Научная статья на тему 'Использование этической культуры как нематериального актива в деятельности предприятий туристической отрасли'

Использование этической культуры как нематериального актива в деятельности предприятий туристической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
438
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЭТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / ЭТИКА / МОРАЛЬ / ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косинская Елена Анатольевна, Ильясова Мае Казимовна

В статье представлено обоснование возможности повышения этической культуры как одного из важных нематериальных активов деятельности предприятий туристической сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование этической культуры как нематериального актива в деятельности предприятий туристической отрасли»

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х________

- доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг (без НДС и акциза, %);

- доля отгруженной инновационной продукции и услуг инновационног характера за пределы Российской Федерации в общем объеме экспорта продукции и услуг (%);

- число инновационно-активных промышленных предприятий;

- число приобретенных объектов интеллектуальной собственности;

- число объектов интеллектуальной собственности (инновационного профиля), разработанных и реализованных в регионе;

- объем информационной продукции и услуг в регионе;

- количество проведенных региональных конкурсов инновационных проектов;

- количество инноваторов, обратившихся в консалтинговые фирмы;

- число выпускников университетов, а также число выпускников университетов, занятых в сфере науки и разработке технологий;

- количество защитившихся аспирантов и оставшихся работать в инновационной сфере в регионе;

- количество персонала повысившего квалификацию в области инноваций; - количество человек в регионе, повысивших квалификацию;

- количество принятых законов, касающихся инновационной деятельности;

- число организаций, осуществляющих защиту интеллектуальной собственности; - и другие показатели.

Существуют различные методики оценки эффективности функционирования инновационных подсистем: международный сводный инновационный индекс, оценка уровня развития экономики знаний Всемирного банка, индекс инновационной активности (руководство ОСЛО), методика европейского рейтинга (EIS), «барометр Иннопром», российский инновационный индекс (минобрнауки и ГУ-ВШЭ), методика Ассоциации инновационных регионов России (АИРР), методика Минэкономразвития, методика Центра исследований статистики и науки, рейтинг инновационной активности Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) и др. Таким образом, на сегодняшний день не существует единой методики оценки эффективности функционирования региональной инновационной подсистемы.

© А.В. Каргина, 2015

УДК 338

Косинская Елена Анатольевна,

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Высшая школа экономики и бизнеса, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

Ильясова Мае Казимовна, кандидат экономических наук Старший преподаватель кафедры менеджмента Государственной бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым

«Крымский инженерно-педагогический университет» Российская Федерация, г. Симферополь, ilysova.17@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК НЕМАТЕРИАЛЬНОГО АКТИВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Аннотация

В статье представлено обоснование возможности повышения этической культуры как одного из важных нематериальных активов деятельности предприятий туристической сферы.

83

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х__________________

Ключевые слова

Этическая культура, этические принципы, моральные принципы, нематериальные активы, этика,

мораль, Этический Кодекс.

Актуальность темы. Особенностью современного мира является его постоянная динамика. Происходят глобальные процессы во всех сферах жизни общества. Это вызывает необходимость социального и экономического развития. Необходимость экономического роста государства и региона предопределяет глубокий анализ его потенциала не только с точки зрения развития промышленности, науки, наличия природных ресурсов, но и рекреационных зон, исторического и культурного наследия. В общих чертах известно, что много государств мира обеспечивают достойный уровень жизни граждан за счет туризма как важной составляющей экономики. Для развития этой отрасли в Крыму есть достаточно возможностей, однако они используются не в полной мере. Анализ функционирования туристической сферы свидетельствует, что проблемы находятся в несовершенном правовом обеспечении отрасли, политике государства относительно развития туризма как бюджетонаполняемой отрасли отдельных регионов и в частности Крыма, тенизацией этой сферы экономики, и т.п.

