УДК 378.147:004.4
Е.В. Царева,
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Использование flash-технологии для расширения функциональности lms moodle и системы вебинаров adobe connect meeting
Дистанционное обучение, то есть обучение на расстоянии, в связи с активным развитием компьютерных технологий и сети Интернет, стало важной частью современной системы образования. Его эффективность в сравнении с традиционным достигается благодаря следующим преимуществам:
- мультимедийность - широкое использование аудио-видео информации;
- интерактивность - активное взаимодействие с пользователем;
- интернет-связь - организация удаленной и/или совместной работы;
- большой объем учебного материала;
- разнообразие контрольных и тестовых заданий [1].
Если в области программного обеспечения для дистанционного обучения наблюдается достаточное разнообразие [4], то в области содержания учебных курсов по-прежнему ощущается недостаток полноценных мультимедийных интерактивных учебных продуктов.
Для проведения дистанционных занятий используются системы управления обучением (Learning Management System -LMS), системы вебинаров и другое программное обеспечение. Системы вебинаров позволяют проводить конференции (совещания, собрания) в так называемой виртуальной комнате, т.е. обеспечивают совместное использование аудио-видео потока множеством участников. Среди функци-
© Царева Е.В., 2014
ональных возможностей обычно доступны трансляция экрана докладчика, совместное использование документа, работа с белой доской - простым графическим редактором - для совместного создания рисунка.
Системы управления обучением позволяют создавать учебные курсы, добавлять задания, тесты, вести автоматический учет успеваемости студентов, поддерживают стандарты организации учебного материала(как правило,речь идет о широко распространенном стандарте SCORM - образцовая модель объекта содержимого для совместного использования).
Системы вебинаров и LMS также предоставляют стандартные функции (регистрация участников, разграничение доступа пользователей, предоставление web-интерфейса, система обмена сообщениями, поддержка мультимедиа форматов).
Примеры бесплатных систем управления обучением: Claroline, Dokeos, ATutor, ILIOS, SAKAI, LAMS, OLAT и др. Для проведения вебинаров в сети Интернет существует не менее пятнадцати интернет-площадок с различными возможностями и тарифами.
Также существует несколько стандартов организации учебного контента (стандарты IEEE, LTSC, AICC, IMS, ARIADNE и созданный на их основе стандарт ADL SCORM). Эти стандарты позволяют отделить систему управления обучением от содержания, и таким образом, позволяют не по-
терять значительные объемы информации при переходе на другую платформу LMS. Последняя версия стандарта SCORM - это SCORM 2004, но наибольшее распространение получила версия SCORM 1.2.
Стандарт SCORM состоит из трех частей:
- модель накопления содержания;
- упорядочение и навигация (предусматривает возможности задать сложную последовательность подачи материала);
- среда выполнения (описывает порядок взаимодействия с LMS).
Итоговый SCORM-пакет представляет собой zip-архив, в состав которого входят:
- файлы языка взаимодействия (xml-формата);
- файл-манифест или пакет содержания;
- содержимое учебного курса (изображения, страницы HTML, видеоклипы, flash-приложения) и метаданные (информация) о каждом включенном файле.
В настоящее время в Томском политехническом университете широко используются LMS Moodle (зарегистрировано около 10 000 пользователей) и система вебинаров Adobe Connect Meeting (около 1000 человек). Для создания мультимедийных интерактивных учебных продуктов применяется flash-технология, а flash-продукты могут быть добавлены в LMS Moodle и использоваться в Adobe Connect Meeting.
ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА ЦАРЕВА
программист. Сфера научных интересов: программирование. Автор 1 научной публикации
Рассмотрены базовые принципы дистанционного образования, особенности использования flash-технологии, возможности включения flash-приложений в систему Moodle в качестве тестового вопроса либо в составе SCORM-пакета, а также в виртуальную комнату Adobe Connect Meeting для совместного использования участниками собрания.
Ключевые слова: электронное обучение, flash, scorm, lms moodle, adobe connect meeting.
The article describes basic principles of distant education, the use of flash-technology and the capabilities to include flash-trainings to Moodle test as a flash-question, to Moodle in structure of a SCORM package, to Adobe Connect Meeting for collaborative use. Key words: electronic learning, flash, scorm, lms moodle, adobe connect meeting.
