Научная статья на тему 'Использование финансово - экономических составляющих информационной модели высшего учебного заведения для решения маркетинговых задач'

Использование финансово - экономических составляющих информационной модели высшего учебного заведения для решения маркетинговых задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чадаев А. Ю.

Рассмотрены особенности финансово экономических составляющих электронной информационной модели высшего учебного заведения. Показана необходимость интеграции этих составляющих с учебно и организационно методическими составляющими с целью оптимизации набора направлений и профилей и количества студентов в группах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF THE FINANCIAL AND ECONOMIC COMPONENTS OF INFORMATION MODEL OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS TO SOLVING MARKETING PROBLEMS

Considered are the peculiarities of the financial and economic components of the electronic information model of the higher education institution. The necessity of the integration of these components with the educational and organizational methodical components in order to optimize the set of directions, sections and number of students in a group.

Текст научной работы на тему «Использование финансово - экономических составляющих информационной модели высшего учебного заведения для решения маркетинговых задач»

T.G. Bondarenko

The main difficulties of the banking system upon transition to the international financial reporting standard

Expediency of introduction of system of the international standards of the accounting reporting is defined, need of the accounting of the Russian specifics of activity of banks is proved, the main problems of creation of financial statements of bank by the international principles and standards are defined and described.

Bank, accounting, International Financial Reporting Standard, efficiency of banks.

УДК 330.313

А.Ю. ЧАДАЕВ, проректор, (4872) 35-03-17, cony@tsu.tula.ru. (Россия, Тула, ТулГУ)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ЗАДАЧ

Рассмотрены особенности финансово-экономических составляющих электронной информационной модели высшего учебного заведения. Показана необходимость интеграции этих составляющих с учебно- и организационно-методическими составляющими с целью оптимизации набора направлений и профилей и количества студентов в группах.

Ключевые слова: информационная модель, высшее учебное заведение, финансово-экономическая составляющая.

В процессе функционирования современного высшего учебного заведения постоянно формируется и развивается его информационная модель, которая, естественно, используется для решения маркетинговых задач на рынке образовательных услуг. Структура этой модели может быть представлена в форме объединения целого ряда составляющих ее подмножеств. Подобные составляющие могут быть как электронными, так и твердых носителях, а также нематериальными, например мнения и представления населения о данном вузе. При управляемом или спонтанном развитии информационной модели происходит формирование одних ее составляющих на основе других, а также возникновение новых составляющих и удаление ненужных или устаревших элементов.

Одним из подмножеств информационной модели высшего учебного заведения является ее финансово-экономическая составляющая . Она содержит как подмножество информационной модели, представляющее собой данные, так и подмножество, представляющее собой программное обеспечение для обработки данных. Естественно, что в данном подмноже-

стве будет весьма существенное по объему подмножество, недоступное для пользователей с отсутствием специального допуска, а также менее значительное, но несущее весьма ценную маркетинговую информацию подмножество, доступное для внешнего пользователя. В этом подмножестве целесообразно разместить информацию об уровне оплаты для поступающих на платное обучение. При этом целесообразно указывать не только цифры, но и предоставлять информацию, каким путем эти цифры получены.

При формировании финансово-экономической составляющей информационной модели высшего учебного заведения весьма важной задачей будет являться обеспечение ее интеграции с другими подмножествами модели, в частности с учебно- и организационно-методическими подмножествами. Это связано с тем, что финансово-экономические системы являются одной из наиболее широких сфер использования вычислительной техники и здесь имеется значительное количество современных программных средств. В то же время для других подмножеств программные средства достаточно часто разрабатываются непосредственно в вузе и учитывают его специфику. В подобных условиях проблема стыкуемости программных средств приобретает особенную остроту.

Формирование финансово-экономических составляющих информационной модели высшего учебного заведения также должно основываться на известных принципах проектирования, внедрения и эксплуатации маркетинговых информационных систем, сформулированных в работе [1]. К ним можно отнести следующие принципы:

1) системности и логичности построения обеспечивающих и функциональных элементов информационных систем;

2) широкого применения экономико-математических методов и стандартных программ прогнозно-статистического характера;

3) декомпозиции системы;

4) использования новых методов и включения вновь созданных программных модулей в систему;

5) адаптации всех элементов и системы в целом.

Построение и внедрение комплексной информационной системы следует осуществлять в соответствии со следующими принципами [1]:

1) единого информационного пространства;

2) глобальной системы справочников;

3) открытости структур хранения информации;

4) ведения консолидированного учета;

5) поддержки территориально-распределенных структур;

6) параллельности при ведении нескольких видов учета;

7) релевантности информации;

8) репрезентативности;

9) информационной независимости;

10) защищенности.

Наконец, в качестве принципов эксплуатации маркетинговой информационной системы указаны принципы [1]:

1) ориентации на потребителя и максимального удовлетворения потребностей потребителей;

2) сегментации и позиционирования товара;

3) диагностики конкурентной среды рынка;

4) социально-ответственного маркетинга;

5) использования программно-целевого метода и комплексного подхода;

6) применения стратегии и тактики активного приспособления товара к требованиям рынка;

7) постоянства инновационной деятельности;

8) гибкого реагирования на изменения внешней среды;

9) соизмерения возможностей предприятия с потребностями рынка;

10) стратегического планирования маркетинга.

Однако соблюдение этих принципов не всегда может быть обеспечено достаточно простыми средствами. В результате при решении подобных задач возникает необходимость решения следующих проблем [2]:

1. Организационной: рационального сочетания деятельности персонала по всем уровням управления.

