Научная статья на тему 'Использование феномена догадки в формировании естественнонаучных понятий у младших школьников'

Использование феномена догадки в формировании естественнонаучных понятий у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ДИДАКТИКА / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ФЕНОМЕН ДОГАДКИ / ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подберезный Владимир Васильевич, Шимко Зоя Игнатьевна

В статье рассматриваются дидактические задания, выполнение которых связано с феноменом догадки (отгадки) и способствует уяснению естественнонаучных знаний путем использования воображения и образной памяти. По мнению автора, феномен догадки стимулирует у младших школьников развитие логического мышления, предлагая сравнивать, сопоставлять предметы и явления на основе общего внешнего сходства или внутренней организации, по функции, роли, по особенностям изменения, движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подберезный Владимир Васильевич, Шимко Зоя Игнатьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование феномена догадки в формировании естественнонаучных понятий у младших школьников»

19. Hamburger, F. (2003): Einführung in die Sozialpgdagogik. Stuttgart: W. Kohlhammer. S. 18.

20. Bflumer, G.: Wesen und Aufbau der ^fentlichen Erziehungsftrsorge. In: Nohl, H. Pallat, L.(1929): Handbuch der Pgdagogik. Sozialpgdagogik. Bd. 5. Berlin Leipzig: Langensalza. S. 3.

21. Kuhlmann, C. (2008): Geschichte Sozialer Arbeit I. Eine Einführung ftr soziale Berufe. Studienbuch. Schwalbach: Wochenschau. S. 12.

22. Hamburger, F. (2003): Einführung in die Sozialpgdagogik. Stuttgart: W. Kohlhammer. S. 23.

23. Bommes, M. Scherr, A. (2000): Soziologie der Sozialen Arbeit. Eine Einführung in Formen und Funktionen organisierter Hilfe. Weinheim und Minchen: Juventa.

24. Stnker, H.(1989): Bildung, Alltag und Subjektivität. Elemente zu einer Theorie der Sozialpgdagogik. Weinheim: Deutscher Studienverlag.

25. URL: http://socpedagogika.narod.ru/Kodeks.html

26. Kniephoff-Knebel, A. (2006): Internationalisierung in der Sozialen Arbeit. Eine verlorene Dimension der weiblich geprggten Berufs- und Ideengeschichte. Schwalbach: Wochenschau. S. 9.

В.В. Подберезный, З.И. Шимко

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ДОГАДКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Задания типа «Отгадай.», выполнение которых безусловно сопровождается активной работой памяти, способствуют активизации работы памяти, возможно, не всегда осознаваемой тем, кто нечто отгадывает. Точнее говоря, отгадка возможна на основании работы памяти на подсознательном уровне. Мы не можем ни догадаться о чем-либо, ни отгадать что-либо, если в памяти не содержится ничего, что могло бы обусловить отгадку или догадку.

Слово «отгадка», по данным толкового словаря, имеет два значения. Первое - производное от значения слова «отгадать». Отгадать значит «узнать по догадке, раскрыть что-нибудь, догадавшись. Отгадать загадку. Отгадать план противника». Второе - «решение загадки, ответ на загадку. Отгадка была простая. Так вот где отгадка! » [8, 413].

В дидактике, задания типа «Отгадай...» в качестве первоочередной имеют цель формирование способности «сохранять впечатления, опыт» в сознании обучаемых. В числе других приемов организации их выполнения несомненно имеет место активизация работы памяти обучаемых.

Использование феномена догадки является апелляцией к памяти обучаемых. Отгадать, разгадать что-либо значит вызвать из памяти. Но не просто вызвать из памяти, а соединив данное с известным, но не названным. Эффект когнитивного действия обучаемого при выполнении задания «Отгадай...» («Разгадай...») заключается именно в соединении данного с содержащимися в памяти знаниями. Отгадка - это путь от частей к целому. Способность соединять данное в загадке со знаниями, содержащимися в памяти и актуализуемыми данным, как раз и проявляется и одновременно развивается у обучаемых при разгадывании загадок.

Отгадать предмет, значит сделать его для себя ясным. Сравните, в обиходно-разговорной речи мы часто спрашиваем у собеседника: «Ты не догадываешься?» Это означает, что для него неясен некий предмет речи. При этом предложение догадаться является не только апелляцией к памяти собеседника, но и предложением установления многообразного вида связей, о которых, допустим, знаем мы, но которые наш собеседник должен актуализовать в момент отгадки в своем сознании.

