ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИДЖИТАЛ-ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
С ДОШКОЛЬНИКАМИ
О.Н. Тарасова, магистрант
Новосибирский государственный педагогический университет (Россия, г. Новосибирск)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-1-198-201
Аннотация. Современный логопед должен идти в ногу со временем, совершенствовать свои знания и создавать для детей предметно-развивающую среду, которая отвечала бы современным реалиям жизни. В статье описаны возможности использования фиджитал-технологий в логопедической работе на примере собственного опыта работы в детском саду, их достоинства и недостатки, а также особенности работы с ними.
Ключевые слова: дошкольники, нарушения речи, логопедические занятия, цифровизация, фи-джитал-технологии, голосовой помощник Алиса, лого-робот «Умная пчела» («Bee-bot»).
Важная задача системы образования - подготовить детей к навыкам жизни в современном обществе, которое наполовину живет в виртуальном пространстве. Это отмечается и на государственном уровне, в частности, в Государственной программе «Развитие образования» (2018-2025 гг.) транслируется мысль о том, что в 2024 году в Российской Федерации на всех ступенях системы образования должна быть создана цифровая образовательная среда, которая стимулирует саморазвитие и самообразование [1].
В рамках данного нацпроекта осуществляется реализация федерального проекта «Цифровая образовательная среда». ФГОС ДО функционирует в соответствии с этими проектами, соответственно, содержание программ дошкольного образования ориентировано на формирование основ социальной безопасности и безопасного поведения в медиапро-странстве, представления о цифровых способах познания окружающего мира и способах безопасного их использования.
Дошкольный возраст представляет собой первую ступень системы непрерывного образования в нашей стране. В этот короткий период происходит формирование основ физического, психического, интеллектуального и нравственного развития. Для современных детей цифровое пространство является естественной средой уже с рождения, и игнорировать этот факт невозможно. Личность современного ребёнка формируется в мире, который сейчас уже наполовину виртуальный. Дети все больше погружаются в цифровое про-
странство. В связи с чем очевидно, что педагоги дошкольных образовательных учреждений при организации образовательного процесса должны активно использовать в своей работе новые технологии, которые способствуют разностороннему развитию детей. Нельзя не отметить, что современным детям присуще клиповое мышление, их утомляет однообразие на занятиях, что снижает их эффективность. Включение актуальных цифровых технологий в работу с дошкольниками повышает мотивацию к занятиям, поддерживает познавательную активность детей, что в целом влияет на результативность работы.
Одним из значимых направлений работы в детском саду является развитие речи детей, поскольку, во-первых, она тесно связана с процессом мышления, во-вторых, она значима сама по себе как средство коммуникации, установления взаимодействия с окружающими и социализации. В частности, О.С. Ушакова отмечает, что лексически богатая и грамматически правильная речь детей способствует развитию психических процессов, активности детей, проявления инициативы в разных видах деятельности, принятию ребенка в группе ровесников и подготовке к его обучению в школе [6].
Логопедия - наука, достаточно адаптивная, что позволяет ей включать в свой арсенал работы самые современные технические средства, в частности, интерактивные логопедические игры или интерактивные панели, интерактивный стол и многое другое. Картинки и видеоряд дают возможность использовать
актуальный современный контент на занятиях. Несмотря на то, что современные технологии используются в практике работы логопедов, опыт работы описан достаточно мало и эпизодически. Можно отметить статьи Т.Н. Бурлаковой [2], М.С. Конаковой [3], И.В. Сусловой [4] и некоторых других авторов.
Цифровые технологии, с точки зрения А. Марей, это виды технологий, которые связаны с использованием компьютеров и портативных электронных устройств, которые производят, хранят или обрабатывают информацию в различных форматах [5].
Цифровизация предполагает активное использование современных цифровых технологий для повышения качества жизни и эффективности образования. Использование цифровых технологий в работе педагога стимулирует самые важные сферы развития ребенка.
В работе логопеда возможно использование фиджитал-технологий - цифровых технологий для создания нового образовательного опыта, сочетающих в себе преимущества физического и виртуального пространств. Понятие «фиджитал» - достаточно новое слово для обозначения уже привычной реальности. Это технологии, находящиеся на стыке физической и цифровой реальности.
Включение в логопедическую работу фи-джитал-технологий позволяет расширить и обогатить представления детей об окружающем мире, пополнить их словарный запас. Они развивают звуковую культуру речи, грамматику, и в целом, связность речи Современному логопеду необходимо быть в тренде современных технологий работы. В работе с детьми, имеющими нарушения речи, ему необходимо своевременно и качественно оказывать помощь в речевом развитии, преодолевать речевые нарушения, способствовать познавательному и социально-коммуникативному развитию, предупреждать отклонения психологического характера в виде негативизма или упрямства, создавать психологически комфортные условия для успешного освоения детьми программы. Тем самым для детей с речевыми патологиями создаются стартовые возможности.
Цель использования фиджитал-технологий - сделать образовательный процесс современным, приближенным к реалиям современ-
ного времени, гибким и личностно-ориентированным.
В качестве задач использования фиджитал-технологий можно обозначить следующие:
1) развитие психофизиологической, социальной, когнитивной, эмоциональной, коммуникативной сфер дошкольников,
2) стимулирование интереса к образовательной и коррекционной деятельности,
3) создание психологически комфортных условий для формирования личности,
4) формирование начальных представлений о цифровых средствах познания окружающего мира и способах безопасной работы с ними.