Вместе с тем функционирование современных предприятий сферы услуг требует новых подходов к организации их деятельности и управления. Особенно это актуально для туристской отрасли. Как показывают данные статистики, в последние годы заметные изменения в туристической сфере Крыма. Кроме того, среди посетителей Крыма уменьшились количество туристов из Украины и ближнего зарубежья, что свидетельствует об увеличении доли внутреннего туризма. Это привело не только к уменьшению объемов обслуживание туристов, но и доходов от этой сферы экономики региона, поскольку, во-первых, уменьшится приток валюты в регион, во-вторых, уменьшатся доходы от туризма в целом в связи с тем, что существуют проблемы трансфера, существенно выросли цены на товары и услуги что привело к сокращению срока пребывания на отдыхе среднестатистического российского туриста. Одной из проблем туристической отрасли региона является низкий уровень культуры обслуживания. Все это вынуждает искать резервы для увеличения объемов обслуживания туристов. Для этого необходимо провести глубокий анализ всех аспектов функционирования отрасли и обнаружить резервы, которые необходимо активизировать.

Целью статьи является обоснование возможности повышения этической культуры как одного из важных нематериальных активов деятельности предприятий туристической сферы.

Анализ основных исследований и публикаций. Проблеме этической культуры деятельности предприятий в последнее время уделяется достаточно внимания в научной литературе. Характерно, что не только научные работники, но и практики, все больше внимания обращает на морально-этические принципы в экономике, что предопределенно ее социальной природой. В частности, все чаще говорят о необходимости реализации этических принципов в бизнесе и менеджменте. На наш взгляд, заслуживает на внимание робота М.А. Лучко [2], в которой рассматриваются все стороны бизнесовых взаимоотношений организации, особенно зарождение этики бизнеса в современной России. Проблемам этической морали, этического и социального менеджмента, посвящены исследования О. Билоруса, В.Е. Косарева, Р.Ф. Пустовийт, О.С. Соснина и других ученых. Как свидетельствуют исследования, реализация этических принципов, актуальная для многих сфер, но особенное значение она приобретает для предприятий сферы услуг и туристической отрасли в частности. На наш взгляд, этику в деятельности и управлении предприятиями сферы услуг стоит рассматривать не только как основу культуры обслуживания и взаимоотношений, но и как один из ресурсов, рациональное использование которого будет способствовать повышению экономической эффективности предприятия и отрасли в целом.

Изложение основного материала. Современные научные исследования в отрасли экономики направлены на поиск новых путей и резервов обеспечения высоких экономических показателей деятельности предприятий, отраслей, регионов и экономики, в целом.

Данные исследований свидетельствуют, что туристов в Крыму не удовлетворяет не только уровень сервиса, но и уровень культуры обслуживания. Особенно низкая культура обслуживающего персонала и невнимательное, а временами и пренебрежительное отношение к туристам. Это одно из слабых мест в туристической отрасли, устранение, которого не требует значительных капитальных вложений, но

84

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х______

нуждается в определенных инвестициях в персонал для повышения его профессионального и общекультурного уровня.

Так как практика организации деятельности любого предприятия базируется на теоретических разработках, то, по нашему мнению, необходимо обратить внимание на исследования ведущих ученых в этой области. Так, заслуживают на внимание работы специалистов, которые изучают закономерности создания и развития организаций. На наш взгляд интересными в этом аспекте являются работы известного российского ученого Б.З. Мильнера, который делает акцент на наличии и необходимости использования невещественных активов организации. Он отмечает, что выживание современного предприятия и предоставление ему конкурентных преимуществ можно обеспечить только за счет приведения в действие невещественных активов [3].

В научной литературе выделяют такие группы нематериальных активов:

1) технология и формализированные знания (патенты, процедуры и тому подобное);

2) первичные процессы и процессы управления (руководство и контроль, обмен информацией, управленческая информация);

3) навыки и неформализированные знания (ноу-хау, сферы компетенции);

4) общие моральные ценности и нормы (ориентация на потребителя, надежность, качество, этическая культура и др.);

5) ценные ресурсы и достояние (клиентская база, которая сложилась, торговая марка и имидж, сетка поставщиков, интеллектуальный капитал, владение стандартами).

В широком понимании нематериальные активы характерны тем, что у них отсутствует материальная форма, продолжительность использования и способность, приносить доход.

Как следует из выше приведенного, этическая культура является одним из важных нематериальных активов предприятий сферы услуг. Это связано с тем, что этическая культура является совокупностью моральных ценностей и норм поведения, которые проявляются в отношениях между людьми. На предприятии она является составляющей организационной культуры и имиджа, которые формируют его конкурентные преимущества, потому что привлекают потребителей и партнеров, а за счет надежности способные удерживать их в качестве постоянных клиентов и партнеров. Именно реализация этических принципов в процессе предоставления услуг является одним из показателей их качества.