При использовании феномена догадки имеет место не только активизация памяти как активное извлечение из нее хранящихся в ней знаний, впечатлений, опыта, но и использование, наряду с образной памятью, воображения. Память и воображение являются не только неотъемлемыми, но и формирующими конституентами (составляющими) в усвоении естественнонаучных знаний. В статье рассматриваются дидактические задания, выполнение которых связано с феноменом догадки (отгадки) и способствует уяснению естественнонаучных знаний путем использования воображения и образной памяти. В когнитивных структурах мозга феномен догадки (задания типа «Отгадай...», а также типа «Вообрази...», «Предположи...», «Выскажи гипотезу...» и др. под.) имеет, по-видимому, первоначальное место на уровне представлений. Описываться данные фено-

мены и задания указанного типа могут с привлечением таких констант, как образная память и воображение.

В учебниках «Окружающий мир» для начальной школы задания, которые основываются на использовании догадки как способа создания образа-представления и выполнение которых требует активизации работы памяти, делятся на три группы: 1) «Отгадай загадку»; 2) «Разгадай ключевое слово»; 3) «Догадайся о...». При внешнем сходстве, обусловленном использованием одноко-ренных слов: «разгадай», «отгадай», «догадайся» - собственно догадка имеет место при выполнении задания «Отгадай загадку». Разгадывание ключевого слова («Разгадай ключевое слово») и догадка о чем-либо («Догадайся о...») обусловлены фактическими основаниями. Такими фактическими основаниями выступают декларативные знания, необходимые для поисков отгадываемого. Они содержатся в контексте формулировок заданий. Их восприятие и понимание обучаемым обусловливает отгадку.

Загадка относится к малым жанрам фольклора, она отличается краткостью и лаконичностью высказывания, строится на иносказании, метафоре, аллегории, описании предметов, явлений, живых существ в замысловатой вопросительно-констатирующей форме и требует разгадки, ответа, расшифровки специально закодированной информации. Функциональное предназначение загадки - способствовать активизации познавательной деятельности, формированию навыков логического мышления, развитию сообразительности, наблюдательности, воображения, стимулировать словотворчество [3, 156-157].

В загадках всевозможные предметы и явления реальной действительности вступают в самые разнообразные отношения и раскрываются с самых разных сторон. Детально и всесторонне обрисовываются различные предметы и явления, причем они даются не изолированно, а во взаимосвязях. Часто в загадках акцентируется внимание не на существенных признаках, а на второстепенных. Цель - создать затруднение отгадывания загадки и создание яркой поэтической картины. Метафора усиливает тот или иной признак, делает его более выпуклым и значительным. На протяжении всей истории существования загадок сохранялась их воспитательная и обучающая функция. Разгадать загадку - это значит её метафорам найти жизненно реальную расшифровку, то есть её метафорические образы заменить образами реальными. Разгадать загадку трудно. Во-первых, для этого необходимо обладать довольно развитым образно-ассоциативным мышлением, во-вторых, нужно быть очень сообразительным, способным преодолеть трудности логического порядка. Так как загадка - это не просто метафорически заданный вопрос, но еще и очень хитро заданный вопрос. Загадка - это не просто метафора, а часто совершенно необыкновенная метафора. Цель любой загадки - удивить человека, намекнуть на какие-то необычайные явления [4, 95].

В числе дидактических заданий, связанных с разгадыванием загадок, различаются:

а) прямое предложение разгадать загадку с целью уяснения, усвоения, а также запоминания

б) прямое или косвенное предложение отгадать загадку с указанием на те декларативные знания, которые при этом будут получены или которые при этом усваиваются:

Разгадав загадку, ты узнаешь, свойства какого вещества мы начинаем изучать.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый; и всё же

Без него мы жить не можем [10, 3];

знаний:

Разгадай загадку. Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу,

Отгадай загадку. Четыре раза в год они Земли наряд меняют пёстрый. Бегут, бегут за днями дни, Приходят и уходят сёстры

И стеклянной быть могу!

[10, 13];

[10, 59];

Отгадай загадку. Чем примечателен этот месяц?

Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду - упадёт Не вода уже, а лёд

Даже птице не летится, От мороза стынет птица. Повернулось солнце к лету. Что, скажи, за месяц это?

