УДК 334 JEL: E12
doi: 10.18184/2079-4665.2016.7.2.54.60
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Игорь Викторович Линев 1
1 НОУ ВПО Московский архитектурно-строительный институт (МАСИ) 111024, г. Москва, ул. 3-я Кабельная, 1
1 Кандидат экономических наук, доцент кафедры городского строительства и хозяйства МАСИ E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию: 26.04.2016 Одобрена: 06.06.2016
Аннотация. Необходимость изыскания и внедрения инновационных механизмов роста экономики России в условиях нарастающих кризисных тенденций и внешних ограничений обусловливает актуальность рассмотрения тесного взаимодействия и взаимообеспечения производственной и социальной инфраструктур формирующего дополнительные эффекты экономического развития во всем многообразии отраслей производственного комплекса. Инициирующим фактором такого взаимодействия в современных условиях становится формирование и эффективное использование отечественного предпринимательского потенциала необходимым условием которого является государственно-частное партнерство (далее - ГЧП). В этой связи необходимо рассматривать проблемы и задачи формирования условий, форм и методов использования ГЧП, для развития инфраструктуры, как необходимого комплекса базовых элементов становления высокоразвитой социально ориентированной рыночной экономики. В качестве предмета исследования в статье рассматриваются организационные и экономические отношения, предполагающие эффективное партнерство государственных и частных структур в целях формирования целостной и высокоэффективной системы производственно-социальной инфраструктуры, обуславливающей интенсификацию синергетического и мультипликативного эффектов развития цивилизованного общества.
Цель/задачи. Основная цель изложения материалов в данной статье состоит в теоретическом обосновании основных положений реализации ГЧП в системе производственно-социальной инфраструктуры. Поставлена задача обосновать необходимость применения ГЧП для усиления мультипликативного эффекта при развитии этой системы.
Методология. В методологическом плане данная работа представляет собой аналитический обзор социально-экономических процессов, происходящих в системе социально-производственной инфраструктуры. При написании статьи применялся комплекс общенаучных методов исследования, включающий обобщение, экономико-статистические, системно-аналитические, кластерный и другие.
Результаты. В результате выполнения данной работы можно сделать вывод о том, что производственная и социальная инфраструктуры взаимодействуя, формируют синергетические и мультипликативные эффекты. Использование ГЧП может быть рассмотрено как механизм устанавливающий взаимодействие инфраструктурных звеньев (производственного и социального) и усиливающий эти эффекты.
Выводы/значимость. Практическое применение результатов данной работы позволит эффективно использовать ГЧП в отраслях производственной и социальной инфраструктуры. Применение этого механизма носит системный мультиплицирующий характер, поскольку способствует достижению двойного дублирующего эффекта во всех иных отраслях и сферах экономики и общества. Представляется целесообразным осуществить переход от рассмотрения развития отраслей в чистом виде, к внедрению взаимодействия производственных и социальных инфраструктур. Не видимый при поверхностном рассмотрении эффект, в случае глубоко изучения, позиционирования его возникновения как функционирование системы с положительной обратной связью, может дать мощный импульс развития экономики народного хозяйства в целом. Выход на новое качество экономики инфраструктурных секторов (как следствие - на новое производство) обусловливает, как конечный результат, новое качество жизнеобеспечения. Ключевые слова: система производственно-социальной инфраструктуры; эмерджентность; синергетические и мультипликативные эффекты; государственно-частное партнерство.
Для ссылки: Линев И. В. Использование государственно-частного партнерства для развития инфраструктуры//МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7. № 2. С. 54-60. ёок 10.18184/2079-4665.2016.7.2.54.60
Инфраструктура. Слово «инфраструктура» образовано от сочетания латинских терминов infra -под, ниже и structura - расположение, структура. Если инфраструктуру рассматривать как комплекс производственных и социальных отраслей (сфер деятельности), обеспечивающих процесс и условия воспроизводства, то она представляет собой самостоятельную отрасль народного хозяйства. Являясь неотъемлемой частью национальной эко-
номики и имеющая решающее значение для ее функционирования, инфраструктура представляет собой совокупность связанных между собой структур, отраслей или объектов, служащих для нормального функционирования системы производства, обращения товаров и жизнеобеспечения человека. Включает социальную и производственную составляющие, которые между собой взаимосвязаны, а, взаимодействуя, оказывают влияние
с
МОДЕРНИЗАЦИЯ
на развитие других отраслей и на жизнеобеспечение человека.
