Научная статья на тему 'Использование индивидуально-психологического подхода в спортивном отборе в дзюдо'

Использование индивидуально-психологического подхода в спортивном отборе в дзюдо Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
496
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТБОР / ОРИЕНТАЦИЯ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ВОСПРИЯТИЯ / ЛИЧНОСТЬ СПОРТСМЕНА / SELECTION / ORIENTATION / SPECIALIZED PERCEPTIONS / PERSONALITY OF SPORTSMAN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корякин Алексей Иванович

В настоящее время достаточно условий для успешного осуществления ориентации и отбора, четкого определения задатков занимающихся спортом, особенностей индивида. По этой причине важно в систему отбора в дзюдо уделять внимание интеллектуальному компоненту личности, который обеспечивает понимание своего вида спорта, овладению его техникой и тактикой. Одной из характеристик интеллектуального компонента личности спортсмена являются специализированные восприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INDIVIDUAL AND PSYCHOLOGICAL APPROACH IN SPORT SELECTION IN JUDO

At present time we have enough conditions for successful implementation of orientation and selection, clear definition of deposits of sport people, individual features. For this reason in the selection system of judo it is necessary to pay attention to intellectual component of personality, which provides the understanding of his type of sport, mastering its technique and tactics. One of the characteristics of intellectual component of personality of sportsman is specialized perceptions.

Текст научной работы на тему «Использование индивидуально-психологического подхода в спортивном отборе в дзюдо»

УДК 796/799

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СПОРТИВНОМ ОТБОРЕ В ДЗЮДО

© Алексей Иванович КОРЯКИН

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры адаптивной физической культуры, e-mail: dergal@tsutmb.ru

В настоящее время достаточно условий для успешного осуществления ориентации и отбора, четкого определения задатков занимающихся спортом, особенностей индивида. По этой причине важно в систему отбора в дзюдо уделять внимание интеллектуальному компоненту личности, который обеспечивает понимание своего вида спорта, овладению его техникой и тактикой. Одной из характеристик интеллектуального компонента личности спортсмена являются специализированные восприятия.

Ключевые слова: отбор; ориентация; специализированные восприятия; личность спортсмена.

Определение способностей и, в целом, одаренности как сочетание врожденных морфологических и функциональных особенностей человека является предметом специальной психолого-педагогической отрасли -ориентации и отбора для занятий в различных видах спорта.

Способный спортсмен отличается комплексом физических и психических качеств, высокий уровень которых определяет эффективность спортивной деятельности. Этот комплекс не статичен: внутри него возможны неравномерное развитие и компенсации, выражающиеся в различных качественных и количественных соотношениях отдельных функций. Этим, в частности, объясняется малое сходство в характере действий спортсменов примерно одного класса даже при равной эффективности этих действий [1, с. 53-55].

Ориентация и отбор должны осуществляться комплексно, с учетом многих факторов, и игнорирование этого положения тоже может привести к ошибочным суждениям.

В настоящее время достаточно условий для успешного осуществления ориентации и отбора, четкого определения задатков занимающихся спортом, особенностей индивида. Анализ современной научно-методической литературы приводит к тому, что строгое экспериментальное исследование индивидуальности должно осуществляться с учетом соотношений генотипичного и средового факторов. Это соотношение в современной науке имеет вполне четкое содержание и определенные методы исследования.

Общий подход к пониманию сущности индивидуальности имеет непосредственное значение для решения задач спортивного от-

бора и, как более узкой задачи, для поиска высокоодаренных личностей и прогнозирования успешности спортивной деятельности.

Способности обычно рассматривают как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и обусловливающие успешность какой-либо деятельности или нескольких ее видов (Б.М. Теплов, 1961); свойства человека, делающие его пригодным к выполнению какой-либо деятельности (С.Л. Рубинштейн, 1960); свойства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности (И.С. Лейтес, 1984); свойства индивидуума и свойства личности, определяющие успешность деятельности, а также степень преодоления неблагоприятных и противодействующих условий при достижении успешного результата (В.С. Мерлин, 1996); такую часть структуры личности, которая, актуализируясь в конкретном виде деятельности, определяет качество последней (В.Н. Платонов, 1984); как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности (В. Д. Шадриков, 1996), сочетание врожденных функциональных факторов, психических и физиологических функций с индивидуально-типологическими особенностями нервной системы (Е.П. Ильин, 1983).

