Использование финансовой информации
о преступной деятельности при проведении финансовых расследований
Ефимов С.В.*
In this article are considered problems of using financial information in procedure of financial investigation in law enforcement practice.
Современная практика функционирования правоохранительных органов свидетельствует о том, что в настоящее время эффективное противодействие преступности невозможно без активного использования экономических знаний. В механизм выявления и расследования преступлений различных категорий встраиваются элементы, связанные с исследованием финансовой информации, тем или иным образом характеризующей преступную деятельность. Так, на стадии выявления преступлений используется финансовый мониторинг крупных и (или) сомнительных финансовых операций, проводятся исследования (проверки, ревизии) финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики. На стадии расследования преступлений крайне важное значение имеют своевременное назначение и производство судеб-но-экономических экспертиз, привлечение специалиста-экономиста к проведению следственных действий.
Действенная борьба с современной преступностью подразумевает интеграцию юридических и экономических знаний и взаимодействие сотрудников оперативных и следственных подразделений правоохранительных органов с включенными в механизм выявления и расследования преступлений лицами, обладающими экономическими знаниями.
Роль «экономистов» в механизме борьбы с преступностью продолжает неуклонно возрастать. Анализ опыта противодействия экономической и организованной преступности в России, США, Великобритании, Канаде и ряде других развитых стран показывает, что эффективная организация и проведение исследований финансовой информации, их результативное встраивание в общий механизм функционирования правоохранительного органа принимают сегодня сис-
темообразующий характер для процесса выявления и доказывания достаточно широкого спектра преступлений.
С определенной долей условности можно определить, что специализация разделила процесс борьбы с экономической и организованной преступностью на деятельность «юристов» (оперативников, следователей, прокуроров, судей) по сбору и оценке доказательств и на деятельность «экономистов» (специалистов-ревизоров органов правоохранительных и контролирующих органов, судебных экспертов-экономистов, аналитиков служб финансового мониторинга и т.д.) по проведению специализированных экономических исследований. Качественно организованные и проведенные, такие исследования при условии надлежащей правовой оценки со стороны следствия вносят существенный вклад при формировании доказательственной базы по преступлениям.
Необходимо отметить, что экономическому исследованию подвергается не вся преступная деятельность в целом (иначе деятельность «экономистов» во многом бы дублировала деятельность «юристов»), а ее финансовая составляющая. В ходе проводимого анализа изучаются так называемые финансовые следы преступления — информация о том, каким образом и куда направлены (перенаправлены) финансовые и товарные потоки, как при этом использованы легальные (неофициальные) системы учета, какова система финансовых и учетных индикаторов, свидетельствующих о возможном совершении криминальных действий, и т.д.
Рассматриваемую финансовую составляющую имеет далеко не вся преступная деятельность, а конкретные виды экономической и организованной преступности.
Целевая группа по финансовым мероприятиям в области отмывания денег — Financial Action Task Force on Money
Начальник отдела Экспертно-криминалистического центра МВД России, старший преподаватель кафедры налоговых расследований и судебно-экономических экспертиз АЭБ МВД России.
(О
OI
О CJ
О О О Q.
С[ со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
(О
Ol
О СЧ
О О
о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о
т ф
VO >s о
о ш
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л <
ü S I
н
о ф
со
Laundering (FATF) — в словаре к своему методическому документу «Сорок рекомендаций по борьбе с отмыванием» выделяет следующие виды преступлений, которые могут быть связаны с движением криминальных финансов и при борьбе с которыми целесообразно проведение специализированного анализа финансовой информации — финансовых расследований:
> участие в организованной преступной группе и рэкет;
> терроризм, включая финансирование терроризма;
> торговля людьми и незаконный ввоз и вывоз мигрантов;
> сексуальная эксплуатация, включая сексуальную эксплуатацию детей;
> незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ;
> незаконный оборот оружия;
> незаконный оборот украденных и иных товаров;
> коррупция и взяточничество;
> мошенничество, в том числе налоговое;
> фальшивомонетничество;
> контрафакция и нарушение прав при изготовлении товаров;
> экологические преступления;
> убийства, нанесение тяжких телесных повреждений;
> похищение людей, незаконное лишение свободы и захват заложников;
> ограбление или кража;
> контрабанда;
> вымогательство;
> подлог;
> пиратство;
> инсайдерские сделки и манипулирование рынком1.