Социальная инфраструктура - это совокупность обслуживающих отраслей и видов деятельности, функционально предназначенных для жизнеобеспечения населения, в процессе реализации его личных и общественных потребностей посредством предоставления различного рода услуг, т.е. уровня и качества жизни, обеспечивающие воспроизводство человеческого капитала (основного ресурса экономики). Эта роль в современной национальной экономике постоянно повышается, и в этой связи основная задача - создание более высокого качественного уровня жизнеобеспечения населения.
Основной целью функционирования производственной инфраструктуры - обеспечение производственного процесса. При этом производственная инфраструктура, помимо обслуживания нормального функционирования процесса материального производства, также служит жизнеобеспечению человека, воспроизводству трудовых ресурсов в национальной экономике.
Система производственно-социальной инфраструктуры. Жестко взаимосвязанные между собой производственная (непосредственно обслуживающей материальное производство и социальная (опосредованно связанной с процессом производства 2) инфраструктуры, взаимодействуя, оказывают влияние на развитие других отраслей и, как подчеркивалось выше, на жизнеобеспечение человека. Взаимодействие этих инфраструктур можно представить, как функционирование системы производственно-социальной инфраструктуры, которая создается с целью достижение современных эффектов экономического развития. Прямая зависимость темпов роста производства и его эффективности от развития системы производственно-социальной инфраструктуры представляется очевидной.
Настоящий этап развития экономики России характеризуется особенностью, связанной с повышением роли и совершенствованием этой системы в которой создается продукт в новой материально-вещественной форме.
Система жизнеобеспечения человека. Представляется очевидным, что жизнеобеспечение человека гораздо шире и понятийно богаче того, что подразумевал под этим родоначальник этого понятия американский этнограф Р. Лоуи - «технология до-
бывания и производства пищи». Устойчивое жизнеобеспечение представляет собой процесс регулирования производства и потребления. По этой причине обеспечивается оптимальная занятость и доходы населения, а также необходимый уровень развития системы производственно-социальной инфраструктуры.
При решении вопросов жизнеобеспечения необходим системный подход, и следует рассматривать «Систему жизнеобеспечения человека», т.е. комплекс (систему) градостроительных, социально-экономических, хозяйственно-бытовых, медико-профилактических мероприятий, направленных на нейтрализацию или сглаживание негативных воздействий окружающей среды на жизнедеятельность населения и обеспечение его высокой работоспособности при сохранении высокого уровня здоровья и социального благополучия. Не вдаваясь на этом этапе в подробности системного анализа, отметим, что объектом управления этой системы является совокупность разнообразных составляющих, к которым, в частности относятся:
• население, его количественные и качественные характеристики;
• интегральный индекс уровня и качества жизни населения, а также потенциал его развития;
• состояние и функционирование отраслей, производящих жизненные блага и создающих условий жизни;
• распределение и доступность жизненных благ;
• состояние социальной, культурной, духовной среда жизнедеятельности;
• возможности совершенствования управления и развития системы.
Конечной целью развития системы производственной (первичной) и социальной (важнейшей составляющей жизнеобеспечения) инфраструктуры является человек, его жизнеобеспечение. Решение комплексной проблемы (жизнеобеспечение человека) обуславливает необходимость рассмотрения инфраструктуры различных отраслей народного хозяйства, и именно этот разброс позволяет говорить о системе производственно-социальной инфраструктуры.
В этой системе, взаимодействуя, формируют си-нергетические и мультипликативные эффекты.
Эмерджентность. Любая система обладает эмер-джентностью 3, т.е. в ней целевые функции отдельных подсистем, как правило, полностью не
1 Например, портовое хозяйство рыбной отрасли.
