Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОЛОКАЦИИ НА МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВАХ В КОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ В РОССИИ И США'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОЛОКАЦИИ НА МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВАХ В КОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ В РОССИИ И США Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
169
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОЛОКАЦИЯ / ГЕОЛОКАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ / НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / МОБИЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА / GEOLOCATION / GEOLOCATION DATA / PRIVACY / RESPONSIBILITY / MOBILE DEVICES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хисматуллин С.А.

Цель работы. Целью работы является изучение экономических и правовых аспектов использования геолокации в России и США. Метод или методология проведения работы. Исследование основывается на сравнительном методе. Основой данной работы являются российские и американские законодательные основы и практика по разрешению споров, связанных с использованием геолокации на мобильных устройствах в коммерческих целях. Результаты!. Несмотря на то, что в современном мире уже невозможно представить человека без мобильного устройства, на котором работает множество приложений, которые используют информацию о местоположении владельца, вопрос применения геолокации не разрешен даже в такой развитой стране, как США. Так, в Америке действуют Акт о прослушивании, Акт о борьбе с компьютерными мошенничествами и злоупотреблениями, в Конституции закреплено право на неприкосновенность частной жизни, однако ни один документ не регулирует вопрос использования геолокации. Существует проект Акта о геолокации, но он сильно ограничивает использование геолокационных данных правительственными структурами в том числе. В России тоже нет четкого регулирования процесса получения информации о геолокациях. Область применения результатов. Результаты применения исследования могут использоваться законодательными органами при решении вопроса об урегулировании использования геолокационных данных в коммерческих целях. Выводы. На данный момент в России складывается такая ситуация, при которой геолокационные данные активно используются в коммерческих целях, а юридических рисков не несут ни мобильные операторы, ни компании, воспользовавшиеся данными, поэтому данный вопрос остро нуждается в законодательном урегулировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING GEOLOCATION ON MOBILE DEVICES FOR COMMERCIAL PURPOSES IN RUSSIA AND THE UNITED STATES

Purpose of work. The purpose of this work is to study the economic and legal aspects of the use of geolocation in Russia and the United States. Method or methodology of the work. The study is based on a comparative method. The basis of this work is the Russian and American legal framework and practice for resolving disputes related to the use of geolocation on mobile devices for commercial purposes. Results. Despite the fact that in the modern world it is impossible to imagine a person without a mobile device that runs a lot of applications that use information about the location of the owner, the issue of using geolocation is not resolved even in a developed country like the United States. For example, in America, there is the wiretapping Act, The act against computer fraud and abuse, the Constitution enshrines the right to privacy, but no document regulates the use of geolocation. There is a draft act on geolocation, but it severely restricts the use of geolocation data by government agencies, including. In Russia, too, there is no clear regulation of the process of obtaining information about geolocations. Scope of the results. The results of the study can be used by legislative bodies when deciding whether to regulate the use of geolocation data for commercial purposes. Conclusions. At the moment, there is a situation in Russia where geolocation data is actively used for commercial purposes, and neither mobile operators nor companies that use the data bear legal risks, so this issue is in urgent need of legislative regulation.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОЛОКАЦИИ НА МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВАХ В КОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ В РОССИИ И США»

УДК: 338.23 ХИСМАТУЛЛИН СЕРГЕИ АЛЕКСАНДРОВИЧ

студент магистратуры 2-го года обучения, Башкирский государственный университет, факультет философии и социологии,

e-mail: Sergei.hismatull@mail.ru

DOI: 10.26726/1812-7096-2019-11-158-162 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОЛОКАЦИИ НА МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВАХ В КОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ В РОССИИ И США

