Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИСКУССТВА КАК ЭЛЕМЕНТА АРТПЕДАГОГИКИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИСКУССТВА КАК ЭЛЕМЕНТА АРТПЕДАГОГИКИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творчество / артпедагогика / художественное искусство / creativity / art pedagogy / art

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М В. Васютченко

Арт-технологии, помогающее учащимся не только лучше усвоить материал, но и развить критическое мышление, креативность и эмоциональную вовлеченность, являются одним из средств решения поставленной проблемы. В данной статье рассматривается возможность использования художественного искусства для углубленного изучения исторических событий, личностей и эпох. Описываются методики проведения уроков с использованием художественных средств, а также их влияние на мотивацию учащихся к изучению предмета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING ART AS AN ELEMENT OF ART PEDAGOGY IN HISTORY LESSONS

Art technologies, which help students not only to learn the material better, but also to develop critical thinking, creativity and emotional involvement, are one of the means of solving this problem. This article considers the possibility of using art for in-depth study of historical events, personalities and epochs. It describes the methods of conducting lessons with the use of artistic means, as well as their influence on students' motivation to study the subject.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИСКУССТВА КАК ЭЛЕМЕНТА АРТПЕДАГОГИКИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИСКУССТВА КАК ЭЛЕМЕНТА АРТПЕДАГОГИКИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

М.В. Васютченко, учитель истории и обществознания

Муниципальное общеобразовательное учреждение ЗАТО Видяево «Средняя общеобразовательная школа № 1» (Россия, Видяево)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-1-86-89

Аннотация. Арт-технологии, помогающее учащимся не только лучше усвоить материал, но и развить критическое мышление, креативность и эмоциональную вовлеченность, являются одним из средств решения поставленной проблемы. В данной статье рассматривается возможность использования художественного искусства для углубленного изучения исторических событий, личностей и эпох. Описываются методики проведения уроков с использованием художественных средств, а также их влияние на мотивацию учащихся к изучению предмета. Ключевые слова: творчество, артпедагогика, художественное искусство.

В последние десятилетия наблюдается рост интереса к интеграции искусства в образовательные практики. В условиях глобализации и быстрого изменения социально-

экономической среды традиционные методы обучения часто оказываются недостаточными для формирования у обучаемых необходимых навыков и качеств. Артпедагогика с ее акцентом на креативность, эмоциональное восприятие и индивидуальный подход, предлагает новые возможности для развития личности.

Творческие способности являются важным компонентом образовательного процесса, так как они способствуют формированию уникальной личности ученика. В контексте современного образования, направленного на развитие критического мышления и способности к самообразованию, творческие навыки становятся необходимыми для успешной адаптации в изменяющемся мире. Образование уже не ограничивается передачей знаний; оно стало процессом, где фактическое усвоение информации гармонично сочетается с ее интерпретацией, анализом и преобразованием. Творческое мышление помогает учащимся не только усваивать историю как науку, но и применять ее в жизни, адаптируя полученные знания к новым обстоятельствам. В рамках уроков истории интеграция творчества позволяет учащимся не только осваивать материал, но и представлять его в новой, нестандартной форме.

Важным аспектом, который стоит отметить, является необходимость применения разнооб-

разных методов и подходов к развитию творческих способностей учащихся на уроках истории. Это может быть достигнуто через внедрение арт-технологий, которые, будучи направленными на создание и восприятие произведений искусства, помогают развить как индивидуальные способности каждого ученика, так и командные навыки.

История артпедагогики берет свое начало в начале XX века, когда внимание к художественному образованию стало возрастать. Одним из первых, кто систематизировал подходы к обучению искусству, был итальянский педагог Мария Монтессори. Она акцентировала внимание на важности эстетического восприятия и самостоятельности ученика, что положило начало новым методам в артпедагогике. Особое значение средствам искусства в формировании личности ребёнка через участие его в художественно-творческой деятельности придавал Л.С. Выготский, отмечая, что процесс культурного развития может быть охарактеризован как развитие личности и мировоззрения ребёнка [1, с. 13-16].

Т. В. Христидис, в публикации «Артпедаго-гика как область научно-практического знания» указывает, что сегодня проводиться работа по подготовке «бакалавров» по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки», профиль «Артпедагогика», и нам видится большая перспектива в развитии этой отрасли знания и практическом её применении» [1, с. 144].

Стоит отметить, что арт-технологии - это разнообразные формы и методы, которые помогают в процессе обучения, используя элементы искусства для повышения заинтересованности и творческой активности учащихся. В контексте уроков истории они могут включать такие виды, как изобразительное искусство, театр, музыка, литература и мультимедийные технологии. В своей работе мы остановимся на возможности применения элементов изобразительного искусства. Использование элементов изобразительного искусства на уроках истории может быть очень эффективным и интересным методом обучения. Оно позволяет не только визуализировать исторические события и персонажей, но и активно вовлекать учеников в процесс обучения [3, с. 20].

Во-первых, элементы изобразительного искусства, такие как картины, скульптуры, фрески и т.д., могут быть использованы для создания атмосферы определенной эпохи. Например, на уроке о Древнем Египте можно показать ученикам изображения фараонов и пирамид, чтобы они могли представить себе, как выглядела эта цивилизация. Также можно использовать картины и скульптуры для иллюстрации важных событий и персонажей, что поможет ученикам лучше запомнить их историю. Для стимулирования творческого мышления уместно предложить обучающимся схематически зарисовать увиденное.