РЬАвИ-ТЕХНОЛОГИЯ
Flash-технология позволяет создавать интерактивные приложения, содержащие графические элементы и эмулирующие некую реальную среду деятельности человека. Такие продукты могут быть крайне полезны в обучении. Они позволяют:
- заинтересовать студента благодаря красочному интерфейсу и очевидному смыслу задания, облегчить дальнейшее освоение материала;
- получить практические навыки, подготовить студента к работе с реальным оборудованием;
- получить доступ к сложному, крупному, уникальному или опасному объекту (паровая турбина, радиоактивные объекты);
- изменить пространственно-временные масштабы (например, сократить время роста кристалла);
- задать критические параметры, которые на реальном оборудовании невозможны или приведут к его поломке;
- затратить меньше ресурсов на их разработку, приобретение, эксплуатацию,хранение,утилизацию, чем на реальные лабораторные работы. В частности, flash-технология была успешно применена для создания виртуальной физической лаборатории, содержащей «более 20 экспериментов и задач, в том числе по механике, молекулярной физике, оптике,
а также по электричеству и магнетизму» [5].
Flash-технология предлагает практически безграничные возможности создания уникальных учебных flash-заданий. К сожалению, для разработки полноценного flash-задания требуются навыки программирования, которыми не всегда обладает преподаватель. Создание flash-задания достаточно трудоемко, однако если код программы написан качественно, многочисленные вари-
анты одного задания несложны для реализации.
Flash-приложение с расширением swf создается в среде Flash Professional, специально адаптированной для создания мультимедийного продукта. Логика выполнения задания реализуется с помощью языка программирования ActionScript, который поддерживает выполнение таких требований электронного образования как интерактивность и осуществление интернет-запросов (под интерактивностью в данном случае подразумевается обработка событий мыши, клавиатуры и др.).
В центре программно-технологического обеспечения электронного обучения были созданы следующие учебные flash-приложения: сборка электрической схемы [3] в 12 вариантах (рис. 1), классификация средств измерения (рис. 2), расстановка ударений в заданиях по русскому языку, а также приложение «Мозговой штурм».
Данные приложения полезны не только сами по себе, важна их интеграция в существующую среду
Рис. 2. Flash-приложение «Классификация средств измерения»
электронного образования Томского политехнического университета.
РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ LMS MOODLE
От автоматизированного учебного АавИ-задания естественно ожидать частичного выполнения функций преподавателя: оценка и сохранение оценки в журнал какой-либо LMS. Эта интеграция достигается на программном уровне за счет предоставления описания шаблонных функций (интерфейса) со стороны LMS (либо интегрированной в нее компоненты) и за счет обеспечения выполнения этих функций со стороны учебного АавИ-приложения.
Для интеграции в LMS АавИ-приложение должно обеспечивать выполнение следующих функций:
- формирование пакета данных для восстановления пользовательской попытки;
- отображение правильного ответа;
- обеспечение режима «только для чтения», то есть запрет на внесение изменений;
- подсчет оценки;
- определение порога успешного прохождения задания;
- подсчет времени работы с приложением.
Добавить flash-приложение в LMS Moodle можно несколькими способами. Рассмотрим два из них: добавление flash-вопроса в учебный тест в качестве тестового вопроса и добавление flash-приложения в составе SCORM-пакета.
Первый способ требует установки специального плагина [7], который доступен для версии Moodle 1.9. Пакет плагина включает в себя php- и javascript-файлы, которые обеспечивают обмен данными между системой Moodle и flash-приложением: при загрузке flash-приложение получает входные данные, а данные текущей попытки или оценку оно сохраняет посредством вызова специальных функций родительского контейнера.
Второй способ подразумевает создание SCORM-пакета, в список файлов которого добавляются flash-приложения, html-страницы, включающие flash-приложения, и javascript-файлы, обеспечивающие взаимодействие системы Moodle и flash-приложения. При этом flash-приложения также должны поддерживать обмен данными с javascript-оболочкой. Примеры файлов, входящих в SCORM-пакет (включая javascript-файлы,
а также шаблон actionscript-кода), доступны в сети Интернет [2].
В результате проделанной работы интеграция flash-приложения с Moodle была осуществлена на примере задач по электротехнике и русскому языку.
РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СИСТЕМЫ ВЕБИНАРОВ
ADOBE CONNECT MEETING
В системе вебинаров Adobe Connect Meeting от flash-приложения требуется несколько иная функциональность: участники виртуального собрания должны иметь возможность работать над приложением совместно. Например, может быть удобна следующая форма обучения: преподаватель опрашивает учащихся, предлагая им соединить электрические приборы заданным способом, а также выполнить иные предусмотренные flash-приложением действия.
По сути, добавляемое совместно используемое flash-приложение расширяет инструмент «белая доска» — встроенный стандартный графический редактор, доступный всем участникам собрания для редактирования рисунка. Совместная работа нескольких пользователей над приложением обеспечивается синхронизацией приложения, то есть организацией обмена между экземплярами приложения сообщениями о произошедших в приложении изменениях. И если встроенный инструмент «белая доска» уже синхронизирован, то синхронизация добавляемого flash-приложения должна быть обеспечена разработчиком.
