Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ В ИНТЕРПРЕТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РОМАНА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ В ИНТЕРПРЕТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РОМАНА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
918
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» / ИЛЛЮСТРАЦИЯ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / РЕЦЕПЦИЯ / СРАВНЕНИЕ / БЕСЕДА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ / СМЫСЛ / СОДРУЖЕСТВО ИСКУССТВ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зырянова Ольга Николаевна, Смагина Вероника Юрьевна, Мещерова Юлия Наилевна

В статье рассматриваются вопросы использования иллюстраций при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» на уроках литературы. Предлагаемые авторами выводы основаны на актуализации многогранного культурного контекста посредством организации интегрирующей деятельности обучающихся, в процессе которой текст произведения и иллюстрации к нему рассматриваются как единое целое. Обращение обучающихся к мифологическим мотивам и образам позволит актуализировать в диалоге читателя-школьника с текстом, с одной стороны, и с иллюстрацией - с другой, существенно важные для восприятия искусства переживания, среди которых - нацеленность на другого, сопереживание бытового факта как проявления бытия, ценностная самоидентификация личности. Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению позволяет обучающимся увидеть в каждой иллюстрации не только отсылку к роману, но и картину мира художника, основанную на его толковании романа Ф.М. Достоевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Зырянова Ольга Николаевна, Смагина Вероника Юрьевна, Мещерова Юлия Наилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF ILLUSTRATIONS IN THE INTERPRETATION ACTIVITY OF STUDENTS WHILE STUDYING A NOVEL F.M. DOSTOYEVSKY "CRIME AND PUNISHMENT"

The article discusses the use of illustrations in the study of F.M. Dostoevsky's novel "Crime and Punishment" in literature lessons. The methodological recommendations proposed by the authors are based on the actualization of a multifaceted cultural context through the organization of integrating activities of students, during which the text of the work and illustrations to it are considered as a whole. The appeal of students to mythological motives and images will allow actualizing in the dialogue of the student-reader with the text, on the one hand, and with the illustration, on the other, experiences that are essential for the perception of art, among which are focus on the other, empathy for everyday fact as a manifestation of being, value self-identification of the individual. Comparing illustrations by different artists to the same work allows students to see in each illustration not only a reference to the novel, but also a picture of the artist's world based on his interpretation of the novel by F.M. Dostoevsky.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ В ИНТЕРПРЕТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РОМАНА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"»

символами являются: плюшевый кот «Алик»; церковь, которая стала планетарием; деревянные утки; телефон, по которому люди лгут; бюро погоды, обладающее анонимным лживым голосом; похоронный венок; кафе «Незабудка»; ружье. Необходимо предложить ребятам подумать, а есть ли такие символы в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».

В заключительной части урока обратится к вопросам: «Получится ли у главного героя - Виктора Зилова преодолеть душевный кризис и возродиться или его ждет неминуемая гибель?»; «Что общего в финале пьесы А. Вампилова и А.П. Чехова?». Обучающиеся придут к пониманию того, что в обеих пьесах герои рефлексируют, размышляют, но кардинальных изменений в жизни не происходит. Зилов, скорее всего, станет таким, как Дима, так как духовных сил у него нет. Раневская и Гаев, несмотря на переживания о судьбе сада, ничего не предпринимают и их судьба и судьба их дома предрешена.

Таким образом, урок по пьесе «Утиная охота», проведенный в таком формате, позволит проанализировать произведение драматурга А. Вампилова в контексте традиций и новаторства. Обучающиеся в ходе урока, определят, какие характерные особенности пьесы свидетельствуют о новаторстве драматурга, а какие - о преемственности.

Выводы. Изучение знаковой пьесы «Утиная охота» А. Вампилова в 11 классе в аспекте традиций и новаторства позволяет проследить преемственность в литературе второй половины ХХ века, детально раскрыть образы героев, пространственно-временные образы и образы-символы, которые имеют большое значение в идейном содержании произведения. Проблемные ситуации, предложенные обучающимся на уроке, позволят активизировать мышление, будут способствовать формированию прочных, осознанных знаний, пробудят потребность к творческой деятельности.