2 Например, высшее образование, пенсионное обслуживание и т.п.
3 От англ. emergent — возникающий, неожиданно появляющийся.
совпадают с целевой функцией самой системы, но каждая вносит свой вклад в ее развитие. Динамическим аспектом эмерджентности является синергетичность 4, которая возникает в результате однонаправленных действий в системе и проявляется в виде усиления или ослабления конечного результата. Эффекты, как положительные, так и отрицательные, в системе обладают свойством умножаться, и это ее свойство обуславливает мультипликативный эффект.
Системе производственно-социальной инфраструктуры также присуще свойство эмерджент-ности, т.е. несводимости ее свойств в целом к свойствам отдельных элементов (например, производственных предприятий и образовательных учреждений). Наличие этого свойства обуславливают следующие факторы. Во-первых, необходимым условием для проявления эмерджентности является множественность элементов в системе, а рассматриваемая система - это совокупность предприятий различных организационно-правовых форм и форм собственности. Во-вторых, необходима множественность отношений, а в производственно-социальной системе участники объединены трансакционными 5 связями. Третьим условием является наличие синтезирующей динамики, т.е. такого изменения в системе при котором образуются новые отношения от интегрирующихся элементов, а присутствующая изначально в системе синергетичность является динамическим аспектом эмерджентности. Кроме того, элементы системы для того и объединяются чтобы обеспечить повышенную эффективность и конкурентоспособность каждого из них. Четвертое условие - разнородность элементов обеспечена изначально.
Эмерджентность в рассматриваемой системе способствует достижению минимум трех целей:
• первая, объединяющая общие цели системы, в целом, и структур в нее входящих, в частности, априори предполагают взаимосвязанность первых и вторых;
• конкурентоспособность системы обеспечивается за счет взаимодействий между ее участниками, направленное на ускоренное внедрение и распространение инноваций;
• оптимизации протекающих в системе процессов должна способствовать эффективная система управления ею, а сам принцип эмерджентности определяет требования системного подхода в решении проблем организации и управления системой.
Таким образом, эмерджентность, присутствующая в системе, обуславливает повышение производительности за счет инноваций в технологической и организационной сферах.
Синергетический эффект. Функционируя, производственная инфраструктура, взаимодействуя с производством, формирует синергетические эффекты (т.е. происходит возрастание эффективности деятельности в результате взаимодействия отдельных частей при объединении их в систему), придавая импульс развития производственным отраслям.
При организации взаимодействия секторов производственной и социальной инфраструктур, его участники образуют множество разнообразных связей, порождающих синергетический эффект. Таким образом, при объединении их в систему происходит возрастание эффективности деятельности превышающее сумму эффектов, получаемых от простого сложения в результате взаимодействия отдельных частей.
Выделяют 4 вида синергизма:
• синергизм продаж - проявляется, когда фирма, реализуя несколько товаров, использует одни и те же каналы распределения, осуществляет управление продажами через один центр, использует одни складские помещения;
• оперативный синергизм - является результатом более эффективного использования основных и оборотных средств, рабочей силы, распределения накладных расходов и т.д.;
• инвестиционный синергизм - следствие совместного использования производственных мощностей, общих запасов сырья, переноса расходов на НИОКР с одного продукта на другой, использования одного и того же оборудования и т.д.;
• синергизм менеджмента - проявляется в момент разработки новых товаров или входа в новую отрасль [2].
Мультипликативный эффект. Синергия является инициатором мультипликативного эффекта (умножение эффектов функционирования этих частей посредством управления ими) оказывающего воздействие на иные отрасли промышленности Российской Федерации.
Экономическая теория рассматривает несколько видов мультипликаторов:
• государственных расходов;
• налоговый;
• сбалансированного бюджета;
4 От греч. — сотрудничество, содействие, помощь, соучастие, сообщничество.
5 От англ. transaction —операция, которая имеет смысл и может быть совершена только полностью.
• инвестиций и т.п.
Традиционно, по Дж. Кейнсу, мультипликатор инвестиций равен отношению приращения дохода к приращению инвестиций [4]. Мультипликативный эффект функционирования системы обусловлен активизацией деловых связей в ней.
