Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 5. С. 31-35. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2023. No. 5. P. 31-35.
Научная статья УДК 316.351
https://doi.org/10.24158/spp.2023.5.3
Использование гаджетов в дошкольном детстве: риски цифровой деменции Кристина Романовна Путимцева
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7205-2211
Аннотация. Общеизвестно, что избыточное использование электронных устройств может привести к нарушению развития когнитивных способностей детей, однако проблема применения информационных технологий в качестве обучающего инструмента является малоизученной. Родительская общественность связывает негативное влияние использования гаджетов на детский организм с чрезмерным потреблением развлекательного контента (мультфильмов, компьютерных игр и прочего), тогда как предпочтительным для дошкольников является развивающий контент (обучающие игры, видео). При этом большинство родителей не знают, как на практике с пользой использовать гаджеты, что создает противоречие между желаемым и действительным назначением цифровых технологий. Для предотвращения проблем в развитии дошкольника и снижения риска информационной перегрузки детей необходимо повышать цифровую компетентность родителей, а также разработать подробные рекомендации по взаимодействию дошкольников с цифровыми технологиями с учетом возрастных особенностей.
Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии, дошкольное образование, цифровая де-менция, гаджеты
Для цитирования: Путимцева К.Р. Использование гаджетов в дошкольном детстве: риски цифровой деменции // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 5. С. 31-35. https://doi.org/10.24158/spp.2023.5.3.
Original article
Gadget Usage in Preschool Childhood: Risks of Digital Dementia Kristina R. Putimtseva
Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7205-2211
Abstract. It's common knowledge that excessive usage of electronic devices is able to cause developmental disorders in children's cognitive abilities, however, application problem of information technologies as a teaching tool is poorly studied. Parents attribute the negative impact of using gadgets on children's bodies to excessive consumption of entertainment content (cartoons, computer games, etc.), while the preferred content for preschoolers is developing content (educational games, videos). At the same time, most parents do not know how to use gadgets usefully in practice, which creates a contradiction between the desired and actual purpose of digital technologies. In order to prevent problems in the development of preschoolers and reduce the risk of information overload of children, it is necessary to improve the digital competence of parents, as well as to develop detailed recommendations for the interaction of preschoolers with digital technologies, taking into account the age characteristics.
Keywords: digitalization, digital technologies, preschool education, digital dementia, gadgets
For citation: Putimtseva, K.R. (2023) Gadget Usage in Preschool Childhood: Risks of Digital Dementia. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (5), 31-35. Available from: doi:10.24158/spp.2023.5.3 (In Russian).
Цифровизация стала неотъемлемой частью современного общества и повседневной жизни людей. С развитием интернета новые технологии стали доступными и широко используемыми во всех сферах деятельности. Они позволяют улучшать качество жизни, оптимизировать работу и повышать эффективность процессов. Однако цифровизация также вызывает определенные риски, изучение которых становится актуальным в настоящее время.
Современные исследователи утверждают, что, цифровизация общества приводит к изменению социальных отношений и поведения людей. Она создает новые формы коммуникации и взаимодействия индивидов, что может привести как к укреплению, так и к разрушению социальных связей (Цифровизация общества и система социального кредита: проблемы, перспективы ..., 2022).
Психологические аспекты цифровизации общества исследуются в рамках когнитивной психологии и психологии развития. Электронные технологии могут оказывать как положительное,
© Путимцева К.Р., 2023
так и отрицательное влияние на когнитивные процессы и развитие личности. С одной стороны, они способствуют развитию креативности, логического мышления и коммуникативных навыков. С другой - могут приводить к рассеянности внимания, ухудшению памяти и способности к анализу информации (Lee et al., 2016; Belton et al., 2021).
Исследования показывают, что цифровизация общества может влиять и на здоровье людей. Например, чрезмерное использование цифровых устройств может привести к нарушениям сна, ухудшению зрения и развитию зависимости от технологий (Влияние цифровых медиа на психическое здоровье детей и молодежи ..., 2021). В 2012 г. в нейропсихологиию был введен термин, характеризующий процесс ухудшения когнитивных способностей, связанных с чрезмерным использованием цифровых технологий, - «цифровая деменция» (Horoszkiewicz, 2022).
