING INFOGRAPHICS AS A TYPE OF GRAPHIC VISUALIZATION IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE Kirichenko Yelena Aleksandrovna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor Koltsov Ivan Anatolevich, PhD of Pedagogical science, Associate Professor Koltsova Anna Albertovna, Undergraduate student

Department of Foreign Languages and Methods of Teaching, Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Altai Republic

The article is devoted to teaching a foreign language using infographics. For this purpose, various types of graphic visualization in teaching a foreign language are considered. The authors define infographics as an effective educational tools of teaching a foreign language and highlight its main functions. Special attention is paid to the development of infographic classification and the definition of appropriate criteria for selecting its types for teaching a foreign language.

Keywords: graphic visualization; infographic; foreign language.

УДК 378 ВАК РФ 13.00.02

© Кириченко ЕЛ., 2020 S © Кольцов И. А., 2020 © Кольцова А.А., 2020

X

LU

S

о

LU

< et

LU

* * *

250

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОГРАФИКИ КАК ВИДА ГРАФИЧЕСКОЙ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Статья посвящена обучению иностранному языку с помощью инфографики. С этой целью рассмотрены различные виды графической наглядности в обучении иностранному языку. Авторы определяют инфографику как эффективное средство обучения иностранному языку и выделяют ее основные функции. Отдельное внимание в статье посвящено разработке классификации инфографики и определении соответствующих критериев отбора ее видов для обучения иностранному языку.

Ключевые слова: графическая наглядность; инфографика; иностранный язык.

I

КИРИЧЕНКО Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент

КОЛЬЦОВ Иван Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент

КОЛЬЦОВА Анна Альбертовна, магистрантка

кафедра Иностранных языков и методики преподавания, Горно-Алтайский государственный университет, Гэрно-Алтайск, Республика Алтай

В связи с изменениями парадигмы образования, актуальным становится пересмотр средств обучения вообще и иностранному языку в частности. Одним из актуальных и эффективных вспомогательных средств обучения следует определить графическую наглядность, которая нашла широкое применение в самых разнообразных видах человеческой деятельности, и которую необходимо активно использовать в процессе обучения иностранному языку.

В методической литературе графическая наглядность определяется как вид зрительной наглядности, которая отражает информацию в графической форме (таблицы, схемы) [2,54] и является одним из средств обучения иностранному языку с помощью различных изображений, анимации, фотографий [10].

С целью рационального и эффективного использования графической наглядности с методической точки зрения обучения иностранному языку необходимо рассмотреть дополнительные возможные виды графической наглядности на междисциплинарном уровне.

В педагогике графическая наглядность рассматривается как средство активизации мыслительной деятельности и формирование чувственного образа. В психологии графической наглядности отводится роль средства усвоения каких-либо абстрактных знаний. С методической точки зрения графическая наглядность представляется в качестве средства в усвоении языкового и речевого материала с целью эффективного формирования умений иноязычного общения.

В исследованиях по педагогике графическая наглядность относится в основном к наглядным средствам обучения и включает в себя:

- карты;

- схемы;

-таблицы;

- графики;

-диаграммы [11; 16].

Е.А. Шалыгина в своем исследовании предлагает следующую классификацию и виды графической наглядности:

1) образно-художественная (карта, картинка, рисунок, фотографика, видеофрагменты, макеты, компьютерная графика);

2) научно-исследовательская (график, диаграмма, схема, таблица, шкала, опорный конспект) [18, 46].

В психологии используется следующая классификация графической наглядности с целью визуализации полученных результатов психологических исследований:

- графики [13];

- рисунки;

- графические символы;

- графические шаблоны [19].

С целью систематизации материала исследователи теории развития критического мышления через чтение и письмо в качестве графической наглядности дополнительно выделяют:

- таблица-ИНСЕРТ;

-таблица - "знаю-хочу узнать-узнал" (далее 3-Х-У);

- кластеры;

- таблица "тонких" и "толстых" вопросов;

- "бортовой журнал";

- кольца Венна [6; 9].

В теории семиотики графическая наглядность представлена иконическими знаками (изобразительные предметы, хранящие информацию), которые выражаются в различных диаграммах и графиках [8] и направлены на результат активной познавательно-теоретической деятельности человека, которая заключается в мысленном понимании объекта [7].

М. Смикиклас - ведущий специалист цифрового маркетинга и социальных медиа представляет еще один вид графической наглядности - инфографику с целью коммуникации [12].

Рассмотренные виды графической наглядности на междисциплинарной основе позволяют распределить соответствующие виды графической наглядности на традиционные, которые используются во всех научных исследованиях (например, схемы, таблицы, графики, диаграммы и т.д.) и нетрадиционные, которые выделены только в соответствующей научной области (например,таблица - ИНСЕРТ, 3-Х-У, бортовой журнал, инфографика, анимация и т.д.). Кроме того, во всех исследованиях отмечается тот факт, что использование различных видов графической наглядности во всех сферах деятельности позволяет более глубоко понять и принять представленную информацию.

