Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
456
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИКТ / ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмагилов Д. Д., Яковлев П. С.

Статья посвящена проблеме применения информационно-коммуникативных технологий при работе с детьми старше школьного возраста. Представлены возможности применения ИКТ на занятиях, а также положительные стороны использования данных технологий. Материалы статьи помогут педагогам общеобразовательного учреждений спланировать внедрение ИКТ в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ»

чение детей младшего возраста становится более привлекательным и захватывающим.

Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Применение информационных технологий в ДОУ позволяет мне преодолеть интеллектуальную пассивность детей, дает возможность повысить эффективность образовательной деятельности и является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды. А также позволяет мне внедрять инновационные процессы в образовательный процесс, расширяя возможности доступа к информационным ресурсам.

Список литературы:

1. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. -М.: Агентство Издательский сервис, 2004.

2. Смолянинова О.Г. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования). - Красноярск: КрГУ 2003.

3. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. - М. :ИИД Филинъ, 2003.

4. Жданов Е.П. Microsoft Office PowerPoint 2007. Самоучитель для начинающих. - 1-е изд. - М.: Диалог МИФИ, 2008.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

1 2 © Исмагилов Д.Д. , Яковлев П.С.

Средняя общеобразовательная школа № 145, г. Челябинск Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск

Статья посвящена проблеме применения информационно-коммуникативных технологий при работе с детьми старше школьного возраста. Представлены возможности применения ИКТ на занятиях, а также положительные стороны использования данных технологий. Материалы статьи помогут педагогам общеобразовательного учреждений спланировать внедрение ИКТ в образовательный процесс.

Ключевые слова образовательный процесс, ИКТ, презентация занимательность.

Информационно-компьютерная грамотность является важной частью профессиональных знаний и умений учителя.

1 Учитель технологии МАОУ СОШ № 145.

2 Доцент кафедры Технологии и психолого-педагогических дисциплин ЧГПУ, к.п.н.

Сегодня много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний - это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и усваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным навыком. Попытаемся рассмотреть, как ИКТ помогают учителю в достижении этой цели.

В любом учебном процессе можно выделить основные элементы, такие как передача информации и ее усвоение. Оба эти элемента тесно взаимосвязаны друг с другом и влияют друг на друга. Передача информации происходит от обучающего к обучающемуся. Здесь велика роль источника и носителя информации. Главные требования к передаче информации - доступность ее понимания, своевременность и оперативность, а усвоение информации тесно связано с самостоятельной работой учащихся или с самообразованием.

Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромную массу информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Использование ИКТ на уроках технологии дает возможность:

- визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране теоретического материала, технологического процесса и т.п.;

- осуществлять подготовку выпускника школы к жизни в условиях информационного общества;

- индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения, повторения материала с индивидуальной скоростью усвоения;

- осуществлять управление учебной деятельностью и контроль результата усвоения учебного материала;

- развивать межпредметные связи.

Для нашего времени характерно снижение уровня мотивации обучения и прежде всего учебно -познавательных мотивов учащихся. Не является исключением и технология. Поэтому необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников к информационным технологиям для повышения и поддержания уровня мотивации к предмету «Технология».

Целью нашей работы является рассмотрение возможностей повышения эффективности образовательного процесса через использование информационно-коммуникационных технологий.

Мы считаем, что информационно -коммуникационные технологии на уроках технологии уместно применять при изучении всех тем и разделов. Не зря же сказано: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Это обуславливается следующими факторами:

1. Данная образовательная область предусматривает прежде всего формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся, в способах художественной обработки материалов, моделирования и создание проектных работ. Соответственно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке.

2. Для решения обучающих задач на уроках «Технологии» используем свои презентации, сделанные на уроках информатики старшими учениками и делающие рассказ учителя более содержательным, иллюстративным.

Презентация позволяет нам не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы; это способствует развитию мышления учащихся, активизирует их познавательную деятельность, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке технологии было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке.

В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов. Занимательность - внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по активизации мыслительной деятельности факт немаловажный.

Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития. Для учеников элементом занимательности может являться не только разгадывание кроссворда, головоломки, ребуса (они хороши при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость). Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке. Разнообразие занимательных форм обучения на

уроках создает положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже невыполнимыми. Все формы обучения, перечисленные выше, можно реализовать с помощью ИКТ, отразить в презентации. Занимательность в сочетании с иллюстративностью особым образом преображает материал, делает процесс овладения знаниями более привлекательным.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1. Использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность.

2. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты недоступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Информационные технологии только для учителей ищущих, любящих осваивать новое. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям времени.

Опыт организации учебного процесса по описанным моделям активного использования ИКТ в школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Наибольшей эффективностью обладают модели, позволяющие использовать ИКТ для решения мотивационных учебных задач.

При активном использовании ИКТ достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам тем учащимся, которые уже хоть немного владеют компьютером, можно предложить самостоятельные творческие задания разного типа:

- составление кроссворда, ребуса по теме;

- изготовление учебного пособия;

- подготовку различных творческих сообщений;

- подготовку презентаций и др.

Также применение новых информационных технологий в образовании позволяет дифференцировать процесс обучения школьников с учетом их

индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.

Список литературы:

1. ИКТ в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ict.edu.ru.

2. Образование в российской информационной сети [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://education.rin.ru.

3. Новые педагогические технологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://scholar.urs.ac.ru/courses/Technology/index.html.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРОГРАММНЫХ ПАКЕТОВ ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

© Насыров В.В.1, Попова Т.М.2

Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

В работе рассматриваются условия и практическое применение пакетов численного моделирования физических процессов в современном образовательном процессе.

Ключевые слова: формирование компетенций, численное моделирование, физические процессы, программный комплекс.

Быстроменяющиеся условия современного общества требуют постоянного повышения уровня профессионального образования выпускников вузов. Одна из тенденций в образовательном процессе это смена парадигмы образования, которая выражается в формировании у обучающегося компе-тентностно-ориентированных навыков, результатом которого является достижение определенного уровня образованности, получения определенных знаний и умений. Рассматривая формирование профессиональной компетентности бакалавра физики, как качественно новый тип образования, необходимо выявить и качественно новые характеристики собственно предметной подготовки. Федеральные образовательные стандарты высшего образования [1], предполагают, что «в результате освоения программы у выпуск-

1 Доцент кафедры «Физика», кандидат физико-математических наук, доцент.

2 Доцент кафедры «Прикладная математика», кандидат физико-математических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.