Имеющиеся данные о существующих рисках при использовании цифровых технологий актуализируют вопрос об изучении безопасности их применения для обучения детей. При этом сегодня цифровизация является одним из главных трендов в мировом образовании. Исследования подтверждают, что она позволяет существенно улучшить качество обучения и повысить эффективность образовательного процесса (Воробьева и др., 2021).
Наибольшие опасения вызывает процесс внедрения цифровых технологий в процесс обучения дошкольников, поскольку в этом возрасте когнитивные функции ребенка только формируются (Леонтьев, 1983).
Цифровизация дошкольного образования - это процесс, направленный на использование электронных технологий для обучения и развития детей в возрасте от 3 до 7 лет (Росткова, Колесник, 2023). Он позволяет создать более интерактивную и динамичную обучающую среду, которая стимулирует развитие у детей креативности, логического мышления и коммуникативных навыков. Сегодня цифровые технологии не только помогают в получении знаний, но и становятся важным инструментом для развития социальных и культурных компетенций.
Однако необходимо отметить, что цифровизация дошкольного образования требует особого подхода и внимания со стороны педагогов. Важно учитывать возрастные особенности детей и создавать обучающие программы, которые будут соответствовать их возможностям и потребностям.
В последние годы наблюдается рост интереса к проблеме цифровой деменции у детей дошкольного возраста. В психологии имеются данные, подтверждающие негативное влияние гадже-тов на психику ребенка. Например, доказано, что мультимедийные игры ухудшают память и внимание (Lerida-Ayala et al., 2023), что дети, которые часто используют электронные устройства, имеют более низкие показатели в тестах на когнитивные способности и социальную адаптацию (Niiranen et al., 2021). При этом социология пока мало обращает внимание на эту проблематику, хотя предметное исследование вопроса цифровизации дошкольного образования позволит проанализировать социальные последствия данного процесса, интерпретировать новые способы взаимодействия между детьми, родителями и педагогами. Также в связи с имеющимися данными необходимым представляется изучение отношения к цифровизации молодых родителей к этой проблеме.
Наше исследование было проведено в период с декабря 2022 г. по апрель 2023 г. Для выявления мнения родителей дошкольников об использовании цифровых технологий дошкольниками в повседневных практиках и при обучении нами была проведена серия разведывательных полуформализованных интервью (n = 15) женщин в возрасте от 26 до 41 года, имеющих детей дошкольного возраста (стихийная выборка). Гайд исследования включал вопросы, соответствующие следующим задачам: 1) определить мнение родителей по вопросу влияния гадже-тов на поведение и развитие ребенка; 2) выявить степень распространенности использования формата онлайн-обучения для дошкольников. Полученные материалы были транскрибированы и обобщены в соответствии с исследовательскими установками. Также был проведен анализ сообщений в тематических форумах, в родительских чатах, касающихся использования цифровых устройств для обучения дошкольников (количественный анализ, стихийная выборка).
Изучены 4 ветки обсуждений на форумах (Mnogodetok «Зависимость от гаджетов и ее влияние на будущее ребенка»1 (2018 г., 393 сообщения), Woman.ru «Дети и гаджеты»2 (2021 г., 23 комментария), Babyblog3 «Не давать ребёнку гаджеты» (2013 г., 56 сообщений), Hubmama «Гаджеты для детей»4 (2013 г., 17 комментариев) и 117 сообщений в родительских чатах за период
1 Зависимость от гаджетов и ее влияние на будущее детей [Электронный ресурс] // Много деток. URL: https://clck.ru/34WkLL (дата обращения: 27.04.2023).
2 Дети и гаджеты [Электронный ресурс] // Woman.ru. 2021. URL: https://www.woman.ru/kids/evolu-tion/thread/5417365/ (дата обращения: 27.04.2023).
3 Не давать ребёнку гаджеты [Электронный ресурс] // Babyblog. URL: https://clck.ru/34WkNM (дата обращения: 27.04. 2023)
4 Гаджеты для детей [Электронный ресурс] // Хабмама. URL: https://clck.ru/34WkNx (дата обращения: 04.12.2023)
с 2020 по 2023 гг. («Вселенная мам», «ARNI МАМА», «BLW_Yustin»). В анализируемых родительских чатах упоминание фраз «гаджеты детям», «занятия онлайн», «развивающие мультики» по отношению к дошкольникам встречается в 117 сообщениях за период с 2020 по 2022 гг. Всего было проанализировано 604 высказывания родителей, из них для контента анализа отобрано 135, имеющих яркий оценочный характер.