Прием сопоставления пьесы «Утиная охота» А.В. Вампилова с драматическими произведениями А.П. Чехова («Вишневый сад», «Иванов»), а также использование карты-схемы с чертами «новой драмы» позволит обучающимся проследить преемственность драматурга.

Литература:

1. Вампилов, А.В. Утиная охота / А.В. Вампилов. - Санкт-Петербург: Азбука, 2020. - 416 с.

2. Собенников, A.C. Чеховские традиции в драматургии А. Вампилова // Чеховиана: Чехов в культуре XX века. -Москва, 1993. - С. 144-152.

3. Стрельцова, Е.И. Плен утиной охоты / Е.И. Стрельцова. - Иркутск: Иркутская областная типография, 1998. - 374 с.

4. Чехов, А.П. Вишневый сад / А.П. Чехов. - Москва: Эксмо, 2009. - 704 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат филологических наук, доцент Зырянова Ольга Николаевна

Лесосибирский педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студентка Смагина Вероника Юрьевна

Лесосибирский педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студентка Мещерова Юлия Наилевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» - Лесосибирский педагогический институт (г. Лесосибирск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ В ИНТЕРПРЕТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РОМАНА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы использования иллюстраций при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» на уроках литературы. Предлагаемые авторами выводы основаны на актуализации многогранного культурного контекста посредством организации интегрирующей деятельности обучающихся, в процессе которой текст произведения и иллюстрации к нему рассматриваются как единое целое. Обращение обучающихся к мифологическим мотивам и образам позволит актуализировать в диалоге читателя-школьника с текстом, с одной стороны, и с иллюстрацией - с другой, существенно важные для восприятия искусства переживания, среди которых - нацеленность на другого, сопереживание бытового факта как проявления бытия, ценностная самоидентификация личности. Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению позволяет обучающимся увидеть в каждой иллюстрации не только отсылку к роману, но и картину мира художника, основанную на его толковании романа Ф.М. Достоевского.

Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание», иллюстрация, интерпретация, рецепция, сравнение, беседа, художественный мир произведения, смысл, содружество искусств.

Annоtation. The article discusses the use of illustrations in the study of F.M. Dostoevsky's novel "Crime and Punishment" in literature lessons. The methodological recommendations proposed by the authors are based on the actualization of a multifaceted cultural context through the organization of integrating activities of students, during which the text of the work and illustrations to it are considered as a whole. The appeal of students to mythological motives and images will allow actualizing in the dialogue of the student-reader with the text, on the one hand, and with the illustration, on the other, experiences that are essential for the perception of art, among which are focus on the other, empathy for everyday fact as a manifestation of being, value self-identification of the individual. Comparing illustrations by different artists to the same work allows students to see in each illustration not only a reference to the novel, but also a picture of the artist's world based on his interpretation of the novel by F.M. Dostoevsky.

Key words: F.M. Dostoevsky, "Crime and Punishment", illustration, interpretation, reception, comparison, conversation, the artistic world of the work, meaning, community of arts.

Введение. Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту среднего общего образования [8] одним из требований к предметным результатам освоения углубленного курса литературы является отражение умения «оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка)». Поскольку главным предметом изучения на уроке литературы является художественное произведение, словесный текст, то работа с иллюстрациями направлена прежде всего на более глубокое его осмысление.

Отметим, что большинство методических исследований и разработок, посвященных использованию произведений изобразительного искусства в интерпретационной деятельности обучающихся, предназначены для применения в 5-9 классах, в то время как аналогичной работе со старшеклассниками уделено сравнительно небольшое количество работ.

Кроме того, актуальность данной темы обусловлена изменениями в ЕГЭ по литературе, которые вступают в силу с 2022 года. В части 2 добавлена пятая тема сочинения с опорой на «диалог искусств». Представляется возможным проследить тенденцию к внедрению заданий, направленных на формирование у обучающихся междисциплинарных связей.

