ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ MACROMEDIA FLASH S ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ПРИ ПОСТРОЕНИИ КУРСОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
М.В. Храмова, О.А. Феоктистова, А.К. Козырев
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия
Контроль знаний в системе образования является важной составляющей учебного процесса. Его значимость заключается не только в оценке качества усвоения учебного материала, но и в планировании дальнейших действий, позволяющих скорректировать как методику преподавания, так и содержание. С активным использованием средств ИКТ в системе образования изменился традиционный набор средств оценивания: к контрольным, самостоятельным работам, опросам и т. д. добавились такие формы, как компьютерные тренажеры, тестирование в компьютерной форме, рейтинговая система, портфолио.
Организация контроля - одна из важнейших черт эффективного построения и функционирования дистанционного курса. При обучении используют входной, рубежный и итоговый контроль.
Входной контроль позволяет определить уровень подготовленности слушателей,
учесть их потребности, психологические особенности и интересы при организации обучения. Рубежный контроль позволяет получить информацию об оптимальной для данного слушателя траектории обучения.
Системы контроля знаний в дистанционном обучении исключают влияние человеческого фактора на результат оценивания. При такой форме контроля каждый сам способен организовать себе наиболее комфортную обстановку: составить график, выбрать уровень сложности и темп выполнения автоматизированных тестовых заданий.
Педагогический тест - это совокупность взаимосвязанных заданий, позволяющих надежно (т. е. точно) и валидно (т. е. качественно) оценить знания, умения и другие интересующие педагога характеристики.
Разработаны и широко используются различные формы тестовых заданий [1-3]. К традиционным формам относятся следующие:
1. Задания закрытого типа с выбором одного или нескольких правильных ответов. Среди этих заданий выделяются такие разно-
видности, как выбор одного правильного ответа; выбор нескольких правильных ответов; иногда в некоторых тестовых системах существуют разновидности данного типа (например, задания «да-нет»).
2. Задания открытой формы.
3. Задания на установление соответствия, где элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества.
4. Задания на установление правильной последовательности (вычислений, действий, шагов, операций, терминов в определениях).
Перечисленные варианты тестов можно встретить в различных оболочках дистанционного обучения (например, Moodle). Автор курса готовит тестовые задания в шаблонах только тех форм, которыми располагает соответствующая оболочка. В этом случае некоторые разновидности заданий, с успехом используемые при «бумажном» тестировании, не могут быть реализованы в электронном виде.
Возможным вариантом решения данной проблемы является создание тестирующей программы с новыми формами заданий и включение ее в структуру электронного учебного продукта, который будет представлен в материале дистанционного курса. В случае успешного опыта применения новой формы ее можно интегрировать в состав оболочки дистанционного обучения.
Для создания элементов тестовой оболочки нами использована среда Macromedia Flash 8. Она располагает большим набором компонентов окон (CheckBox, ComboBox, RadioButton и т. д.), широко применяемых при создании тестовых оболочек. В соответствии с типом теста необходимые элементы диалогового окна размещаются на сцене, и для реализации процесса тестирования пишется программа на встроенном языке Action Script 2.0.
Все вышеуказанные типы тестовых заданий реализуются в данной среде.
1. Исследование процессов информатизации системы образования в условиях глобализации
Остановимся подробнее на разработке тестовых заданий с использованием графических объектов. В качестве примера такого рода задания приведем тест на установление последовательности.
Тест на установление последовательности (рис. 1).
Задание: составить схему синхронного ЯЗ-триггера из предложенных элементов.
Рис. 1. Диалоговое окно теста на установление последовательности
При щелчке кнопкой мыши по графическому изображению выбранного элемента объект «прицепляется» к указателю мыши и следует за ним до тех пор, пока пользователь удерживает кнопку мыши. При отпускании кнопки происходит проверка, в какой области это событие произошло: если за пределами «правильной» области, то выбранный элемент перемещается в исходное положение, в противном случае - «притягивается» в нужную область.
cl.onPress = function() { this.startDrag();
};
cl.onRelease = function() { this.stopDrag();
if (eval(this._droptarget) == cl2) {
this.stopDrag();
this._x = origX;
this._y = origY;
ottv=1;
} else {
if (eval(this._droptarget) == cl3) {
this.stopDrag();
this._x = origX3;
this._y = origY3;
ottv=1;
} else {
if (eval(this._droptarget) == cl4) { this.stopDrag();
this._x = origX4; this._y = origY4; ottv=1;
} else {
if (eval(this._droptarget) == cl5) {
this.stopDrag();
this._x = origX5;
this._y = origY5;
ottv=1;
} else { this._x = 484; this._y = 104; ottv=0;
}
}
}
}
};
Большие возможности для осуществления качественного контроля заложены в тестовых заданиях, выполняемых не определенным размещением графических заготовок, а путем построения графических объектов самим тестирующимся.
В используемой среде такой тип тестового задания можно реализовать, создав полотно, инструмент для рисования и систему контрольных точек для последующей программной оценки правильности построения объектов.
Задание: дорисовать схему Я8-триггера (рис. 2).
Рис. 2. Диалоговое окно теста с построением графических объектов
Диалоговое окно содержит краткую инструкцию для выполнения задания. Так как построение объектов (в данном случае соединительных линий на принципиальной схеме) в рамках инструкции может быть выполнено различным образом, программа проверки предусматривает все возможные правильные варианты.
Литература
1. Аванесов В.С. Научные основы тестового контроля знаний. М., 1994.
2. Организация тестового контроля: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Н.В. Кузьмина, М.С. Чва-нова, В.В. Зубец. Тамбов, 1998.
3. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М., 2000.