Научная статья на тему 'Использование формирующего оценивания в условиях проблемно-деятельностного обучения в военном вузе'

Использование формирующего оценивания в условиях проблемно-деятельностного обучения в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ / ТЕХНИКИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / PROBLEMAND ACTIVITY-BASED TRAINING / FORMATIVE ASSESSMENT / TECHNOLOGIES OF FORMATIVE ASSESSMENT / MILITARY INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION / INNOVATIVE APPROACHES / EFFICIENCY IMPROVEMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каныгин Е.Б., Попова О.А.

В статье рассматриваются проблемы модернизации образования в высшей военной школе, внедрения новых педагогических технологий в педагогический процесс, переосмысления принципов подготовки специалистов военной сферы. Анализируя достоинства технологии проблемно-деятельностного обучения, исследователи указывают на сложившуюся в современной педагогической практике ситуацию, при которой применение инновационных методов обучения противоречит традиционным системам оценивания. Одним из способов устранения данного противоречия считается целесообразность применения в условиях проблемно-деятельностного обучения техник формирующего оценивания, которые по своему характеру и содержанию максимально соответствуют принципам проблемно-деятельностного обучения, в связи с чем данные педагогические технологии могут гармонично сочетаться друг с другом, формируя у обучающегося не только навыки решения поставленной задачи, но и умение самостоятельно выделять наиболее сложные аспекты в изучаемом материале, видеть проблемную ситуацию и грамотно ее сформулировать. Анализируются основные технологии формирующего оценивания, реализация которых мыслится наиболее эффективной в процессе преподавания в военном вузе («мини-обзор», «выход в практику», «составление тестов обучающимися», «составление обучающимися проблемных вопросов»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATIVE ASSESSMENT IN PROBLEM- AND ACTIVITY-BASED TRAINING IN MILITARY INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

The paper highlights the problems of modernisation of education at military institution of higher education, implementation of new pedagogical technologies in the pedagogical process, review of principles of training military specialists. Analysing the advantages of the technology of problemand activity-based training, the authors point out that in the modern pedagogics application of innovative methods of educating contradicts the traditional system of assessment. To get rid of this contradiction means applying techniques of formative assessment in the context of problemand activity-based training technologies in military institution of higher education. These techniques in their nature and content should correspond to the basic principles of the problemand activity-based training. Therefore these pedagogical technologies can mutually combine with one another, contributing to a student's skills of solving the problem set but to the ability to distinguish independently the most difficult aspects in the studied material, to see the problem situation and to properly explain it. The article examines basic technologies of formative assessment, implementation of which is thought to be the most effective in teaching at a military institution of higher learning («mini-review», «in practice», «tests compiled by the students», « problem questions set by the students».

Текст научной работы на тему «Использование формирующего оценивания в условиях проблемно-деятельностного обучения в военном вузе»

Педагогические технологии формирования профессиональных компетенций

УДК 37.378

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОБЛЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ

В ВОЕННОМ ВУЗЕ

FORMATIVE ASSESSMENT IN PROBLEM- AND ACTIVITY-BASED TRAINING IN MILITARY INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

© 2015

Е.Б. Каныгин, О.А. Попова Пермский военный институт внутренних войск МВД России

(Россия, Пермь)

Ye.B. Kanygin, O.A. Popova Perm Military Institute of Internal Troops (Russia, Perm)

В статье рассматриваются проблемы модернизации образования в высшей военной школе, внедрения новых педагогических технологий в педагогический процесс, переосмысления принципов подготовки специалистов военной сферы. Анализируя достоинства технологии проблемно-деятельностного обучения, исследователи указывают на сложившуюся в современной педагогической практике ситуацию, при которой применение инновационных методов обучения противоречит традиционным системам оценивания. Одним из способов устранения данного противоречия считается целесообразность применения в условиях проблемно-деятельностного обучения техник формирующего оценивания, которые по своему характеру и содержанию максимально соответствуют принципам проблемно-деятельностного обучения, в связи с чем данные педагогические технологии могут гармонично сочетаться друг с другом, формируя у обучающегося не только навыки решения поставленной задачи, но и умение самостоятельно выделять наиболее сложные аспекты в изучаемом материале, видеть проблемную ситуацию и грамотно ее сформулировать. Анализируются основные технологии формирующего оценивания, реализация которых мыслится наиболее эффективной в процессе преподавания в военном вузе («мини-обзор», «выход в практику», «составление тестов обучающимися», «составление обучающимися проблемных вопросов»).

