■ КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
О.А. Загородникова, Н.Г. Коновалова, В.В. Федорова
Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей,
Кафедра педиатрии с курсом неонатологии, Кузбасская государственная педагогическая академия,
г. Новокузнецк
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИДРОКИНЕЗИТЕРАПИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ РЕФЛЕКСОВ У МЛАДЕНЦЕВ С РОДОВЫМИ ПОВРЕЖДЕНИЯМИ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА
Исследовано 40 младенцев в возрасте до 6 мес., занимающихся плаванием в бассейне спорткомплекса «Витязь», у которых документировано положительное влияние гидро-кинезитерапии на развитие физиологических рефлексов.
Ключевые слова: гидрокинезитерапия, рефлексы.
40 babies in the age of till 6 months engaged in navigation in pool of a sport centre «Витязь» at which positive influence hydrokinesitherapia on development of physiological reflexes is documentary are investigated.
Key words: hydrokinesitherapia, reflexes.
Известно, что человек рождается с определенным набором физиологических рефлексов, степень зрелости которых зависит от уровня развития центральной нервной системы (ЦНС) и от его функционального состояния. Рефлексы составляют основу морфофункционального развития ЦНС, служат фундаментом для формирования более сложных сенсомоторных и ассоциативных координаций. Нейроонтогенез происходит в соответствии с генетической программой структурного и функционального развития нервной системы. Полнота реализации этой программы зависит от адекватности и времени приложения внешних воздействий. Развитие статико-моторных функций человека претерпевает качественные скачки, которые можно сравнить с формированием жизни в филогенезе: период «рыбы» от момента внутриутробного развития до 3 месяцев, период «амфибии» — от 3 до 6 месяцев, период «четвероногого млекопитающего» — от 6 до 9 месяцев, человечек — старше 9 месяцев, и человек — после 5 лет.
Исходя из этой периодизации, логично предположить, что занятия в водной среде в первое полугодие жизни младенца будут адекватно развивать ребенка, формировать оптимальные двигательные стереотипы, способствовать дозреванию всех уровней
ЦНС, формированию ассоциативных и межполу-шарных связей.
Цель работы — исследование влияния гидроки-незитерапии на развитие физиологических рефлексов и двигательной активности у младенцев с родовыми повреждениями шейного отдела позвоночника (ШОП).
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
В течение 2006 года обследовано 40 младенцев в возрасте до шести месяцев, занимающихся плаванием в бассейне спорткомплекса «Витязь» г. Новокузнецка. Методом сплошной выборки из них сформировано 2 группы по 20 человек. Контроль двигательной активности и состояния физиологических рефлексов проводили еженедельно.
Первую (основную) группу составляли младенцы, имеющие функциональный блок шейного отдела позвоночника (ШОП), подтвержденный рентгенологическим исследованием, вторую (группа сравнения) — здоровые младенцы.
Здоровые младенцы в психомоторном развитии соответствовали возрастной норме, у младенцев с блокировками ШОП отмечали вынужденное положение головы с поворотом в противоположную бло-
№3(30) 2007 с/^^тьи^тяВсТ^узбассе
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИДРОКИНЕЗИТЕРАПИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ____________РЕФЛЕКСОВ У МЛАДЕНЦЕВ С РОДОВЫМИ ПОВРЕЖДЕНИЯМИ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА
ку сторону, либо запрокидывание головы назад, асимметричное развитие плечевого и, в меньшей степени, тазового пояса, асимметрию рефлексов Моро, Робинсона, Бауэра, опоры, ползания, хватательного, шейно- и вестибулотонических рефлексов. При погружении в воду младенца с функциональным блоком на уровне ШОП наблюдали феномен «затопления» туловища на стороне блока.
Занятия в бассейне были направлены на формирование следующих физиологических рефлексов: задержки дыхания, хватательного, опоры, автоматической ходьбы, перекрестной координации, вестибулярных, симметричных и асимметричных шейно-тонических, шейно-вестибулярного и опто-вестибулярно-го взаимодействия.
Занятия проводились два раза в неделю по 30 минут. Каждое занятие включало разминку на суше и в воде, основную и заключительную части в воде и пребывание в сауне 60° до согревания (2-3 минуты). Занятия строили таким образом, чтобы вызвать у детей положительную эмоциональную реакцию, что важно для достижения мышечной релаксации в воде у больных детей и способствует формированию положительных мотиваций к занятиям физкультурой в дальнейшем.
Здоровые дети все упражнения выполняли симметрично, а детям с повреждением ШОП составляли комплексы, направленные на формирование и тренировку асимметричных шейно- и вестибулото-нических рефлексов, опто- и шейно-вестибулярного взаимодействия на фоне упражнений, сопровождающихся легким вытяжением ШОП по оси. Отдавалось предпочтение формированию рефлексов на «дефицитной» стороне.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Все здоровые дети занимались с удовольствием, за два месяца занятий у них сформировались дви-
гательные стереотипы с опережением возрастной нормы. Дети были координированы, при выполнении ло-комоции, соответствующей возрасту (ползание), легко преодолевали препятствие, произвольно и по просьбе родителей меняли темп и направление движения, устойчиво сидели, могли совершать повороты, наклоны, двуручное манипулирование в положении сидя, 14 из 20 детей могли стоять у опоры.
Выполнение заданий в разном диапазоне темпа и сложности движений, возможность осмысленной коррекции направления движений свидетельствует о формировании у младенцев ассоциативных меж-полушарных корковых связей, что важно для развития ЦНС и служит базой для формирования оптимальных постуральных и моторных двигательных стереотипов.
Больные младенцы также занимались с удовольствием. Уже через две недели у них наблюдали выравнивание рефлексов опоры, плечевого пояса и содружественного движения головы с двух сторон. В ходе дальнейших занятий результат закрепился, и через два месяца больные дети в двигательном развитии соответствовали возрастной норме: могли самостоятельно сидеть, пытались ползти, перекладывали игрушки из руки в руку, симметрично удерживали голову и удерживали тело на воде в положении на груди и на спине.
Таким образом, гидрокинезитерапия оказывает положительное влияние на развитие физиологических рефлексов как здоровых, так и больных младенцев. У здоровых детей опережающими темпами происходит формирование ассоциативных межполушарных корковых связей, что служит основой гармоничного развития. Гидрокинезитерапия у больных младенцев способствует дозреванию физиологических рефлексов и формирует симметрию постуральных и моторных стереотипов. Младенцы догоняют в развитии возрастную норму, то есть с помощью этого метода достигается коррекция имеющейся патологии.
ПОЛНЫМ ДЕТЯМ НЕ ХВАТАЕТ ЖЕЛЕЗА Как показало новое исследование, маленькие дети, страдающие лишним весом, часто испытывают недостаток железа. У латиноамериканцев это проявляется чаще, чем у остальных групп населения.
Американские исследователи использовали результаты анализов крови на содержание железа 960 маленьких детей из США. Они впервые установили связь между лишним весом и дефицитом железа у дошкольников. Оказалось, что дефицит железа выявлен у 20 % полных детей и
только у 7 % малышей с нормальным весом.
Недостаток железа уменьшает количество кислорода, который кровь разносит по телу, и может привести к анемии. Он может стать причиной задержки развития, поэтому так важно, чтобы дети от 1 до 3 лет правильно питались. Родители должны не только поить их молоком и соками из бутылочки, но и предлагать малышам продукты, богатые железом: мясо, бобы, яйца, шпинат и витаминизированный хлеб.
Источник: News.Battery.Ru
с/^пъи^1явс>^узбассе №3(30) 2007