2. Функциональной: обеспечения единства целей и согласованности функций всех компонентов, разработки общей функциональной структуры всей системы, декомпозиции системы на компоненты и установления для каждого компонента критерия эффективности, модели функционирования, процедуры обработки данных, функциональных и информационных связей между компонентами.

3. Информационной: единого подхода к созданию и ведению всей информационной базы и обеспечения взаимосвязанной циркуляции информации между компонентами системы.

4. Программной: обеспечения совместного функционирования комплексных информационных систем, прикладных программ и структур данных, используемых для решения задач.

5. Технической: создания комплекса совместимых аппаратных средств, средств автоматизации, локальных сетей, позволяющих проводить автоматическую реализацию всех направлений интеграции при распределенной обработке информации.

Интеграция финансово-экономических и учебно- и организационно-методических составляющих модели позволит оперативно решать целый ряд задач. В частности, в настоящее время стремление к диверсификации спектра образовательных услуг приводит к появлению значительного количества новых направлений, и особенно профилей подготовки. Это существенно увеличивает нагрузку на профессорско-преподавательский состав

без увеличения фонда зарплаты. В то же время сокращение нагрузки путем увеличения размера потоков на лекционных занятиях в настоящее время не всегда эффективно, так как согласно Государственному образовательному стандарту третьего поколения лекционные занятия составляют не более 40 % от общего объема учебного плана. С другой стороны, увеличение количества студентов в группе более некоторого предельного количества приводит к появлению новых подгрупп на лабораторных занятиях, что также увеличивает нагрузку. Однако в связи с нехваткой лабораторного оборудования многие лабораторные занятия проводятся как практические, что также требует анализа и исправления сложившейся ситуации и что также должно найти отражение в финансово-экономической составляющей информационной модели.

Для маркетинговых исследований в общем случае имеет ценность определенная часть содержащейся в финансово-экономической составляющей информация. Здесь вновь может возникнуть вопрос: имеет ли смысл связывать маркетинговую информацию с указанной составляющей информационной модели высшего учебного заведения. Однако именно требуемые финансовые затраты в целом ряде случаев определяют выбор абитуриентами того или иного направления или специальности обучения в условиях, когда, кроме крупных государственных университетов, в регионе обычно имеется несколько коммерческих высших учебных заведений, являющихся чаще всего филиалами крупных московских университетов. В результате в условиях демографического спада вузы региона работают в условиях весьма жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг.

Эта конкуренция обусловлена, с одной стороны, продолжающимся и слабо управляемым ростом количества коммерческих высших учебных заведений, с другой стороны, сокращением количества выпускников школ, которое наблюдается уже несколько последних лет. Несмотря на то что в перспективе количество потенциальных абитуриентов будет увеличиваться, преждевременно прогнозировать снижение конкуренции на этом рынке, так как одновременно с прогнозом увеличения количества выпускников прогнозируется снижение качества их подготовки и отсутствие у них мотивации получения высшего образования по направлениям, востребованным реальным сектором экономики. Все это позволяет сделать вывод о сохранении высокой актуальности исследований в сфере маркетинга образовательных услуг высших учебных заведений.

Потребителями образовательных услуг являются, во-первых, сами обучающиеся, во-вторых, предприятия-работодатели, в-третьих, государство, представляющее интересы общества в целом, которому необходимо поддерживать достаточно высокий процент населения с высшим образованием для сохранения высокого интеллектуального уровня нации. При этом если обучающиеся являются прямыми потребителями образовательных услуг, то предприятия-работодатели являются только косвенными потре-

бителями, так как используют труд и знания прямых потребителей. Государство также является только косвенным потребителем. Однако именно оно осуществляет оплату этих услуг для максимального количества прямых потребителей, обучающихся на бюджетных местах. Предприятия-работодатели также достаточно часто осуществляют оплату этих услуг по трехсторонним договорам с прямыми потребителями — обучающимися и высшими учебными заведениями.

При этом подобные денежные операции также осуществляются в рамках финансово-экономической составляющей электронной информационной модели вуза. Отдельной задачей является поиск оптимальной степени открытости финансово-экономической модели для студентов и сотрудников самого высшего учебного заведения. Открытая и прозрачная информация об объемах поступления и расходования бюджетных средств и средств, поступающих от обучающихся с оплатой, в значительной степени повысит престиж и, как следствие, имидж высшего учебного заведения, что также будет способствовать привлечению абитуриентов.

Формирование интегрированной электронной информационной модели высшего учебного заведения, содержащей финансово-экономические составляющие, позволяет применить их для решения целого ряда управленческих задач. Их использование не только позволит упорядочить работу организации, но и будет способствовать интеграции маркетинговых информационных систем, применение которых позволит оптимизировать рыночную стратегию вуза. В результате может быть достигнута интеграция информационного пространства не только в сфере обучения, но и сфере маркетинга и финансово-экономическом пространстве вуза, что может обеспечить высшему учебному заведению дополнительные конкурентные преимущества.

Библиографический список

1. Бурцева Т. Интегрированные системы маркетинговой информации // Маркетинг. 200S. № 6(85).С. 22-34.

2. Юрьев В.Н. Методология и модели организации маркетинговых информационных систем промышленного предприятия: дис. ... д-ра экон. наук. СПб., l999. 33S с.

A.Y. Chadaev

Use of the financial and economic components of information model of higher education institutions to solving marketing problems

Considered are the peculiarities of the financial and economic components of the electronic information model of the higher education institution. The necessity of the integration of these components with the educational - and organizational-methodical components in order to optimize the set of directions, sections and number of students in a group.

Keywords: information model, higher education institution, financial-economic component.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.