Аннотация. Цель работы. Целью работы является изучение экономических и правовых аспектов использования геолокации в России и США. Метод или методология проведения работы. Исследование основывается на сравнительном методе. Основой данной работы являются российские и американские законодательные основы и практика по разрешению споров, связанных с использованием геолокации на мобильных устройствах в коммерческих целях. Результаты. Несмотря на то, что в современном мире уже невозможно представить человека без мобильного устройства, на котором работает множество приложений, которые используют информацию о местоположении владельца, вопрос применения геолокации не разрешен даже в такой развитой стране, как США. Так, в Америке действуют Акт о прослушивании, Акт о борьбе с компьютерными мошенничествами и злоупотреблениями, в Конституции закреплено право на неприкосновенность частной жизни, однако ни один документ не регулирует вопрос использования геолокации. Существует проект Акта о геолокации, но он сильно ограничивает использование геолокационных данных правительственными структурами в том числе. В России тоже нет четкого регулирования процесса получения информации о геолокациях. Область применения результатов. Результаты применения исследования могут использоваться законодательными органами при решении вопроса об урегулировании использования геолокационных данных в коммерческих целях. Выводы. На данный момент в России складывается такая ситуация, при которой геолокационные данные активно используются в коммерческих целях, а юридических рисков не несут ни мобильные операторы, ни компании, воспользовавшиеся данными, поэтому данный вопрос остро нуждается в законодательном урегулировании.

Ключевые слова: геолокация, геолокационные данные, неприкосновенность частной жизни, ответственность, мобильные устройства.

HISMATULLIN SERGEY ALEXANDROVICH

master's degree student of the 2nd year of study, Bashkir state University, faculty of philosophy and sociology,

e-mail: Sergei.hismatull@mail.ru

USING GEOLOCATION ON MOBILE DEVICES FOR COMMERCIAL PURPOSES IN RUSSIA AND THE UNITED STATES

Abstract. Purpose of work. The purpose of this work is to study the economic and legal aspects of the use of geolocation in Russia and the United States. Method or methodology of the work. The study is based on a comparative method. The basis of this work is the Russian and American legal framework and practice for resolving disputes related to the use of geolocation on mobile devices for commercial purposes. Results. Despite the fact that in the modern world it is impossible to imagine a person without a mobile device that runs a lot of applications that use information about the location of the owner, the issue of using geolocation is not resolved even in a developed country like the United States. For example, in America, there is the wiretapping Act, The act against computer fraud and abuse, the Constitution enshrines the right to privacy, but no document regulates the use of geolocation. There is a draft act on geolocation, but it severely restricts the use of geolocation data by government agencies, including. In Russia, too, there is no clear regulation of the process of obtaining information about geolocations. Scope of the results. The results of the study can be used by legislative bodies when deciding whether to regulate the use of geolocation data for commercial purposes. Conclusions. At the moment, there is a situation in Russia where geolocation data is actively used for commercial purposes, and neither mobile operators nor companies that use the data bear legal risks, so this issue is in urgent need of legislative regulation.

Keywords: geolocation, geolocation data, privacy, responsibility, mobile devices.

В современном мире практически невозможно представить, чтобы человек вышел из дома без своего мобильного телефона1, но независимо от его желания все передвижения становятся известны не только самому субъекту. Так, например, летом 2017 года Президент России издал поручение об обеспечении возможности поиска пропавших людей с помощью определения местоположения их смартфонов на основе геолокационных данных. Данное поручение было адресовано Минкомсвязи, МВД и МЧС, которые совместно с АНО «Центр поиска пропавших людей» уже к концу ноября должны были представить предложения о реализации такой возможности. Об использовании таких данных названными государственными органами в иных целях не говорится, что является весьма спорным не только с правовой точки зрения, но и с политической. Также информация о местоположении, передвижениях становится коммерческим продуктом и масштабно используется в целях рекламы. На рынке цена таких данных может достигать 10 млрд долларов.