[11, 4];

в) прямое предложение отгадать (разгадать) загадку и выполнить после отгадки дополнительное когнитивное действие, обусловливающее запоминание отгадки, то есть заключенных в ней декларативных знаний:

- изобразить содержание отгадки в рисунке (нарисовать):

Отгадай загадку. Нарисуй отгадку в разные времена года.

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает [11, 33];

- сгруппировать объекты по содержанию отгадки и схематично отразить группировку. (Укрупнение (блочная обработка информации) - процесс запоминания, в результате которого связанные между собой элементы группируются вместе в более легко запоминаемые блоки [5, 133].)

Разгадай загадки. Объедини одинаковые отгадки и запиши в рамки [11, 9].

Зимою был крышей Для речки, пруда. Весной не осталось От крыши следа.

Бел как мел, с неба прилетел. Зиму пролежал, в землю убежал

Зимою греет, весною тлеет, летом умирает, осенью оживает.

г \

На дворе - горой,

а в избе - водой. V-

V У

Б ез досок, без топоров Через речку мост готов. Мост - прозрачное стекло:

Скользко, весело, свет-

Он всё время занят делом. Он не может зря идти. Он идёт и красит белым Всё, что видит на пути.

- сгруппировать отгадки по принципу кроссворда:

Отгадай загадки и составь кроссворд ([11, 23].

На полянке_

Снег копают без лопатки, И коварному врагу Не заметить их в снегу.

2

Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика.

3

В серой шубке перовой И в морозы он герой. Скачет на лету резвится. Не орёл, а всё же птица.

Разгадай загадки и собери кроссворд [11, 47].

- пояснить загадки:

Отгадай и поясни загадки [10, 57].

4

Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдёт приют:

5

Не боится он простуды -С первым снегом тут как тут! Носит серенький жилет, А у крыльев чёрный цвет.

У него в снегу столовая. В ней - орешки кедровые.

Стоит кусток, На нём семь листков, Снаружи листья белые, С изнанки - чёрные.

Летом - длиннющий, Зимой - коротыш! Когда он меняется -Не уследишь.

Традиционно в школьном обучении отгадывание загадок определялось как элемент занимательности. С позиций психодидактики работа с загадками как способ активизации памяти, образного мышления и т.д. может рассматриваться как имитация воплощения эвристического принципа в процесс обретения учащимися новых декларативных знаний. Так или иначе, определяемая ли как элемент занимательности или с психодидактических позиций, работа с загадками, как обеспечивающая активизацию памяти, эффективно может использоваться как на пропедевтическом этапе, подготавливающем обучаемых к усвоению новых знаний, так и на этапе запоминания нового.

Иные когнитивные процессы сопровождают выполнение заданий: «Разгадай ("Отгадай") ключевое слово», где «разгадай» равно «найди», «установи» и др. под.:

5 4 7

уРазгадай ключевое слово. Поясни его значение [10, 51]; Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы. , А в санях сидит царица, /Белокоса, белолица.

©Как махнула рукавом -Всё покрылось серебром.

6

Мы с бараньими рогами. Вниз под горку мчимся сами. А как на гору взбираться -Начинаем упираться.

Обе по снегу бегут,

©Обе песенки поют, Обе ленты на снегу Оставляют на бегу.

Дождались зимы друзья; По реке бегут, скользя. 8 Лёд срезают, как ножи, ыполняя виражи.

Разгадай ключевое слово [11, 57];

1

2

3 4

5 1

©Сквозь лёд и снег Он начинает бег.

2 )У кого весной всегда С носа капает вода?

©Сугробом лежал, Весной убежал.

©Зимой скрываюсь, Весной появляюсь.

Отгадай ключевое слово [11, 29];

1. Гуляю в поле, кручу, бурчу, знать никого не хочу. Вдоль села пробегаю, Сугробы наметаю.

1

7

8

3

4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6

2

5

3. В белом бархате деревня И заборы, и деревья. А как ветер налетает, Этот бархат опадает.

1 П

2 В

3 4 И

С

2. Кто это, воя, Без крыльев летает И без метёлки Следы заметает.

4. Зимний дождь Из звёздочек-малышек Не стучится в окна, Не гремит по крыше.

