Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТНЕС-ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТНЕС-ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
271
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИТНЕС-ПРИЛОЖЕНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Казанцева Надежда Владимировна, Глазова Екатерина Владимировна

В статье рассматривается вопрос о возможностях использования фитнес-приложений для организации процесса самостоятельной двигательной активности студентов. Целью исследования было изучение опыта использования фитнес-приложений как инструмента организации и контроля самостоятельной физической активности студентов. Представлен педагогический эксперимент, в рамках которого проводился опрос студентов, занимающихся в течение трёх месяцев самостоятельно физической активностью аэробной циклической направленности с помощью мобильных фитнес-приложений. В результате анализа опроса были сделаны выводы, что использование мобильных приложений для самостоятельной физической подготовки имеет ряд значительных преимуществ и может рассматриваться в качестве эффективного инструмента для формирования навыков контроля нагрузки и функционального состояния организма, а также в качестве дополнительного средства стимуляции мотивации к самостоятельным занятиям физической подготовкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Казанцева Надежда Владимировна, Глазова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING FITNESS APPLICATIONS TO OPTIMIZE STUDENTS' INDEPENDENT MOTOR ACTIVITY

The article considers the question of the possibilities of using fitness applications for organizing the process of independent motor activity of students. The purpose of the study was to study the experience of using fitness applications as a tool for forming self-organization skills and self-control of independent physical activity of students. The pedagogical experiment is presented, within the framework of which a survey was conducted of students engaged in aerobic cyclic physical activity independently for three months using mobile fitness applications. As a result of the analysis of the survey, it was concluded that the use of mobile applications for independent physical training has a number of significant advantages and it can be considered as an effective tool for the formation of load control skills and the functional state of the body, and also as an additional means of stimulating motivation for independent physical training.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТНЕС-ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ»

Контактная информация: kfv2012@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.07.2022

УДК 796.011.3

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТНЕС-ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

Надежда Владимировна Казанцева, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, Екатерина Владимировна Глазова, преподаватель, Байкальский государственный университет, Иркутск

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о возможностях использования фитнес-приложений для организации процесса самостоятельной двигательной активности студентов. Целью исследования было изучение опыта использования фитнес-приложений как инструмента организации и контроля самостоятельной физической активности студентов. Представлен педагогический эксперимент, в рамках которого проводился опрос студентов, занимающихся в течение трёх месяцев самостоятельно физической активностью аэробной циклической направленности с помощью мобильных фитнес-приложений. В результате анализа опроса были сделаны выводы, что использование мобильных приложений для самостоятельной физической подготовки имеет ряд значительных преимуществ и может рассматриваться в качестве эффективного инструмента для формирования навыков контроля нагрузки и функционального состояния организма, а также в качестве дополнительного средства стимуляции мотивации к самостоятельным занятиям физической подготовкой.

Ключевые слова: фитнес-приложения, самостоятельная двигательная активность, студенты, мотивация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p182-185

USING FITNESS APPLICATIONS TO OPTIMIZE THE STUDENTS' INDEPENDENT

MOTOR ACTIVITY

Nadezhda Vladimirovna Kazantseva, the candidate of pedagogical sciences, docent, Irkutsk Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's office of the Russian Federation, Irkutsk; Ekaterina Vladimirovna Glazova, the teacher, Baikal State University, Irkutsk

Abstract

The article considers the question of the possibilities of using fitness applications for organizing the process of independent motor activity of students. The purpose of the study was to study the experience of using fitness applications as a tool for forming self-organization skills and self-control of independent physical activity of students. The pedagogical experiment is presented, within the framework of which a survey was conducted of students engaged in aerobic cyclic physical activity independently for three months using mobile fitness applications. As a result of the analysis of the survey, it was concluded that the use of mobile applications for independent physical training has a number of significant advantages and it can be considered as an effective tool for the formation of load control skills and the functional state of the body, and also as an additional means of stimulating motivation for independent physical training.

Keywords: fitness applications, independent motor activity, students, motivation.

ВВЕДЕНИЕ

Современная система образования стремительно меняется под воздействием происходящих в обществе перемен, связанных с активным внедрением цифровизации во все сферы человеческой жизнедеятельности, включая образование. Действующая в настоя-

щее время государственная программа Российской Федерации «Развития образования» на 2018-2025 гг. [3] в качестве основных приоритетов в сфере образования ставит такие как: повышение доступности, эффективности и качества образования, а также внедрение и развитие цифровых инструментов в образовательный процесс.

