Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рахматова Ш., Алиев С.Н.

Статья посвящена изучению особенностей использования газетно-публицистического материала на занятиях по дисциплине "Русский язык и культура речи" на первых курсах неязыковых специальностей Филиала МГУ им. Ломоносова в г.Душанбе. Опыт работы показывает, что газетно-публицистический материал является важным средством формирования коммуникативной и профессиональной компетентности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USAGE OF NEWSPAPER-JOURNALISTIC MATERIALS IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS

The article is dedicated to the characteristics of use newspaper and journalistic materials in the classroom for discipline "Russian language and culture of speech" in the first courses of not language specialties of the branch of M. Lomonosov Moscow State University in Dushanbe. Experience shows that the newspaper and journalistic material is an important means of formation of communicative and professional competence of university students.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Рахматова Ш., Алиев С. Н.

Филиал МГУ имени М. В. Ломоносова в г. Душанбе Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

Международные связи Республики Таджикистан, обмен культурными ценностями и научно - технической информацией с зарубежными странами, огромное количество специальной литературы и средств массовой информации - причины, в свете которых вопрос изучения русского языка в настоящее время приобретает особый статус, остроту и важность в средних общеобразовательных и высших учебных заведениях. В Филиале МГУ имени М.В.Ломоносова в городе Душанбе учебным планом предусмотрена дисциплина «Русский язык и культура речи», которая изучается на 1-х курсах всех неязыковых специальностей: «Международные отношения», «Государственное и муниципальное управление», «Прикладная математика и информатика», «Геология», «Химия, физика и механика материалов». Рабочая программа по русскому языку и культуре речи, основанная на базовой программе «Русский язык и культура речи», разработанной для всех специальностей и направлений подготовки МГУ М.Ю. Сидоровой и Н.В. Николенковой, учитывает специфику направлений подготовки [2].

В данной статье мы будем говорить о направлении подготовки студентов по специальности «Международные отношения» и «Государственное и муниципальное управление». Следует отметить, что обучающимся по данному направлению студентам необходимы не только традиционные знания из области культуры речи, но и умения осознать свои конкретные коммуникативные потребности, самостоятельно определить возможности совершенствования своей устной и письменной речи, осознать внутренние механизмы, которые управляют речью и делают общение эффективным и комфортным, а также научиться извлекать максимум полезной информации из разнообразных текстов и источников.

Студентам также необходимо знать специфику языка своей специальности и владеть базовыми языковыми средствами, тактиками и стратегиями для решения профессиональных и коммуникативных задач в общении. Учитывая данные цели и задачи, особое внимание в процессе работы мы уделяем работе с текстами, разнообразными по своей стилистической окрашенности.

Одно из определенных мест на занятиях русского языка и культуры речи занимает публицистический стиль, который представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применяется в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Во многих учебниках по стилистике публицистический стиль называется также газетно-публицистическим, газетным стилем, общественно-политическим стилем. Газетный стиль формировался именно в периодических печатных изданиях и прежде всего в газетах, но сегодня этот стиль функционирует как в печатных, так и в электронных средствах массовой информации. Газета носит информационный и воздействующий характер. Информационная функция текстов, относящихся к этому стилю, состоит в том, что авторы таких текстов имеют целью информировать широкий круг читателей, зрителей, слушателей о важных для общества проблемах и о взглядах авторов на эти проблемы.

Газетные и журнальные статьи информируют общество о самых разнообразных сторонах его жизни: о парламентских дебатах, об экономических дебатах, об экономических программах правительства и партий, о социально-экономической стороне жизни общества, о политике, культуре, образовании. Работая с газетными и журнальными статьями, заметно расширяется кругозор студентов, развивается познавательный интерес, пополняется их словарный запас общественно - политической лексикой, что, в свою очередь, способствует активному участию их в общественной жизни общества, формированию профессиональной компетенции. Студенты выступают по содержанию газетной статьи, не читают статью, а кратко информируют присутствующих о проблеме, которую ставит автор, которая требует решения, которая требует активного высказывания своего мнения студентами. Постепенно многие

студенты преодолевают психологический барьер «боязни» аудитории, свободно высказывают свое мнение, учатся спорить, аргументировано отстаивают свою точку зрения по определенной проблеме. Готовясь к выступлениям, студенты выписывают ключевые слова и выражения, которые активно используют в своих выступлениях.