Рассматривая этическую культуру как нематериальный актив, можно выделить его экономический и социальный аспект. В экономическом плане характеристикой актива является его стоимость, себестоимость, необходимость оценивания, которые требуют специальных научных разработок. Мы остановимся на социальном аспекте этого феномена.

Этическая культура на предприятии складывается на протяжении определенного времени и проявляется в отношениях и поведении каждого члена коллектива. Она не может быть простой суммой культуры каждого из членов коллектива (хотя необходимо ее учитывать и повышать общий уровень культуры каждого работника), а целенаправленно формируется на основе общепринятых в организации ценностей и выработанных норм и правил поведения, соблюдения правил этикета. Основу этической культуры составляют этика и мораль.

В научной литературе разграничиваются понятия этики и морали. Под этикой главным образом имеется в виду соответствующая отрасль знания, наука, а под моралью (нравственностью) - предмет, который изучается ею. Вместе с тем этику, как отрасль знаний, называют также моральной (этической) философией, а для обозначения определенных моральных (этических) феноменов употребляют термин этика (профессиональная этика, этика бизнеса) [1,2].

В основе любой, в том числе и профессиональной, деятельности имеют место такие понятия морали как ценности, добро и зло, обязанность и совесть, польза, справедливость, рациональность и другие. Любая деятельность строится на определенных моральных принципах. Определение основных моральных принципов менеджмента, на наш взгляд, является актуальной проблемой. В научной литературе рассматриваются три основных системы моральных принципов: альтруизм - рациональный эгоизм -эгоцентризм. Альтруизм оказывается в том, что интересы других относятся выше собственных. Эгоцентризм - когда свои интересы ставят выше интересов других. Рациональный эгоизм заключается в соблюдении

85

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х____________________

правила «не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы сделали тебе». Принято считать, что альтруизм и бизнес - вещи несовместимы. К сожалению, эгоизм в бизнесе на постсоветском пространстве - явление массовое. На наш взгляд в современных условиях рациональный эгоизм - единственный оптимальный путь развития собственного бизнеса [5].

Особенности туристско-оздоровительной отрасли как сферы услуг требует несколько другого подхода к реализации системы моральных принципов в организации ее функционирования и управления. Так как эту отрасль еще называют сферой гостеприимства, то альтруизм должен быть основополагающим в деятельности предприятий, в профессиональной и деловой этике. Ведь по законам гостеприимства интересы гостей - выше всего, им уделяется особенное внимание и уважение, в первую очередь удовлетворяются все их потребности и пожелания, оказывается приветливость и знаки внимания. Этим подчеркивается их особенная ценность и значимость. Со стороны это выглядит как высокий уровень культуры обслуживания. Практика управления предприятиями сферы услуг свидетельствует, что, реализовав принцип альтруизма в обслуживании клиентов, можно существенно повлиять на экономические показатели деятельности предприятия такие как заполняемость гостиниц и других мест размещения туристов, сроки их пребывания, цены услуг, доходы и прибыль. Следовательно, существует функциональная зависимость реализации этических принципов в деятельности предприятия и результатов его экономической деятельности.

На основе реализации принципов альтруизма или рационального эгоизма должна формироваться этическая культура предприятия в целом.

О понимании значение этого процесса свидетельствует тот факт, что в среде бизнеса все чаще встречаются случаи разработки Этического Кодекса, - своего рода Конституции профессиональной и экономической деятельности. Именно в сфере услуг настоящий документ может формировать и активизировать этическую культуру работников, придать ей значение нематериального актива.

Структурно Этический Кодекс должен определять отношения внутри предприятия - между руководителями и подчиненными, руководителями разных уровней, между подчиненными как деловые, так и межличные; отношения с потребителями услуг; отношения с конкурентами; взаимоотношения с инвесторами; влияние на окружающую среду; взаимоотношения предприятия и общества, в том числе и взаимоотношения предприятия и местного населения. Все эти составляющие взаимосвязаны и нераздельны [4].

Однако стоит отметить, что невзирая на то что существуют много примеров Этического Кодекса, на каждом предприятии он должен иметь индивидуальный характер, учитывать особенности отрасли, национальных и культурных традиций, организационной и этической культуры. Вместе с тем важно учитывать тот факт, что важно не только разработать этот важный документ, но и придерживаться его положений в повседневной деятельности.