При анализе указанного перечня необходимо понимать, что, конечно, не в каждом случае совершения этих преступлений будут затрагиваться финансовые вопросы. Например, убийство может быть осуществлено на почве ревности без какой-либо финансовой составляющей. Однако в случае организации преступного сообщества для систематического совершения заказных убийств финансовая составляющая будет выражена в осуществлении расчетов между заказчиками, организаторами и исполнителями, проведении манипуляций по сокрытию источника финансовых ресурсов и направлений расходования денежных средств. В этом случае финансовая информация о преступлении может и должна быть использована правоохранительными органами.
Данный вывод применим к любому из приведенных видов преступлений.
Указанные виды преступлений носят шаблонный характер и конкретизируются с учетом уголовного законодательства конкретной страны.
Так, в США, где накоплен значительный опыт противодействия современной организованной преступности, федеральное законодательство и законодательство штатов выделяют следующие виды преступлений, по которым проводятся финансовые расследования2: > отмывание денег (Money Laundering); уклонение от уплаты налогов (Tax Evasion);
ограничение свободы торговли (Restraint of Trade);
мошенничество в области государственных контрактов (Government Contract Fraud);
мошенничество в области программ медицинской помощи и медицинского страхования (Medicare and Medicaid Fraud);
корпоративное мошенничество, в том в числе хищения активов, искажение отчетности, коррупционные действия (Corporate Fraud);
корпоративные захваты (Corporate Raiding);
мошенничество в сфере банкротства (Bankruptcy Fraud); мошенничество с некоммерческими организациями (Nonprofit Organization Fraud); биржевое мошенничество (Stock Fraud and Manipulation); инсайдерская (внутренняя) торговля (Insider Trading);
злоупотребления в области кредитования (Loan Sharking); мошенничество с кредитными карточками (Credit Card Fraud); компьютерные хищения (Computer Thefts);
профсоюзный рэкет (Labor Racketeering); взяточничество (Bribery); наркоторговля (Narcotics); участие в криминальной группировке, занимающейся вымогательством у предпринимателей путем запугивания и насилия (Racketeering); проституция и сводничество (Prostitution and Pandering); порнография (Pornography); запрещенные азартные игры (Gambling); укрывательство и реализация краденного (Fencing) и пр.
>
>
>
>
>
>
>
>
> > > > > > > >
> > > >
При анализе преступлений, предусмотренных российским уголовным законодательством, необходимо понимать, что в силу сравнительно недавней смены общественно-экономической формации УК РФ на уровне статей Особенной части не отображает всего разнообразия преступлений, тем более в сфере экономики. В связи с изложенным анализ перечня изучаемых преступлений по УК РФ малопродуктивен — чрезмерно высока поглощающая способность ряда статей УК РФ. Так, по ст. 159 УК РФ можно квалифицировать абсолютно разные по своему содержанию деяния. Например, под нее попадают и наперсточное мошенничество, и мошеннические действия с использованием банковских технологий. При сравнении с уголовным законодательством США, где только в сфере экономической деятельности выделено восемь составов преступлений по мошенническим действиям, становится очевидной неразвитость отечественного уголовного закона.
В силу данных обстоятельств при определении изучаемого перечня преступлений, а также их систематизации используется синтез подходов Целевой группы по финансовым мероприятиям в области отмывания денег, Статистического комитета ООН, а также уголовно-правового законодательства США.
Любопытным фактом выступает обстоятельство, что авторитетный американский эксперт по финансовым расследованиям Дж. Мэннинг и ряд других специалистов именуют указанные виды преступлений финансовыми преступлениями (Financial Crimes)3: для российской системы научного знания более удачной для характеристики этих преступлений будет являться формулировка «преступления, имеющие финансовую составляющую».
Что такое финансовая составляющая преступной деятельности? Она может составлять как саму суть преступной деятельности — способ преступления и (или) маскировку следов при его совершении, может выступать в виде цели осуществления криминальной деятельности — получение дохода при реализации запрещенного или незадекларированного товара (услуги), а может иметь и обслуживающую функцию — поступление денежных средств, необходимых для организации и совершения преступлений.
Обобщенно можно выделить следующие направления преступной деятельности, имеющей финансовую составляющую:
1) экономическая преступность (включая налоговую преступность);
2) преступления, формирующие криминальную экономику;
3) финансирование терроризма и совершения иных тяжких и особо тяжких преступлений.
Какая финансовая информация может исследоваться при выявлении и расследовании преступлений данных категорий? Какие методы финансовых расследований применимы в каждом конкретном случае?
