Научная статья на тему 'Использование и охрана интеллектуальных прав в рекламе'

Использование и охрана интеллектуальных прав в рекламе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
314
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
INTELLECTUAL PROPERTY LAW / COMMERCIAL ADVERTISING / COPYRIGHT / CIVIL CODE / RUSSIAN FEDERATION / WEBSITE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рябко Алексей Николаевич

Рекламный бизнес по своей природе неразрывно связан с авторским правом. Довольно часто, создание и использование рекламных произведений влечет за собой определенные юридические последствия, предусмотренные авторским законодательством. В статье рассматривается законы, задействованные для защиты интеллектуальных прав в рекламе. Особо актуальной является задача по определению и защите авторских и смежных прав в электронной форме, при создании объекта интеллектуальной собственности в рекламных блоках, используемых в сети Интернет.А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

dvertising business by its nature is inextricably linked with copyright. Quite often, the creation and use of advertising works entails certain legal consequences provided for by copyright law. The article discusses the laws used to protect intellectual property rights in advertising. Particularly relevant is the task of determining and protecting copyright and related rights in electronic form, when creating an intellectual property object in advertising blocks used on the Internet.

Текст научной работы на тему «Использование и охрана интеллектуальных прав в рекламе»

УДК 34

Юридические науки

Рябко Алексей Николаевич, бакалавр, Ростовский Государственный Экономический Университет, Ростов-на-Дону

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ

В РЕКЛАМЕ

Аннотация: рекламный бизнес по своей природе неразрывно связан с авторским правом. Довольно часто, создание и использование рекламных произведений влечет за собой определенные юридические последствия, предусмотренные авторским законодательством. В статье рассматривается законы, задействованные для защиты интеллектуальных прав в рекламе. Особо актуальной является задача по определению и защите авторских и смежных прав в электронной форме, при создании объекта интеллектуальной собственности в рекламных блоках, используемых в сети Интернет.

Ключевые слова: интеллектуальное право, коммерческая реклама, авторские права, Гражданский Кодекс, Российская Федерация, Интернет-сайт.

Abstract: аdvertising business by its nature is inextricably linked with copyright. Quite often, the creation and use of advertising works entails certain legal consequences provided for by copyright law. The article discusses the laws used to protect intellectual property rights in advertising. Particularly relevant is the task of determining and protecting copyright and related rights in electronic form, when creating an intellectual property object in advertising blocks used on the Internet.

Keywords: intellectual property law, commercial advertising, copyright, Civil Code, Russian Federation, website.

На текущий момент применение результатов интеллектуальной деятельности в рекламной информации является достаточно распространённым

явлением, по сути, сама реклама становится в какой-то части объектом авторского права. Хотя также можно заметить и отсутствие регламентации в Федеральном Законе «О рекламе» в отношении применения результатов и охраны интеллектуальной деятельности, единственным исключением является ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе», где сказано, что при производстве, распространении и размещении рекламы необходимо придерживаться требований, установленных законодательством Российской Федерации

Использование в рекламной информации результатов интеллектуальной деятельности в настоящее время очень распространено, можно даже сказать, что сама реклама является или частично может быть объектом авторского права. Хотя также можно заметить и то, что в Федеральном Законе «О рекламе» почти нет никакой регламентации по использованию и охране результатов интеллектуальной деятельности, единственным исключением является ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе», где сказано, что при производстве, распространении и размещении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации [2].

Основными проблемами, которые связаны с использованием и охраной объектов интеллектуальной собственности в рекламе, являются, во-первых, проблема, связанная с принадлежностью прав на созданные рекламные объекты, которые являются результатами творческой деятельности, а во-вторых, проблема использования в цифровой рекламе результатов интеллектуальной деятельности.

Результаты творческой деятельности, которые создаются для рекламной деятельности, могут при определенных условиях стать объектами авторских (произведения искусства или литературы), смежных прав (аудиовизуальные произведения, передачи эфирного или кабельного вещания, фонограммы), а также получить охрану как средства индивидуализации продукции, работ и услуг.