The paper highlights the problems of modernisation of education at military institution of higher education, implementation of new pedagogical technologies in the pedagogical process, review of principles of training military specialists. Analysing the advantages of the technology of problem- and activity-based training, the authors point out that in the modern pedagogics application of innovative methods of educating contradicts the traditional system of assessment. To get rid of this contradiction means applying techniques of formative assessment in the context of problem- and activity-based training technologies in military institution of higher education. These techniques in their nature and content should correspond to the basic principles of the problem- and activity-based training. Therefore these pedagogical technologies can mutually combine with one another, contributing to a student's skills of solving the problem set but to the ability to distinguish independently the most difficult aspects in the studied material, to see the problem situation and to properly explain it. The article examines basic technologies of formative assessment, implementation of which is thought to be the most effective in teaching at a military institution of higher learning («mini-review», «in practice», «tests compiled by the students», « problem questions set by the students».

Ключевые слова: проблемно-деятельностное обучение; формирующее оценивание; техники формирующего оценивания; современные технологии; военный вуз; инновационные подходы; повышение эффективности.

Keywords: problem- and activity-based training; formative assessment; technologies of formative assessment; military institution of higher education; innovative approaches; efficiency improvements.

Неоспоримым фактом сегодняшнего дня является необходимость совершенствования подготовки военных специалистов с высшим образованием. Эта потребность обусловлена прежде всего тем, что на настоящем этапе социально-экономического развития России образовательный вектор направлен не только на формирование у обучающихся непосредственно профессиональных навыков и умений, но и на развитие у курсантов и слушателей творческого потенциала, готовности к самосовершенствованию, самоорганизации, способности принимать самостоятельные решения в проблемных ситуациях [1]. Именно подготовка квалифицированного специалиста, умеющего реализовать сформированные компетенции в стремительно изменяющихся условиях современной действительности, должна являться приоритетным направлением обучения в высшем учебном заведении, что находит отражение в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования и в научных разработках ряда исследователей [2; 3; 4; 5].

В последние десятилетия XX в. в российской педагогической науке в связи с отчетливо проявившейся необходимостью изменения подходов к образовательному процессу разработаны различные инновационные теории и технологии, направленные на интенсификацию учебного процесса, на активизацию деятельности учащихся: разноуровневое обучение, развивающее обучение, проектное обучение, модульное обучение, перспективно-опережающее обучение, кейс-технологии, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии и многие другие [6; 7]. Ключевым их отличием от традиционных стало изменение взгляда на роль и место обучающего и обучающегося в структуре учебного процесса: традиционное понимание обучающегося как объекта учебной деятельности стало вытесняться восприятием его как полноправного субъекта образовательного процесса, понимающего цели и задачи своего обучения, умеющего самостоятельно находить пути решения постав-

ленных перед ним учебных задач, заинтересованного в получении максимальных результатов, способного к адекватному самоанализу и, как следствие, к самооценке, самокритичности и рефлексии [8].

Одним из наиболее перспективных направлений, способствующих реализации данных положений в сфере высшего образования, является проблемно-деятель-ностное обучение, в основе которого лежат принципы проблемности и активно-деятельностного развития личности. Сущность данного подхода заключается в создании в ходе учебного занятия определенных условий, позволяющих преподавателю предложить обучающимся проблемную ситуацию, требующую от них самостоятельного осмысления, анализа, а также разработки путей и способов ее теоретического и, по возможности, практического решения [9]. Проблемно-дея-тельностный подход предполагает активную совместную деятельность обучающего и обучающегося, широкое использование диалогических форм учебных занятий, благодаря чему обучающийся постоянно ощущает свою вовлеченность в учебный процесс и напрямую связывает активность личного участия в образовательном процессе и результаты обучения. Проблемно-деятельностное обучение способствует подготовке квалифицированного специалиста, не только обладающего глубокими знаниями, но и умеющего находить творческие, нетипичные, оригинальные способы их практического применения в профессиональной деятельности.