Рассмотрим в качестве примера реализации этих функций заметку из газеты «Азия-Плюс» от 06.08.2015 под названием «Китай идет на Запад». Статья имеет подзаголовок «Таджикистан в проекте «новый Шелковый путь». Она информирует читателей о том, что в 139 году китайский император Ву Ди отправил своего военного посла Чжан Цяня на Запад - на поиски союзников в борьбе против воинственных кочевых племен гуннов, которые опустошали северные окраины Китая. Путешествуя, посол попал в плен к гуннам на целых одиннадцать лет. Но когда ему все же удалось бежать, он перебрался через высокие перевалы Тянь-Шаня и вышел к Иссык-Кулю; прошел по всей Ферганской долине, побывал в Согдиане, Бактрии, где процветали ремесла и торговля. Местный правители согласились на установление торговых связей. Так две тысячи лет тому назад начинался Великий Шелковый путь. Что было самое важное - торговые связи на Великом Шелковом пути сблизили народы этих стран, заложили основу для активного культурного обмена между ними, способствовали расцвету межгосударственных отношений. Через полторы тысячи лет Великий Шелковый путь пришел в упадок из-за военных разборок в Средней Азии. В наши дни председатель КНР Си Дзиньпин предложил объединить усилия стран региона и воссоздать «экономический коридор Шелкового пути», целью которого должно стать крупномасштабное региональное сотрудничество. Газетная статья воздействует на студентов, формируя определенное отношение к процессу восстановления Шелкового пути, зная, что для реализации данной идеи понадобится не одна деловая встреча, и не одно решение, и не один год. Статья имеет воздействующую и информационную функцию. И каждый раз пропаганда полезных для общества идей должна опираться на полное и достоверное информирование аудитории. Кроме того, газетно-публицистический стиль имеет большую коммуникативную, экспрессивную и эстетическую функции.

Коммуникативная функция является главной функцией языка и проявляется во всех сферах деятельности общества и каждого индивидуума. Публицистический стиль функционирует в сфере взаимоотношений между различными общественными группами, поэтому его роль в поддержке общественной коммуникации огромна. Коммуникативность газетно-публицистического стиля заключается в том, что его тексты создаются не для внутреннего пользования и не для единственного адресата (хотя и в этих случаях коммуникативный аспект присутствует), а для максимально широкой аудитории. Находясь на значительном расстоянии в пространстве, автор газетно-публицистического текста стремится приблизиться к адресату по времени, по тематике сообщений, а также по речевым стилистическим особенностям. Коммуникация предполагает и обратную связь - ответ адресата. Для данного стиля обратная связь наиболее явно осуществляется в ситуации публичной дискуссии, но не только здесь. Для газеты обратной связью в нашем случае является реакция студентов на информацию и дискуссия по ее содержанию.

Экспрессивная функция языка позволяет говорящему выразить свои чувства. Публицистический аспект обычно ярко отражает личность студента, излагающего содержание статьи, выраженным и эмоционально окрашенным отношением его к излагаемому факту. Не все публицистические жанры в одинаковой мере предполагают экспрессивность текста: она менее вероятна для информационной заметки и более типична для очерка или памфлета.

Вот несколько примеров экспрессивности газетных заголовков: «Коррупция решает все», «Таджикские спасатели ждут новых стихийных бедствий», «В долгах как в шелках», « Мэр Душанбе обеспокоен качеством питания в городских детсадах», «В Душанбинском зоопарке скончался австралийский кенгуру». Данные заголовки не просто обозначают тему сообщения, но эмоционально характеризуют ситуацию, о которой рассказывают газетные статьи.

Перечисленные выше функции определяют основные требования культуры речи, предъявляемые к произведениям публицистического стиля, в частности, к газетным статьям по содержанию соответствующих специальности студентов.

Информационная функция требует от автора информативности публицистического текста, т. е. того, чтобы текст содержал сведения, интересные и нужные для чтения и восприятия. Этические нормы предполагают достоверность и точность информации.

Функция воздействия связана с тем, чтобы цель его не противоречила общественным интересам, а форма воздействия не воспринималась бы как грубое давление или навязывание субъективных оценок. Коммуникативная функция определяет большинство культурно-речевых норм в любом стиле. В публицистике особенно важны такие качества речи, как понятность, выразительность и достоверность. Этические нормы коммуникации - это ориентированность текста на удобство его восприятия адресатом, уважение к правам личности. Осуществление экспрессивной функции также предполагает соблюдение норм речевой культуры. Отстаивая свою точку зрения, студенты должны строить свои выступления, соблюдая все нормы современного русского литературного языка. Эстетическая функция для публицистического стиля не является обязательной в отличие от художественной литературы, однако внимание к эстетическим качествам текста желательно для выступающих и для слушающих информацию студентов.

Вместе с тем, следует отметить, что в настоящее время установились определенные стилистические особенности газетно-публицистических статей. Это: стремление к образности и выразительности; поиск новых языковых средств; открытое выражение авторской позиции; огромная роль ключевых слов и выражений, характерных для современной эпохи и идейного направления; широкое использование устоявшихся речевых оборотов, терминов, новых слов и выражений.

Вместе с тем, работа с газетными текстами по специальности студентов на занятиях по русскому языку и в самостоятельной работе обучающихся, может являться хорошим средством формирования ораторских качеств, толерантности в дискурсах по содержанию статьи, развитием коммуникативных и профессиональных компетенций студентов, формированием навыков культуры общения, умения отбора статей, которые освещают события и факты текущей общественной жизни, обеспечивают активность аудитории в обсуждении проблем общества, в частности, учат студентов излагать свою точку зрения и давать политическую и нравственную оценку происходящему.

