Основная педагогическая идея - обеспечение успешного развития личности каждого ученика на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия. Идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
Роль школьного предмета «Литературное чтение» трудно переоценить, потому что по сути своей он является частью Культуры, видом искусства. В начальной школе уроки чтения становятся сегодня уроками литературного чтения, цель которых заключается в нравственном воспитании и развитии детей на основе полноценного восприятия художественного текста, освоения учащимися основных литературоведческих знаний и практики читательской деятельности. Но эти задачи будут выполнены только в том случае, если мы, учителя, будем смотреть на этот предмет как на вид искусства. Тогда мы действительно сделаем уроки литературного чтения уроками нравственного прозрения, духовного обогащения и, в конечном итоге, - основой воспитания и самовоспитания.
Результатом урока является самостоятельная подготовка учеником творческого пересказа русской народной сказки и проведение конкурса лучшего сказителя.
Чтобы повысить познавательный интерес к истории родного края, его прошлого, настоящего и будущего, к родной природе я провожу интегрирование с другими учебными дисциплинами. При этом фрагментарное введение краеведческого материала идёт в логике с темой урока.
Например, на уроках технологии при работе с тканью знакомлю детей с народным декоративно-прикладным искусством, даю понятие о вышивке, говорю об украшениях и нарядных отделках на одежде, на рушниках; о цветовом строе нитей, об узоре и его магическом смысле.
Работая с пластилином и глиной, знакомимся со знаменитыми российскими художественными промыслами: Дымковским, Кожлянским, Филимоновским, Каргопольским и др.
На уроках изобразительного искусства говорим о богатых геометрических орнаментах, украшавших одежду, о цветовой гамме как о своеобразном символическом языке, в которой наши предки стремились выразить свои мысли и чувства, свою духовную связь с природой. При росписи по ткани, а также посуды, кухонных досок и других бытовых предметов учу ребят разнообразию рисунков, понимать зависимость характера росписи от формы предмета.
Каждый урок - результат творческой работы учителя и класса. А то, что урок состоялся, понимаешь, когда видишь блеск радости в глазах учеников, когда ощущаешь радость познания и желание творить дальше.
Список использованной литературы:
1. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки к проведению личностно-ориентированного классного часа. Под редакцией Е. Н. Степанова, М. А. Александровой. - М.: Сфера, 2002г
2. Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов - М.: Вентана-Граф, 2002г
© Степанова Д.Г., 2021
УДК 372.891
Улезкина А.В.,
Зам. директора по УМР, учитель географии МБОУ СОШ №44 ст. Северская, Краснодарский край, РФ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ ПРИ РАБОТЕ С КАРТОЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Аннотация
Статья посвящена использованию игровых приёмов при работе с картами на уроках географии.
Даются методические рекомендации по отбору содержания для игр и варианты использования игровых приёмов.
Ключевые слова
География, географическая карта, игровые приёмы, игры на уроках географии.
Сформированная географическая грамотность - одно из требований к знаниям, умениям и навыкам выпускника общеобразовательной школы. Жизнь сегодня требует, чтобы выпускник школы обладал умением не только географически правильно мыслить, но и экономически грамотно действовать.
Умение работать с топографическим планом, физико-географической, климатической и политической картами является одной из составляющих географической грамотности.
Среди средств обучения географии ведущее место принадлежит географической карте. Карта позволяет ориентироваться в пространстве, извлекать разнообразную информацию. В школьной географии существуют только учебные карты, которые по своим функциональным свойствам являются объектом изучения, источником знаний и средством наглядности.
При формировании навыков работы с картой развивается логическое мышление, память, внимание, то есть те свойства, которые дают возможность не только самостоятельно находить информацию, но и критически перерабатывать ее и самостоятельно делать выводы.
Неоценимую помощь в развитии географической грамотности, в том числе и картографической, могут оказать игры и игровые приемы на уроках географии.
Именно с помощью игры происходит передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему. Игра помогает моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации, так как игровые действия сосредоточиваются вокруг реальных проблем и отношений. В процессе игры учащиеся, во-первых, используют свой личный опыт, а во-вторых, свои представления об опыте предполагаемого героя. И через подобное подражание формируется своеобразная цепочка действий, воспроизводящая опыт взрослых. В ходе игры учащиеся не точно копируют взрослых, но, подражая им, действуют по-своему.
Включение игры в учебный процесс заметно повышает интерес к учебному предмету, создает ситуации, которые наполнены эмоциональными переживаниями, стимулирующими деятельность учащихся.