Использование принципов проблем-но-деятельностного обучения целесообразно и актуально в процессе подготовки будущих офицеров, поскольку в современных условиях в военной сфере наблюдается ускорение процессов обновления и «старения» знаний, непрерывного внедрения инновационных технологий, увеличение темпов смены различных средств и способов ведения войны, в связи с чем у курсантов и слушателей военных вузов должны быть сформированы умения, позволяющие им саморазвиваться и самосовершенствоваться, постоянно повышая уровень компетентности [10].

Однако обращение к проблемно-деятельностному обучению, как, впрочем, и к другим инновационным технологиям

образовательной деятельности, приводит к необходимости кардинального переосмысления критериев и показателей оценивания результатов образовательного процесса, поскольку традиционная система оценивания по пятитибалльной шкале не позволяет учитывать индивидуальные, личностные особенности обучающихся, а также не способствует формированию познавательного интереса, развитию умений самооценки и самосовершенствования.

Проблема оценивания является в педагогике одной из самых спорных и горячо обсуждаемых; ей посвящено множество научных работ, разрабатываются различные концепции [11; 12; 13; 14]. Очевидно, что в процессе оценивания преодоление субъективизма является одной из основных задач. При этом необходимо соблюсти определенный баланс: для достижения максимальной объективности оценивания придерживаться личностно ориентированного подхода, поскольку каждый обучающийся - это прежде всего личность, обладающая определенным психотипом и требующая индивидуального подхода. (То есть процесс оценивания должен быть организован таким образом, чтобы оценка (в любом ее проявлении) не являлась заключительным этапом обучения, а, напротив, служила стимулом для дальнейшего саморазвития и самосознания себя не только как специалиста в определенной профессиональной сфере, но и как личности в целом.)

Достижению данных целей, по мнению авторов, способствует обращение к техникам формирующего оценивания. Система формирующего оценивания привлекает внимание различных исследователей [15; 16]. На наш взгляд, методы формирующего оценивания по своему содержанию и характеру максимально соответствуют основным принципам про-блемно-деятельностного обучения, в связи с чем данные педагогические технологии могут гармонично сочетаться друг с другом. Согласно мнению М.А. Пинской, цель формирующего оценивания -«улучшить качество учения, а не обеспечивать основания для выставления отметок» [17, с. 4]. Реализуемое в вузах внутренних войск МВД России формирующее оценивание способствует сформирован-ности и четкому индивидуально-личностному определению для курсантов и слу-

шателей целей обучения и практической значимости изучаемого теоретического материала, содействует выработке навыков адекватной самооценки. Кроме того, техники формирующего оценивания способны обеспечивать механизм обратной связи: позволяют преподавателю видеть, насколько продуктивно материал курса воспринимается, какие уточнения необходимо внести, на каких аспектах заострить внимание, то есть предоставляют возможность корректировать процесс преподавания дисциплины таким образом, чтобы к окончанию ее изучения цели и задачи, поставленные изначально, были максимально достигнуты. Понятие «формирующее оценивание» содержится в новой Государственной образовательной программе: «Под формирующим оцениванием понимается оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь <...>; когда учащегося ориентируют и вдохновляют на дальнейшую учебу, а также планирование целей и путей ее продолжения. Формирующее оценивание сосредоточено на сравнении успехов учащегося с его прежними достижениями. Обратная связь своевременно и по возможности точно описывает сильные и слабые стороны учащегося, а также содержит предложения о дальнейшей деятельности, поддерживающей развитие учащегося» [18, с. 10].

