Научная статья на тему 'Использование игровых технологий при обучении немецкому языку в техническом вузе'

Использование игровых технологий при обучении немецкому языку в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
444
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lingua mobilis
Область наук
Ключевые слова
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИГРЫ И СИТУАЦИИ) / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЯ / NON-TRADITIONAL FORMS OF CLASS-ORGANIZATION / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / INDIVIDUALIZATION / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / INDIVIDUAL APPROACH / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / DIFFERENTIATED APPROACH / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / EDUCATIONAL-GAME TECHNIQUES / TEACHING EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Залугина Марина Васильевна

В статье представлена информация о различных подходах в обучении иностранному языку. Рассмотрена игровая технология как активный метод обучения, а также приведены примеры использования обучающих игр на занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Залугина Марина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Usage of Play Technologies in German Language Teaching in a Technical College

The article presents the information about different approaches in teaching a foreign language. Educational game technique as an active teaching method is considered. Some examples of using educational games at the lessons are also given.

Текст научной работы на тему «Использование игровых технологий при обучении немецкому языку в техническом вузе»

Lingua mobilis № 4 (30), 2011

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

М. В. Залугина

В статье представлена информация о различных подходах в обучении иностранному языку. Рассмотрена игровая технология как активный метод обучения, а также приведены примеры использования обучающих игр на занятиях.

Ключевые слова: игровые технологии (игры и ситуации), нетрадиционные формы занятия, индивидуализация, индивидуальный подход, дифференцированный подход, эффективность обучения.

В современных условиях обязательным компонентом профессиональной деятельности специалиста является практическое владение иностранным языком. Для формирования определенных навыков и умений при обучении иностранного языка в основу положен принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Но в реальных условиях вуза бывает трудно индивидуализировать процесс обучения только при использовании традиционных методов, так как в группе встречаются студенты с разным уровнем знаний и невысокой мотивацией к изучению данного предмета. Особенно эффективным в данном случае может быть использование игровых технологий (игры, игровые ситуации) как нетрадиционных форм занятий. Их можно проводить в группах разной наполняемости с учетом уровня языковой подготовки студентов (особенно на начальном этапе обучения). Это позволяет «учитывать индивидуальные особенности отдельных студентов и всей группы (уровень владения лексико-грамматическим материалом, отдельных навыков, умение и желание учиться, индивидуальные черты характера), что значительно повышает эффективность обучения» [1].

Так при выборе и подготовке к игре С. В. Коробова предлагает условно делить участников на 3 группы: 1 - студенты с относительно высоким знанием лексико-грамматического материала, 2 - со средними знаниями, 3 - с низкими знаниями и составлять игровые группы (пары) таким образом: студенты 1 и 2, 2 и 3 групп. То есть в

102

Методика преподавания языка

каждой группе / паре будут студенты, которые могут помочь и проконсультировать других. На таких занятиях можно решать как одну задачу (совершенствовать лексические или грамматические навыки и т.п.), так и целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, творческие способности и т.д. При этом следует учитывать «уровень сформированности игровой культуры студентов. Данное деление легко произвести по результатам анкетирования студентов» [1].

Одни игры (игровые ситуации) могут выполнятся индивидуально и оцениваться только преподавателем, другие - всей группой и оценку дает коллектив. Примером групповой работы служит выполнение лексических упражнений при изучении темы «Meine Familie». Группа делится на несколько подгрупп (по 3-4 чел.). Изученный текст разбивается на предложения, а они в свою очередь - на составные части. Каждая подгруппа должна, во-первых, правильно сопоставить составные части, вспоминая содержание текста, во-вторых, составленные предложения расположить в логической последовательности. Подгруппа, выполнившая задание раньше всех, считается победителем 1-ого этапа игры. 2-ой этап заключается в умении изложить содержание текста без опоры на него. Победителя выявляют как студенты, так и преподаватель.

Данное задание носит соревновательный характер, оно дает возможность приблизить речевую деятельность студентов к естественным нормам, помогает развивать навык общения, способствует эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивает практическую направленность обучения. Эффективность данной формы работы зависит от дифференцированного подхода к студентам, учета их языковой подготовки. Разнообразие заданий дает возможность проконтролировать все виды речевой деятельности, например, составить кроссворд по теме «Metallbearbeitung» и т.д.

По наблюдениям в настоящее время при обучении иностранным языкам все чаще используют игровые технологии, которые позволяют оптимизировать учебный процесс в вузе. Использование интенсивной методики способствует практическому овладению иностранным языком в короткие сроки.

Целесообразно поиграть на итоговых занятиях, в целях проверки усвоения лексического материала, когда у студентов есть необходимый запас по данной теме, например, после изучения темы « SchweiBen>>ссувеIгаамIсеци0шлю<mтиГ«ТтащогIOIlиашивlп>и:lврlдарое-

103

Lingua mobilis № 4 (30), 2011

ния» предлагают игру «Снежный ком». Один студент называет предложение по изученной теме, другой должен его повторить и добавить свое, третий повторяет уже сказанные предложения и добавляет свое и так далее, по цепочке, пока не будет пересказано содержание данной темы. В ходе подобных занятий осуществляется глубокий контроль знаний студентов.

Игра позволяет поддерживать работоспособность каждого студента в течение всего занятия, снимает утомляемость, восполняет дефицит общения на иностранном языке. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, придают оттенок эмоциональности их речи, активизируют словарный запас, выполняют развивающую функцию. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и их проведения, материальной оснащенности, количеству участников и т. д.

Проведение игр (игровых ситуаций) необходимо использовать как на начальном этапе, так и при обучении профессиональноориентированному иностранному языку.

При использовании игровых технологий на занятиях по иностранному языку является обязательным участие всех студентов группы. Игры оживляют занятие, и во время их проведения удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, а также «создают условия для пробуждения внутренних потенциальных резервов личности» [2]. Таким образом, нетрадиционные формы занятий направлены на совершенствование грамотности студентов, повышение их базового уровня знаний иностранного языка, что облегчает восприятие иноязычной культуры и способствует развитию межкультурной компетенции.

Список литературы

1. Коробова, Е. В. Современные технологии обучения иностранным языкам: Сборник статей Всероссийской научно-методической конференции [Текст] / Е. В. Коробова. - Пенза, 2003.

2. Шемшурина, А. И. Этическая грамматика в начальных классах [Текст] / А. И. Шемшурина. - Ч. 2. - М. : Школа-пресс, 1998.

List of Literature

1. Korobova, E. V. Sovremennye tehnologii obuchenija inostrannym jazykam: Sbornik statej Vserossi-jskoj nauchno-metodicheskoj kon-ferencii [Tekst] / E. V Korobova. - Penza, 2003.

2. Shemshurina, A. I. Jeticheskaja grammatika v nachal'nyh klassah [Tekst] / A. I. Shemshurina. - Ch. 2. - M. : Shkola-press, 1998.

104

Методика преподавания языка

3. Гришина, О. В. Способы формирования положительной мотивации при обучении иностранному языку в техническом вузе : материалы науч.-практ. конф. [Текст] / О. В. Гришина, М. В. Залугина. - Пятигорск : ПГЛУ, 2007. - 106 с.

3. Grishina, O. V. Sposoby formiro-vanija polozhitel'noj motivacii pri obuchenii inostrannomu jazyku v tehnicheskom vuze : materialy nauch.-prakt. konf. [Tekst] / O. V. Grishina, M. V. Zalugina. - Pjatig-orsk : PGLU, 2007. - 106 s.

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.