Решение проблемы этической культуры предприятия не исчерпывается разработкой Этического Кодекса, это кропотливая работа с персоналом на всех этапах его формирования и развития. Главное -понимания этической культуры как нематериального актива и использования его в функционировании предприятий.

Выводы. В научной литературе и в практике управления предприятиями значительное внимание уделяется поиску резервов повышения эффективности деятельности. В условиях ограниченных финансовых и материальных ресурсы все большего значения приобретают невещественные активы, одним из них является этическая культура, формирование которой должно базироваться на этических принципах альтруизма или рационального эгоизма, а также на человеческих в общих чертах и ценностях. Феномен этической культуры требует более глубокого изучения не только в философском и социальном аспектах, но и в экономическом.

Список использованной литературы

1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика / А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян. - М.,2000. - 472 с.

2. Лучко М.Л. Этика бизнеса - фактор успеха / М.Л. Лучко. - М.,2006. Стр.94-98.

3. Мильнер Б.З. Теория организации / Б.З. Мильнер - М., 2005. - 480 с.

4. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса / Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов - М., 2007. Стр.101-108.

5. Салмон Р. Будущее менеджмента /Под редакторши Е.В.Минеевой. - Спб.,2004. - 298 с.

© Е.А. Коссинская, М.К. Ильясова, 2015

86

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х________________

УДК 311:61

Макарова Ирина Леонидовна

Канд. техн. наук, доцент, СГУ г. Сочи, РФ, E-mail: ratton@mail.ru

АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕСОВЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ В ИНТЕГРАЛЬНОМ

ПОКАЗАТЕЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ

Аннотация

Проведен анализ различных методов определения весовых коэффициентов при построении интегрального показателя общественного здоровья. К использованию в дальнейших исследованиях рекомендованы формулы Фишберна.

Ключевые слова

Весовые коэффициенты, экспертные оценки, методы анализа иерархий, модифицированной главной компоненты, рандомизированных сводных показателей, формулы Фишберна.

Для описания какого-либо процесса или явления, работы сложной системы или объекта используют, как правило, некоторый набор показателей, характеризующих эти процессы или объекты с разных сторон. С течением времени и под действием различных объективных и субъективных факторов эти показатели меняются, причем по-разному. Поэтому ответить на вопрос об улучшении или ухудшении состояния системы или объекта бывает трудно. Таким образом, задача построения некоторого обобщающего, сводного или интегрального показателя всегда будет актуальна.

При решении задачи построения интегрального показателя необходимо пройти несколько этапов. Первый этап - отбор показателей, входящих в интегральный. Он может быть выполнен из множества доступных частных показателей многими способами в зависимости от основной задачи. Второй этап - выбор обобщающей, интегральной функции, которая также может быть различной, но чаще аддитивной или мультипликативной. И третий этап - определение важности отобранных частных показателей, другими словами, весовых коэффициентов, используемых в интегральных функциях.

Для успешного прохождения всех этих этапов разработано немало различных способов, имеющих свои достоинства и недостатки. Рассмотрим подробно методы определения весовых коэффициентов для построения интегрального показателя общественного здоровья.

Одним из простых и распространённых способов определения весовых коэффициентов является метод экспертных оценок. Имеется несколько вариантов этого метода.

Метод ранжирования. Группа из п экспертов, специалистов в исследуемой области, высказывается относительно важности т частных показателей. Самому важному показателю соответствует ранг т, следующему - (т — 1) и т.д., ранг, равный 1, имеет наименее важный показатель. Результаты опроса экспертов сводят в Таблицу 1, в последней строке которой записывают сумму рангов, выставленных эскпертами. Весовые коэффициенты определяются по формуле [1]:

W;

= Г!

у™ г у1=1 У

■,j = 1, т.

Таблица 1

Определение рангов в методе ранжирования

Эксперт Показатели

Xi X2

1 Пт Г12 ^Лт.

2 Ъ.л Г22 ^2т.

n Г„1 Гп 2 ^пт.

и С' Г1 Г2

Например, группа из пяти экспертов высказала свои суждения относительно важности трёх частных показателей, определяющих обобщенный показатель благополучия: х1 - среднедушевые доходы населения;

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.