Техники формирующего оценивания принципиально отличаются от традиционных техник и способны устранить противоречие между функциями оценки и существующей системой оценивания [19, с. 11]. Формирующее оценивание направлено на максимальное вовлечение обучающихся в учебный процесс, способствуя развитию их самооценки, стремлению к самосовершенствованию, формированию творческого и аналитического мышления. Как известно, процесс освоения учебной дисциплины является наиболее эффективным в том случае, если субъекты педагогической деятельности одинаково понимают цели и задачи образовательного процесса. Для этого в самом начале курса преподаватель должен не только для себя четко определить, сформулировать и

письменно зафиксировать цели и задачи, которых он хотел бы достигнуть, но и суметь донести до обучающихся ожидаемые результаты.

Преподаватель военного вуза должен объяснить курсантам и слушателям, какие методы, формы и техники оценивания будут применяться в процессе обучения и как они будут способствовать улучшению результата усвоения дисциплины. Правильно выбранные техники оценивания помогают обучающимся осознавать цели своего обучения, видеть свои успехи, активно участвовать в процессе достижения результатов [20, с. 14]. Определив цели и задачи обучения, преподавателю необходимо разработать четкие критерии оценивания и составить строгий алгоритм фиксации результата. Система формирующего оценивания призвана определять степень усвоения курсантами и слушателями материала, выявлять сформированность тех или иных практических навыков и умений, показывать степень достижения цели и задачи обучения. Преподавателю необходимо заранее познакомить обучающихся с критериями и показателями оценки, чтобы, руководствуясь ими, они могли активно участвовать в процессе оценивания своих знаний, умений и навыков, понимая, что именно оценивается, как оценивается и над чем необходимо работать, чтобы улучшить результаты.

Обучающийся из объекта, на который направлено внимание и усилие преподавателя, становится активным субъектом образовательной и оценочной деятельности [21, с. 46]. Формирующее оценивание способствует повышению мотивации курсантов и слушателей к изучению дисциплины; материал курса начинает восприниматься ими как жизненно важный и необходимый. Он перестает быть для них просто материалом, который они «прошли» и «сдали». Благодаря применению формирующего оценивания обучающийся начинает четко осознавать, зачем и для чего он учится, каких результатов он должен достичь; начинает видеть глубинные связи между дисциплинами и понимать, как лучше их освоить.

На сегодняшний день педагогической наукой разработаны основные оценочные техники для формирующего оценивания, обеспечивающие эффективную обратную связь субъектов педагогического процесса [17, с. 45-47]. Выделим те, которые, с нашей точки зрения, являются наиболее важными и эффективными при использовании в военных вузах и реализуются в образовательном процессе Пермского военного института внутренних войск МВД России при изучении дисциплин военно-профессионального и гуманитарного циклов.

Мини-обзор. Данная техника заключается в том, что курсантам и слушателям в течение нескольких последних минут занятия предлагается написать, какой момент занятия был наиболее важным и понятным, а какой, напротив, оказался менее ясным. Целью такой работы является получение данных о том, как обучающиеся поняли предъявленный им материал. С помощью подобного опроса преподаватель, просматривая ответы и отмечая наиболее полезные комментарии, на следующем занятии может еще раз сделать акцент на тех или иных сложных аспектах, которые были не до конца поняты обучающимися, что выяснилось благодаря проведенному мини-опросу.

Выход в практику. После предъявления курсантам и слушателям какого-либо важного теоретического аспекта им предлагается подумать и письменно сформулировать один-два возможных варианта практического приложения освоенного теоретического материала в реальной жизни, в конкретной ситуации. Ряд наиболее интересных примеров может быть озвучен преподавателем на последующих занятиях. Данному виду работы необходимо уделять особое внимание, поскольку в сознании курсантов получаемые теоретические знания и возможность их практического применения должны коррелировать между собой, так как это осознание является одной из мощных мо-тивационных предпосылок получения новых знаний.

Составление тестов обучающимися. Курсантам предлагается по какой-либо теме составить тестовые задания и ответы

к ним. Это позволяет обучающимся еще раз вспомнить изученный материал, структурировать его, рефлексируя полученные ими знания и умения. Преподаватель, в свою очередь, может видеть реальную картину усвоения обучающимися материала, а затем обсуждать наиболее интересные варианты тестов на занятии, произведя некоторые корректировки, использовать полученные данные в различных видах промежуточного и итогового контроля.

