Научная статья на тему 'Использование художественного дизайна в музейной педагогике в интересах героико-патриотического воспитания молодежи'

Использование художественного дизайна в музейной педагогике в интересах героико-патриотического воспитания молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА / ЭКСПОЗИЦИЯ / ПЛАН РАБОТЫ / МУЗЕЙНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ / КОМПОЗИЦИЯ ЭКСПОНАТОВ / ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Александр Леонидович, Кабинова Ольга Анатольевна

В статье освещается опыт использования художественного дизайна в воспитательной среде школьного музея истории военной медицины, призванного служить формированию патриотизма, интернационализма, героико-патриотическому воспитанию школьников посредством особо организованного дизайна музейного пространства и содержательного наполнения направлений его деятельности. Раскрывается алгоритм формирования дизайна экспозиции музейного пространства с учетом всех элементов, входящих в воспитательную среду музея. Описываются механизмы воздействия на чувственно-образную часть психики школьников в интересах героико-патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов Александр Леонидович, Кабинова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование художественного дизайна в музейной педагогике в интересах героико-патриотического воспитания молодежи»

опьянённого». Кроме того, К. Шимановский включил в него оркестровые варианты песен «Желания», «Танец», «Влюбленный ветер» из ор. 24. Композитор создал также балетную версию цикла ор. 26.

Таким образом, обращение К. Шимановского к творчеству Хафиза Ширази обогатило эстетику и художественный мир польского композитора, привело к обновлению и содержанию музыки и выразительных средств, открыло новые пути в решении проблемы взаимодействия культур Востока и Запада.

Список литературы

1. Szymanovski К. Ъ р18ш. Кгакоу, 1958. 123 8.

2. Никольская И. Творческий путь Кароля Шимановского // Шимановский К. Воспоминания. Статьи. Публикации. М., 1984. 323 с.

3. Гафурбеков Т. Третья симфония «Песнь о ночи» Кароля Шимановского (к проблеме претворения Востока) // Плунгян В., Галущенко И.Г. Тухтасин Гафурбеков. Т., 1998. 152 с.

4. Брагинский И. Литература Ирана и Средней Азии // История всемирной литературы. Т. 2. М., 1984. 277 с.

5. Тараева Г. О вокальном творчестве Кароля Шимановского // Шимановский К. Воспоминания. Статьи. Публикации. М., 1984. 296 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДИЗАЙНА В МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ В ИНТЕРЕСАХ ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ Иванов А.Л.1, Кабинова О.А.2

'Иванов Александр Леонидович - кандидат психологических наук, доцент,

кафедра психотерапии и сексологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования, г. Москва;

2Кабинова Ольга Анатольевна — преподаватель, кафедра дизайна,

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж, г. Стерлитамак, Республика Башкортостан

Аннотация: в статье освещается опыт использования художественного дизайна в воспитательной среде школьного музея истории военной медицины, призванного служить формированию патриотизма, интернационализма, героико-патриотическому воспитанию школьников посредством особо организованного дизайна музейного пространства и содержательного наполнения направлений его деятельности. Раскрывается алгоритм формирования дизайна экспозиции музейного пространства с учетом всех элементов, входящих в воспитательную среду музея. Описываются механизмы воздействия на чувственно-образную часть психики школьников в интересах героико-патриотического воспитания. Ключевые слова: дизайн музейного пространства, экспозиция, план работы, музейные мероприятия, сестра милосердия, композиция экспонатов, героико-патриотическое воспитание.

Актуальная потребность в популяризации героического опыта и заслуг военных медиков стала ключевой причиной создания в районе Южное Бутово г. Москвы школьного музея истории военной медицины на базе средней школы № 1492. Музей создавался как упрощенный аналог имеющего всемирную известность Военно-медицинского музея, созданного Министерством обороны в Санкт-Петербурге.

При разработке и создании проекта музея учитывались возрастные аспекты компоновки и размещения экспонатов - посетителями музея являются школьники. Была сформирована педагогическая направленность каждой детали внутреннего пространства, которая выразилась в доминировании эстетически представленной практической функции - приобщении школьников к героической истории военный медицины. Современные требования к дизайну были преломлены к специфике и направленности деятельности Музея - образовательной и героико-патриотической. Следующим фактором стали требования безопасности и сохранения максимальной долговечности экспонатов. В дизайне интерьера музея тщательно продумано расположение каждого экспоната, его освещение и удобство осмотра со всех сторон посетителями. В соответствии с программой экскурсии по музею разработан маршрут движения посетителей посредством осмотра тематических блоков [2, с. 15].