Во-вторых, элементы изобразительного искусства могут быть использованы для развития критического мышления учеников. Просмотр и анализ картин и скульптур может помочь им понять исторические события и их значение, а также научиться интерпретировать источники исторической информации.

В-третьих, для улучшения понимания и восприятия материала, можно предложить создавать свои собственные произведения искусства, отражающие исторические события или персонажей [4, с. 37-39].

Элементы изобразительного искусства могут быть использованы для разнообразия урока и привлечения внимания учеников. Они могут быть использованы в игровой форме, например, для составления исторического пазла, также полезным есть и составление схем сражений, портретов героев или карт местности.

Использование арт-технологий может быть направлено и на изучение региональной истории. Ученики, проводя исследования о значимых событиях и личностях, связанных с их регионом, и представляют результаты своих изысканий в различных арт-форматах. Например, можно организовать проект по созданию исторической карты местности, на которой будут отмечены важные события и памятные места. При этом учащиеся, самостоятельно картографируя свою местность, учатся анализировать историческую информацию и выявлять значимость этой информации [5, с. 84].

Стоит отметить, что арт-технологии могут быть адаптированы для различных уровней обучения и возрастных категорий. Для 5-7 классов можно использовать более простые методы, такие как рисунок или поделки, которые позволяют детям творчески осмысливать исторические события через игру.

Когда речь идет о более старших классах, арт-технологии могут подразумевать сложные проекты и исследовательские работы, включающие в себя как индивидуальные, так и коллективные усилия. К примеру, выполнение совместного проекта, в котором учащиеся будут изучать историю определенной эпохи, используя различные арт-технологии, поможет развить у них навыки командной работы и организованности. Например, после изучения определенной исторической эпохи ученики могут быть разделены на группы, которые создают хронологическую ленту событий с помощью коллажей. Это позволит визуализировать информацию и сделает процесс обучения интерактивным и увлекательным. Создание выставки по итогам работы (каждая группа представит свой вклад) станет не только оценкой их усилий, но и возможностью обменяться опытом и идеями.

Интеграция искусства в процесс обучения истории представляет собой многообъемный подход, который требует от педагогов не только знаний в обеих областях, но и умения связывать их так, чтобы вдохновлять учащихся на творчество и глубокое осмысление исторических событий. Стратегия использования арт-технологий в совместной деятельности открывает новые горизонты для исторического образования, поскольку это дает возможность не только изучать историю, но и созда-

вать собственные нарративы на основе полученных знаний [6, с. 267].

Важно отметить, что педагоги должны научиться адаптировать методы арт-технологий в зависимости от уровня подготовки учащихся. Разработка дифференцированных заданий поможет каждому ученику работать на своем уровне, что в свою очередь способствует созданию более включающей образовательной среды. Учащиеся, которым сложно дается художественное самовыражение, могут начать с небольших заданий, которые не требуют значительных навыков, как создание коллажей или использование цифровых технологий. Цель состоит в том, чтобы каждый ребенок мог найти для себя способ самовыражения, который вдохновит его исследовать историю.

Не менее важным аспектом является создание подходящей атмосферы для работы с арт-технологиями. Учитель должен быть готов к тому, что некоторые задания могут вызвать у

требует от педагогов навыков управления классом и способности поддерживать конструктивную атмосферу, в которой каждый чувствует себя комфортно.

Арт-технологии представляют собой мощный инструмент для развития творческих способностей. Одной из основных рекомендаций для педагогов является интеграция творческих заданий в традиционный учебный процесс. Направляя внимание учащихся на определенное историческое событие, необходимо предложить им создать «художественное произведение», связанное с этим событием. Это углубляет понимание материала и развивает креативное мышление, способствует формированию личностного подхода к изучаемой теме. Таким образом, внедряя указанный выше подход, учитель может создать пространство, в котором история становится не просто предметом для изучения, а жизненным и увлекательным процессом, насыщенным творчеством и самовыражением.

учеников различные эмоции и реакции. Это

Библиографический список

1. Булатова О.С. Арт-педагогический подход в образовании. Монография. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 2004. - 184 с.

2. Христидис Т.В. Артпедагогика как область научно-практического знания // Вестник МГУКИ. - 2016. - №6 (74). - С. 140-145.

3. Верховодова Р.А., Галустов Р.А. Артпедагогика как система интегративного применения элементов искусства в образовательном процессе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2011. - №1 - С. 19-24.

4. Методика обучения истории. Художественные образы на уроках истории: учебное пособие для вузов / В.В. Шоган, Е.В. Сторожакова. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 301 с.

5. Шоган, В.В. Методика преподавания истории в школе. Уроки истории нового поколения. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 134 с.

6. Шоган В.В., Шоган Е.В. Методика преподавания социальногуманитарных дисциплин в высшей школе: учебное пособие // Южный федеральный университет, Педагогический институт. - Ростов-на-Дону: Изд-во ИПО ПИ ЮФУ, 2009. - 332 с.

- nedaeoeuuecKue nayHU -

USING ART AS AN ELEMENT OF ART PEDAGOGY IN HISTORY LESSONS Maria Vasyutchenko, teacher of history and social studies

Municipal General Education Institution of Closed Administrative-Territorial Entity Vidyaevo «Secondary General Education School № 1» (Russia, Vidyaevo)

Abstract. Art technologies, which help students not only to learn the material better, but also to develop critical thinking, creativity and emotional involvement, are one of the means of solving this problem. This article considers the possibility of using art for in-depth study of historical events, personalities and epochs. It describes the methods of conducting lessons with the use of artistic means, as well as their influence on students' motivation to study the subject. Keywords: creativity, art pedagogy, art.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.