УДК 378 Шенкоренко В. СЮдина Н.П.
Шенкоренко В.С.
магистрант, Тихоокеанский государственный университет (г. Хабаровск, Россия)
Научный руководитель: Юдина Н.П.
профессор кафедры «Педагогика» Тихоокеанский государственный университет (г. Хабаровск, Россия)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 6 ЛЕТ (НА ПРИМЕРЕ СК «ЛИДЕР», Г. ХАБАРОВСК)
Аннотация: в статье представлены результаты исследования, демонстрирующие положительное влияние игровых методов на развитие физических качеств детей 6 лет. Доказана эффективность игрового подхода для увеличения мотивации к занятиям, повышения интереса к физической культуре и улучшения психофизического состояния детей.
Ключевые слова: дополнительное образование, физическая подготовка, игровые методы, готовность к школе, дошкольники.
Современные образовательные стандарты предъявляют высокие требования к школьной подготовке детей, включая не только когнитивные способности, но и физическое развитие. Физическая готовность к школе обеспечивает хорошее здоровье ребенка, способствует его успешной адаптации к новой образовательной среде, повышает концентрацию внимания, улучшает память и мышление и так далее[1].
Дошкольное образование часто не в полной мере может обеспечить все потребности в физическом развитии ребенка, особенно в развитии специфических двигательных навыков и координационных способностей. Дополнительное образование в этом контексте обладает широкими возможностями для занятий физической культурой, что позволяет более целенаправленно подготовить детей к школьным нагрузкам [4].
Однако, привычные методы занятий физической культурой не всегда оказываются эффективными для мотивации и удержания внимания детей 6 лет. Именно поэтому в рамках дополнительного образования актуальным становится использование игровых методов, которые способны сделать занятия более увлекательными и занимательными, повысить мотивацию детей и улучшить их физическую подготовленность [3].
Физическая готовность к школе характеризуется комплексом показателей, отражающих уровень развития двигательных навыков, координации, выносливости и других физических качеств, необходимых для успешной адаптации к школьным нагрузкам.
Основные показатели физической подготовленности детей 3-7 лет утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 года №916 (таблица 1) [6].
Таблица 1 Показатели физической подготовленности детей 3-7 лет
Физическое качество Норма
бег 30 метров 6,7 - 7,7 с
челночный бег 3х10м., сек. 12,3-11,3 с
метание теннисного мяча правой и левой рукой 5,8-7,9 м
прыжок в длину с места 85-100 см
отжимание 2 - 3 раза
приседания 20 раз
Базой нашего исследования стала секция фигурного катания спортивного комплекса «Лидер», город Хабаровск. Для того, чтобы определить влияние игровых методов на достижение необходимых физических показателей детей, было проведено исследование. В исследовании приняли участие дети в возрасте 6 лет в количестве 10 человек, которые начали заниматься в секции фигурного катания с мая 2024 года. При зачислении в секцию были проведены замеры с целью выявить развитие физических навыков. Выделены следующие критерии оценки:
«низкий уровень развития»: 4 и более упражнений выполнено ниже требуемой нормы,
«средний уровень развития»: большинство упражнений выполнено в пределах требуемой нормы,
«высокий уровень развития»: большинство упражнений выполнено с лучшими показателями, чем требуется по норме.
Средние результаты диагностики представлены на рисунке 1.
Результаты первичной диагностики
ПРИСЕДАНИЯ ОТЖИМАНИЯ ПРЫЖОК В ДЛИНУ МЕТАНИЕ ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ БЕГ 30М
1
10 20 30 40 50 60 70 ■ первичная диагностика ■ норма
80
90 100
0
Рисунок 1. Результаты первичной диагностики.
Данные первичной диагностики показывают, что физически дети развиты плохо, практически по всем показателям, они были ниже требуемой нормы. Наиболее успешны дети оказались в упражнении «приседания» и показали
результаты, в среднем, на 10 пунктов выше нормы. Средний уровень развития наблюдается в упражнении «прыжок в длину».
Для повышения данных показателей с детьми на протяжении трех месяцев велась работа по развитию физических качеств с использованием игровых методов обучения.
В секции фигурного катания спортивного комплекса «Лидер» в г. Хабаровске использовались различные игровые методы для увеличения мотивации детей, развития физических качеств и формирования любви к фигурированию:
Игры с элементами катания:
«Догонялки на коньках»: дети катались по льду, а один из них пытался догнать остальных. Это развивало скорость, ловкость и координацию движений, «Попади в цель». На льду располагались мишени (конусы, мячи), и дети катались на коньках и пытались в них попасть. Развивали точность движений, ориентацию в пространстве, и способность контролировать скорость [2],
«Эстафета на коньках». Дети делились на команды и участвовали в эстафетах, где нужно пройти определенный маршрут на коньках, выполняя разные задания. Таким образом развивали координацию, скорость, выносливость и командный дух,
«Фигурные танцы». Дети выполняли различные танцевальные движения на коньках под музыку. Развивали координацию, чувство ритма, пластику и творческие способности.
Игры с элементами фигурного катания.
«Снежные бабочки». Дети изучали основные элементы фигурирования, такие как скольжение, поворот, прыжок, используя образ снежной бабочки,
«Звезды на льду». Дети учились выполнять разные комбинации элементов фигурирования, представляя себя звездами на льду,
«Запрещенные движения». Ведущий называл несколько движений, которые нельзя выполнять на льду. Дети катались на коньках и пытались избегать запрещенных движений. Развивали внимание, реакцию и координацию.