Получение мультипликативного эффекта в инфраструктуре
Поскольку экономика России, как развивающейся страны, более чем развитые страны нуждается в улучшении инфраструктуры, постольку можно рассчитывать на более высокий мультипликативный эффект от вложений в сферу, где большинство объектов - общего пользования. Их развитие будет оказывать положительное влияние на нескольких хозяйствующих субъектов.
Выше отмечалось, что, функционируя, производственная инфраструктура порождает синерге-тический эффект, благодаря которому развитие производственных отраслей получает дополнительный импульс. Придавая такой же импульс социальной инфраструктуре, возможно получение объединяющего мультипликативного эффекта. Таким образом, синергия присутствует в обеих инфраструктурах, мультипликация возникает через их сочетание. Далее происходит выход на новое качество жизнеобеспечения вслед за созданием нового комплекса производственных и социальных связей между элементами производственной и социальной инфраструктуры. Исходя из этого, главная задача состоит в соединении отношений между элементами производственной и социальной инфраструктуры от которого и получается мультипликативный эффект. Можно сделать вывод о том, что взаимодействие производственной и социальной инфраструктур абсолютно необходимая вещь и если не соединить эти разрозненные системы - эффекта получено не будет.
Таким образом, производственная и социальная инфраструктуры, взаимодействуя в системе, формируют синергетические и мультипликативные эффекты.
Применение ГЧП для усиления
мультипликативного эффекта
Для развития элементов как социальной, так и производственной инфраструктуры необходимо продвижение ГЧП, которое усиливает синергети-ческие и мультипликативные эффекты и способствует, помимо результативности иных отраслей производственного комплекса России, обеспечению социального портфеля, сохранению кадров. Применение ГЧП, помимо функции объединения в систему, способствует усилению мультипликативного эффекта.
Необходимость формирования ГЧП в системе производственно-социальной инфраструктуры представляется очевидной, так как - это как бы организационный компонент, усиливающий мультипликативный эффект.
Соединение производственной и социальной инфраструктур, самих по себе обладающих си-нергетическим эффектом, под воздействием ГЧП, организующего предприятия производственной и социальной инфраструктур, создает дополнительный эффект. Организованный таким образом двойной синергетический эффект способен сформировать мультипликативный эффект, оказывающий воздействие на иные отрасли. Мультипликативный эффект воздействия блока инфраструктурных отраслей на сферу производства и бизнеса, формирующего эффективность, конкурентоспособность экономики России в целом, а на этой основе осуществляется выход на новую эффективность, конкурентоспособность и т.п.
Предлагаемый подход заключается в выработке инновационных механизмов развития этой системы, которое может быть достигнуто за счет изыскания новых возможностей усиления мультипликативного эффекта. Одной из таких новаций становится внедрение ГЧП в эту систему, как фактора, усиливающего мультипликативный эффект. Следует отметить, что, если в сбалансированном рынке развитых стран эти эффекты угадываются, то в российской экономике участие ГЧП - обязательное условие их возникновения и усиления. С другой стороны, ГЧП в Российской Федерации получит развитие не административными методами (неоднократно применяемым способом - созданием еще одной управляющей структуры), а только через реализацию определенных эффектов, в рассматриваемом материале - синергетического и мультипликативного. Надо искать именно механизмы, и таковым является взаимодействие производственной и социальной инфраструктур, которое и наладит ГЧП.
Таким образом, ГЧП может и должен рассматриваться как инструмент, усиливающий взаимодействие инфраструктурных звеньев (производственной и социальной инфраструктуры), и применять в целях усиления мультипликативного эффекта, а на этой основе возможно осуществить выход на новую эффективность, конкурентоспособность и т.п.
Кроме того, ГЧП способствует, помимо результативности иных отраслей производственного комплекса России, обеспечению социального портфеля, сохранению кадров. Открывающаяся перспектива роста жизнеобеспечения человека (повышения зарплаты, социального портфеля, пенсионного обеспечения) стимулирует развитие им производства в России, а не за рубежом.
