Научная статья на тему 'Использование художественной литературы как средство развития монологической речи у детей с тяжелыми нарушениями речи'

Использование художественной литературы как средство развития монологической речи у детей с тяжелыми нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3473
398
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование художественной литературы как средство развития монологической речи у детей с тяжелыми нарушениями речи»

Е. О. Соломон

Использование художественной литературы как средство развития монологической речи у детей с тяжелыми нарушениями речи

Речь - это великий дар природы, благодаря чему люди получают огромные возможности общения друг с другом.

Дошкольный возраст несет в себе большие возможности для познания себя, познания окружающего мира. Это благоприятный период для развития речи, расширения представлений об окружающем мире, развития личности. В этот период закладываются основы для развития чтения и письма.

Значение развития речи трудно переоценить, так как этот процесс включает в себя и совершенствование детской деятельности, и развитие всех психических процессов. Конечной целью речевого развития в дошкольном учреждении является овладение речью как средством общения. К концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми. Старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной монологической речи, развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Поэтому развитие связной речи является важной задачей в овладении детьми с тяжелыми нарушениями речи родного языка, так как:

во-первых, в связной речи реализуется коммуникативная функция;

во-вторых, в связной речи выступает взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка;

в-третьих, в связной речи прослеживаются все задачи речевого развития. Это формирование грамматического строя речи, словаря, фонематической стороны речи.

Связная речь должна быть содержательная, логичная, последовательная, организованная. Чтобы связно о чем-то рассказать, нужно представлять объект рассказа, проанализировать увиденное, отобрать основные признаки, устанавливать отношения между предметами и явлениями. Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, овладение грамматическим

247

строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный рассказ.

Главные особенности связной речи старших дошкольников с ТНР:

- нарушение последовательности изложения, программирования речевого высказывания, установления причинно-следственных связей, выделение главной мысли повествования;

- недоразвитием основных компонентов речи: фонетикофонематической, лексической, грамматической сторон речи;

- наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения и др.

В чем же причина этих проблем у детей с тяжелыми нарушениями речи? В наше время дети все больше времени проводят за компьютером, телевизором, всю необходимую информацию дети черпают в Интернете. Дети мало общаются, речевой опыт ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточное внимание всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.

У детей с ТНР без специального обучения спонтанное речевое развитие происходит замедлено и выделенные особенности создают затруднения в овладении полноценной связной монологической речь

Одним из видов работы над связной речью детей является знакомство с художественной литературой.

Художественная литература играет важную роль в воспитании детей с ТНР, помогает ребенку познать суть жизни, формировать его отношение к окружающей действительности, воспитывать духовно и нравственно. Сегодня проблема ознакомления с художественной литературой является актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к чтению у детей. Сегодня необходимо приучать ребенка к книге, к чтению, иначе трудно будет воспитать читателя, что негативно скажется на духовно - нравственный потенциал общества.

Именно литература выступает на дошкольном этапе, как эффективное средство речевого развития ребенка. Приобщение ребенка к книге позволяет заложить базовую основу его общей культуры. Помогает ребенку быстро и заинтересованно познать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впе-

248

чатлений, учит перенимать нормы поведения окружающих, подражать, в том числе и героям книг. Главная ценность старшего дошкольного возраста - это высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность ярко переживать описанные события. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.

Еще К.Д. Ушинский отмечал, что книга в дошкольном возрасте имеет важное значение в воспитании ребенка, к приобщению его к родному языку. К.Д. Ушинский уделял большое внимание тщательному выбору произведений для детского чтения. Они должны быть высокохудожественными, доступными для детского понимания, будить в детях энергию, жизнерадостность. Для многих поколений детей с книгами К.Д. Ушинского « Родное слово» и « Детский мир» была связана радость открытия красоты и силы родного языка, мудрости и богатства родной литературы.

Современные исследователи детского чтения важное значение отводят воздействию художественного произведения на нравственное, эмоциональное, эстетическое, а самое главное, на речевое развитие детей. Выбирая произведение для чтения детям, необходимо подбирать такие произведения которые раскрывали перед детьми богатство окружающего мира, рождали чувство красоты и гармонии. При выборе произведения надо отдавать предпочтение тем из них, которые близки и понятны детям.

Особое внимание я бы уделила произведениям природоведческой литературы, они писались специально для детей настоящими мастерами художественного слова. Кроме того природа является частью мира ребенка. И он ее должен правильно понимать и осознавать. При знакомстве с природоведческой литературой дети приобщаются к подлинно художественной речи, учатся владеть родным языком.

Также на современном этапе существуют инновационные методы работы с художественной литературой.

- интегрированные занятия;

- театрализованные представления;

- обсуждение произведений;

- проектная деятельность.

Взаимосвязь традиционных и инновационных методов и приемов делают процесс ознакомления детей с художественными произведениями более эффективным.

Таким образом, художественная литература способствует обогащению словарного запаса детей с ТНР, развитию восприятия, памяти, внимания, что очень важно для развития детей и подготовке их к школьному обучению. При этом совершенствуется структура

249

речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого рассказа. Также художественная литература является одним из наиболее действенных средств воспитания, в силу своей образности, эмоциональности, воздействия не только на умы, но и на души людей.

Список литературы

1. Гомзяк О.С. «Развитие связной речи у шестилетних детей». - М., 2007.

2. Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно». - СПб., 2010.

3. Научно методический журнал « Логопед» 2008 г. «Развитие связной речи детей с ТНР».

4. Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным нарушением речи». - М., 2009.

5. Филичева Т.Б. «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста». - М., 2000.

А. А. Тараканова

К вопросу об организации целостной системы мониторинга в дошкольном учреждении для детей с нарушениями речи

Поддержка разнообразия ребёнка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития является ключевым принципом федерального государственного стандарта дошкольного образования. Согласно ФГОС ДО [3], одной из задач дошкольного образования является обеспечение вариативности содержания образовательных программ. При этом следует учитывать образовательные потребности и способности воспитанников при коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказании им квалифицированной помощи в освоении основной образовательной программы. Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования, в том числе, к результатам освоения основных образовательных программ. При этом подчеркивается, что в отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся [5]. Вместе с тем, при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Она производится педагогом в рамках педагогической диагностики (или мониторинга).

На наш взгляд, необходимо несколько разграничить понятия психолого-педагогической диагностики и мониторинга.

250

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.