Игры на суше:
«Снежный шар». Дети собирались в круг и передавали друг другу «снежный шар» (мягкий мяч), выполняя при этом различные упражнения на развитие силы, выносливости и координации,
«Льдинки». Дети прыгали на «льдинках» (ковриках или матах), стараясь не оступиться и не упасть. Развивали равновесие, координацию и ловкость,
«Фигурки из снега». Дети в игровой форме выполняли упражнения на гибкость, растяжку и развитие пластики и грации [5].
Помимо применения игровых технологий, дети выполняли различные физические упражнения, которые помогали детям развивать силу, выносливость, гибкость и координацию.
Разминка часто включала в себя прыжковые упражнения, чтобы подготовить мышцы к тренировке. Приседания являлись важной частью тренировки, укрепляя мышцы ног и ягодиц. Дети выполняли классические приседания, приседания с прыжком и приседания с легкими гантелями для сложности, в зависимости от их уровня физической подготовки.
Отжимания, требующие силы рук и груди, также были частью программы. Дети выполняли стандартные отжимания от пола, отжимания от скамьи и отжимания от стены.
Растяжка была неотъемлемой частью каждой тренировки, и способствовала развитию гибкости и подвижности суставов. Упражнения включали растяжку туловища, ног и плеч.
Беговые упражнения были ключевыми для развития выносливости, скорости и координации. Дети бегали кругами по льду или по спортзалу, варьируя темп и интенсивность.
По истечению трех месяцев была проведена повторная диагностика с целью выявить динамику изменений при использовании игровых методов для развития физических качеств детей.
Результаты повторной диагностики представлены на рисунке 2.
Результаты повторной диагностики
ПРИСЕДАНИЯ ОТЖИМАНИЯ ПРЫЖОК В ДЛИНУ МЕТАНИЕ ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ БЕГ 30М
20 40 60 80
повторная диагностика ■ норма
100
120
0
Рисунок 2. Результаты повторной диагностики.
На рисунке видна положительная динамика изменений.
Повторная диагностика физических качеств детей в секции фигурирования СК «Лидер» продемонстрировала положительную динамику изменений. Это свидетельствует о том, что занятия в секции оказали положительное влияние на физическое развитие детей. Важно отметить, что ни у одного ребенка не наблюдалось низкого уровня развития физических качеств по итогам повторной диагностики. Это значительный результат, который свидетельствует о том, что программа тренировок в секции эффективна и позволяет детям достичь необходимого уровня физической подготовленности. Дети значительно улучшили свои показатели в метании, прыжках в длину, отжиманиях и приседаниях. Это свидетельствует о том, что в секции уделялось внимание развитию силы, выносливости и координации движений. Интересно, что при первичной диагностике результаты по показателям «бег на 30 м» и «челночный бег» были низкими. По итогам занятий в секции фигурирования, результаты оказались средними.
Подобранные занятия и игры в секции фигурного катания СК «Лидер» вызывали у детей большой интерес, что является ключевым фактором успешного обучения. Дети с удовольствием ходили на занятия, что свидетельствует о высокой мотивации и желании заниматься фигурированием.
Важно отметить, что дети не только с удовольствием выполняли все задачи, поставленные педагогом, но и проявляли инициативу и творческий подход к занятиям. Они предлагали свои идеи и варианты игр, что свидетельствует о высоком уровне их мотивации и желании участвовать в процессе обучения.
Такой позитивный настрой детей является залогом успешного обучения фигурированию, позволяет им быстрее осваивать новые навыки и достигать более высоких результатов.
Проведенное исследование, направленное на изучение эффективности использования игровых методов в дополнительном образовании для формирования физической готовности к школе детей в возрасте 6 лет (на примере СК «Лидер», г. Хабаровск), демонстрирует положительные результаты.
Таким образом, использование игровых методов в дополнительном образовании позволяет сделать занятия физической культурой более увлекательными, повысить мотивацию детей, улучшить их физическую подготовленность и способствовать формированию любви к спорту. Результаты исследования могут быть использованы педагогами дополнительного образования для совершенствования программ физического развития детей 6 лет, а также родителями для организации занятий с детьми в домашних условиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Арутюнян К.А. Физическое развитие ребенка: учебное пособие. Благовещенск: Буквица, 2021. - 35 с;
2. Бежанян М.П. Особенности игрового метода в физическом воспитании младших школьников. Наука. 2022. №4. С. 191-198;
3. Глухарева М.Р. Физическое развитие детей 6 лет. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта - 2022. №7. С. 108 - 111;
4. Гридина Ю.А. Особенности обучения фигуристок 6-7 лет базовым движениям на коньках. - М: Москва - 2019. 43с;
5. Павлова М.И. Игровые технологии в дополнительном образовании детей // Молодой ученый - 2020. № 5 (64). С. 543-546;
6. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 №2916 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://detsad232.rnd.prosadiki.ru/media/2021/05/23/1301528052/24_Pokazateli_fizi cheskogo_razvitiya_detej .pdf
Shenkorenko V.S., Yudina N.P.
Shenkorenko V.S.
Pacific State University (Khabarovsk, Russia)
Scientific advisor: Yudina N.P.
Pacific State University (Khabarovsk, Russia)
USE OF GAME METHODS IN ADDITIONAL EDUCATION FOR FORMATION OF PHYSICAL
READINESS FOR SCHOOL FOR CHILDREN AGED 6 YEARS (EXAMPLE OF SPORTS COMPLEX «LEADER», KHABAROVSK)
Abstract: the article presents the results of a study demonstrating the positive effect of gaming methods on the development of physical qualities of children aged 6 years. The effectiveness of the game approach has been proven to increase motivation for classes, increase interest in physical culture and improve the psychophysical state of children.
Keywords: additional education, physical training, game methods, school readiness, preschoolers.