Отношения собственности в инфраструктуре
В условиях государственно-монополистического капитализма налицо четкое размежевание хозяйственных функций: частный капитал владеет предприятиями, где создается прибавочная стоимость, на государство возложены функции финансирования и развития отраслей инфраструктуры, способствующих увеличению прибылей частных компаний. Перекладывание на налогоплательщиков вопросов инвестирования этой мало прибыльной (в отдельных случаях - убыточной) отрасли привело к тому, что большинство ее объектов находится в собственности государства. Нынешняя российская система - государственно-рыночная, а может быть даже больше государственная, с элементами ручного управления. В то же время закрепление инфраструктуры в государственной собственности не исключает управление ей негосударственным оператором, а по мере развития рыночных отношений происходит приватизация инфраструктуры, но при этом должно присутствовать в принудительном порядке обременение владельцев обязательствами по содержанию в надлежащем виде и развитию ее. В то же время, как свидетельствует международный опыт, необходим избирательный подход к приватизируемым объектам. Так, проведенная в 1989 году приватизация водного хозяйства Великобритании (в результате которой оно стало частной монополией с присущей ей: отсутствием конкуренции и государственного контроля), привела к отрицательным результатам. Основной из них - в течение последних 10 лет плата за воду поднялась более, чем на 60%, а ежегодные потери воды только в Лондоне составили около 30%. По мнению британского политолога Д. Риза, водоснабжение является общественной необходимостью, от его качества зависит здоровье каждого человека, потому водоснабжение должно находиться в собственности государства и под демократическим контролем.
Финансирование развития инфраструктуры
В советский период, в условиях недостаточного внимания к инфраструктуре, отсутствия инвестиций в необходимых объемах, вследствие рассмотрения ее как вторичного элемента по отношению к основному производству, сложилась диспропорция между развитием базисных отраслей и инфраструктурой.
За рубежом вложения в инфраструктурную отрасль были и остаются одним из важнейших средств приведения в соответствие объёма производства и платёжеспособного спроса или как средство, ослабляющее действие экономических кризисов. Экономисты, в частности, из США и Германии осуществляют разработки развития отраслей инфраструктуры на 10 лет и более длительную
перспективу. В этих разработках жестко увязываются развитие инфраструктуры и темпы промышленного роста. В то же время стройной теории раскрывающей в полной мере эту взаимосвязь до настоящего времени не разработано. Но отсутствие теоретических наработок не может служить оправданием отсутствия в России программ развития системы производственно-социальной инфраструктуры хотя бы на среднесрочную перспективу.
В современных условиях становится очевидным, что развитие производительных сил требует увеличения инвестиций как в производственную, так и в социальную инфраструктуры. Четко прослеживающаяся тенденция смещения направлений экономического роста национальной экономики в сторону повышения уровня жизнеобеспечения населения также должна приводить к повышенному финансированию этой сферы. В то же время обеспечение функционирования социальной инфраструктуры и ее развитие не приносят прибыли инвесторам этой сферы, хотя и увеличивает прибыли промышленных и сельскохозяйственных компаний. Процесс понимания бизнесом, особенно российским, этой взаимосвязи, т.е. увеличения прибыли за счет развития социальной инфраструктуры, происходит недопустимо медленно.
Финансирование развития инфраструктуры должно основываться на следующих принципах. Содержание, эксплуатация и простое воспроизводство объектов инфраструктуры, находящиеся в государственной собственности должно осуществляться за счет государственного бюджета, при этом необходим отказ от остаточного принципа выделения бюджетных средств. Модернизацию и создание новых объектов инфраструктуры целесообразно проводить на основе сочетания бюджетного финансирования и привлечения средств частного инвестора. При этом необходимо, даже в кризисных условиях, создание бизнесу, по крайней мере, двух условий для повышения привлекательности инвестирования в модернизацию этих объектов:
• предоставление государственных гарантий по привлекаемым отечественными и иностранными инвесторами кредитным ресурсам для финансирования наиболее значимых проектов;
• налоговые преференции (в частности, по имущественным налогам).