Изложение основного материала статьи. В искусстве, а также в теории литературы, термин «интерпретация» является неотъемлемой составляющей комплексного анализа литературного произведения. Интерпретация произведения способна стать своеобразным воздействием как на дальнейший анализ одного конкретного произведения, серии произведений одного автора так и анализ художественного направления в контексте интерпретируемого художественного произведения.

Наиболее распространенные среди методистов точки зрения относительно определения понятия «интерпретация» позволяют вывести собственное определение данного термина относительно к применению в школьной практике.

Интерпретация - это новое, субъективное толкование какого-либо художественного произведения, воспроизведенное в устной или письменной, вербальной или невербальной форме и основанное на наличии культурно-исторического контекста, а также на возрастных, интеллектуальных индивидуальных особенностях, и особенностях восприятия, воображения, творческих способностей, понимания поэтики художественного текста.

Идеями претворения теории «диалога искусств» при освоении литературы как части художественной культуры были пронизаны работы многих методистов, таких как В.Г. Маранцман [51, Г.Л. Ачкасова [1], Е.Р. Ядровская [101, Е.Н. Колокольцев [31, А.Т. Сотников и многих других. Методической школой В. Г. Маранцмана, опирающейся на диалогическую концепцию обучения литературе, была создана система творческих работ для учащихся 5-11 классов.

Существуют самые разные варианты интерпретаций литературных произведений: чтецкие актерские записи художественных текстов, иллюстрации автора и разных художников к литературному произведению, музыка к литературным произведениям, романсы на стихи, описания и записи инсценировок и экранизаций.

Наиболее актуальным с каждым днем становится изучение литературы в школьном курсе с внедрением в образовательный процесс произведений изобразительного искусства, что способствует формированию у обучающихся не только предметных универсальных учебных действий по дисциплине «Литература», но и позволяет подвести обучающихся к постижению текста художественной литературы со стороны эстетического восприятия. Это и определяет методику анализа художественного произведения на уроке и интерпретацию, в основу которой положены приемы культурологического комментария, синхронное обращение к упоминаемым произведениям смежных искусств, система творческих заданий и работ по обеспечению благоприятных условий развития.

Анализ школьных учебников в аспекте использования произведений изобразительного искусства при изучении романа показал, что наибольшее количество иллюстраций представлено в учебнике для 10 класса под редакцией С.А. Зинина и В.И. Сахарова, однако данные иллюстрации к «Преступлению и наказанию» не используются с целью сопоставления с текстом или самостоятельной интерпретации обучающимися.

По мнению М.А. Рыбниковой, на уроке литературы для успешного обучения должны быть задействованы разные сферы восприятия обучающихся, поэтому использование иллюстраций позволит не только усилить эмоциональное воздействие на читателя-школьника, но и организовать аналитическую работу по интерпретации и сопоставлению разных видов искусства. Предлагаем использовать иллюстрации к роману на уроке «Образ Раскольникова в среде «униженных и оскорблённых». Нравственная проблематика романа» по роману «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского».

При работе со статьей Родиона Раскольникова, объясняющей суть его теории об «имеющих право» и «тварях дрожащих», рекомендуется вспомнить вместе с обучающимися имена тех великих исторических личностей, которыми «парирует» Раскольников, доказывая верность своей теории. Обучающиеся отметят, что Родион Раскольников упоминает Наполеона, Ньютона, Магомета, Ликурга, Соломона и других. Предлагаем обратить внимание ребят на портреты этих «законодателей и установителей человечества», имена которых обозначены в романе, в числе которых будет и иллюстрация «Раскольников», созданная И. Глазуновым. Вопрос «Похож ли Раскольников на тех людей, к числу которых он себя относит?» позволит увидеть, что бледный, осунувшийся Раскольников явно отличается от великих личностей.