Мы предполагали, что культура школьника, его кругозор и информированность в вопросах военно-медицинского знания будет результатом воспитательного воздействия на него как дизайна музея, так и содержательной части экспозиции. Рассматривая образовательную деятельность музея как педагогический процесс, была сформирована готовность музейного педагога к встрече с любой возрастной группой школьников, умение помочь посетителям превратить увиденное и услышанное каждым посетителем во время экскурсии в его личное переживание, достояние души. Только тогда посещение музея будет иметь воспитательный эффект. Вот почему музейная педагогика стоит на поле культуры, искусства, истории и психологии. Основываясь на влиянии визуально-эстетического фактора на развитие личности школьников, мы применили разнообразные изобразительные формы, условные и знаковые системы, цветографические символы и структуры при оформлении каждого элемента экспозиции и рассматривали их как визуальный комплекс, который не только информирует посетителя, но и является одновременно сильным средством формирования воспитательных аспектов: социально-эстетических предпочтений, вкусов, нравственных ориентиров [2, с. 17].

Рассматривая соответствие художественного дизайна музея педагогическим функциям, мы учитывали, что они включают в себя: образовательную (развитие зрительно-слухового восприятия, использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к искусству); развивающую (активация мышления, развитие интеллекта, сенсорно-физиологических структур, обогащение кругозора и словарного запаса); воспитательную (формирование личностных качеств, взглядов, убеждений); просветительскую (формирование умений, навыков, адекватного и осмысленного отношения к получаемой информации). Решая задачи героико-патриотического воспитания, дизайн экспозиции музея способствовал в реализации следующих задач: поисково-исследовательской работе по поиску и систематизации музейных документов и экспонатов (отдельные шкафы для архива), организации встреч с ветеранами военно-медицинской службы и представителями местных музеев (офисное пространство), проведению экскурсий, классных часов (съемный экран, 20 стульев, мультимедийный проектор, варианты светового затемнения и локализации в подаче света); библиотечной деятельности (создание, учет, пополнение и обслуживание находящихся на учете музея книг, документов на бумажных и электронных носителях); просветительской деятельности (создание переносных (мобильных) экспозиций, а также мобильных стендов для участия в выставках и других мероприятиях для проведения занятий вне помещения музея [3].

Начало осмотра экспозиции идет справа налево, поэтому мы расположили тематические блоки экспозиции строго по историческому принципу, раскрывающему основные эпохи в становлении и развитии военной медицины: участию военных медиков в войнах со времен А.В. Суворова, Петра Первого, Крымской, русско-японской войнах. Для детализации восприятия каждой эпохи в музее размещены образцы формы врачей, одежды сестер милосердия и фронтовых медсестер, медицинские принадлежности, муляжи наград и отличительных знаков. Стенды о роли военных медиков Великой отечественной войне наиболее богаты экспонатами, переданными в дар музею ветеранами. Особый интерес у школьников вызывают экспонаты современного этапа развития военной медицины, подаренные участниками локальных военных конфликтов во Вьетнаме, Корее, Чеченской Республике, Сирии [3]. В музее действует постоянная выставка «На всю оставшуюся жизнь», посвященная самоотверженному труду военных медиков в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., заполняется ежегодный справочник «Памятные даты военной медицины», собирается и ведется сборник статей «Вестник истории военной медицины», постоянно пополняются научные биографии ученых-медиков, известных военных врачей и руководителей военно-медицинской службы МО РФ, пополняются каталоги исторических блоков фонда, собираются, анализируются и архивируются данные, посвященные выдающимся деятелям отечественной военной медицины и тематическим коллекциям.

В результате композиционного формообразования было достигнуто единство взаимодействия военно-медицинской тематики музея и его героико-патриотической направленности на основе комплексного влияния тщательно продуманного художественного дизайна музейного пространства и содержательной части музейной педагогики.

Список литературы

1. Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. В 2 т. / Н.В. Воронов. Москва: Союз дизайнеров России, 2001. Т. 1. 424 с.

2. Климов В.П. Концептуальные версии дизайн-образования // Урал, 2010. № 9. С. 16-21.

3. Музей «Истории военной медицины» школы № 1492, г. Москва. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sch1492uz.mskobr.ru/usloviya_obucheniya/muzej_voennoj_mediciny/ (дата обращения: 04.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.