Исследование носило пилотный характер, полученные данные не могут быть распространены на всю совокупность родителей, однако оно позволяет очертить проблемные зоны, сопровождающие процесс цифровизации дошкольного образования.
В результате проведенного анализа были выделены 3 группы установок родителей на тему использования гаджетов дошкольниками:
- негативные - 37 % родителей считают, что гаджеты пагубно влияют на развитие детей, необходимо ограничивать их использование («Мое мнение - нужно ограничивать ребенка от общения с гаджетами, иначе он становится нервный, портится зрение и еще много разных нехороших последствий» (форум «Habmama», 2013); «Ни к чему использовать дистанционные методы обучения у таких маленьких детей, им важна социализация, а эти занятия в компьютерах не доведут до добра» (чат «BLW_Yustin», 2022));
- положительные - 27 % родителей считают, что использование гаджетов развивает ребенка, активно используют обучающие игры и приложения для дошкольников («Даю своему заниматься на телефоне в 2 года, там задания по цветам, фигурам, формам, ему нравится и видно, что появляются новые навыки» (чат «Вселенная мам», 2022); «Гаджеты вообще очень полезны. Не понимаю, как можно детям ограничивать к ним доступ? Даже для самых маленьких развивающих и обучающих игр море» (форум «Mnogodetok», 2013));
- нейтральные - 36 % родителей считают, что в дозированном виде от гаджетов вреда не будет и честно признаются, что цифровые технологии полезны для них, как для родителей, так как их использование позволяет взрослым заняться своими делами («Мой часто сидит в планшете, пока я готовлю, прибираюсь, и он делом занят, не мешается» (чат «Вселенная мам», 2022); «Считаю, что дозированно вреда не будет. А я, пока сын в планшете, могу спокойно своими делами позаниматься» (чат «Arnimama», 2021)).
В 27 % проанализированных сообщений была затронута тема использования цифровых технологий для обучения детей. Все комментарии, связанные с этой проблематикой, имеют позитивную окраску. Родители считают, что гаджеты являются эффективным средством для освоения новых навыков, таких как изучение английского языка на онлайн-уроках, игры для развития и запоминания цветов в интерактивных заданиях и т.д. Только 9 % сообщений содержат упоминание о взаимодействии с образовательными учреждениями, а в остальных случаях обучение происходит через развивающие игры без участия педагога. В связи с тем, что дети дошкольного возраста не могут долго концентрироваться на одной деятельности, такие занятия занимают около 20-40 минут в день, что, по мнению взрослых, не оказывает негативного влияния на здоровье ребенка.
Результаты интервью с родителями дошкольников позволили углубить понимание о мнении последних относительно применения цифровых технологий в обучении дошкольников. Прежде всего обнаружилось, что большинство родителей дошкольников в действительности не имеют опыта дистанционных занятий. Информанты считают, что данный формат не подходит для детей дошкольного возраста, так как им необходимо больше двигаться, получать реальный опят взаимодействия с миром («Развивалки для детей, считаю, не нужны в гаджетах, ребенок должен познавать мир не через экран, а через все органы чувств» (ж., 32 года, 1 ребенок - 7 лет); «В раннем возрасте для меня предпочтительны офлайн-занятия и побольше двигательной активности» (ж., 41 год, 1 ребенок - 3 года)). При этом родители подчёркивают, что по мере взросления ребенка они готовы перейти к онлайн-формату обучения («Возможно, рассмотрю такие занятия в будущем, если ребенок будет сам заинтересован в них» (ж., 35 лет, 2 ребенка - 5 и 6 лет)).
Только 2 информанта отметили, что имеют опыт дошкольных занятий онлайн, однако родители оказались не удовлетворены эффективностью дистанционного формата обучения и отказались от него. Участники исследования отметили, что ребенок не мог заниматься без активного участия родителей, в столь раннем возрасте оказалось сложно концентрировать внимание на экране компьютера, поэтому занятия были бесполезны.