Описывая в данной работе, вопрос использования газетно-публицистического материала в формировании профессиональной компетенции, необходимо усвоить, что газета - мобильный инструмент гласности, т.е. открытости деятельности государственных учреждений для общественного наблюдения. Для общества необходимо, чтобы государственные власти как можно полнее информировали граждан о принимаемых решениях, а также и о мотивах принятия этих решений. Здесь следует добавить, что с точки зрения науки о культуре речи очень важно излагать официальные решения языковыми средствами понятными большинству населения со средним уровнем образования. Рядовой гражданин не обязан иметь высшее юридическое образование, но законы должны быть ему понятны, в ином случае общение власти и населения не будет эффективным. Наряду с гласностью газета обеспечивает и свободу слова - она служит для выражения взглядов различных социальных слоев, крупных и мелких общественных групп, дает человеку возможность дать свою оценку проводимую государством политики и влияния ее на жизнь общества. Являясь одним из центров политической деятельности, газета призвана быть гибким инструментом соединения всего содержания человеческой деятельности в обществе.

Литература:

1. Николенкова Н.В. Русский язык и культура речи: учебное пособие. - М.: РПА Минюста России, 2011. - 345 с.

2. Сидорова М.Ю., Николенкова Н.В. Русский язык и культура речи // Программа дисциплин / Учебно-методический комплекс. -М. : Доброе слово, 2014. - 128 с.

3. Русский язык / Под ред. Л.Ю.Максимова. М.: Просвещение, 1989. - 280 с.

4. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи. - М.: Проспект, 2008.- 220 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ

Статья посвящена изучению особенностей использования газетно-публицистического материала на занятиях по дисциплине "Русский язык и культура речи" на первых курсах неязыковых специальностей Филиала МГУ им. Ломоносова в г.Душанбе. Опыт работы показывает, что газетно-публицистический материал является важным средством формирования коммуникативной и профессиональной компетентности студентов.

Ключевые слова: газетно-публицистический материал, общественно-политический стиль, коммуникативная, коммуникативная и профессиональная компетенция, культура общения.

USAGE OF NEWSPAPER-JOURNALISTIC MATERIALS IN THE FORMATION OF

PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS The article is dedicated to the characteristics of use newspaper and journalistic materials in the classroom for discipline "Russian language and culture of speech" in the first courses of not language specialties of the branch of M. Lomonosov Moscow State University in Dushanbe. Experience shows that the newspaper and journalistic material is an important means of formation of communicative and professional competence of university students.

Keywords: newspaper-journalistic material, social and political style, communicative, communicative and professional competence, communication culture.

Сведения об авторах: Рахматова Ш., кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики Филиала МГУ имени М.В.Ломоносова в г. Душанбе

Алиев С. Н., доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания английского языка Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, e-mail: alievsn@rambler.ru

Аbout authors: Rakhmatva Sh., PhD of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the chair of linguistics f the Branch of Lomonosov Moscow State University in Dushanbe

Aliyev S., doctor of pedagogical sciences, professor of the chair of English Teaching Methodology, Tajik State Pedagogical University named after S. Aini

МАЦОМИ АНЪАНА^ОИ ХАЛЦИ ДАР ТАРБИЯИ ИНСОНДУСТИИ ДУХТАРОН

ДАР ОИЛА

Мамадносирова М. М.

Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С. Айни

Педагогикаи халкй хамчун зарурияти таърихй дар охирхои асри XX пайдо шуда, ру ба инкишоф овардааст. Дар педагогикаи халкй вокеан тачрибахои халкй дар боби тарбия, таълим ва инкишофи наслхои наврас чамъоварй ва хулоса карда, аз назари талаби замон тавзеху ташрех дода, ба истифодаи умум пешниход карда шудааст. Аз ин нуктаи назар, педагогикаи халкй тачдидкунандаи меросхои педагогй-маърифатии халк ба хисоб меравад.

Педагогикаи халкй хеле доманадор аст, вай тамоми тачрибахои халкиро бо васоиту омилхояш, ки дар тули асрхо фарохам омадааст, дар бар мегирад. Жанрхои мухталифи эчодиёти дахонии халк ба монанди: афсона, ривоят, хикоят, эпосхо, зарбулмасалу маколхо, киссаю достонхо, урфу одатхо ва анъанахо воситахои асосии таъсиррасонии халкй ба шумор меравад. Дар маколаи мазкур дар хусуси макоми анъанахои халкй дар тарбияи инсондустии духтарон дар оила ибрози андеша мешавад.

Анъана калимаи арабй буда, маънояш дар точикй «аз номи касе хикоят кардан» аст. Хдмчун мафхум бошад, дар манбаи эътимодбахш баъзан мухтасар ва баъзан васеътар тафсир шудааст, яъне «анъана - расму коидахое, ки аз насл ба насл мегузарад» [4, с. 78].

Садриддин Айнй анъанаро чунин таъриф додаст: «Анъана ва урфу одатхо, сифатхои кухнае, ки дар як кабила, ё дар миллат монанди мерос, аз падар ба фарзанд гузашта омадааст» [1, c. 78].

Равшанй андохтан мебояд, ки анъана мафхуми васеъ аст, вай хамчун шакли дигари ифодавии худ мафхумхои урфу одатро дар худ фаро мегирад ва ифода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.