Ряд параметров модельных характеристик спортсмена характеризуются значительной консервативностью. К таким параметрам можно отнести свойства нервной

системы, некоторые анатомо-морфологи-ческие и психофизиологические показатели (характерологические качества, память, мышление, скорость переработки информации, показатели сенсомоторики и др.). Именно они весьма ценны для прогнозирования эффективности спортивной деятельности, особенно при первичном отборе для занятий спортом. В то же время другие параметры являются высоколабильными, изменяющимися в зависимости от этапов тренировочного процесса, от состояния спортсмена или уровня напряженности. К лабильным показателям следует отнести результаты соревновательной деятельности, параметры учебнотренировочного процесса (объем и интенсивность, параметры общефизической и специальной подготовленности, показатели энергетического уровня функционирования, оцениваемые по состоянию вегетативных систем организма). Ряд параметров (техническая и тактическая подготовленность, состояние здоровья и эмоциональная устойчивость) носят промежуточный характер.

В теории и методике физического воспитания является общепринятым положение о том, что определяющую роль в подготовке юных спортсменов играет собственно обучение. Однако тренировка как внешняя причина действует через внутренние условия, без учета которых ее воздействие будет недостаточно эффективным. К внутренним условиям, оказывающим значительное влияние на тренировочный эффект, относятся индивидуальные особенности спортсмена. Это предполагает необходимость организации учебно-тренировочного процесса на основе глубокого учета индивидуальных различий в физической, технической, тактической, психологической подготовленности, морфологических особенностей спортсмена.

Хотя попытки учета индивидуальных особенностей спортсменов конкретных видов спорта предпринимались в некоторых руководствах, изданных еще в начале XX в., но научному исследованию индивидуализация спортивной деятельности стала подвергаться сравнительно недавно. Одной из первых работ по индивидуализации спортивной деятельности стала работа видного советского боксера, тренера и исследователя К.В. Градополова (1940) «Стиль и индивидуальная школа в боксе», в которой автор рассматри-

вает вопросы, связанные с целесообразностью выбора боксерами того или иного индивидуального стиля соревновательной деятельности. Индивидуализация тренировочной и соревновательной деятельности боксеров исследовалась также С.Н. Белоусовым (1976) в его диссертационной работе.

Индивидуализации обучения технике спортивной борьбы посвящена работа

Э.Г. Мартиросова (1966). Вопросы, связанные с учетом индивидуальных особенностей борцов при исследовании параметров сложного технико-тактического действия, рассматриваются в работе, выполненной авторским коллективом во главе с А.А. Новиковым (1977). Индивидуализации процесса совершенствования специальной выносливости у борцов посвящено исследование А. А. Ше-пилова и В.П. Климина (1977).

Вопросы индивидуализации тренировочной и соревновательной деятельности дзюдоистов на основе свойственных им типологических различий в стиле нервной системы и эмоциональной устойчивости рассматриваются в работе В.А. Толочека (1981).

Проблему индивидуального подхода в построении тренировочного процесса невозможно решить без учета психологических особенностей спортсменов юношеского возраста. Для этого, в первую очередь, мы рассматриваем ряд исследований, в которых излагается психологический аспект при решении данной проблемы.

А.Ц. Пуни еще в 1930 г., исследуя индивидуально-психологические различия спортсменов, сделал важный вывод о том, что при различном сочетании психических свойств возможны одинаково высокие успехи в спортивной деятельности.

Выражение «Индивидуальный стиль деятельности человека» - это адекватные реакции на объективные и субъективные особенности деятельности. Проблема формирования индивидуального стиля деятельности вытекает из проблемы индивидуализации, индивидуального подхода, смысл которого достаточно научно обоснован в фундаментальных работах В.С. Мерлина (1967, 1986) и Е.А. Климова (1989).

Одним из основных утверждений при формировании индивидуального стиля деятельности авторы обоснованно считают следующее: «существенные для успешности ра-

боты индивидуальные различия могут быть весьма стойкими, практически неизменными. Наряду с этим есть более изменчивые, которые могут играть роль компенсаторных факторов». Данная предпосылка может лечь в основу проведения индивидуально-психологической работы со спортсменом на различных этапах подготовки. Эта работа может происходить не за счет исправления или преодоления отрицательных психологических проявлений, основных свойств нервной системы, личностных особенностей, а за счет эффективного использования положительных, компенсирующих свойств и особенностей.