Нами было выявлено противоречие между желаемым и реальным форматом использования гаджетов респондентами. Информанты отмечали, что хотели бы, чтобы их ребенок использовал цифровые технологии для развития, смотрел обучающие ролики, изучал арифметику в приложениях. На деле же большинство родителей признают, что основную часть времени детского взаимодействия с гаджетами занимает просмотр мультфильмов и развлекательные игры. («Хотелось бы, чтобы занятия были познавательными, например, тренировки по видео, проводил время онлайн с толком. Но пока он в основном мультики смотрит, про машинки постоянно»
(ж., 33 года, 1 ребенок - 4 года)). По итогу родители отмечают, что ребенок перевозбуждается, внимание его рассеивается («Вечером ребенок становится нервным и раздражительным, если смотрит перед сном телевизор или играет в игры на телефоне» (ж., 31 год, 2 детей - 6 лет и 1 год). «Постоянно в телефоне мультики у него, я уже замечаю, что ему больше ничего не нужно даже» (ж., 39 лет, 1 ребенок - 5 лет)).
Полученные выводы подтверждаются данными исследования, проведенного в Центре междисциплинарных исследований современного детства, которое продемонстрировало, что родители дошкольников при использовании гаджетов нацелены на расширение кругозора и развитие памяти и внимания ребенка. Однако они часто не обладают информацией о том, как правильно организовать использование цифровых устройств для достижения развивающего эффекта (Особенности использования цифровых устройств детьми дошкольного возраста: новый социокультурный контекст ..., 2022).
Таким образом, желаемый положительный эффект от использования цифровых технологий в обучении ребенка не достигается на практике из-за высокой доли потребления развлекательного контента. Однако на данном этапе мы не можем объективно оценить риски цифровой деменции детей младшего возраста, связанные с внедрением цифровых технологий в дошкольное образование, в связи с низкой степенью их распространенности. Гораздо большее негативное влияние на когнитивные способности дошкольников оказывает чрезмерный просмотр мультфильмов, видеороликов, игр без обучающего контекста.
На наш взгляд, для предотвращения проблем в развитии дошкольников и уменьшения риска информационной перегрузки детей необходимо повышать уровень цифровой компетентности родителей. Кроме того, требуется разработать детальные рекомендации по взаимодействию детей с цифровыми технологиями в домашних условиях и в образовательных учреждениях, которые помогут правильно организовать обучение дошкольников с использованием гаджетов, учитывая их возрастные особенности.
Список источников:
Влияние цифровых медиа на психическое здоровье детей и молодежи / О.В. Бессчетнова [и др.] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. Т. 29, № 3. С. 462-467. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-3-462-467.
Воробьева И.А., Жукова А.В., Минакова К.А. Плюсы и минусы цифровизации в образовании // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 1-4 (103). С. 110-118. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.103.1.109.
Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические произведения : в 2 т. М., 1983. Т. 1. С. 57-67.
Особенности использования цифровых устройств детьми дошкольного возраста: новый социокультурный контекст / С.Ю. Смирнова [и др.] // Социальная психология и общество. 2022. Т. 13, № 2. С. 177-193. https://doi.org/10.17759/sps.2022130212.
Росткова Т.И., Колесник М.О. Перспективы применения цифровых технологий в дошкольной образовательной организации // Калининградский вестник образования. 2023. № 1 (17). С. 40-50.
Цифровизация общества и система социального кредита: проблемы, перспективы / науч. ред. И.А. Ветренко. СПб., 2022. 352 с.
Belton S., Issartel J., Behan S., Goss H., Peers C. The Differential Impact of Screen Time on Children's Wellbeing // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18, iss. 17. Р. 9143. https://doi.org/10.3390/ijerph18179143.
Horoszkiewicz B. Digital Dementia and Its Impact on Human Cognitive and Emotional Functioning // Journal of Education, Health and Sport. 2022. Vol. 12, iss. 11. Р. 290-296. https://doi.org/10.12775/JEHS.2022.12.11.038.
Lee K.E., Kim S.-H., Ha T.-Y., Yoo Y.-M., Han J.-J., Jung J.-H., Jang J.-Y. Dependency on Smartphone Use and its Association with Anxiety in Korea // Public Health Reports. 2016. Vol. 131, iss. 3. Р. 411-419. https://doi.org/10.1177/003335491613100307.