В работе логопеда возможно использование таких фиджитал-технологий, как:
- модуль Stem-технологии «Мультстудия»,
- голосовой помощник Алиса,
- планшеты,
- интерактивная доска,
- лого-робот «Умная пчела» («Вее-Ьо1»),
- мультимедийная система.
Эти современные инструменты и технологии, наряду с традиционными приемами коррекции и развития речи у дошкольников, позволяют сделать работу логопеда более эффективной. Они основаны на системно-деятельностном подходе и чередовании практических и умственных действий детей. Кор-рекционная работа с использованием обозначенных технологий осуществляется в увлекательной форме, развивает у детей так называемые 4К-компетенции, наиболее востребованные в современном мире: коммуникативные качества, ориентация на кооперацию, креативность, координацию как направленность на общую цель и поиск способов ее достижения.
При использовании электронных средств следует руководствоваться нормами Сан-ПиН 1.2.3685-21 от 2021 г. В работе дети прописывают программы с использование карточек и схем, а в компьютер и телефон их вносит педагог.
Непосредственное взаимодействие с электронными средствами для детей 6-7 лет имеет временные нормативы. Время работы с компьютером в течение дня ограничивается 15 минутами на занятии и 20 минутами - в течение дня. Работа с планшетом составляет 10 минут.
- Важность прописывания сценария, поскольку не на все вопросы технология может дать ответ.
- Некорректность, несовершенство некоторых навыков программы.
- Потребность в четких и определенным образом озвученных командах делает общение с роботом не очень удобным.
К «плюсам» данной технологии относятся:
- Большой арсенал возможностей.
- Возможность поддержания живого, непосредственного диалога.
- Добавление технологии SpeechKit позволяет распознавать невнятную речь, что актуально для логопедической работы.
- Наличие фильтров, исключающих дерзость и гнев, а также обсуждения нежелательных тем, что делает ее психологически безопасной для дошкольников.
Использование в практике логопедической работы фиджитал-технологий показало свою практическую эффективность, о чем свидетельствуют успехи детей в образовательной и творческой деятельности, их участие в конкурсах и победы.
Применение фиджитал-технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи показало положительную динамику не только речевого развития, но также и в целом психических процессов - внимания, памяти, коммуникативных навыков.
В качестве перспектив использования данных технологий можно обозначить расширение спектра их использования, а также обучение родителей детей с нарушениями речи работе с ними. Библиографический список
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20182025 гг. (утверждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/ (дата обращения: 24.10.2024).
2. Бурлакова Т.Н. Использование мини-лого-робота «Bee Bot «Умная пчела» для формирования основ начального программирования у детей подготовительной группы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/11/29/ispolzovanie-mini-logo-robota-bee-bot-umnaya-pchela-dlya-formirovaniya (дата обращения: 24.10.2024).
3. Конакова М.С., Пивненко В.В., Стерехова А.А. Digital-технологии в актуализации приема артикуляционного моделирования в логопедии // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - № 78-3.
4. Суслова И.В. Использование цифровых технологий в развитии речи детей в ДОО. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/ispolzovanie-cifrovyh-tehnologiy-v-razvi.12888269002/ (дата обращения: 24.10.2024).
Опишем возможности фиджитал-технологий, наиболее доступных для дошкольников, которые использовались в практике логопедической работы в МАДОУ «Колосок» р.п. Краснообска Новосибирской области.
Включение в логопедическую работу лого-робота «Вее-ЬоЪ) («Умная пчела») дает возможность сформировать правильные речевые навыки; развивает мелкую моторику, что положительным образом влияет на развитие речи; способствует развитию кругозора, дает возможность совершенствовать коммуникативные навыки. В работе с «Умной пчелой» дети учатся составлять программу в виде схем, после чего в мультстудии используют программирование для планирования своих действий.
В работе с голосовым помощником Алисой дети имеют возможность программировать свои речевые высказывания. В практике моей работы для системного использования этих технологий были разработаны технологические карты для педагога и детей, которые использовались на логопедических занятиях.
Голосовой помощник Алиса обладает потенциалом для использования в образовательной деятельности, однако стоит отметить его «плюсы» и «минусы».
К «минусам» можно отнести:
- Высокую стоимость оборудования (собственно колонки и подписки на нее).
- Необходимость наличия высокоскоростного интернета.
5. Марей А. Цифровизация как изменение парадигмы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bcg.com/ru-ru/about/bcg-review/digitalization.aspx (дата обращения: 24.10.2024).
6. Ушакова О.С. Программа и методические рекомендации по развитию речи детей седьмого года жизни. - М: Издательство, 2021. - 221 с.
USING PHYGITAL TECHNOLOGIES IN SPEECH THERAPY CLASSES WITH PRESCHOOL CHILDREN
O.N. Tarasova, Graduate Student Novosibirsk State Pedagogical University (Russia, Novosibirsk)
Abstract. A modern speech therapist must keep up with the times, improve their knowledge and create a subject-developing environment for children that would meet the modern realities of life. The article describes the possibilities of using phygital technologies in speech therapy work using the example of my own experience of working in a kindergarten, their advantages and disadvantages, as well as the features of working with them.
Keywords: preschoolers, speech disorders, speech therapy classes, digitalization, phygital technologies, voice assistant Alice, robot «Bee-bot».