Игра не может полностью заменить традиционные формы и методы обучения, но рационально их дополняет. С помощью применения игр и игровых приемов более эффективно достигаются поставленные цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра стимулирует рост мотивации и познавательной активности, что способствует усвоению большего количества информации, приобретению навыков принятия адекватных решений в разнообразных ситуациях, формированию опыта нравственного выбора.
Игровое взаимодействие предполагает неформальное общение, что позволяет раскрыть как ученикам, так и учителю свои личностные качества, лучшие стороны своего характера. Игра повышает самооценку участников, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности. Игра изменяет отношение ее участников к окружающей действительности, снимает страх перед неизвестностью. Она одновременно ставит ученика в несколько позиций. Личность находится одновременно в двух планах - реальном и условном (игровом).
Приведу примеры игр, которые я использую на уроках, и которые вызывают большой интерес у учащихся.
Собери карту
Ученики получают конверты с разрезанными рисунками карты (в соответствии с темой урока). Ученики должны собрать карту за установленное время.
Географическая эстафета
Учитель или ученик задаёт вопрос ученику по карте, тот отвечает, показывает географический объект и предаёт указку следующему ученику, задавая свой вопрос. Если участник эстафеты отвечает на
вопрос неправильно, то он лишается права задать вопрос.
Белая ворона
На игровом поле (на доске, на слайде и т.п.) размещено 4 понятия, одно из которых не относится к теме, по которой сгруппированы три других. Необходимо определить, какое из этих понятий лишнее. Например, Волга, Кама, Байкал, Ангара - учащиеся определяю лишний географический объект, и показывают его на карте.
Географические силуэты
Этот игровой приём известен ещё с прошлого века: рисунки с силуэтами географических объектов демонстрируются учащимся по мере накопления номенклатуры.
Первоначальная задача - определить по очертанию географический объект. Потом можно не только узнать объект, но и показать на карте, отметить на контурной карте или дать краткую характеристику: где находится, в чём его особенности, чем он известен.
Кто быстрей
На настенной карте в разброс прикрепляются цифры от 1 до 10, каждой из которых соответствует определённый географический объект. Ученик должен показать и назвать по порядку все 10 объектов, время засекается по секундомеру. Побеждает тот, у кого на это ушло меньше времени. Спросив нескольких учащихся положение цифр можно поменять.
Географическая цепочка
Учитель задаёт вопрос любому ученику и если ученик правильно ответил, то задаёт вопрос любому другому ученику класса. Если ответил не правильно или вообще не ответил на вопрос, то он выбывает из игры.
Кошки-мышки
Эта игру можно использовать при изучении географических координат, что отработать навыков определения их на географической карте. Класс делится на две команды: «мышки», которые прячутся на географической карте, и «кошки», которые по координатам определяют места, где спрятались «мышки». Можно не только искать объекты, но и давать их описание.
Меня можно найти
Учащиеся получают фотографии или рисунки (например, представителей растительного и животного мира). Необходимо правильно соотнести их с теми природными зонами, в которых они обитают.
Добавлялки
Каждый ряд получает листок, на котором в конце игры должны появится изученные на уроке термины и понятия, географические названия, имена. Заполнять лист начинают учащиеся, сидящие на последних партах. Ученики пишут термин или понятие и передают листок впереди сидящим. Игра идёт 1,5-2 минуты, ее удобно проводить в качестве закрепления.
Знаешь ли ты?
Называется страна, а ученики называют столицу. Называется столица - ученики называют страну. Называть страны или столицы на определенную букву, с определенным количеством букв в названии и т.д.
Составь слова из слова
Учитель записывает на доске любое или тематическое географическое название. Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз.
На выполнение задания дается определенное время - 1-2 минуты.
Географический диктант
Географические диктанты являются широко распространенной формой контроля знаний учащихся. Наиболее распространенной формой диктанта, является диктант по контурной карте, когда учитель зачитывает список географических объектов под номерами, а ученик должен поставить в соответствующем месте контурной карты соответствующий номер.
Второй тип диктанта это диктант по терминологии. В этом случае учениками в тетради пишутся несколько географических терминов, а учитель вслух читает дефиниции данных терминов под номерами. Ученик же должен напротив каждого термина поставить соответствующий номер.
Самое-самое
Учащиеся называют географические объекты, которые выделяются среди себе подобных своими размерами. Например, самые высокие горы, самая длинная река, самое глубокое озеро, и т. д.
Литературная география
Зачитываются стихи или описания каких-то географических объектов. Прослушав, ученики должны либо ответить на вопрос, либо показать объект на карте.