В рамках исследования из всего многообразия видов графической наглядности мы выделяем инфографику, т.к. она может содержать все вышеперечисленные виды графической наглядности и используется как средство: семантиза-ции лексического материала; активизации языкового материала;объяснения теоретического материала, например грамматических правил; ситуативной иллюстрации речевого материала; иноязычного общения.

В связи с этим, следует отметить, что инфографика представляет передачу определенной

информации, осуществляет определенную реакцию на нее и является наглядной опорой для высказывания, т.е. инфографика имеет логическую и композиционно-смысловую структуру. Она прочитывается как законченный текст. В данном случае мы понимаем текст в широком смысле с семиотической точки зрения, т.е. как целостную знаковую систему, в которой информация может быть закодирована не только с помощью вербальных кодов, но и невербальных [1; 14]. Совокупность текстовой информации с лингвистической точки зрения и различных кодов с семиотической позиции отражает как окружающую действительность, так и сохраняет и передает соответствующую информацию, которую необходимо "прочитать" и интерпретировать.

Кроме того, восприятие информации ин-фографики позволяет приравнять его к общению как процессу в совокупности с коммуникацией, интеракцией и перцепцией. Поэтому инфографика реализует те же функции, что и общение в целом, к которым различные авторы относят следующие функции:

- информационно-коммуникативная функция связана с передачей и приемом информации с помощью инфографики, которая выступает в качестве источника информации;

- регуляционно-коммуникативная функция осуществляет организацию деятельности в процессе обучения;

- аффективно-коммуникативная функция реализует эмоциональную сторону человека [3].

Таким образом, процесс иноязычного общения будет наиболее эффективным при реализации всех функций одновременно, потому что общение представляет своего рода диалог - в отличие от коммуникации, которая монологична и лишена избирательности при передаче информации.

В качестве одного из средств обучения иностранному инфографика обладает определенными характеристиками. Их описание необходимо для разработки классификации инфографики в учебном процессе в условиях языкового образования.

Наличие текстовой информации в инфог-рафике позволяет определить лингвистические характеристики: цельность и связность [4; 15], т.к. каждый текст имеет законченную мысль и все его части логически связаны. Следовательно, текстовый материал и наглядность дополняют друг друга.

В исследованиях семиотического подхода, знаковость определяется как основная характеристика [7], т.е. инфографика является зна-

ш S

О ш

<

С[ ш

* * *

252

ковои системой, основой которой выступает совокупность знаков, соединенных в общее и представляющих целостную картину наглядно.

Поскольку мы самостоятельно создаем ин-фографику по той или иной теме, соответствующей рабочей программе языковой дисциплины, то можно также определить ее индивидуальное авторское происхождение как характеристику, которая играет большую роль в процессе восприятия информации.

Специфическими характеристиками инфог-рафики мы выделяем следующие:

- упрощенность: для лучшего восприятия и понимания берется только самое основное, т.е. изображается краткая информация (текст, картинки);

- структурность: содержание инфографики должно соответствовать определённой последовательности отображения информации (схемы, диаграммы в совокупности с текстом);

- адаптивность: обязательный учет языковой подготовки студентов.

Кроме того, для создания классификации инфографики необходимо учитывать ее виды. Проанализировав различные исследования на предмет видов инфографики, можно сделать вывод о том, что в методике обучения иностранному языку не существует классификации видов инфографики. Следовательно, необходимо создать классификацию инфографики и определить соответствующие критерии отбора ее видов для обучения иностранному языку.

Одним из основных критериев можно выделить формат создания инфографики. По формату инфографика может быть статичной и динамической [17].

Статичная инфографика чаще всего отображена в виде графического изображения без анимированных элементов и является наиболее простым и распространенным видом инфографики. Основные преимущества данного вида заключаются в том, что легче продумать дизайн, не требуется высокого уровня языковой подготовки студентов, а также специальных завышенных технических навыков. Однако с точки зрения обучения иностранному языку есть один минус данного формата, это отсутствие голосового сопровождения информации, что является невозможным слышать иноязычную речь.

Динамическая инфографика также представляет собой графическое изображение, но с добавлением анимации. Разновидностью данного вида инфографики является видео-ин-фографика, которая представлена в формате

видеоролика. Достоинством видео-инфогра-фики является то, что информация передается не только наглядно, но и аудиально. При такой подаче информации уровень восприятия повышается, так как задействованы не только зрительные, но и слуховые анализаторы, что является особенно актуальным при обучении иностранному языку. Главным недостатком видео-инфографики мы выделяем его техническую сторону, так как для создания данного формата необходимо владеть соответствующими навыками в области разработки видеороликов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следующим критерием создания классификации можно считать вид участия читателя, в нашем случае студента, в управлении представленной информацией. В рамках данного критерия под видом участия в учебном процессе понимается активное участие студента, т.е. его взаимодействие с информацией и получение ответной реакции, представленной в интерактивной форме. Следовательно, данный критерий выражен в интерактивной ин-фографике. Преимуществом интерактивной инфографики является возможность организации работы в двух направлениях: с заранее подготовленными данными, которые, например, необходимо расставить на соответствующие места; на добавление каких-либо данных, например, в виде чисел, недостающих слов. В данном случае при работе с интерактивной инфографикой студент должен руководствоваться не только своими собственными кодами (первым впечатлением,эмоциями), но и той коммуникативной ситуацией, которая отражена в инфографике. Главным недостатком при работе с интерактивной инфографикой мы выделили владение специфическими навыками создания инфографики.