Геолокация - это определение точного географического положения объекта. На мобильных устройствах, помимо специальных приложений, WI-FI, GPS или ГЛОНАСС, определение местоположения возможно с помощью системы LBS (Location Based Service). Не вдаваясь в технические подробности, это означает, что геолокация определяется по ближайшей вышке мобильного оператора. Чем больше вышек поблизости, тем выше точность определения местоположения абонента, поскольку определяется не столько именно местоположение, сколько вероятность нахождения человека между ориентирами. Так, всем известные в России мобильные операторы МТС, Билайн, Мегафон и Теле2 даже предоставляют своим абонентам платную услугу с возможностью слежения за определенным абонентом, обычно она предлагается родителям для того, чтобы они всегда могли знать, где находится их ребенок2.

Также местоположение может быть определено при помощи мобильных платформ со встроенными сервисами геолокации. Продемонстрировать это можно громким скандалом, произошедшим несколько лет назад с Apple. Китайские СМИ назвали IPhone угрозой национальной безопасности, поскольку стало известно, что в iOS существуют геолокационные сервисы, сохраняющие перемещения владельца. Но компания объясняет это тем, что таким образом сокращается время для поиска местоположения с помощью GPS, а в итоге компромисс был достигнут тем, что на IPhone появилась возможность отключить геолокацию.

Безусловно, столь быстрое определение местоположения в большинстве случаев только помогает человеку3. При использовании таких приложений, как 2ГИС, Я.Метро, Uber и многих других широко всем известных приложений, намного проще, чтобы без участия человека определилось его нахождения и такси прибыло к нему в течение 2-3 минут4. В некоторых случаях даже таргетированная реклама не раздражает, а, наоборот, помогает. Но как же защита частной жизни, провозглашенная в Конституции РФ? Не нарушают ли мобильные операторы, геолокационные сервисы данное право? И как определить грань между пользой данных услуг и нарушением конституционного права?

В США тоже очень распространена практика таргетированной рекламы при помощи сервисов, дающих информацию о местоположении и передвижении пользователя мобильного устройства. Но также нет однозначного ответа на поставленные выше вопросы. В судебной практике не так много дел, связанных с данной темой, и суды в разных штатах по-разному подходят к решению проблемы. Так, несколько лет назад в широко известном деле «Inrei Phone/ iPad Application Consumer Privacy Litigation» потребители подали иск на компанию Apple с жалобой о том, что без их ведома собиралась информация о локации их домов и рабочих мест. Основанием для их жалобы служили Конституция Калифорнии, Акт о прослушивании (the Wiretap Act), Акт о борьбе с компьютерными мошенничествами и злоупотреблениями (the Computer Fraudand Abuse Act). Однако суд не принял их доводы и вовсе не признал в данном

1 «Продажи смартфонов в России в 2018 году увеличились в деньгах на четверть» / Интернет-портал агентства «INTERFAX». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.interfax.ru/business/545245 (дата обращения: 01.11.2019), свободный. - Загл. с экрана.

2 Фаткиева Р. Р., Рыжков С. Р. Геолокация для аутентификации и защиты данных // УЭкС. - 2015. - № 12. (84). -С. 82.

3 Бобров Денис Александрович, Зорин Иван Андреевич Проектирование мобильного приложения для формирования списка дел с геолокацией // ГИАБ. - 2017. - № 6. - С. 23.

4 Преснякова Л. П. Повседневная мобильность в цифровом городе: стратегии vs тактики // Социология власти. -2015. - № 4. - С. 14.

случае право на неприкосновенность частной жизни в отношении геолокации. Но в 2013 году руководство штата издало рекомендации для создателей мобильных приложений Privacy on the Go: разработчикам было предложено создать политику конфиденциальности, которая была бы понятна любому потенциальному пользователю и всегда оглашалась бы при установке приложения. В рекомендациях существует пункт о том, что все данные, полученные в ходе работы приложения, не должны быть переданы третьим лицам5.