По этой причине важно в систему отбора в дзюдо уделять внимание интеллектуальному компоненту личности, который обеспечивает понимание своего вида спорта, овладению его техникой и тактикой. Одной из характеристик интеллектуального компонента личности спортсмена являются специализированные восприятия.

Специализированные восприятия возникают в конкретных условиях спортивной деятельности, которая вызывает у спортсмена возникновение и развитие глубоко специфических ощущений, связанных со специализацией. Специализированное восприятие -специфический для различных видов спорта тип сенсорного восприятия, регулирующий его деятельность по ходу выполнения [4, с. 48-49]. Специфика таких восприятий, главным образом, определяется особенностями вида спорта, в котором специализируется спортсмен. На основе специализированных восприятий движения выполняются с высокой точностью. В спортивной практике восприятия называют «спортивными чувствами», например, «чувство льда» у конькобежцев, «чувство снега» - у лыжников, «чувство лодки» - у гребцов, «чувство снаряда» -у гимнастов, «чувство мяча» - у игровиков, «чувство времени» - у бегунов, велосипедистов, «чувство воды» - у пловцов и т. д. Все эти «чувства» являются сложными комплексными специализированными восприятиями, основанными на деятельности нервной системы.

Рассмотрим особенности регуляции движений по временному, пространственному и силовому параметрам, которые являются основой координационных способностей.

Временной параметр. Под «чувством времени» понимается оценка восприятия длительности явления и соответствующее отмеривание. Точность оценивания и отмеривания временного интервала свидетельствует о качестве сознательной регуляции действий. При этом устойчивость отмеривания интервалов времени служит признаком способности к управлению скоростью движений. Так, легкоатлеты дают наиболее точную оценку времени по тем дистанциям, на которых специализируются.

Пространственный параметр. Амплитуды движений человека отличаются высокой точностью, которая сохраняется даже без зрительного контроля и имеет высокую помехоустойчивость между пространственными и временными параметрами, в большинстве случаев корреляционные связи отсутствуют. Положительное же взаимодействие этих качеств ощутимо проявляется главным образом на начальном этапе тренировочного процесса.

Силовой параметр. Мышечное напряжение слабо управляется сознанием. Выявлено, что при воспроизведении заданного усилия тяжелоатлеты в 91 % случаев его превышают; в меньшей степени такое превышение выражено у легкоатлетов, а фехтовальщики независимо от квалификации развивают в момент укола чрезмерно большое усилие - в 20 раз превышающее положенное.

Т.П. Королева советует применять специальные упражнения для развития специализированных восприятий.

«Чувство времени» (бег, ходьба) - сразу после пробегания отрезка самому оценить время и сверить по секундомеру; в прыжках и метаниях - не только оценить, отмерить интервал, равный реальному времени выполнения действия, но также дифференцировать его.

«Чувство дорожки» - бег по разному грунту: в разной обуви, с закрытыми глазами, с положением рук на поясе или за спиной.

«Чувство дистанции» - в единоборствах ведение поединка в непривычной (обратной) стойке, на ковре или ринге меньшего размера, с двумя спарринг-партнерами одновременно; в циклических видах и спортивных играх - парное маневрирование: один из партнеров изменяет дистанцию (за счет ско-

рости, темпа, ритма), а другой - сохраняет ее неизменной.

«Чувство снаряда» - отягощение и облегчение собственного веса и снаряда; движения с закрытыми глазами.

В психологии спорта выделяют общие признаки, характерные для всех специализированных восприятий. К ним относятся следующие:

1) специализация различительной функции одного или совокупности анализаторов;

2) обусловленность восприятия особенностями среды, в которой действует спортсмен, или особенностями предметов, с которыми (на которых) выполняются двигательные действия;

3) обусловленность пространственным расположением противников и партнеров;

4) лабильность (неустойчивость), требующая постоянного упражнения;

5) высокий уровень развития чувства, появляющийся в результате высокого уровня тренированности.

Так как специализированные восприятия представляют собою комплекс ощущений [2], то эти элементарные психические действия трудно поддаются тренировке.