Обращая обучающихся к статье «О преступлении» и самой теории Раскольникова, можно задать вопрос: «Можно ли сказать, что статью написал именно тот человек, что изображен на иллюстрации?». Очевидно, что провокационность данной статьи совершенно не соотносится с изображаемым человеком: все в его облике говорит о слабости его духа и совершенной непринадлежности к описываемым им людям.

На данном этапе урока предлагаем обратить особое внимание обучающихся на интерпретацию вышеупомянутой иллюстрации Ильи Глазунова, при разборе которой можно задать следующие вопросы: «Похож ли Раскольников, изображаемый И. Глазуновым на Раскольникова в описании Достоевского? Приведите примеры из текста, соответствующие схожести или различности изображаемых образов», «Как вы думаете, почему Илья Глазунов изображает Раскольникова с полуприкрытыми глазами? Что таким образом хочет донести до нас иллюстратор?». «Почему, с точки зрения символики, Раскольников изображен на фоне толпы людей? По сравнению с другими людьми на иллюстрации он выглядит значительно больше и прорисован художником гораздо чётче толпы. Как такое изображение может быть соотносимо с теорией Родиона Раскольникова?». Важно указать, что данная работа Ильи Глазунова соответствует той части романа, в которой герой еще не совершил свое страшное преступление, а только обдумывает его.

Целесообразно обратить внимание обучающихся на эпизод первого сна Родиона Раскольникова «Об убитой лошади». После вступительной беседы и пересказа содержания данного эпизода предлагается групповая работа с иллюстрацией М. Шемякина «Сон Раскольникова. Вступительный текст может быть следующим: «Достоевский находился под влиянием английской литературной традиции и в частности Чарльза Диккенса, известного своими детективными романами. Обычно в начале детектива совершается какое-либо преступление, и на протяжении всей книги мы постепенно узнаём, кто же это преступление совершил. Однако в данном романе всё с точностью наоборот. Преступника мы знаем с самого начала, а одним из главных вопросов становится то, готов ли он был на это преступление пойти, и что ждет его душу после совершения убийства?».

Обучающиеся делятся на 5 групп, каждой из которой предлагается карточка, содержащая вопросы к данной иллюстрации. Так, например, карточки к заданиям могут быть следующими:

Карточка №1. Почему мужики, убивающие лошадь, а также сама лошадь изображены М. Шемякиным несоизмеримо большими относительно остальных компонентов иллюстрации? Обратите внимание на глаза изображаемых мужиков: что хотел таким образом донести до зрителей иллюстратор, учитывая, что в литературоведческой традиции глаза, как правило, выступают как образ души человека. Как, по вашему мнению, идеи иллюстратора могут быть соотносимы с идеями Ф.М. Достоевского?».

Карточка №2. Интерпретируйте образ лошади, изображенной на иллюстрации. Поразмышляйте над тем, почему иллюстратор изображает лошадь именно таким образом? Что именно в изображаемом образе кажется вам странным и

почему? Как вы думаете, почему М. Шемякин, вслед за Ф.М. Достоевским изображает именно лошадь, а не другое животное? Для ответа на вопрос используйте собственные размышления, а также информацию из Словаря символов.

Карточка №3. Подумайте над символическим пониманием образа человека, лежащего в основании иллюстрации. Как вы думаете, кто это может быть? Проведите параллель между лежащим человеком и лошадью, парящей в воздухе: какие общие черты у них возможно найти? Как, по задумке М. Шемякина, соотносятся два данных образа? Как вы думаете, чем определено такое сходство? В качестве подсказки на карточке может быть также приведена цитата из «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!».

Карточка №4. Соотнесите пейзаж, изображаемый М. Шемякиным с пейзажем сна Раскольникова, описываемого Достоевским. Что общего, а что, наоборот, различно? Приведите цитаты из текста в подтверждение своего суждения. Как вы думаете, почему М. Шемякин изображает на заднем плане собор? Попробуйте определить символическое значение изображаемого собора на представленной иллюстрации. Почему собор, с точки зрения символики, изображен таким незначительно маленьким по сравнению с огромными мужиками, парящими в воздухе? Обратите внимание на то, что собор как будто бы «попирается» ногами мужиков.