Предоставление государственных гарантий не ляжет существенной нагрузкой на Федеральный бюджет, так как даже в условиях куда более сложной экономической обстановки России 90-х годов в нем предусматривались суммы на выплаты по этим гарантиям исходя из расчета, что один из десяти проектов не будет реализован. Безусловно
необходимо обеспечить более жесткий контроль над отбором проектов, требующих государственной поддержки, по сравнению с тем, который был организован в тот период 6. При внедрении налоговых преференций следует учитывать то обстоятельство, что средства от налогов, которые будут недополучены в этом случае, все равно (в случае их сбора) были бы направлены на развитие социальной сферы.
Перспективным направлением стимулирования привлечения негосударственных средств для финансирования системы производственно-социальной инфраструктуры является ГЧП. В Российской Федерации оно должно стать ведущим механизмом экономического развития, инициирующего привлечение инвестиций, в том числе иностранных, с учетом которых рост экономики и модернизация основных фондов отраслей социальной и производственной инфраструктуры становятся реальными. С другой стороны, при отсутствии ГЧП, инициирующего преобразование хозяйственных отношений, проводимые в настоящее время реформы, например, ЖКХ, равно как и иных отраслей производственной инфраструктуры, наряду с развитием инфраструктурных систем социального, в том числе, пенсионного обеспечения граждан России, осложняются, утрачивают цельность и полноту.
Возрастающая роль инфраструктуры в российской экономике диктует необходимость стимулирования процессов ее совершенствования.
Выводы
Эффективность использования форм ГЧП в отраслях производственной и социальной инфраструктуры носит системный мультиплицирующий характер, поскольку способствует достижению двойного дублирующего эффекта во всех иных отраслях и сферах экономики и общества.
Представляется целесообразным осуществить переход от рассмотрения развития отраслей в чистом виде, к внедрению взаимодействия производственных и социальных инфраструктур. Не видимый при поверхностном рассмотрении эффект, в случае глубоко изучения, позиционирования его возникновения как функционирование системы с положительной обратной связью, может дать
мощный импульс развития экономики народного хозяйства в целом. Выход на новое качество экономики инфраструктурных секторов (как следствие - на новое производство) обусловливает, как конечный результат, новое качество жизнеобеспечения. Формирование на основе представленных инновационных подходов к развитию производственной и социальной инфраструктуры позволяет по-новому оценить качество жизнеобеспечения человека.
В системе производственная и социальная инфраструктуры, взаимодействуя, формируют си-нергетические и мультипликативные эффекты. ГЧП может быть рассмотрено как механизм устанавливающий взаимодействие инфраструктурных звеньев (производственного и социального) и усиливающий эти эффекты.
Список литературы
1. Аблаев И.М. Участие государства в экономике. М., 2004. С. 56.
2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер Ком, 1999. 416 с.
3. Бляхман Л.С. Инфраструктура - ключевой и ограниченно рыночный сектор современной экономики. Проблемы модернизации и перехода к инновационной экономике // Проблемы современной экономики. 2013. № 2 (46).
4. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег // Антология экономической классики. М.: Эконов, 1993.
5. Лютова М. Суть дела: Всемирный дефицит // Ведомости. № 3343 от 14.05.2013.
6. Линев И.В. Развитие государственно-частного партнерства в системе социальной и производственной инфраструктуры Российской Федерации. М.: МАКС Пресс, 2016. 324 с.
7. Яковлев В.М., Линев И.В. Государственно-частное партнерство в формировании синерге-тических и мультипликативных эффектов взаимодействия инфраструктурных отраслей // Актуальные вопросы инновационной экономики. 2015. № 11. С. 89-96.
8. Auerbach A., GorodnichenkoY. Fiscal Multipliersin Recessionand Expansion. Berkley, 2012.
6 Имеется в виду Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. № 1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации» и Постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. № 1470 «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и Положения
об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации».