Кроме составления тестовых заданий целесообразно использовать такую оценочную технику, как составление обучающимися проблемных вопросов. По мнению исследователей, данная техника максимально соответствует педагогическим условиям проблемно-деятельностно-го обучения, формируя у курсантов и слушателей не только навыки решения поставленной преподавателем проблемы, но и умение самостоятельно выделять наиболее сложные аспекты в изучаемом материале, видеть проблемную ситуацию и грамотно ее формулировать и оформить.

Как было отмечено выше, в основе формирующего оценивания лежит постоянная взаимосвязь преподавателя и обучающегося, что позволяет регулярно рефлексировать и, в зависимости от полученных результатов, менять, модернизировать, корректировать техники и технологии обучения. В связи с этим основополагающим моментом всех техник, используемых в формирующем оценивании, является рефлексия.

Отметим, что не все техники формирующего оценивания являются универсальными. При сохранении основных принципов формирующего оценивания детали могут варьироваться в зависимости от того, какие именно техники являются наиболее актуальными и эффективными в процессе преподавания циклов различных групп специальностей: технического, биологического, экономического. Важно всегда проводить оценку возможности и педагогической обусловленности применения той или иной техники.

Подчеркнем, что формирующее оценивание должно быть организовано таким образом, чтобы у курсантов и слу-

шателей сложилось четкое убеждение, что они являются полноправными участниками процесса обучения, могут влиять на этот процесс, что их мнение, аргументированное и обоснованное, способно оказывать влияние не только на процесс преподавания, но и на содержание курса в целом. Подобное понимание позволяет формировать личность, обдуманно и осознанно относящуюся к знаниям, получаемым в военном вузе. Понимание обучающимся того, для чего нужны те или иные знания, навыки и умения, является важной предпосылкой дальнейшего сознательного получения и усвоения все новых и новых знаний [22, с. 9]. Учебный материал не «насаждается» извне, «сверху», потому что «это положено по программе», напротив, обучающийся чувствует себя полноправным участником своего обучения и ощущает внутреннюю потребность в сознательном усвоении новых знаний.

Немаловажным фактором при формирующем оценивании является и воспитательный аспект, поскольку данные техники способствуют установлению доверительных отношений как между преподавателем и обучающимися, так и между самими обучающимися, что является залогом установления в аудитории атмосферы взаимопонимания, взаимоуважения и толерантности, что, в свою очередь, создает комфортные психологические условия для усвоения новых знаний.

Выделим следующие основные принципы формирующего оценивания:

• участие в процессе оценивания самих обучающихся;

• повышение самооценки обучающихся;

• доминирующая роль рефлексии;

• понимание обучающимися целей обучения, высокая мотивированность;

• осознание обучающимися возможней использования получаемых теоретических знаний в профессиональной деятельности;

• создание комфортной психологической атмосферы взаимопонимания и взаимоуважения;

• наличие четких критериев для оценивания;

• акцент на фиксации достижений обучающихся;

• возможность корректировки процесса преподавания.

Внедрение, выполнение и соблюдение вышеуказанных требований позволяют преподавателю организовать учебный процесс в военном вузе максимально эффективно.

Таким образом, сочетание технологий проблемно-деятельностного обучения и формирующего оценивания способству-

ет формированию высококвалифицированного специалиста, обладающего к окончанию обучения в высшей военной школе не только базовыми теоретическими знаниями, но и всеми необходимыми навыками их практического применения в профессиональной деятельности, умеющего находить правильные, наиболее эффективные пути разрешения возникающих проблемных ситуаций и способного к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию.

•к к к

1. Алехин И.А., Сливин Т.С. Перспективы военного образования в России // Мир образования - образование в мире. - 2013. №2. - С. 32-36.

2. Леонтьев К.П., Федак Е.И. Развитие процесса формирования умений и навыков управленческой деятельности у курсантов военных вузов // Мир образования - образование в мире. -2012. №1. - С. 179-184.