Критерий формы подачи информации также является немаловажным и самым объемным. К данному критерию можно отнести следующие виды инфографики:

- инфографика-сравнение;

- инфографика-инструкция;

- инфографика-схема;

- инфографика-карта;

- инфографика-таймлайн;

- инфографика-плакат;

- инфографика-статистика [17; 20].

Названия представленных видов инфографики говорят сами за себя, поэтому не требуют дополнительной конкретизации. Важно отметить, что вышеперечисленные виды инфографики по форме подачи информации перекликаются с первым критерием и относятся

к статичной форме создания. Положительным моментом использования данных видов является применение разнообразных упражнений в обучении иностранному языку студентов, но необходимо учитывать уровень языковой подготовки.

Критерии классификации инфографики также связаны со спецификой обучения иностранному языку. В данном случае необходимо учитывать содержательную сторону иногра-фики, т.е. ее наполняемость как в языковом (лексическом и грамматическом) плане, так и в тематическом. Важно подчеркнуть, что данный критерий является объединяющим, т.е. универсальным для всех представленных видов инфографики, использующихся в обучении иностранному языку.

Таким образом, классификация инфографики позволяет осуществить ее отбор для обучения иностранному на основе специально отобранных критериев, учитывающих не только тематику, языковую наполняемость, но и форму создания и подачи информации, а также вид участия студентов. Кроме того, создание инфографики возможно не только преподавателем, но и студентами.

Создание инфографики студентами отображается в рисовании взаимосвязи, алгоритмов и схем, тем самым студенты самостоятельно добывают необходимые данные и обрабатывают их, т.е. систематизируют материал и наглядно его демонстрируют [5].

Использование инфографики в учебном процессе предполагает не только применение готовой инфографики, которую можно найти на просторах сети Интернет, но и разработку собственной инфографики. В результате анализа Интернет-сайтов, содержащих готовые примеры инфографики представляется возможным сделать вывод о том, что не всегда можно подобрать соответствующую инфографику, поэтому целесообразнее разрабатывать собственные, тем самым выполнить одно их требований новых стандартов образования к педагогам, а именно формирование и совершенствование информационно-коммуникационной компетенции педагога. Освоить создание инфографики в настоящее время можно самостоятельно при помощи специальных он-лайн-сервисов, например, piktochart.com, canva.com, easel.1у и т.д. Следует отметить, что каждый из сервисов также имеет свои достоинства и недостатки, но они являются хорошими инструментами, помогающими сделать процесс обучения иностранному языку наиболее эффективным.

Литература:

1. Агеев В.Н. Семиотика. - М.: Весь М ир, 2002. - 256 с.

2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология : учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2006. -363 с.

4. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Филологический анализ текста. Практикум. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 400 с.

5. Ермолаева Ж.Е., Лапухова О.В., Герасимова И.Н. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Концепт. - 2014. - №11. - Режим доступа к журн. URL: https://e-koncept.ru/2014/ 14302.htm (дата обращения 09.02.2020).

6. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке : пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.

7. Махлина С.Т. Словарь по семиотике культуры. -СПб.: Искусство-СПБ, 2009. - 752 с.

8. Мечковская Н.Б. Семиотика Язык. Природа. Культура: Курс лекций учеб. пособие для студ. филол., лингв, и переводовед. фа к. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2007. -432 с.

9. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учеб.-метод. пособие. - СПб.: КАРО, 2009.-144 с.

10. Основы методики обучения иностранным языкам : учебное пособие / Н.Д. Гальскова, А.П. Васи-левич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. - М.: КНО-РУС, 2017.-390 с.

11. Пидкасистый П.И. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 640 с.

12. Смикиклас М. Инфографика. Коммуникация и влияние при помощи изображений. - СПб. : Питер, 2014,- 152 с.

13. Ступницкий В. П., Щербакова О. И., Степанов В. Е. Психология : учебник для бакалавров. - М. : Дашков и К°, 2013.-520 с.

14. Суминова Т.Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы). - М. : Академический Проект, 2006. - 480 с.

15. Филиппов К.А. Лингвистика текста: Курс лекций. - СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2003.336 с.

16. Хуторской А. В. Современная дидактика ¡учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.

17. Что такое инфографика? Режим доступа. URL: https://infografics.ru/all/chto-ta koe-infografika/ (дата обращения 09.02.2020)

18. Шалыгина Е.А. Графическая наглядность как средство развития познавательного интереса подростков : автореф. дис. ...канд. пед. наук. -Волгоград, 2008.-28 с.

19. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.

20. 10 видов инфографики для всех, кто с дизайном на "вы". - Режим доступа. URL: https:// www.canva.com/ru_ru/obuchenie/infografika/ (дата обра щен ия 09.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.