Карточка №5. Что чувствует Родион Раскольников после увиденного им сна? Найдите цитаты-подтверждения в тексте романа. Как его состояние отображается на иллюстрации М. Шемякина? Как вы думаете, действительно ли Раскольников готов убить человека?

В ходе дальнейшего обсуждения, обучающиеся предлагают свои варианты интерпретации данного эпизода романа вкупе с интерпретацией иллюстрации, созданной М. Шемякиным. Старшеклассниками отмечается сходство лежащего в основании человека с Н.В. Гоголем, что далее может натолкнуть их на то, что иллюстратор таким образом может показывать продолжение традиций Гоголя Достоевским.

Кроме того, отмечается, что собор изображен незначительным по сравнению с основными действующими лицами иллюстрации, что отсылает обучающихся к мысли о том, что вера христианская, символом которой и является собор, для мужиков не имеет должного значения, оттого она и «топчется» их ногами. Примечательно, что обучающиеся могут также отметить огромные черные глаза у мужиков, что может указывать на «бездушность» и «бездуховность» изображенных на иллюстрации людей.

Образ лошади соотносится обучающимися не только с образом Родиона Раскольникова, сходство с которым на данной иллюстрации очевидно, но и со всеми жертвами романа: старухой-процентщицей, ее сестрой и даже Соней Мармеладовой.

Продолжая беседу о мотивах преступления Раскольникова, учителем может быть создана цитатная вырезка, на основании которой обучающиеся смогут дополнить уже имеющиеся собственные суждения, относительно причин совершенного преступления (психологическая, социальная, нравственная причины).

Далее, предлагаем сопоставление двух иллюстраций И. Глазунова («Раскольников на лестнице», «Раскольников в своей коморке»), где мы видим Раскольникова через несколько минут после совершения страшного преступления и спустя некоторое время после убийства в своей коморке.

Обучающимся должны самостоятельно определить, какая иллюстрация относится к тому или иному моменту произведения, а также аргументировать свою точку зрения. Необходимо также обратить внимание на явные различия в изображении как лица, так и тела Раскольникова.

С помощью такого рода вопросов можно подвести обучающихся к мысли о том, что Раскольников, начинает осознавать всю тяжесть совершенного им преступления, тяжесть духовную, которая приводит героя в состояние болезни, как бы разрушая его изнутри. Он уже начал отбывать свое «страшное, инфернальное наказание», и пути назад уже точно нет.

Подводя итог, можно предложить обучающимся иллюстрацию М. Шемякина «Эскиз к балету по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»». Данная иллюстрация соединяет в себе все самые «яркие» элементы романа, в том числе и основные составляющие образа Родиона Раскольникова.

Обучающимся предлагается найти те значимые «частички» образа Раскольникова, которые выделяет Михаил Шемякин в своей работе. В первую очередь, обучающимися может быть отмечен желтый цвет, как один из ключевых цветов, используемых Достоевским в романе. Кроме того, внимание обучающихся может привлечь и совсем маленькая церковь, отсылающая к уже представленной и проанализированной старшеклассниками иллюстрации «Сон Раскольникова». Кроме того, может быть отмечено, что Раскольников несоизмеримо большой по сравнению с комнатой, в которой он находится, что также может натолкнуть обучающихся на мысли Раскольникова о «право имеющих», к которым он себя относит, как бы становясь аллегорично слишком большим для обстановки, в которой он находится. В углу иллюстрации, обучающиеся могут заметить Соню Мармеладову, которая одета во все белое, в то время как сам Раскольников - в черном. Здесь важно предположить, почему художник изображает именно такой цвет одежды у героев. Ответы могут быть различны, однако наиболее возможный вариант - это соотнесенность символики белого цвета как цвета чистоты, добра и черного как, наоборот, темного и злого начала в человеке.

Выводы. Использование произведений изобразительного искусства в интерпретационной деятельности обучающихся при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» на уроках литературы при анализе образа Родиона Раскольникова помогает обучающимся наглядно представлять описываемого героя, а также соотносить символику, используемую иллюстратором, с идейным содержанием романа.