В другом деле Cousineau v. Microsoft Corp истец заявила о том, что компания без ведома пользователя телефона отслеживала его геоинформацию в целях развития своей сети цифрового маркетинга даже после того, как она изменила настройки конфиденциальности и запретила мобильному устройству отслеживать ее геолокацию. Суд принял доводы истца о том, что пользователь вправе ограничить доступ к своей геолокации и запретить собирать и анализировать данную информацию. Также неправомерность действий Microsoft заключается в том, что пользователь был заверен о том, что он может контролировать свои настройки конфиденциальности, тем самым поощряя его полагать, что его конфиденциальность является безопасной, однако компания сохраняла у себя полный доступ к любым пользовательским данным, несмотря на изменение настроек пользователем. Интересно, что иные аргументы истца не были приняты. Так, например, суд не увидел нарушения Акта о прослушивании, поскольку передача геолокационных данных не является ни сообщением, ни разговором. Безусловно, с формальной точки зрения это верно, но цель закона о прослушивании заключается в защите частной жизни, а информация о местоположении в некоторых случаях может сказать о частной жизни человека намного больше, чем его разговоры. Также суд утверждает, что поскольку истцу не было причинено убытков, действия Microsoft Corp не нарушают Акта о защите потребителей6.

Похожее дело Goodmanv. HTCAmerica, Inc, в котором истец заявил, что приложение о прогнозе погоды, которое учитывает местоположение владельца мобильного устройства, было установлено уже изначально на телефоне без его согласия якобы для удобства, однако впоследствии оно использовалось для других целей: для анализа его поведения, изучения его интересов и передачи этих данных третьим лицам. Суд установил, что мошенничества в действиях компании HTC не наблюдается, поскольку истцом не были доказаны конкретные факты передачи информации третьим лицам, однако отметил, что нарушается право, закрепленное в Конституции Калифорнии, на неприкосновенность частной жизни7.

Еще одно громкое дело с участием компании HTC произошло также в Америке. На телефонах HTC в заводских настройках было установлено приложение Carrier IQ, которое, по заверению производителей, помогает сократить время для совершения каких-либо задач телефону. Данное приложение сохраняло номера телефонов, время выполнения вызовов и передачи SMS, сведения о посещениях сайтов и показания GPS. При этом у пользователя даже не спрашивалось согласия на сбор указанных данных, приложение уже было установлено, а его удаление было невозможно. Собранная информация данным приложением была доступна и остальным приложениям, установленным уже самим пользователем. В результате Федеральная комиссия по торговле США приняла санкции в виде принуждения прохождения внешнего аудита безопасности компанией HTC на протяжении 20 лет.

Таким образом, можно отметить, что суд от непризнания права на неприкосновенность частной жизни в отношении геолокации за несколько лет пришел к противоположному выводу о том, что сбор, анализ информации о местоположении и передвижении пользователя мобильного устройства без его согласия нарушает право на частную жизнь.

Также в США существует законопроект Geolocation Privacy and Surveillance Act, цель которого защитить любое лицо от преднамеренного перехвата и раскрытия данных о местоположении и использования данной информации любым лицом, знающим или должным знать о том, что информация получена незаконным способом8. Также законопроект предполагает требование ордера на получение государственным органом информации о геолокации гражданина. Компании не смогут делиться такой информацией, использовать ее в своих коммерческих целях без явного согласия лица. Санкцией за нарушение данных норм будет являться штраф в

5 Robert V. II Hale, Recent Developments in Mobile Privacy Law and Regulation, 69 Bus. Law. P. 240-242.

6 Cousineau v. Microsoft Corp. No. I I-cv-01438-JCC (W.D. Wash. filed Oct. 17, 2013).

7 Goodman v. HTC America, Inc. No. I 1-cv-01793-MJP (W.D. Wash. filed Jun. 26, 2014).

8 Mura R. Geolocation and targeted advertising: making the case for heightened protections to address growing privacy concerns // 9 Buff. Intell. Prop. P. 82, 83.