Путаница
Предлагаются слова, обозначающие географические термины, в которых перепутаны местами буквы. Нужно восстановить слова и дать правильный ответ.
Географический алфавит
1 вариант.
Класс делится на две команды, каждая команда задает 3-5 вопросов команде соперника, все ответы должны быть на одну букву.
2 вариант.
В игре может участвовать весь класс, несколько пар учащихся, несколько команд. Задание: в алфавитном порядке называть географические названия и показывать их на карте.
Лови ошибку
Ребятам предлагается составить небольшой рассказ (5-6 предложений), в котором будет допущена 1 ошибка. Задача других участников заметить эту ошибку.
Географическое сто-лото
В контейнеры из-под «Киндер-сюрпризов» помещаются вопросы, каждый из которых имеет свою стоимость, обозначенную на контейнере. Сумма стоимости всех вопросов равна 100.
Игровое поле разделено на ячейки по числу вопросов (контейнеров с вопросами), стоимость каждой ячейки соответствует стоимости контейнеров. За каждый правильный ответ на поле выкладывается цветной жетон. Побеждает тот, кто первым заполнит поле, дав правильные ответы и получив 100 очков.
Географическое домино
Слог, завершающий одно слово, становится началом другого слова. Домино может быть тематическим (города, реки, горы) или терминологическим (по географическим терминам).
Ребусы
Использую при введении и закреплении географической номенклатуры.
Кроссворды и филворды
Использую при проверке и обобщении знаний.
При работе с политической картой мира можно использовать следующие игры.
Штурман прокладывает курс
Ученик стоит лицом к классу, повернувшись спиной к карте. Мысленно путешествуя по карте, ученику нужно назвать страны, по которым пройдет его путешествие из заданной учителем страны в намеченную точку.
Путешествие по карте
У карты два ученика. Один стоит к карте спиной, другой начинает движение указкой по карте, рассказывая о направлении и тех странах, которые встречаются на его маршруте. Учитель говорит «Стоп».
Стоящий спиной к доске ученик, должен назвать страну, на которую в данный момент показывает указка. Ученики меняются местами, если дан правильный ответ.
Последняя буква
Перед учениками, лежат атласы с политической картой. Учитель называет страну или столицу и ученик должен найти на карте страну или столицу, начинающуюся на ту букву, на которую окончился
объект заданный учителем. За первым учеником в игру вступает второй и так далее. Этот прием не только развивает внимание учащихся, но и позволяет легко, без сильного напряжения, запомнить карту.
Найди общее
Даются две страны. Ученик должен найти как можно больше общего в этих двух странах (географическое положение, религия, язык, плотность населения и т.п.).
Город на реке
Ученикам предлагается назвать города (столицы), стоящие на реках. Провести можно в виде соревнования.
Контур
У ученика на листе написаны страны и столицы под номерами, и он расставляет на настенной контурной карте фломастером цифры, или подписывает эти названия. На этих картах можно писать фломастером на водной основе, который легко стирается с ламинированной карты.
Угадайка
На контурной, настенной карте, страны отмечены цифрами. Учитель называет одну из особенностей той или иной страны. Ученик должен угадать, о какой стране идет речь, и записать нужный номер в тетрадь.
К созданию некоторых игр (лото, домино, ребусов, кроссвордов и филвордов и т.п.) привлекаются сами ученики.
Конечно же, это не все игры, которые я использую на уроке при работе с географическими картами. Главное, что работе с картой необходимо уделять время на каждом уроке географии. Мне кажется важным, чтобы ученик у доски всегда отвечал, опираясь на информацию, которую дает географическая карта, с места - на карту атласа.
Ученик, по сути, не должен представлять себе ответа на уроке без опоры на карту, которая является живым и говорящим спутником главной науке о Земле - географии!
© Улезкина А.В., 2021
УДК 796.323
Хапинина И.А.
Студентка 5 курса Иркутский государственный университет
ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ВОЛЕЙБОЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Аннотация
В статье отражены возможности обучения техническим элементам волейбола у детей младшего школьного возраста.
В эксперименте нами был подобраны комплексы упражнений, направленных на формирование устойчивого навыка приёма, передачам и подачам мяча в волейболе. Это позволило за короткий промежуток времени существенно повысить уровень технической подготовленности у обучающихся начальных классов.
Результаты проведенного исследования доказывают эффективность специально подобранных упражнений, позволяющих статистически достоверно повысить уровень технической подготовленности обучающихся начальных классов.
Ключевые слова:
элементы волейбола, физические качества, технические навыки, начальная школа