Представленные выводы по изучению романа направлены на развитие межпредметных связей (история, культурология), способности к сравнению и анализу нужной информации, способствуют развитию принципа диалогизма с другими видами искусств, в том числе с живописью.

Литература:

1. Ачкасова, Г.Л. Диалог искусств в системе школьного литературного образования: автореферат диссертации... канд. пед. наук: 13.00.02 / Ачкасова Галина Леоньтевна. - Санкт-Петербург, 2000. - 30 с.

2. Изменения в КИМах ЕГЭ на 2022г // Федеральный институт педагогических инноваций: официальный сайт. - 2022. -URL: https://fipi.rU/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory# !/tab/151883967-10 (дата обращения 20.02.2022)

3. Колокольцев, Е.Н. Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Б.Н. Колокольцев. - Москва: Просвещение, 1990. - 129 с.

4. Лебедев, Ю.В. Литература. 10 кл.: учебник для общеобразоват. организаций: базовый и профил. уровни: в 2 ч. Ч. 2 / Ю.В. Лебедев. - Москва: Просвещение, 2014.

5. Маранцман, В.Г. Содружество искусств на уроке литературы : пособие / В.Г. Маранцман. - Москва: Просвещение, 1971. - 81 с.

6. Сахаров, В.И. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / В.И. Сахаров, С.А. Зинин // - 9-е изд. - Москва: Русское слово, 2019. - 280 с.

7. Смагина, В.Ю. Иллюстрации М. Шемякина как рецепция авторских идей в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» / В.Ю. Смагина // Материалы XVII Всероссийских с международным участием научных

чтений молодых исследователей, посвященные памяти В.И. Даля. В 2 томах. Т.2 / Канский педагогический колледж. -Канск, 2020. - С. 138-140.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт: официальный сайт. - URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 10.06.2022)

9. Федеральный перечень учебников // Министерство просвещения Российской федерации : официальный сайт. - URL: https://fpu.edu.ru/?name=&fio=&schoolClass=11&subjectAH=116&publisher=&fpuGroup=&educationLevel=&subjectArea=&subj ect=&language=&submit (дата обращения: 26.06.2022).

10. Ядровская, Е.Р. Развитие интерпретационной деятельности читателя-школьника в процессе литературного образования (5-11 классы): монография / Е.Р. Ядровская. - Санкт-Петербург: Книжный Дом, 2012. - 184 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат филологических наук, доцент Зырянова Ольга Николаевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» - Лесосибирский педагогический институт (г. Лесосибирск)

ИЗУЧЕНИЕ ИДИОСТИЛЯ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы изучения идиостиля М.И. Цветаевой в историко-литературном курсе на уроках литературы в 11 классе. Предлагаемые авторами статьи выводы и подходы к изучению лирики обусловлены возрастными особенностями обучающихся, ориентированностью на историко-литературный контекст и интерпретацией стихотворений в рамках структурно-семантического подхода. Для изучения предлагаются стихотворения разной тематики, их выбор обусловлен концентрацией стилевых особенностей, поэтических приёмов Цветаевой. Выбранные произведения, посвящённые другим поэтам, ярко демонстрируют умение поэтессы в своём произведении указать на стилистические особенности поэта, о котором идёт речь в данном тексте.

Ключевые слова: идиостиль, М.И. Цветаева, поэтика, урок литературы, аналитическая беседа.

Annоtation. The article deals with the study of the idiostyle of M.I. Tsvetaeva in the historical and literary course at the lessons of literature in the 11th grade. The conclusions and approaches to the study of lyrics proposed by the authors of the article are due to the age characteristics of students, focus on the historical and literary context and the interpretation of poems within the framework of the structural-semantic approach. Poems of various subjects are offered for study, their choice is due to the concentration of style features, poetic techniques of Tsvetaeva. The selected works dedicated to other poets clearly demonstrate the ability of the poetess in her work to point out the stylistic features of the poet referred to in this text.