размере около 10 000 долларов США. Однако данный проект попал в Конгресс в 2011 году, но до сих пор так и не принят. Причина, на мой взгляд, кроется в том, что акт сильно ограничивает правительственные структуры в использовании геолокационных данных9. Непринятие акта администрацией прошлого Президента США основывалось на аргументе о том, что GPS-слежение немногим отличается от визуального слежения. Однако в коммерческом поле деятельности информация, полученная с мобильных устройств, о передвижениях его владельца дает обширное поле для использования ее, например, в рекламных целях.

Итак, в США в настоящее время нет регулирования использования данных о геолокации, полученных сотовыми операторами, компаниями, производящими мобильные устройства, однако судебная практика постепенно идет по пути того, что без явного согласия пользователя на доступ к информации о местоположении, сбор, анализ и передача данных третьим лицам запрещена. Проект Акта о защите геолокационных данных только на пути согласования, но он также предполагает запрет доступа к информации без согласия лица и штраф при нарушении права на неприкосновенность частной жизни10.

В России тоже нет четкого правового регулирования процесса получения информации о геолокациях, получаемых при помощи телефонов. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О персональных данных» прямо не относит данную категорию к персональным данным, что, на мой взгляд, необходимо исправить. К сведениям об абонентах, защищаемых в соответствии с законодательством, относятся фамилия, имя, отчество или псевдоним абонента-гражданина, адрес абонента или адрес установки оконечного оборудования, абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование11. Согласно Федеральному закона «О связи» адрес защищается законодательством, однако передвижения абонента не входят в узкое понятие «адрес», а рекламными агентствами, банками и др. используется не сколько информация о месте проживания гражданина, сколько о его перемещении, посещении общественных мест. Операторы утверждают, что третьим лицам передаются обезличенные данные, пулл информации, которая никак не связана с определенным человеком, поэтому при передаче ее третьим лицам никак не затрагивается информация, отнесенная законом к защищаемым персональным данным. Более того, операторами, мобильными приложениями при установке спрашивается согласие пользователя, а ему не остается иного выбора, помимо как согласиться, поскольку в ином случае он не сможет воспользоваться необходимой ему услугой. Поэтому складывается такая ситуация, при которой геолокационные данные активно используются в коммерческих целях, а юридических рисков не несут ни мобильные операторы, ни компании, воспользовавшиеся данными12.

Еще одна проблема заключается в том, что многие пользователи халатно относятся к своим данным, к которым предоставляют доступ. Большинство не читают пользовательские соглашения, при принятии которых разрешают третьим лицам воспользоваться их данными, ведь в первую очередь это занимает время. Поэтому государство должно в этом случае проявить патерналистскую заботу и принять акт, схожий по своим целям с Калифорнийским актом «Privacy on the Go», который предполагает соблюдение политики конфиденциальности, простоту изложения для пользователей, и в случае, если компания все же передает данные о геолокации третьим лицам или использует их в иных коммерческих целях, должно быть испрошено явное согласие на это владельца мобильного устройства.

Литература

1. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О персональных данных» // «Российская газета». - № 165, 29.07.2006.

2. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «О связи» // «Российская газета». -№ 135, 10.07.2003.

3. Алёшин О. Г. Обзор современных методов фильтрации данных геолокации // European science. -

9 Geolocational Privacy and Surveillance Act, S. 639, 113th Cong. (2013).

10 Кузовлев Владислав Юрьевич. Использование возможностей средств навигации в установлении обстоятельств совершения преступлений // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. - 2017. - № 4-2. - С. 81.

11 Алёшин О. Г. Обзор современных методов фильтрации данных геолокации // European science. - 2017. - № 6 (28). - С. 24.

12 Ахметова А. Т., Хисматуллин С. А. Правовые основы использования социальных сетей и источников сети интернет // Актуальные проблемы государства и права на современном этапе. Сборник научных статей по материалам VI Республиканской научно-практической конференции, посвященной Дню юриста. Ответственный редактор Р. М. Усманова. - 2017. - С. 77-79.