В настоящее время большинство студентов имеет современные гаджеты, на которые можно установить мобильные фитнесс-приложения различного функционала, с помощью которых можно решить ряд задач: повышение интереса и мотивации студентов, привлечения их к занятиям физической культурой и спортом, восполнение недостаточной двигательной активности, отработка навыков самоконтроля.

На данный момент мы нашли только два исследования, связанные с возможностями организации и управления самостоятельной физической активностью студентов с помощью фитнес-приложений [1, 2]. Однако, в представленных исследованиях, по нашему мнению, недостаточно проанализирован опыт использования фитнес-приложений с точки зрения самих студентов для использования полученных результатов в организации их самостоятельной физической активности.

Целью исследования было изучение опыта использования фитнес-приложений как инструмента формирования навыков самоорганизации и самоконтроля самостоятельной физической активности студентов.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В рамках организации педагогического эксперимента среди студентов 17-20 лет вузов г. Иркутска были организованы самостоятельные занятия физической подготовкой с использованием мобильных фитнесс-приложений в течение трёх месяцев. Студентам было предложено руководствоваться рекомендациями ВОЗ о недельном объёме двигательной активности, который должен составлять 150 минут в неделю аэробной нагрузки средней интенсивности или 75 минут в неделю аэробной нагрузки высокой интенсивности. Выбранная студентом физическая активность (ходьба или бег) выполнялась с использованием любого доступного (бесплатного или встроенного) в мобильный телефон фитнес-приложения.

Основной функционал приложений заключался в контроле скорости передвижения и объёма нагрузки. После завершения занятий необходимо было сохранять отчёты, формируя специальный банк отчётов, который по запросу предоставлялся преподавателю.

В конце эксперимента студентам был предложен опрос. В опросе участвовало 172 студента вузов г. Иркутска. Опрос проводился в формате онлайн-тестирования на сервисе Online Test Pad. С помощью опроса были выявлены преимущества и недостатки использования мобильных приложений для организации самостоятельной физической активности с точки зрения самих студентов. Предполагалось, что результаты опроса помогут определить перспективы использования мобильных приложений для организации самостоятельной физической подготовки студентов.

В опросе студентам было предложено ответить на вопросы, связанные с определением преимуществ и недостатков, с которыми, по мнению студентов, они столкнулись в процессе самостоятельного использования мобильных приложений для отслеживания физической активности. Часть вопросов была связана с возможностями, которые предоставляют мобильные приложения кроме отслеживания физической активности. Формирование программы физической активности, для контроля техники выполнения упражнений, для контроля систематичности занятий физической активностью, для формирования мотивации к занятиям. Кроме того, часть вопросов касалась определения позиции студентов, связанной с выбором приложений для физической активности в качестве альтернативы занятий с преподавателем в зале, а также оценки безопасности самостоятельного использования мобильных приложений.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На вопрос «Какие цели вы преследуете, используя мобильные приложения для физической активности?» были получены представленные ниже варианты ответов (была возможность выбрать любое количество вариантов). Самым популярным был ответ (46,6%), связанный с контролем дозирования нагрузки. Чуть менее пятой части студентов (18,7%) контролируют с помощью приложений пульс. Остальными возможностями, которые предоставляют разработчики мобильных приложений для своих пользователей, большая часть студентов не пользуется.

На вопрос «Какие технические проблемы у вас возникают во время использования мобильных приложений для физической активности?» основная часть студентов отмечает неточное определение километража (41,7%). Остальные проблемы, связанные с качеством интернета, проблемами с сохранением тренировок отмечают незначительное количество студентов.

При ответе на вопрос, связанный с нетехническими недостатками и проблемами использования мобильных приложений для физической активности, студенты активно отмечали несколько вариантов. Самый популярный недостаток определялся ограниченным функционалом (недостаточно имеющихся функций, большинство нужных функций - платные) (42,3%). Пятая часть студентов определяла в качестве недостатка недостаточность методических знаний о физической подготовке (21,4%), а также излишний и непонятный функционал приложений (23,1%).

На вопрос о преимуществах использования приложений для физической активности статистика ответов была достаточно равномерной.