Ответы на эти вопросы предоставляют правоохранительным органам мощный инструмент противодействия преступности.
Существуют определенные закономерности формирования финансовой информации в зависимости от выделенной категории преступлений. Так, практически все виды экономической преступности связаны с перенаправлением финансовых и товарных потоков и (или) внесением искажений в системы бухгалтерского, налогового или управленческого учета хозяйствующего субъекта. Роль исследования финансовой информации при противодействии экономической преступности крайне высока. При помощи финансовых расследований можно выявить экономические преступления и зафиксировать необходимые для целей уголовного преследования характеристики: механизмы изменения движения денежных и товарных потоков, способы внесения искажений в систему учета, финансовый ущерб, нанесенный преступлением, влияние на финансовое состояние экономического субъекта — потерпевшего и т.д.
Обобщение экспертной практики позволяет выделить следующие индикаторы («красные флажки») при совершении экономических преступлений:
1) неэквивалентные финансовые и хозяйственные операции (совокупность операций): реализация (приобретение) активов по ценам существенно ниже (выше) рыночных; необоснованное экономической целесообразностью обременение кредитными обязательствами (в том числе с высокой стоимостью данных обязательств); использование услуг посредника с крайне высоким вознаграждением и т.д.;
2) сомнительные финансовые, хозяйственные и учетные операции: осуществление операций через фирмы-однодневки либо через фирмы, зарегистрированные в офшорных юрисдикциях;
(0 OI
О CJ
О О О Q.
СС
СО
s н
о
0
1
о я с о т ф vo
>5
О *
О ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
(О
Ol
О СЧ
О О
о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о
т ф
VO >s о
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л <
S I
н
о ф
со
наличие в перечне контрагентов организаций с идентичными (похожими) реквизитами; чрезмерное (либо возрастающее) количество возмещений за возврат товара, отмен продаж на кассе, приобретений товаров (работ, услуг), слабо поддающихся замеру и инвентаризации (например, песок, консалтинг, ремонтные работы и т.п.), корректирующих проводок в части отнесения каких-либо активов на затраты и т.д.;
3) сомнительная организация системы бухгалтерского учета и разделения компетенции зон ответственности и компетенций сотрудников: кассиры имеют доступ к снятию остатков либо могут самостоятельно отменять проведенные операции; отдел закупок наряду с основными функциями осуществляет приемку товара, выставление счетов, расчеты с поставщиками, введение данных в систему учета; данные из платежных ведомостей не сверяются с данными кадрового учета и т.д.;
4) индикаторы на основе соотношения различных статей финансовой отчетности и среднеотраслевых показателей: темпы снижения доли маржинального дохода в выручке: размер (темпы прироста) прибыли (убытка) в сравнении с среднеотраслевыми; темпы роста оборачиваемости дебиторской задолженности в днях (если этот показатель по сравнению с предшествующим отчетным периодом резко возрос/снизился); темпы роста доли расходов, приходящихся на выручку от продаж (если она значительно отклоняется от ее уровня в предыдущем отчетном периоде); темпы роста доли амортизационных расходов в первоначальной стоимости основных средств (если он резко отличается от его уровня за предшествующий период); систематическое увеличение доли ликвидных активов в валюте баланса
периода, и т.д. Так, специалистами службы внутреннего аудита крупной компании был выявлен необычный факт: несмотря на ведущееся сокращение рабочих мест в компании, общая сумма денежных средств, начисленных и выплаченных работникам в последнем отчетном периоде, возросла. Это послужило основанием для проведения дополнительных исследований учетной документации в секторе «Зарплата и иные выплаты работникам». По результатам этих исследований было выявлено,
происходящее под конец отчетного
4
что главный бухгалтер компании и двое его подчиненных на протяжении четырех лет продолжали начислять зарплаты и иные выплаты ряду уволенных работников. При увольнении на основании убеждения, что банковская карта является собственностью компании, они принудили работников карты сдать. Чтобы не вызвать подозрений у менеджмента компании, главный бухгалтер снижал фонд заработной платы, отражаемый в синтетических регистрах бухгалтерского учета.