2017. - № 6 (28). - С. 24.

4. Ахметова А. Т., Хисматуллин С. А. Правовые основы использования социальных сетей и источников сети интернет // Актуальные проблемы государства и права на современном этапе. Сборник научных статей по материалам VI Республиканской научно-практической конференции, посвященной Дню юриста. Ответственный редактор Р. М. Усманова. - 2017. - С. 77-79.

5. Бобров Денис Александрович, Зорин Иван Андреевич. Проектирование мобильного приложения для формирования списка дел с геолокацией //ГИАБ. - 2017. - № 6. - С. 23.

6. Бутенко В. В. Использование геолокации в приложениях под Android // Молодой ученый. - 2014. -№ 9. - С. 12-14.

7. Геппенер В. В., Соколов М. А. Обработка и классификация сигналов в геолокации. Известия СПбГЭТУ ЛЭТИ. - 2003. - № 1. - С. 81-92.

8. Илькевич А. А. Использование геолокации для защиты интеллектуальной собственности: гео-блокирования в европейском Союзе // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. - 2018. -№ 3-2.

9. Ковалев Д. К. Автоматизированная система управления мобильным устройством посредством геолокации // Научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых специалистов НИУ ВШЭ им. Е. В. Арменского. Материалы конференции. Московский институт электроники и математики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». - 2015. - С. 46.

10. Кузовлев В. Ю. Использование возможностей средств навигации в установлении обстоятельств совершения преступлений //Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. - 2017. - № 4-2. - С. 81.

11. Курин А. А. Геоинформационные технологии в функционировании системы криминалистической регистрации // Информационное обеспечение правоохранительной деятельности: проблемы, тенденции, перспективы: сб. науч. ст. Калининград, 2007.

12. Преснякова Л. П. Повседневная мобильность в цифровом городе: стратегии vs тактики // Социология власти. - 2015. - № 4. - С. 14.

13. Ратникова Ю. В., Наумов Д. В. Использование геолокации в мобильных приложениях //Шестьдесят восьмая всероссийская научно-техническая конференция студентов, магистрантов и аспирантов высших учебных заведений с международным участием, сборник материалов конференции. - 2015. - С. 1385-1388.

14. Фаткиева Р. Р., Рыжков С. Р. Геолокация для аутентификации и защиты данных// УЭкС. - 2015. -№12 (84). - С. 82.

15. «Продажи смартфонов в России в 2018 году увеличились в деньгах на четверть» / Интернет-портал агентства «INTERFAX». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.interfax.ru/ business/545245 (дата обращения: 01.11.2019), свободный. - Загл. с экрана.

16. Geolocational Privacy and Surveillance Act, S. 639, 113th Cong. (2013).

17. Mura R. Geolocation and targeted advertising: making the case for heightened protections to address growing privacy concerns // 9 Buff. Intell. Prop. P.

18. Robert V. II Hale, Recent Developments in Mobile Privacy Law and Regulation, 69 Bus. Law.

19. Cousineau v. Microsoft Corp. No. I I-cv-01438-JCC (W.D. Wash. filed Oct. 17, 2013).

20. Goodman v. HTC America, Inc. No. 11-cv-01793-MJP (W.D. Wash. filed Jun. 26, 2014).

References:

1. Federal'nyj zakon ot 27.07.2006 № 152-FZ (red. ot 29.07.2017) «O personal'nyh dannyh» // «Rossijskaya gazeta». - № 165, 29.07.2006.

2. Federal'nyj zakon ot 07.07.2003 № 126-FZ (red. ot 07.06.2017) «O svyazi» // «Rossijskaya gazeta». -№ 135, 10.07.2003.

3. Alyoshin O. G. Obzor sovremennyh metodov fil'tracii dannyh geolokacii //European science. - 2017. - № 6 (28). - S. 24.