В ст. 1259 ГК РФ указан не исчерпывающий перечень объектов авторских прав, поэтому правовую охрану может получить любое произведение, которое

будет отвечать признакам новизны и оригинальности [1]. Рекламный продукт должен отлично себя показывать в информационном поле, вследствие чего оригинальность присуща огромному количеству данных объектов рекламной деятельности и так как он создается вследствие творческой деятельности, данный продукт может получить правовую охрану как произведение авторского права.

В соответствии со ст. 1257 ГК РФ автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано, из чего следует, что автором может быть только физическое лицо, рекламная компания, как юридическое лицо, автором быть не может [1]. Как показывает опыт, распространены ситуации, когда рекламодателю необходим рекламный продукт, вследствие чего он обращается в рекламную компанию для создания какого-либо рекламного продукта, между рекламодателем и рекламной фирмой заключается договор на производство рекламы. Дальнейшим производством такого продукта занимается какой-либо сотрудник данной компании, который создает его как служебное произведение в соответствии со ст. 1295 ГК РФ [1]. Права на данный объект интеллектуальной деятельности возникают сразу у трех субъектов: автора служебного произведения, рекламной компании и рекламодателя, заказавшего рекламный продукт. При этом отношения, которые возникают между данными субъектами можно разделить на две группы: первая группа — это взаимоотношения между заказчиком и рекламной компанией, второй же группой являются взаимоотношения между рекламной компанией и её сотрудником.

Автору произведения принадлежат: исключительное право, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения и некоторые другие права, которые также предусмотрены ГК РФ. Исключительное право на произведение, которое является имущественным правом может быть передано другим лицам это предусмотрено ст. 1285 ГК РФ [1].

Таким образом, личные неимущественные права автора могут принадлежать только самому автору авторского произведения, которым является сотрудник компании. Исключительные права на служебное произведение принадлежат рекламной компании, которая потом передает их заказчику (рекламодателю). Автору за данное служебное произведение перечисляется вознаграждение и ему также принадлежат его личные неимущественные права на созданное им служебное произведение.

Согласно действующему законодательству, затрагивающего сферу защиты авторских прав, всегда личные неимущественные права автора принадлежат исключительно физическому лицу, который и создал произведение, при этом, исключительные же права могут принадлежать как автору произведения, так и в последствии могут быть отчуждены другому правообладателю.

Для решения второй проблемы требуется внесение новых положений в четвертую часть Гражданского Кодекса Российской Федерации, которые были бы направлены на регулирование использования результатов интеллектуальной деятельности в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет. Первым из положений, которое следует ввести в Кодекс возможное расширение круга охраняемых результатов интеллектуальной собственности. Появилась необходимость в правовом определении Интернет-сайтов и других сложных информационных ресурсов, и также в обеспечении распоряжения правами на объекты, объединенных в составе таких ресурсов, в едином комплексе, на которых может использоваться рекламная информация.

При использовании авторских и смежных прав в электронной форме необходимо также предусмотреть дополнительные возможности распоряжения на такие результаты интеллектуальной собственности, посредством разработки механизма выдачи правообладателем разрешений на свободное использование определенных объектов интеллектуальной деятельности в указанных им пределах. Это позволило бы избежать необходимости заключать лицензионные договоры при использовании таких объектов интеллектуальной собственности

в цифровой среде в случаях, когда правообладатель хочет разрешить обществу свободно использовать такой объект в строго определенных им пределах, к примеру, в рекламной деятельности.

Также необходимо провести корректировку круга ограничений исключительного права с тем, чтобы установить точный перечень условий и случаев применения объектов авторских и смежных прав в цифровой среде.

Подводя итоги, отметим о важности как соблюдения, так и совершенствования законодательства, направленного на регулирование отношений в сфере рекламы, затрагивающее право интеллектуальной собственности.

Библиографический список:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2019) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. ст. 3301.

2. Федеральный закон от 13 марта 2006 года (ред. от 31.12.2017) N 38-ФЗ «О рекламе» //Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 12. Ст. 1232.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.