В рамках введения дополнительных процедур контроля способ введения корректирующих проводок в автоматизированной системе бухгалтерского учета был усложнен и требовал согласования с начальником службы внутреннего аудита. Это привело к отражению в финансовой информации указанной диспропорции, послужившей индикатором возможного экономического преступления. По факту хищения было возбуждено уголовное дело. В рамках производства судебно-экономичес-кой экспертизы помимо установленных ранее фактов выплаты зарплаты уволенным работникам было выявлено начисление заработной платы вообще неработающим в данной компании людям (так называемым мертвым душам). Общая сумма ущерба составила свыше 50 млн руб., что составляет около 15 % среднемесячного оборота компании, или 10 % прибыли по основной производственной деятельности5.
Финансы криминальной экономики в XX в. перестали быть изолированной системой с двумя узкими каналами в белую экономику: для получения доходов от граждан, покупающих криминальные товары и услуги, и для отмывания преступных доходов с целью получения возможности потратить там часть своих доходов. Сам термин «легализация преступных доходов» принимает все более отдаленное значение от того, что имел в прошлом веке, это уже не столько «придание правомерного вида преступно полученным доходам», сколько операции по взаимному движению финансовых ресурсов (в том числе скрытному) между белыми и криминальными проектами в рамках единых «бизне-сов». В зависимости от целей и условий, в которых осуществляется та или иная операция, используются различные инструменты по обеспечению возможности использования криминальных финансовых ресурсов в белой экономике, маскировке источника финансирования или сокрытия направлений расходования средств (бан-
ковские, страховые, биржевые, с использованием неофициальных систем денежных переводов, некоммерческих организаций, ломбардов, казино и т.д.).
Над разработкой данных инструментов постоянно работают высококлассные финансисты по всему миру. В то же время можно выделить и обобщить знания о типичных механизмах легализации и системе финансовых и нефинансовых индикаторов («красных флажков»), свидетельствующих о возможном скрываемом характере перемещения финансовых ресурсов.
Наиболее часто проявляющимися «красными флажками» в сфере движения финансовых ресурсов криминальной экономики являются:
> проведение расчетов наличными денежными средствами;
> использование в схеме расчетов организаций, не ведущих финансово-хозяйственную деятельность, соответствующую общепринятым условиям делового оборота, и зарегистрированных исключительно для организации движения одного-двух финансовых потоков (в том числе обналичивания), — фирм-однодневок;
> использование в схеме расчетов кредитных организаций и иных хозяйствующих субъектов, зарегистрированных в офшорных зонах;
> ложные сведения о контрагентах хозяйствующего субъекта или невозможность установления о них достоверных данных;
> замыкание схемы операций на подставных физических лиц — граждан, не имеющих отношения к осуществляемым операциям;
> включение в схему операций кредитных организаций (иных финансовых институтов) сомнительной репутации;
> запутанный или необычный характер сделки, не имеющий очевидного экономического смысла;
> пренебрежение хозяйствующим субъектом более выгодными условиями сделки (крайне высокий комиссионный тариф, ставка по вкладам (депозитам) и т.д.);
> внесение в сделку дополнений и изменений, не соответствующих установившейся практике деятельности хозяйствующих субъектов;
> необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает хозяйствующий субъект — клиент кредитной организации и т.д.;
> дробление сумм денежных средств, перечисляемых хозяйствующим субъектом (гражданином) одному или нескольким контрагентам;
> транзитное движение денежных средств через расчетный счет хозяйствующего субъекта, не вписывающееся в его обычную финансово-хозяйственную деятельность, и т.д. Финансирование заказных убийств,
терроризма, экстремистской деятельности и иных тяжких и особо тяжких преступлений зачастую осуществляется на доходы криминальной экономики. При маскировке финансирования преступной деятельности используются похожие инструменты. К вышеотмеченным необходимо добавить:
1) всплесковое движение значительных сумм денежных средств на счетах некоммерческих организаций (благотворительных фондов и т.д.);
2) расчеты через неофициальные системы или сети по пересылке денег или ценностей (На^'ак и пр.).
На основе анализа финансовой информации, содержащейся в учете коммерческих банков, обслуживающих операции по криминальным расчетам, а также несостыковок в финансовых и товарных потоках хозяйствующих субъектов можно выйти на схемы движения финансовых ресурсов организованной преступности. Необходимо отметить, что здесь финансовые расследования являются остро зависимыми от оперативной и следственной информации, а также своевременного пополнения и эффективного использования баз данных, формируемых на основе сообщений коммерческих банков, страховых организаций и иных субъектов первичного финансового мониторинга.