Прямое предложение «установить ключевое слово» может сопровождаться заданиями «выполнить дополнительное когнитивное действие»:

- пояснить словообразовательную структуру ключевого слова: Разгадай ключевое слово. Поясни, из каких слов оно образовано [10, 35];

изобразить в рисунке предмет, обозначаемый ключевым словом, и включить его в рассказ о предмете: Отгадай ключевое слово. Подготовься рассказать об этой птице и нарисуй её [11,25];

- связать ключевое слово с другими словами в крестословице: Отгадай ключевое слово, записав в крестословицу названия растений [9, 33]; либо разгадать ключевое слово, связанное с другими словами по принципу крестословицы:

Разгадай ключевое слово в

Кто-то проплакал Всю ночь на лугу. Столько слезинок -Счесть не могу!

[9, 16].

Молоко над речкой плыло, Ничего не видно было. Растворилось молоко -Стало видно далеко.

1

2

3

4

6

Шумит он в поле и в саду. А в дом не попадёт. И никуда я не иду, Покуда он идет.

5

Кристаллик кружевной, А возьмёшь - вода водой.

Случается, и с неба V 4 Камешки летят. Прячутся прохожие А всего-то.....

6

И не снег, и не лёд, А серебром всё уберёт.

Выполнение заданий по нахождению ключевого слова способствует в первую очередь уяснению материала, а затем его запоминанию.

В чём различие отгадки и догадки? Задание «Догадайся о...» при обозначении в нем феномена отгадки по существу близко не к разгадыванию загадок, а к нахождению ключевого слова. Догадка обеспечена в нем обозначением области знания, к которой предмет познания относится. Речь при этом идет как бы о восполнении недостающего звена в цепи отдельных составляющих единого знания. Выполнение его возможно только при активной работе памяти, то есть активном извлечении из нее уже имеющихся в ней знаний. Например: Рассмотри рисунок (воздушного змея. - Авт.). Догадайся, что происходит с тёплым воздухом высоко над землёй [10, 9]. Догадка облегчается предложением матрицы.

Тёплый воздух, поднимаясь вверх,

Догадайся, о каком процессе идёт речь.

Чтобы приготовить кислород и питательные вещества, мне понадобятся: солнечные лучи, углекислый газ из воздуха, вода и минеральные соли из почвы. А зелёный хлорофилл у меня самого есть [12, 25];

Догадайся, о чём говорит условный рисунок (дано изображение фигурки человека, снизу на две третьих части заполненной водой. - Авт.) [10, 18];

Разгадай, о каком веществе идёт речь.

Собрались ребятишки - Льдинка

Сестрёнки и братишка: и Росинка,

Градинка, Тёплая Дождинка,

Догадайся, в каком из оврагов росли злаки. Нарисуй их [6, 53].

Отгадай и напиши природные богатства болот [6, 51].

Попробуй отгадать и дописать, в помощниках каких «профессий» нуждается человек для замыкания круговорота веществ в полях [6, 39].

Иногда дидактическое задание «Догадайся...» имплицитно, но структура вопроса подразумевает его:

Что используют птицы в качестве «горючего» для дальних перелетов? [7, 32]

Почему травоядные копытные животные держатся большими стадами? [2, 34]

С началом земледелия приблизительно совпадает время одомашнивания кошки. Как вы объясните это совпадение [2, 43].

Где ещё, кроме транспорта, сейчас используются колеса и колесики? [2, 47];

Почему человек в древнейшее время не мог жить в одиночку? А почему он не может жить в одиночку сейчас? [2, 42].

Заданиями приведенного типа осуществляется активизация долговременной памяти обучаемых, а функцией школы, как отмечают специалисты, как раз и «является обучение, ориентированное на долговременную память» [5, 140].

Долговременная память - гипотетическая система хранения информации, характеризуемая бесконечной длительностью хранения и теоретически неограниченным объемом; доступ к информации зависит от свойственных этой системе признаков [14, 552]. Долговременная память включает всю относительно стабильную информацию, которой мы располагаем о мире, - всё, что мы знаем, но что не находится в поле непосредственного сознания. Важное различие между кратковременной и долговременной памятью в том, что первая - активный, постоянный, осознаваемый процесс, а вторая - более пассивный и бессознательный [5, 134]. «Долговременное, или постоянное, хранилище - структура памяти, удерживающая относительно большие объемы информации в течение достаточно длительного времени» [1, 75].

Снежинка,

Пар-Невидимка.

[10, 20].