Lérida-Ayala V., Aguilar-Parra J.M., Collado-Soler R., Alférez-Pastor M., Fernández-Campoy J.M., Luque-de la Rosa A. Internet and Video Games: Causes of Behavioral Disorders in Children and Teenagers // Children. 2023. Vol. 10, iss. 1. Р. 86. https://doi.org/10.3390/children10010086.
Niiranen J., Kiviruusu O., Vornanen R., Saarenpaa-Heikkila O., Paavonen E.J. High-Dose Electronic Media Use in Five-Year-Olds and Its Association with Their Psychosocial Symptoms: a Cohort Study // BMJ Open. 2021. Vol. 11, iss. 3. Р. e040848. https://doi.org/10.1136/bmjopen-2020-040848.
References:
Belton, S., Issartel, J., Behan, S., Goss, H. & Peers, C. (2021) The Differential Impact of Screen Time on Children's Wellbeing. International Journal of Environmental Research and Public Health. 18 (17): 9143. Available from: doi:10.3390/ijerph18179143.
Besschetnova, O. V., Volkova, O. A., Aliev, Sh. I., Ananchenkova, P. I. & Drobysheva, L. N. (2021) The Effect of digital Mass Media on Mental Health of Children and Youth. Problems of Social Hygiene, Public Health and History of Medicine, Russian Journal. 29 (3), 462-467. Available from: doi:10.32687/0869-866X-2021-29-3-462-467. (In Russian).
Horoszkiewicz, B. (2022). Digital Dementia and Its Impact on Human Cognitive and Emotional Functioning. Journal of Education, Health and Sport. 12 (11), 290-296. Available from: doi:10.12775/JEHS.2022.12.11.038.
Lee, K. E., Kim, S.-H., Ha, T.-Y., Yoo, Y.-M., Han, J.-J., Jung, J.-H. & Jang J.-Y. (2016) Dependency on Smartphone Use and its Association with Anxiety in Korea. Public Health Reports. 131 (3), 411-419. Available from: doi:10.1177/003335491613100307.
Leont'ev, A. N. (1983) Psikhologicheskie osnovy doshkol'noi igry [Psychological Foundations of Preschool Play]. In: Izbran-nye psikhologicheskie proizvedeniya. Vol. 1. Moscow, рр. 57-67. (In Russian).
Lérida-Ayala, V., Aguilar-Parra, J. M., Collado-Soler, R., Alférez-Pastor, M., Fernández-Campoy, J. M. & Luque-de la Rosa, A. (2023) Internet and Video Games: Causes of Behavioral Disorders in Children and Teenagers. Children. 10 (1): 86. Available from : doi: 10.3390/children10010086.
Niiranen, J., Kiviruusu, O., Vornanen, R., Saarenpââ-Heikkilâ, O. & Paavonen, E. J. (2021). High-Dose Electronic Media Use in Five-Year-Olds and Its Association with Their Psychosocial Symptoms: a Cohort Study. BMJ Open. 11 (3), e040848. Available from: doi:10.1136/bmjopen-2020-040848.
Rostkova, T. I. & Kolesnik, M. О. (2023) Prospects for Using Digital Technologies in Preschool Educational Organizations. Kaliningradskii vestnik obrazovaniya. (1 (17)), 40-50. (In Russian).
Smirnova, S. Y., Klopotova, E. E., Rubtsova, O. V. & Sorokova M. G. (2022) Features of Preschoolers' Use of Digital Media: New Socio-Cultural Context. Social Psychology and Society. 13 (2), 177-193. Available from: doi:10.17759/sps.2022130212. (In Russian).
Vetrenko, I. A. (ed.) (2022) Digitization of Society and the System of Social Credit: Problems, Prospects. St. Petersburg. 352 p. (In Russian).
Vorobyova, I. A., Zhukov, A. V. & Minakova, K.A. (2021) The Pros and Cons of Digitalization in Education. International Research Journal. (1-4 (103)), 110-118. Available from: doi:10.23670/IRJ.2021.103.1.109. (In Russian).
Информация об авторе К.Р. Путимцева - аспирант кафедры прикладной социологии Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1171250
Information about the author K.R. Putimtseva - PhD Student, Department of Applied Sociology, Ural Institute of Humanities of the Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1171250
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 24.04.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 15.05.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 30.05.2023.