Так, в ходе оперативной разработки деятельности ОПГ, занимающейся реализацией на территории России наркотических средств, были обнаружены компьютеры, на которых велся учет финансовых потоков, обслуживающих преступную деятельность. В ходе экономического исследования по заданию оперативных аппаратов, осуществленного специалистами Экспертно-кри-миналистического центра МВД России, было установлено, что с высокой долей вероятности изъятые черновые записи содержат информацию по приходу денежных средств от лиц, реализующих наркотические средства, с зашифровкой их имен, их реинвестированием на закупку наркотиков и поддержание деятельности ОПГ, получение доходов ее лидерами (с зашифровкой)
(0 О!
О СЧ
О О О О.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
(О
Ol
О СЧ
О О
о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о
т ф
VO >s о
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я <
ü S I
н
о ф
со
и иные расходы. В ходе дальнейшей оперативной разработки данная версия получила подтверждение, были установлены конкретные лица, стоящие за зашифровками. На основании оперативных материалов было возбуждено уголовное дело, произведены задержания подозреваемых лиц, выемки документации. В ходе судебно-эконо-мической экспертизы по имеющимся черновым записям и протоколам допросов обвиняемых был установлен точный механизм движения финансовых ресурсов при совершении преступлений. При этом значительная часть информации, касающаяся расшифровки содержания черновых записей, была заложена следователем в качестве исходных данных в постановлении о назначении экспертизы6.
В качестве успешного примера взаимодействия Росфинмониторинга и правоохранительных органов необходимо привести уголовное дело по деятельности Общества социальных реформ — московского отделения кувейтской благотворительной организации. Это общество попало в поле зрения правоохранительных органов в связи с информацией о том, что оно фактически является филиалом организации «Братья-мусульмане», деятельность которой запрещена на территории большинства государств. Полученные Росфинмониторингом аналитические материалы помогли доказать причастность Общества социальных реформ к финансированию деятельности на территории России экстремистских организаций. Было установлено, что значительные суммы переводились различным некоммерческим структурам. Основная часть этих средств расходовалась на фиктивные предоплаты по якобы приобретаемым по договорам у многочисленных коммерческих структур продуктам питания, на аренду контейнеров и транспортных услуг, а на самом деле обналичивалась и передавалась экстремистам.
Обобщая проведенный анализ использования финансовой информации в правоохранительных целях, необходимо выделить следующие положения.
1. Исследование финансовой информации в целях выявления и расследования преступлений, где есть финансовая составляющая, имеет высокую значимость в деятельности правоохранительных органов и может рассматриваться как одно из приоритетных направлений их реформирования.
2. Финансовая информация о преступной деятельности составляет предмет финансовых расследований как вида практической деятельности. Закономерности формирования финансовой информации о преступной деятельности и ее отражения в системах учета (бухгалтерского, налогового, управленческого, чернового), а также закономерности ее использования в деятельности правоохранительных органов и хозяйствующих субъектов при противодействии преступлениям должны войти в предмет финансовых расследований — планируемой к разработке области научного знания.
3. Обобщенно предмет финансовых расследований формирует следующая информация:
> перенаправление финансовых и товарных потоков и (или) искажение информации о финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов при совершении экономических преступлений;
> финансовые и товарные потоки, их маскировка и отражение в системах банковского и неофициального учета при наркоторговле, торговле оружием, людьми, человеческими органами, контрабанде, порнобизнесе, контроле над проституцией, над нелегальной трудовой миграцией и пр.;
> финансовые потоки, их маскировка и отражение в системах банковского и неофициального учета при организации и совершении террористических действий, бандитизма, экстремистской деятельности, формировании незаконных вооруженных формирований.
Литература и примечания
1. Зубков В.А., Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Спецкнига, 2007. С. 237-238.
2. Manning G. Financial investigation and forensic accounting. CRC Press. 2005. P. 14-34.
3. Manning G. Financial investigation and forensic accounting. CRC Press. 2005. P. 13.
4. На основе аналитических материалов Управления судебно-экономических экспертиз Экспертно-кри-миналистического центра МВД России и обобщения источников: Tommie Singleton, Aaron J. Singleton, G. Jack Bologna, Robert J. Lindquist Fraud Auditing and Forensic Accounting, 3rd Edition, 2006; Joseph T. Wells Corporate Fraud Handbook. 2 edition. John Wiley. 2007.
5. Материалы Управления судебно-экономических экспертиз Экспертно-криминалистического центра МВД России. 2011.
6. По следу грязных денег: интервью В. Зубкова «Российской газете» // Российская газета. 31 октября 2006 г.