Четвёртая часть студентов определяла в качестве преимущества доступность (26,6%) и возможность отслеживания прогресса формы и тренировок (24,4%). Четвёртая часть студентов выделяла следующие преимущества: возможность для формирования мотивации к занятиям (20,1%) и возможность заниматься в любое удобное время (19,8%). К слову, на отдельный вопрос, связанный с мотивацией («Мотивирует ли вас мобильное приложение для занятий физическими упражнениями?») больше половины респондентов (54,8%) ответили положительно.

Следующий вопрос был связан с возможностью альтернативы в выборе самостоятельных занятий с мобильным приложением и занятий под руководством преподавателя. Большая часть опрашиваемых считает данную альтернативу нежелательной (63%).

Последний вопрос был связан с оценкой качества и безопасности занятий с мобильными приложениями, ответ на который предусматривал выбор значения шкалы от 0 до 100%. Большинство респондентов уложилось в промежуток 45-55%, что говорит о некотором сомнений в параметрах качества и безопасности самостоятельных занятий с использованием мобильных приложений, однако, возможности для их использования не исключаются.

ВЫВОДЫ

Основная часть студентов использует мобильные приложения для отслеживания и контроля дозирования нагрузки и пульса. Таким образом, студенты с помощью представленного мобильными приложениями функционала отрабатывают и закрепляют навык контроля нагрузки и пульса, соотносят на практике возможности варьирования объёма и интенсивности нагрузки и влияния этих параметров на частоту сердечных сокращений.

В качестве технических проблем студенты отмечают неточное определение километража. Считаем, что такие проблемы в основном связаны с качеством покрытия сети мобильной связи и проблемами функционирования гаджетов при низких температурных режимах, что обусловлено климатогеографическими условиями проживания. Недостатками использования мобильных приложений для физической активности студенты считают наличие ограниченного платного функционала, а также недостаточность методиче-

ских знаний о физической подготовке и наличие излишнего и непонятного функционала приложений. Считаем, что такие результаты были получены вследствие недостаточного количества часов, отводимых для формирования навыков методического сопровождения занятий физической подготовкой.

Преимущества использования мобильных приложений рассматриваются в виде доступности и удобств, связанных с планированием, а также дополнительного стимулирования мотивации в виде возможности отслеживания прогресса статистики тренировок, спортивной формы. Таким образом, использование мобильных приложений может рассматриваться в качестве дополнительного инструмента для формирования мотивации к самостоятельным занятиям физической подготовкой.

Считаем, что выбор студентов при предоставлении возможности альтернативы занятий с преподавателем и с мобильным приложением в пользу преподавателя, а также сомнения в безопасности и качестве самостоятельных занятий с использованием мобильных приложений, говорит о потребности студентов в качественном методическом сопровождении и непосредственном взаимодействии на занятиях физической подготовкой.

Однако, использование мобильных приложений для самостоятельной физической подготовки имеет ряд значительных преимуществ и может рассматриваться в качестве эффективного инструмента для формирования навыков контроля нагрузки и функционального состояния организма, а также в качестве дополнительного средства стимулирования мотивации к самостоятельным занятиям физической подготовкой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бессонова, В. П. Опыт организации учебного процесса в период пандемии с использованием приложения running / В. П. Бессонова, И. И. Друзьянов, Э. П. Федоров // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2021. - № 5 (195). - С. 52-55.

2. Егорычев А. О. Управление самостоятельной физической активностью студентов на основе фитнес-приложений в телефонах / А. О. Егорычев, Э. В. Егорычева // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2021. - № 2 (192). - С. 86-92.

3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования» : Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642 // Консультант Плюс : [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/ (дата обращения: 01.05.2022).

REFERENCES

1. Bessonova V. P., Druzyanov I. I., Fedorov E. P. (2021), "The experience of organizing the educational process during a pandemic using the running application", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (195), pp. 52-55.

2. Egorychev A. O., Egorycheva E. V. (2021). "Management of independent physical activity of students based on fitness applications in phones", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (192), pp. 86-92.

3. Government of the Russian Federation (2017), "On the approval of the state program of the Russian Federation "Development of education"", Decree of the of December 26, 2017 No. 1642, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/ (date of access : 05/01/2022).

Контактная информация: kazanseva.inet@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.07.2022

УДК 797.21

АНАЛИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ ПЛОВЧИХ-СТАЙЕРОВ НА ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ

Светлана Николаевна Карпова, кандидат педагогических наук, доцент, Виктор Михайлович Башкин, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.