Key words: idiostyle, M.I. Tsvetaeva, poetics, literature lesson, analytical conversation.

Введение. Изучение лирики на уроках литературы в 10-11 классах связано с рядом трудностей, касающихся анализа и интерпретации поэтического текста, а также особенностей восприятия лирики обучающимися, обусловленными в большей степени возрастными особенностями, психологической подготовкой и общекультурным уровнем развития. А.М. Докусов указывает, что у обучающихся старших классов происходит игнорирование эмоциональной составляющей сущности человека вследствие ослабления образной и эмоциональной конкретизации художественного текста у читателей-школьников, поэтому максимальную сложность представляет восприятие конкретности, обобщенности смысла поэтических образов и эмоциональности [1].

Изучению лирики на уроках литературы в старших классах посвящены исследования Р.В. Якименко (2005), М.В. Малышевой (2001), С.В. Королевой (2000), Н.В. Беляевой (1997).

В работе С.В. Королевой [2] исследуется эффективность межпредметного взаимодействия при выявлении фонетических, лексико-фразеологических, интонационно-ритмических, морфологических и стилистических особенностей поэтического текста на уроках литературы. Р.В. Якименко [7] выявляет и описывает методические основы изучения истории отечественной поэзии в школьном курсе литературы с использованием культурологического подхода и рассмотрения поэзии во взаимосвязи другими родами литературы, а также смежными литературе видами искусства.

Изложение основного материала статьи. Поэтическое творчество М.И. Цветаевой изучается, согласно действующим УМК, в 11 классе в контексте поэзии Серебряного века. Обучающиеся знакомятся с творчеством поэтов-модернистов, формируется их представление об особенностях поэтики футуристов, акмеистов, символистов, то есть происходит своеобразное погружение в поэзию. На уроках по изучению лирики эффективным является структурно-семантический анализ, который предполагает выделение постоянных, наиболее устойчивых элементов художественной формы, таких как образы, сюжет, речь, ритм, изучение принципов и приемов организации элементов и отношений между ними (структура), а также толкование значений, смыслов, возникающих в результате этих отношений (семантика).

Поэзия М.И. Цветаевой уникальна, поскольку не вписывается ни в одно течение модернизма, хотя по своим стилистическим особенностям явно тяготеет к модернизму, нежели к реализму. Особенность поэтики Марины Ивановны Цветаевой заключается в её чувственной погруженности в себя и отстранённости, её поэзия, словно вневременных контекстов. Её произведения наполнены личностными переживаниями, глубиной чувств и силой воображения. Поэтика Цветаевой имеет особую специфичность ритмической структуры текста. Поэтесса использует большое количество фразеологизмов, окказионализмов, библеизмов, особый интерес вызывает фонетическая картина стиха, произведения всегда наполнены сложными, зачастую неоднозначными образами, которые, в свою очередь, рисуют особую смысловую основу стихотворения.

Выявление своеобразия поэтики М.И. Цветаевой посредством анализа и интерпретации её стихотворений в рамках структурно-семантического анализа позволит сформировать представление о своеобразии ее лирики в контексте эпохи серебряного века.

Эмоциональный настрой, важный при изучении лирики поможет создать беседа по вопросам: « Кто такой поэт? Каждый ли человек может стать поэтом или это особый дар?».

Представление творческого портрета М.И. Цветаевой невозможно без рассказа о семье поэтессы, так как воспитание и родители оказали большое значение на формирование ее как личности и как поэтессы. Необходимо уделить внимание музыкальному таланту поэтессы, значению матери в жизни и становлении М.И. Цветаевой, поскольку именно любовь к музыке отразится на ее поэзии, ее индивидуальном стиле.

Обсуждение высказываний современников о поэтессе позволят подвести к мысли о том, что образ, личность Марины Цветаевой находит отражение и в её творчестве: «Марина ушла в заумь. Ей стало тесно в рамках Поэзии. Она - dolphinlike

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.