3. Сытникова А.В. Формирование компетентности студентов вуза по оцениванию качества профессионального образования: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Челябинск, 2010. -173 с.

4. Тенитилов С.В. Основные проблемы профессиональной подготовки офицеров в вузах Министерства обороны России // Армия и общество: Науч.-инф. журнал. - 2007. №5. - С. 72-78.

5. Шишков А.И., Ленев Ю.А. Сущность и структура процесса формирования профессиональной компетентности у курсантов военных вузов в ходе тактико-специальной подготовки // Мир образования - образование в мире. - 2012. №2. - С. 56-62.

6. Алехин И.А. Дидактическое проектирование инновационных технологий профессиональной подготовки слушателей (курсантов) в военном вузе // Казанская наука. - 2013. №10. -С.32-38.

7. Григорьева Г.В., Риттер С.Н., Тепляков А.М. Диагностика знаний с использованием динамичного рейтинга: Учеб. пос. - Челябинск: ЮУрГУ, 2001. - 124 с.

8. Алехин И.А. Развитие технологии профессиональной подготовки слушателей (курсантов) в высшем военно-учебном заведении // Мир образования - образование в мире. - 2009. №2. - С. 163-168.

9. Гуляев В.Н., Воронов В.Н. Анализ существующих подходов к обучению в высшей школе // Мир образования - образование в мире. - 2012. №2. - С. 107-114.

10.Военная педагогика: Учеб. пос. / Под общ. ред. И.А. Алехина. - М.: ВУ, 2007. - 413 с.

11.Бучинская О.Н. Проблемы реализации балльно-рейтинговой системы в высшей школе [Электронный ресурс]: Дискуссия: Политематический журнал научных публикаций. - 2013. №7 (37). - Режим доступа: http://www.joumal-discшsюn.ru/puЫicatюn.php?id=80. (дата обращения 27.12.2015).

12. Маряшина И.В. Традиционная и инновационная системы оценки качества знаний и умений учащихся: пути обновления, новые подходы, принципы [Электронный ресурс]: Научно-практическая конференция ученых и студентов с дистанционным участием. - Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/2963-2012-05-30-09-29-31. (дата обращения 27.12.2015).

13.Пепеляева Е.А., Попова О.А. Использование балльно-рейтинговой системы в процессе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» в неязыковом вузе // Мир образования - образование в мире. - 2015. №2. - С. 193-199.

14.Химичева Д.П. Сравнение систем оценивания знаний студентов в Европе и России [Электронный ресурс]: Инновации в науке: Матер. XXI междунар. заочной науч.-практ. конф. (17 июня 2013 г.). - Новосибирск: СибАК, 2013. - С. 46-51. - Режим доступа: http://sibac.info/2009-07-01-10-21-16/8278-2013-06-26-17-25-52. (дата обращения 27.12.2015).

15.Попова О.А., Каныгин Е.Б. Система формирующего оценивания в вузовском образовании // Мир образования - образование в мире. - 2015. №2. - С. 245-251.

16. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Метод. пос. - Самара: Учеб. литература, 2007. - 194 c.

17.Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: Учеб. пос. - М.: Логос, 2010. - 264 с.

18.Логвина И., Рождественская Л. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника: Пос. для учителя [Электронный ресурс]: Нарва, 2012. - Режим доступа: http://www.narva.ut.ee/sites/default/files/nc/oppevahend.pdf. (дата обращения 27.12.2015).

19.Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. - СПб.: Питер, 2004. - 541 с.

20. Алиджанов Э.К. Проблема методологии оценивания учебных достижений в свете современной образовательной парадигмы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xpt.narod.ru/files/html/xpt/materials/sovremennye_podhody_k_ocenke_uchebnyh_.htm. (дата обращения 27.12.2015).

21. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения: Практическое руководство для учителей. - М.: АПКиППРО, 2010. - 35 с.

22. Формирующее оценивание [Электронный ресурс]: Intel - обучение для будущего: типы оценивания. - Режим доступа: http://educate.intel.com/ru/AssessingProjects/OverviewAndBenefits/-FormativeAssessment/ (дата обращения 27.12.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.