В литературе отмечается, что одним из последних (третьим) этапов, переработки информации является этап подключения долговременной памяти, в которой хранится всё то, что известно об окружающем мире. Вместе с тем известно, что ни одна из существующих моделей долговременной памяти не может ответить на вопросы: на каких принципах строится организация информации в долговременной памяти, каким образом в нужный момент удается быстро отыскать в безграничных по емкости хранилищах долговременной памяти нужную информацию, в какой форме хранится информация в долговременной памяти [13, 41]. Необходимая для всего названного тренировка памяти обучаемых как раз и осуществляется при выполнении ими заданий, основанных на использовании феномена догадки.

Из рассмотренного следует, что если «память» понимают как кодирование и хранение информации с участием высших когнитивных процессов [14, 66], то приемы активизации памяти могут и должны разрабатываться так, чтобы они отвечали мнемическим особенностям и психофизиологическому характеру кодирования и хранения информации. Нам представляется, что использование феномена догадки явно отвечает этим требованиям, в целом возводимым к особенностям функционирования долговременной памяти. Воспоминание всегда представляет собой процесс решения определенной задачи. Понимание поступающей информации является характерной особенностью обучения. Предлагаемая обучаемым информация должна быть организованна по принципу ассоциаций.

Феномен догадки стимулирует у младших школьников развитие логического мышления, предлагая сравнивать, сопоставлять предметы и явления на основе общего внешнего сходства или внутренней организации, по функции, роли, по особенностям изменения, движения.

Феномен догадки учит младших школьников задумываться над закономерностями, совершающимися в окружающем мире, повышает их интерес к окружающей действительности, обостряет их наблюдательность, воспитывает поэтическое восприятие мира. Использование этого феномена зависит как от возможностей программного материала, так и от творчества учителя. При этом обеспечивается обогащение содержания и методов обучения при формировании естественнонаучных понятий и представлений, а также в целом интегративный подход к познанию как мира природы, так и мира общества, культуры (уроки русского языка, литературного чтения). Использование феномена догадки оказывает влияние на интеллектуальную, эмоциональную и действенно-волевую сферы учащихся. Задача учителя более полно использовать потенциальные возможности программ и содержания учебников.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гейвин Х. Когнитивная психология / Х. Гейвин. СПб.: Питер, 2003. 268 с.

2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир: учебник для 3 класса (I-IV). Ч. 1. Самара: Корпорация «Федоров», Изд. дом «Федоров», 2001. 144 с.

3. Капица Ф.С. Русский детский фольклор: учеб. пос. для студ. вузов / Ф.С. Капица, Т.М. Колядичь. М.: Флинта: Наука, 2002. 350 с.

4. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора: учеб. пособие. для филол. фак. Ун-в. 2 изд. М.: Высшая школа. 1989. 208 с.

5. Лефрансуа Ги. Прикладная педагогическая психология. СПб.: прайм ЕВРОЗНАК, 2003. 416 с.

6. Обитатели земли. (Курс «Окружающий мир»): учебник-тетрадь для 3 кл. Изд 3-е испр. и доп. М.: Баласс, 2004. 80 с. (Авт. коллектив: А.А. Вахрушев, руководитель и др. Ч. 1).

7. Обитатели земли. (Курс «Окружающий мир»): учебник-тетрадь для 3 кл.: в 2 ч. Изд. 3-е испр. и доп. М.: Баласс, 2004. 80 с. (Авт. коллектив: А.А. Вахрушев, руководитель и др. Ч. 2).

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык. 1981. 816 с.

9. Поглазова О.Т.: учебник-тетрадь № 1 для 3-го класса четырехлетней начальной школы. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005. 64 с.

10. Поглазова О.Т.: учебник-тетрадь № 2 для 3-го класса четырехлетней начальной школы. Смоленск:

Ассоциация XXI век, 2005. 64 с.

11. Поглазова О.Т. Учебник-тетрадь № 3 для 3-го класса четырехлетней начальной школы. Смоленск:

Ассоциация XXI век, 2005. 64 с.

12. Поглазова О.Т.: учебник-тетрадь № 4 для 3-го класса четырехлетней начальной школы. Смоленск:

Ассоциация XXI век, 2005. 64 с.

13. Ситаров В.А. Дидактика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / под ред. В.А Сластенина.

М.: Академия, 2002. 368 с.

14. Солсо Р.Л. Когнитивная психология / пер с англ. М.: Тривола, 1996. 600 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.