Adobe Connect Meeting чувствителен к версии языка программирования ActionScript: версия 7.5 распознает ActionScript 2.0, версия 9 — ActionScript 3.0. Поэтому инструменты синхронизации для разных версий Adobe Connect Meeting не идентичны. При создании синхронизирован-
и ^ & * a - • Использование нционное обучение лаоье Conned Fjash Meeting
Мультиыедяйность \ Бопыиой объем ^^ учебного материала ^ LWS NOODLE
\ SC0RI.I-пакет pasHoo&paiii о тестовых Flash-вопрос и контрольных заданий
И итеративность Интернет-СБ я 1ь ___—- pV-—— Заинтересовать студента псгвопдет ф
/ \ \ Получить практические навыки
/ \ \ Получить доступ к сложному, Крупному. / \ ^^ уникальному «ли опасному оборудованию
/ ^ Изменить пространственно-временные масил-абы
# Задать критические течения
Затратить меньше ресурсов
О 18 ' | |з т | ^ j \ w j J у Ftosh-технологии п 200 ■ ft
ного flash-приложения для Adobe Connect 9 используются инструменты Flash Professional CS4, Flash Builder 4.7, Flex Component Kit и Collaboration Builder Toolkit SDK. В среде первого программного обеспечения создается flash-приложение, в среде второго обеспечивается синхронизация приложения, третий инструмент позволяет импортировать продукт Flash Professional CS4 во Flash Builder 4.7, четвертый инструмент - это библиотека синхронизации, которая доступна лишь во Flash Builder.
Отметим, что и без синхронизации докладчик может продемонстрировать работу flash-приложения, включив трансляцию своего экрана, однако другие участники в этом случае останутся простыми наблюдателями, не имеющими возможностей внести изменения в приложение.
В результате проделанной работы синхронизация была реализована на примере модуля «Мозговой штурм» (рис. 3). Приложение позволяет в ходе виртуального совещания совместно построить логическое дерево. Разрешено добавление, удаление вершин, изменение надписи вершины, ее ширины; цвета и толщины ее обводки и линий. Для удобства пользователей изменения могут применяться только к вершине, к вершине и ее дочерним вершинам либо ко всему поддереву целиком.
Совместная работа с приложением «Мозговой штурм» не имеет смысла без возможности загрузить предварительно подготовленный проект и сохранить полученные в ходе коллективной работы изменения. Сохранение файлов на компьютер пользователя при данном наборе инструментов разработки запрещено (из соображений безопасности) производителем программного обеспечения. Adobe Connect Meeting предоставляет инструмент WebServicesAPI для автома-
Рис. 3. Flash-приложение «Мозговой штурм»
тизированного обращения к системе Adobe Connect Meeting посредством http-запросов, однако возможности сохранять проекты на стороне сервера он не предоставляет. Поэтому для хранения проекта «Мозговой штурма» был создан специальный интернет-сервис, который позволяет хранить данные проекта удаленно. Также доступна функция публикации проекта, то есть создание веб-страницы, которая при загрузке запускает указанный проект «Мозговой штурм».
Таким образом flash-технология хорошо приспособлена для создания электронных образовательных ресурсов, обеспечения их мультимедийности, интерактивности и разнообразия. Flash-приложения могут использоваться как самостоятельно, так и в среде систем электронного образования, а именно в среде Moodle и Adobe Connect System.
Рассмотренные возможности позволяют расширить инструментарий преподавателя дистанционного образования, сделать обучение более эффективным и комфортным. Приведенные в статье примеры flash-приложений опубликованы в сети Интернет [6].
Литература
1. Аветисян Д.Д. Образовательный контент для дистанционного образования // Преподаватель XXI век. 2009. №1. С. 46-53.
2. Андреев А.В., Герасименко П.С. Использование Flash и SCORM для создания заданий итогового контроля [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// cdp.tti.sfedu.ru/index.php?option=com_ content&task=view&id=1071&Itemid=363. дата обращения 28.05.14).
3. Баранов П.Ф., Горисев С.А., Ряшенцев И.В., Царева Е.В., Цимбалист Э.И. Flash-тренажеры как элемент успешной постановки лабораторного практикума // Открытое образование, 2012. № 5. С. 30-35.
4. Богомолов В.А. Обзор бесплатных систем управления обучением // Образовательные технологии и общество, 2007. Т. 10. № 3. С. 439-459.
5. Нагорнов Ю.С., Каюкова И.В., Гавриловская Н.В., Шевцова М.С. Использование флеш-технологий для создания виртуальной физической лаборатории // Современные проблемы науки и образования, 2013. № 1. С. 428.
6. Flash-сервисы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://flash_services. lcg.tpu.ru/. (дата обращения 30.05.14).
7. Pupinin D. Question Type: Flash [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moodle.org/mod/data/view. php?d=13&rid=2493&filter=1. (дата обращения 30.05.14).