ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2021, Том 30, Экспресс-выпуск 2098: 3649-3653
Использование гнёзд врановых другими птицами в Стрельцовской степи (Луганская область)
В.А.Мороз
Второе издание. Первая публикация в 2011*
Врановые птицы как «поставщики» гнёзд играют важную роль в распространении и численности многих видов хищных птиц и сов. При этом для некоторых видов (пустельги, чеглока, ушастой совы и др.) гнёзда врановых являются основными гнездовыми субстратами. Вопросам взаимодействия врановых и хищных птиц в гнездовой период в орнитологической литературе уделяется особое внимание (Ивановский 1984; Турчин 1996; Кузнецов 1998; Ильюх, Хохлов 1999; Шариков 2002; Гиза-тулин 2007; Нумеров и др. 2007; Кошелев 2008). Между тем, гнездовые постройки врановых в той или иной степени используют и другие виды птиц, что значительно расширяет значимость врановых как «поставщиков» гнёзд.
В период наших исследований были получены новые материалы об использовании гнёзд врановых разными птицами в Луганской области.
Материал собран в 2004-2011 годах на территории стационара «Стрельцовская степь», расположенном в Меловском районе Луганской области. Общая площадь стационара составляет около 70 км2. В ландшафтах Стрельцовской степи преобладают лесополосы и агроценозы. Степная растительность сохранилась в основном в отделении Луганского природного заповедника «Стрельцовская степь» (общей площадью 1036.5 га) и в балках. Вдоль рек имеются участки пойменных ивово-тополе-вых насаждений и настоящих лугов, в балках — небольшие массивы байрачных лесов (Сова и др. 2005). Всего за время исследований было найдено 40 гнёзд врановых, в которых гнездились другие виды птиц.
Врановые в Стрельцовской степи представлены 5 гнездящимися видами: сорокой Pica pica, сойкой Garrulus glandarius, галкой Corvus monedula, серой вороной Corvus cornix и вороном Corvus corax. Кроме того, на пролёте и зимовках здесь регулярно наблюдается грач Corvus frugilegus. Довольно крупные колонии грачей существовали в Стрельцовской степи вплоть до середины 1990-х годов, однако в настоящее время грачевники здесь исчезли.
Как показали наши исследования, гнёзда врановых в Стрельцовской степи используют для размножения 10 видов птиц. В гнёздах врановых гнездятся 3 вида дневных хищных птиц, по 1 виду голубей и рак-шеобразных, 2 вида сов и 3 вида воробьиных (см. таблицу). Основными
* Мороз В.А. 2011. Использование гнёзд врановых (СогиЛае) другими видами птиц в Стрельцовской степи (Луганская область) // Природ. альманах. Сер. биол. науки 15: 117-122.
«поставщиками» гнёзд в изучаемом регионе были серая ворона (36.5%), галка (29.5%) и грач (20.0%), в меньшей степени - сорока (7.5%), сойка (5.0%) и ворон (2.5%). В гнёздах серой вороны зафиксировано наибольшее число видов-«квартирантов». Старые гнёзда серой вороны использовали 4 вида птиц (таблица).
Хищные птицы и совы наиболее часто использовали гнёзда врано-вых для гнездования. На долю хищных птиц и сов приходится 67.5% от общего числа использованных гнёзд. При этом среди «пользователей» доминировали обыкновенная пустельга и ушастая сова. На долю обыкновенной пустельги приходилось 27.5% использованных гнёзд, ушастой совы - 17.5 % (таблица).
Использование гнёзд врановых другими птицами в Стрельцовской степи
Птицы, занимающие гнёзда врановых Использованные гнёзда
Pica pica Garrulus glandarius Corvus monedula Corvus frugilegus Corvus cornix Corvus corax Всего
Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %
Buteo buteo ----- - 4 10.0 - - - - 4 10.0
Falco tinnunculus - - - - 9 22.5 - - 2 5.0 - - 11 27.5
Falco subbuteo ----- - - - 1 2.5 1 2.5 2 5.0 Columba
palumbus 1 2.5 1 2.5 - - 1 2.5 - - - - 3 7.5
Coracias garrulus - - - - 1 2.5 - - - - - - 1 2.5
Asio otus 1 2.5 - - - - - - 6 15.0 - - 7 17.5
Otus scops - - - - - - 3 7.5 - - - - 3 7.5 Garrulus
glandarius 1 2.5 - - - - - - - - - - 1 2.5
Turdus merula - - 1 2.5 - - - - - - - - 1 2.5
Passer montanus - - - - - - - - 7 17.5 - - 7 17.5
Всего 3 7.5 2 5.0 10 25.0 8 20.0 16 40.0 1 2.5 40 100
Канюк Buteo buteo. Обычно гнездится в самостоятельно построенных гнёздах. Иногда использует и старые гнёзда врановых. В Стрельцовской степи отмечены случаи гнездования нескольких пар канюков в покинутых грачиных колониях, расположенных в старых робиниевых лесополосах. Птицы в течение нескольких лет занимали старые гнёзда грачей, частично достраивая их. Всего найдено 4 таких гнезда, ещё в 1 старом грачином гнезде гнездование канюка только предполагалось.