4. Ahmetova A. T., Hismatullin S. A. Pravovye osnovy ispol'zovaniya social'nyh setej i istochnikov seti internet //Aktual'nye problemy gosudarstva i prava na sovremennom etape. Sbornik nauchnyh statej po materialam VI Respublikanskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj Dnyu yurista. Otvetstvennyj redaktor R. M. Usmanova. - 2017. - S. 77-79.

5. Bobrov Denis Aleksandrovich, Zorin Ivan Andreevich. Proektirovanie mobil'nogo prilozheniya dlya formiro-vaniya spiska del s geolokaciej // GIAB. - 2017. - № 6. - S. 23.

6. Butenko V. V. Ispol'zovanie geolokacii v prilozheniyah pod Android // Molodoj uchenyj. - 2014. - № 9. - S. 12-14.

7. Geppener V. V., Sokolov M. A. Obrabotka i klassifikaciya signalov v geolokacii. Izvestiya SPbGETULETI. -2003. - № 1. - S. 81-92.

8. Il'kevich A. A. Ispol'zovanie geolokacii dlya zashchity intellektual'noj sobstvennosti: geo-blokirovaniya v evropejskom Soyuze //Izvestiya TulGU. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. - 2018. - № 3-2.

9. Kovalev D. K. Avtomatizirovannaya sistema upravleniya mobil'nym ustrojstvom posredstvom geolokacii // Nauchno-tekhnicheskaya konferenciya studentov, aspirantov i molodyh specialistov NIU VSHE im. E. V. Ar-menskogo. Materialy konferencii. Moskovskij institut elektroniki i matematiki Nacional'nogo issledovatel'skogo universiteta «Vysshaya shkola ekonomiki». - 2015. - S. 46.

10. Kuzovlev V. YU. Ispol'zovanie vozmozhnostej sredstv navigacii v ustanovlenii obstoyatel'stv soversheniya prestuplenij //Izvestiya TulGU. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. - 2017. - № 4-2. - S. 81.

11. Kurin A. A. Geoinformacionnye tekhnologii v funkcionirovanii sistemy kriminalisticheskoj registracii // Informacionnoe obespechenie pravoohranitel'noj deyatel'nosti: problemy, tendencii, perspektivy: sb. nauch. st.

Kaliningrad, 2007.

12. Presnyakova L. P. Povsednevnaya mobil'nost' v cifrovom gorode: strategii vs taktiki // Sociologiya vlasti. -2015. - № 4. - S. 14.

13. Ratnikova YU. V., Naumov D. V. Ispol'zovanie geolokacii v mobil'nyh prilozheniyah // SHest'desyat vos'maya vserossijskaya nauchno-tekhnicheskaya konferenciya studentov, magistrantov i aspirantov vysshih uchebnyh zavedenij s mezhdunarodnym uchastiem, sbornik materialov konferencii. - 2015. - S. 1385-1388.

14. Fatkieva R. R., Ryzhkov S. R. Geolokaciya dlya autentifikacii i zashchity dannyh // UEkS. - 2015. - №12 (84). - S. 82.

15. «Prodazhi smartfonov v Rossii v 2018 godu uvelichilis' v den'gah na chetvert'» /Internet-portal agentstva «INTERFAX». [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.interfax.ru/business/545245 (data obrash-cheniya: 01.11.2019), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

16. Geolocational Privacy and Surveillance Act, S. 639, 113th Cong. (2013).

17. Mura R. Geolocation and targeted advertising: making the case for heightened protections to address growing privacy concerns // 9 Buff. Intell. Prop. P.

18. Robert V. II Hale, Recent Developments in Mobile Privacy Law and Regulation, 69 Bus. Law.

19. Cousineau v. Microsoft Corp. No. I I-cv-01438-JCC (W.D. Wash. filed Oct. 17, 2013).

20. Goodman v. HTC America, Inc. No. 11-cv-01793-MJP (W.D. Wash. filed Jun. 26, 2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.