M.I.R. (Modernization. Innovation. Research)
ISSN 2411-796X (Online) ISSN 2079-4665 (Print)
MODERNIZATION
USE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP FOR DEVELOPMENT
OF INFRASTRUCTURE
Igor Linev
Abstract
Need of research and introduction of innovative mechanisms of growth of economy of Russia in the conditions of the accruing crisis tendencies and external restrictions causes relevance of consideration of close interaction and mutually providing production and social infrastructures of the economic development forming additional effects in all variety of branches of industrial complex. Formation becomes the initiating factor of such interaction in modern conditions and effective use of domestic enterprise potential a necessary condition of which is state - private partnership (PPP). In this regard it is necessary to consider problems and problems of formation of conditions, forms and methods of use of PPP, for development of infrastructure as necessary complex of BasicElements of formation of advanced socially oriented market economy. As an object of research in article the organizational and economic relations assuming effective partnership of the government and private institutions for formation of complete and highly effective system of the production and social infrastructure causing an intensification of synergetic and multiplicative effects of development of a civilized society are considered.
Purposes/tasks. The main objective of a statement of materials in this article consists in theoretical justification of basic provisions of realization of PPP in system of production and social infrastructure. The task to prove need of application of PPP for strengthening of multiplicative effect at development of this system is set.
Methodology. In the methodological plan this work represents the state-of-the-art review of the social and economic processes happening in system of social and production infrastructure. When writing article the complex of general scientific methods of research including generalization, economical and statistical, system and analytical cluster and others was applied
Results. As a result of performance of this work it is possible to draw a conclusion that production and social infrastructures interacting, form synergetic and multiplicative effects. Use of PPP can be considered as the mechanism establishing interaction of infrastructure links (production and social) and strengthening these effects.
Conclusions/importance. Practical application of results of this work will allow to use effectively PPP in branches of production and social infrastructure. Use of this mechanism has the system gearing-up character as promotes achievement of the double duplicating effect in all other branches and spheres of economy and society. It is advisable to carry out transition from consideration of development of branches in pure form, to introduction of interaction of production and social infrastructures. The effect which isn't seen by cursory examination, in case of deeply studying, positioning of his emergence as functioning of system with positive feedback, can give a powerful impulse of development of economy of a national economy in general. The exit to new quality of economy of infrastructure sectors (as a result - on new production) causes as the end result, new quality of life support.
Keywords: system of production and social infrastructure; emerdzhentnost; synergetic and multiplicative effects; public-private partnership. Correspondence: Linev Igor Viktorovich, Moscow Institute for Architecture and Construction (1,3-d Kabelnaya street, Moscow, Russia 111024), [email protected]
Reference: Linev I. V. Use of public-private partnership for development of infrastructure. M.I.R. (Modernization. Innovation. Research), 2016, vol. 7, no. 2, pp. 54-60. doi: 10.18184/2079-4665.2016.7.2.54.60
References
1. Ablaev I.M. Uchastie gosudarstva v ekonomike. M., 2004. pp. 56.
2. Ansoff I. Novaya korporativnaya strategiya. SPb.: Piter Kom, 1999. 416 p.
3. Blyakhman L.S. Infrastruktura - klyuchevoi i ogranichenno rynochnyi sektor sovremennoi ekonomiki. Problemy modernizatsii i perekhoda k innovatsionnoi ekonomike. Problemy sovremennoi ekonomiki, 2013, no. 2 (46).
4. Keins Dzh.M. Obshchaya teoriya zanyatosti, protsenta i deneg. Antologiya ekonomicheskoi klassiki. M.: Ekonov, 1993.
5. Lyutova M. Sut' dela: Vsemirnyi defitsit. Vedomosti, no 3343 ot 14.05.2013.
6. Linev I.V. Razvitie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sisteme sotsial'noi i proizvodstvennoi infrastruktury Rossiiskoi Federatsii. M.: MAKS Press, 2016. 324 p.
7. Yakovlev V.M., Linev I.V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v formirovanii sinergeticheskikh i mul'tiplikativnykh effektov vzaimodeistviya infrastrukturnykh otraslei. Aktual'nye voprosy innovatsionnoi ekonomiki, 2015, no. 11, pp. 89-96.
8. Auerbach A., GorodnichenkoY. Fiscal Multipliersin Recessionand Expansion. Berkley, 2012.