Обыкновенная пустельга Falco tinnunculus. Является одним из главных «пользователей» гнёзд врановых птиц в исследуемом регионе. В настоящее время большая часть местной гнездовой группировки пустельги перешла на гнездование в полых бетонных столбах ЛЭП, где они используют прошлогодние и новые гнёзда галок (всего найдено 9 таких гнёзд). В целом 81.8% найденных гнёзд пустельги представляли собой постройки галки, 17.5% — серой вороны (2 гнезда на тополях).
Чеглок Falco subbuteo. В Стрельцовской степи использует гнёзда
серой вороны и ворона. Всего за период исследований найдены два жилых гнезда чеглока: одно из них было старым гнездом серой вороны и находилось в верхней части кроны тополя, другое, найденное в 2010 году, — новым гнездом ворона, построенным в текущем репродуктивном периоде внутри железной опоры высоковольтной ЛЭП.
Вяхирь Columba palumbus. Иногда использует для гнездования старые постройки врановых, при этом у данного вида голубей не прослеживается чёткой избирательности в выборе гнёзд. Жилые гнёзда вяхиря мы находили в старых гнёздах сороки, сойки и грача (всего найдено 3 таких гнезда, по одному гнезду в постройках каждого вида). Вяхири использовали гнёзда врановых как основу, при этом достраивали лоток. Постройки врановых, вероятно, привлекают вяхиря как прочную основу для его довольно хрупких рыхлых гнёзд. Гнездование вяхиря в старых сорочьих гнездах отмечено также и в смежных регионах, в частности, в восточной части Воронежской области (Нумеров и др. 2007).
Сизоворонка Coracias garrulus. В настоящее время адаптируется к гнездованию в полых бетонных столбах ЛЭП (Ветров 2010). В Стрельцовской степи на участке высоковольтной ЛЭП возле села Криничное в июле 2005 года нами отмечена одна пара сизоворонки. Птиц постоянно наблюдали у одного из бетонных столбов ЛЭП (вероятно, они гнездились внутри опоры, используя для гнездования гнездо галки).
Ушастая сова Asio otus. Гнездится почти исключительно в постройках врановых. Гораздо реже ушастые совы гнездятся в гнездах хищных птиц. Из обследованных нами 7 гнёзд ушастых сов постройки серой вороны составляли 85.7% (6 гнезд), сорок - 14.3% (1 гнездо). Такое распределение, возможно, связано с тем, что большая часть местной группировки сорок в настоящее время гнездится в менее доступных для сов зарослях кустарников (в первую очередь тёрна). А использованное совами гнездо сороки находилось на более доступной для них яблони.
Для сравнения, в северных районах Приазовья, где биотопическое распределение гнёзд врановых несколько иное, 50% ушастых сов используют нежилые гнёзда сороки, 30% - заселяют старые гнёзда грачей (Кошелев 2008). В антропогенных ландшафтах города Харькова ушастые совы гнездятся преимущественно в старых гнёздах сороки (86.5%) и серой вороны (13.5 %) (Чаплигша 2008).
Сплюшка Otus scops. Характерна для пойменных насаждений, гнездится также в лесополосах, искусственных лесных массивах и старых садах. Обычно для гнездования сплюшка использует дупла деревьев, по литературным данным, может занимать и гнёзда врановых (Ильюх, Хохлов 1999, 2021). В Стрельцовской степи в гнездовой период (май -июль) несколько сплюшек мы наблюдали в лесополосах у заброшенных грачиных колоний (отмечены 4 таких встречи). Также нашли 3 старых гнезда грачей, в которых предположительно гнездились сплюшки.
Довольно необычный случай гнездования сойки Garrulus glandarius в старом сорочьем гнезде зарегистрирован в 2005 году. 28 июня в лесопосадке у новой усадьбы заповедника «Стрельцовская степь» нашли новое гнездо сойки, расположенное внутри каркаса старого гнезда сороки на небольшом вязе. Это гнездо, вероятно, привлекло сойку своими защитными свойствами. По косвенным данным (отсутствие следов жизнедеятельности), гнездование сойки в этом гнезде оказалось неудачным.
К случайным «пользователям» гнёзд врановых птиц можно отнести чёрного дрозда Turdus merula. В лесополосе у Глиняного яра (охранная зона заповедника) 2 июля 2010 найдено гнездо чёрного дрозда с
и п и
кладкой из 2 яиц, основанием которого служило старое гнездо сойки.