Важное место на базовом этапе многолетней подготовки юных дзюдоистов занимает процесс совершенствования техники борьбы. По мнению ведущих специалистов, в теории и практике спортивного борьбы техническая подготовленность во многом определяет уровень достижений спортсменов [3;

4, с. 204-205]. Сильнейшие борцы мира демонстрируют все более совершенную технику, отличающуюся высокой эффективностью и целесообразностью. Эффективная техника предполагает оптимальное сочетание развиваемых усилий и положения тела и неразрывно связана как с физической подготовленностью спортсмена, так и с уровнем двигательной одаренности, с тонкостью двигательных и тактильных ощущений, с совершенством специализированных восприятий.

Спортивная борьба требует высокого уровня перцептивных действий, но только в детском возрасте природой создаются особые условия для качественного освоения тонких ощущений, перерастая затем в способность произвольно управлять параметрами движений [4]. Следовательно, для планирования технической подготовки борцов в

многолетней тренировке на более высоком качественном уровне следует учитывать возрастные особенности формирования специализированных восприятий занимающихся. Известно, что эффективность тренировочного процесса во многом зависит от того, насколько направленность тренировочных воздействий совпадает с естественным ритмом развития моторики.

Достижение высокого спортивного мастерства во многом зависит от уровня развития специализированных психических процессов и качеств, которые позволяют борцу дзюдо реализовать свои физические и технико-тактические возможности. Для сильнейших борцов характерны емкое восприятие и быстрая оценка боевой обстановки, точный расчет времени и дистанции, умение мгновенно находить нужные моменты для ударов и защит, тонкое внимание, молниеносная реакция. В спорте особенно важны пространственно-временные, без которых немыслим анализ движений, и специализированные мышечно-двигательные восприятия. Это -чувство дистанции, времени, ориентирование на татами, чувство положения тела, свободы движений, чувство захвата, внимание, боевое мышление, быстрота реакции. Они должны быть тесно взаимосвязаны между собой и влиять друг на друга.

Основой для развития чувства свободы движений является овладение координацией движений и правильной техникой с оптимальным чередованием расслабления и напряжения мышц, умением наносить удары разной силы, что воспитывает уверенность в себе. Совершенствуется свобода движений в соревнованиях, которые являются также средством контроля этого чувства. Для борьбы характерна глубокая взаимозависимость различных психических качеств, как, например, чувства дистанции с чувством времени и быстротой реакции (ведь захват надо выполнить в определенное время с определенного расстояния и очень быстро); или чувства ориентировки с чувством дистанции и т. д. А можно ли представить тактическое мышление борца без острого внимания, связанного с активными действиями?

Воспитание указанных чувств, конечно, связано и с уровнем технико-тактической и физической подготовки. Психическая подго-

товка является основой в овладении техникотактическим мастерством.

Точность специализированных восприятий является первым критерием перспективности спортсмена. Компенсировать низкий уровень специализированных восприятий, прямо связанных с качеством техникотактических действий, не может даже редкое сочетание комплекса других хорошо развитых физических и психических качеств спортсмена. Поэтому необходим как можно более ранний отбор по этому профессиональному психологическому качеству [2].

1. Губа В.П., Квашук П.В., Никитушкин В.Г. Индивидуализация подготовки юных спортсменов. М., 2009.

2. Серова Л. К. Психология личности спортсмена. М., 2007. С. 48-49.

3. Дворкин В.М. Обоснование интегративной методики отбора детей в группы начальной подготовки по дзюдо: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2008.

4. Психология физической культуры и спорта / А.В. Родионов, В.Ф. Сопов, В.Н. Непопалов и др.; под ред. А.В. Родионова. М., 2010. С. 204-205.

Поступила в редакцию 16.09.2011 г.

UDC 796/799

USE OF INDIVIDUAL AND PSYCHOLOGICAL APPROACH IN SPORT SELECTION IN JUDO Aleksey Ivanovich KORYAKIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Adaptive Physical Culture Department, e-mail: dergal@tsutmb.ru

At present time we have enough conditions for successful implementation of orientation and selection, clear definition of deposits of sport people, individual features. For this reason in the selection system of judo it is necessary to pay attention to intellectual component of personality, which provides the understanding of his type of sport, mastering its technique and tactics. One of the characteristics of intellectual component of personality of sportsman is specialized perceptions.

Key words: selection; orientation; specialized perceptions; personality of sportsman.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.