Полевой воробей Passer montanus. Довольно часто гнездится в новых и старых гнёздах врановых. Гнёзда воробьи строят или внутри каркаса гнёзд, или непосредственно под их основанием. Всего найдено 7 таких гнёзд (все в гнёздах серой вороны). При этом в 3 случаях отмечено совместное гнездование полевых воробьев и серых ворон в одних и тех же гнёздах. А в одном из гнёзд серой вороны найдены одновременно два жилых гнезда полевого воробья с кладками.
Итак, гнёзда врановых в Стрельцовской степи используют для размножения 10 видов птиц. 36.5% использованных гнёзд врановых — это постройки серой вороны, 29.5% - галки, 20.0% - грача. Реже использовались гнёзда сороки (12.5%), сойки (5.0%) и ворона (2.5%). В гнёздах серой вороны отмечено наибольшее число «квартирантов», их использовали обыкновенная пустельга, чеглок, ушастая сова и полевой воробей). На долю хищных птиц и сов приходится 67.5% от общего числа занятых гнёзд врановых (пустельга — 27.5%, ушастая сова — 17.5%).
Литератур а
Ветров В.В. 2010. Новые гнездящиеся птицы Луганской области и новые гнездовые адаптации // Птицы бассейна Северского Донца 1: 74-76. Гизатулин И.И. 2007. Гнездовые взаимодействия врановых и соколиных птиц в долине западного Маныча // Экология врановых в естественных и антропогенных ландшафтах. Ставрополь: 155-157. Ивановский В.В. 1984. О взаимоотношениях врановых и хищных птиц // Экология, био-
ценотическое и хозяйственное значение врановых птиц. М: 151-154. Ильюх М.П., Хохлов А.Н. 1999. Об использовании хищными птицами и совами гнёзд врановых в Предкавказье // Экология и распространение врановых птиц России и сопредельных государств. Ставрополь: 97-99. Ильюх М.П., Хохлов А.Н. 2021. Сплюшка Otus scops в Центральном Предкавказье // Рус.
орнитол. журн. 30 (2097): 3608-3609. Кошелев А.И. 2008. О заселении хищными птицами гнёзд врановых в северном Приазовье // Нов1тн1 досл1дження соколоподiбних та сов. Кривий р1г: 183-186. Кузнецов А.В. 1998. О характере биоценотических связей между серой вороной и обыкновенной пустельгой // Современная орнитология 1998. М.: 193-203. Нумеров А.Д., Венгеров П.Д., Сапельников С.Ф., Соколов А.Ю., Куприянов А.А. (2007) 2017. Пример образования многовидового поселения птиц в результате гнездо-строительной деятельности врановых // Рус. орнитол. журн. 26 (1395): 257-261.
Сова Т.В., Кононов Ю.О., Ференц В.Б. и др. 2005. npupodHo-3anoeidHuü фонд Лугансь-
ко'1 областi. Луганськ: 1-260. Турчин В.Г. 1996. Использование пернатыми хищниками гнезд врановых в Каменной степи // Экология и численность врановых птиц России и сопредельных государств. Казань: 100-102.
Шариков А.В. (2002) 2012. Особенности взаимоотношений ушастой совы Asio otus и врановых птиц в гнездовой период // Рус. орнитол. журн. 21 (789): 2085-2087. Чаплигша А.Б. 2008. Еколоычш особливост сови вухато! (Asio otus (L.)) в урбашзованих ландшафтах (на приклад1 м. Харькова) // Нов1тн1 дослгдження соколопод1бних та сов. Кривий р1г: 374-377.
ю ^
ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2021, Том 30, Экспресс-выпуск 2098: 3653
Хищные птицы острова Беринга (Командорские острова)
А.Н.Белковский
Второе издание. Первая публикация в 1998*
В конце XIX века на острове Беринга гнездились сапсан Falco pere-grinus, кречет Falco rusticolus и белоголовый орлан Haliaeetus leuco-cephalus (Steiniger 1887); через столетие на острове отмечали 1 -2 пары сапсана и регулярные зимовки кречета (Мараков 1965; Артюхин 1991; Артюхин, Зименко 1991). В 1994-1995 годах здесь гнездились 3-4 пары сапсанов, пара белоплечих орланов Haliaeetuspelagicus и 6-8 пар белых сов Nyctea scandiaca, регулярно зимовали кречеты, а также отмечены единичные залёты орлана-белохвоста Haliaeetus albicilla и белоголового орлана. Рост числа пернатых хищников на острове Беринга связан с длительным (1980-1993 годы) существованием орнитологического заказника (сейчас — заповедник), прекращением поощрения охотников за истребление хищных птиц и рекреационная удалённость архипелага (в том числе от похитителей соколов), а также интродукция здесь красной полёвки Clethrionomys rutilus, крысы Rattus norvegicus и домовой мыши Mus musculus. Ежегодно 1-2 кречета попадают в капканы на песцов, сохраняется браконьерский отстрел сов на чучела.
* Белковский А.Н. 1998. Хищные птицы острова Беринга //3-я конф. по хищным птицам Восточной Европы и Северной Азии. Кисловодск, 1: 8.