Научная статья на тему 'Использование эриксонеанского гипноза для психологической коррекции острых и затяжных послестрессовых реакций'

Использование эриксонеанского гипноза для психологической коррекции острых и затяжных послестрессовых реакций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
242
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование эриксонеанского гипноза для психологической коррекции острых и затяжных послестрессовых реакций»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006

Психология, педагогика

И.В. Пажильцев*

Использование эриксонеанского гипноза

для психологической коррекции

острых и затяжных послестрессовых реакций

Распространенность в современном мире психологических расстройств, связанных с воздействием психологического стресса, делает актуальным поиск эффективных методов психологической коррекции его близких и отделенных последствий.

Особую актуальность данная проблема приобретает в отношении сотрудников правоохранительных органов, которые выполняют свой служебный долг в условиях реальной витальной угрозы.

Известно, что само воздействие факторов реальной витальной угрозы не проходит для человека бесследно. Сотрудники правоохранительных органов, выполнявшие профессиональный долг в Чеченской республике, нуждаются не только в медицинской, но и в психологической помощи. При этом самой существующей системе психологической реабилитации необходима существенная доработка. Повысить эффективность психокоррекционного воздействия может использование эриксонеанского гипноза.

Согласно современным взглядам, дезадаптирующее влияние массивного и/или длительного стресса реализуется через истощение нейромедиаторных систем головного мозга, осуществляющих регуляцию содержания гормонов коры надпочечников и катехоламинов в крови1. Это ведет к нарушению естественных ритмов колебания этих веществ, связанных с поведенческой активностью и настроением, результатом чего становятся нарушения аффективного фона тревожно-депрессивного и астенического характера, а также негативные влияния на вегетативную регуляцию организма и угнетение иммунной системы. Многие исследования связывают с этим механизмом развитие невротических и даже психотических расстройств2.

В настоящее время имеется большой выбор различных методов психологической коррекции, направленных на повышение стрессоустойчивости и совладания со стрессорными воздействиями внешней среды. Одним из методов является использование эриксонеанского гипноза.

Механизм действия гипнотического транса остается до сих пор до конца не ясным. Однако, согласно некоторым теориям, его реализация осуществляется посредством активизации определенных структур лимбико-гипоталламо-гипофизарной системы и, прежде всего, системы выброса бета-эндорфинов3. Следует также упомянуть о хронобиологической гипотезе гипнотического воздействия4, органично дополняющей эту точку зрения. Согласно ей, гипнотическое воздействие осуществляется благодаря синхронизации и модуляции естественных квазипериодических ритмов колебания уровня гормонов системы коры надпочечников, гипофиза (АКТГ), а также вырабатываемых в гипоталамусе кортикотропин-рилизинг-фактора и бетта-эндорфинов. Данные ритмы включают в себя ежедневные (циркадные) ритмы с понижением уровня гормонов во время ночного сна и повышением при пробуждении, а также более короткие ритмы продолжительностью 90-120 мин.5, которые являются естественными ритмами активации-отдыха. Гипнотический процесс реализуется через эмоциональнокогнитивное воздействие гипнотизера, ведущее к активации соответствующих структур лимбической системы. Таким образом, гипнотическое воздействие оказывается реализующимся непосредственно те механизмы, которые задействованы в развитии стрессорной реакции и обусловливают адаптационный срыв в случае ее патологического развития.

В данной статье приводятся материалы исследований эффективности использования гипнотического транса для психологической коррекции широкого круга пограничных нервнопсихических расстройств, которые проводились в рамках оказания психотерапевтической помощи в период с 2001 по 2005 гг. Эта помощь включала в себя проведение курсов гипнотерапии продолжительностью от 3 до 10 сеансов в зависимости от состояния пациента и периода его пребывания в стационаре по основному соматическому диагнозу. Сеансы проводились ежедневно для стационарных больных и 2-3 раза в неделю для амбулаторных. Они имели длительность 20-30

* Соискатель Санкт-Петербургского университета МВД России.

мин. и ставили целью релаксацию, внушение спокойного и хорошего настроения, снижения уровня аффективных реакций на психотравмирующие обстоятельства, повышение уверенности в осуществлении выбранного пациентом более адаптивного поведения. Обычно они осуществлялись индивидуально или в группах не более 5 человек. Перед началом курса с каждым из участников проводилась одна или несколько встреч, во время которых собирался анамнез, решались диагностические задачи, а также устанавливался контакт с пациентом, выяснялась его мотивация на лечение и психологическую коррекцию, давалась информация о предстоящем курсе. Для индукции гипнотического транса использовались методы присоединения по дыханию, утилизации естественно возникающих трансовых состояний, «перегрузки» и встроенных команд6. После каждого сеанса с участниками проводились короткие индивидуальные беседы с целью оценки состояния после сеанса и общего хода лечения, выявления негативных реакций и сопротивления, получения обратной связи и обсуждения целей дальнейшего проведения курса. Решение о завершении курса принималось совместно с пациентом в случае выраженного улучшения состояния или наоборот, явной неэффективности терапии, а также в случае прекращения пребывания пациента в стационаре по другим причинам. В части случаев курс прерывался незаконченным - либо в случае внезапного прекращения самим участником, либо (нередко) вследствие несогласованной выписки из стационара.

Оценка эффективности проводилась по трем основным критериям: редукция симптомов, субъективная оценка самочувствия и восстановление социального функционирования (восстановление работоспособности, улучшение отношений в семье и т.п.). Результат психокоррекционного воздействия курса оценивался по 3-бальной системе: 0 - отсутствие улучшения или отрицательная реакция; 1 -некоторое улучшение, носящее частичный или непостоянный характер; 2 - стойкое и полное улучшение. Данные результатов оценки эффективности приведены в расположенной ниже таблице.

Распределение по диагнозам Всего человек в т.ч. закончивших курс Отмечено улучшение (1 и 2 балла) в т.ч. среди закончивших курс Из них выраженное улучшение (2 балла) в т.ч. среди закончивших курс

чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % чел. %

Неврозоподобные расстройства, в т.ч.: органические 28 16,57 11 39,29 12 42,86 8 72,73 2 7,14 2 18,1 8

неврозоподобные нарушения 24 14,2 0 8 33,3 3 8 33,33 5 62,5 0 2 8,33 2 25,0 0

маскированные депрессии 4 2,37 3 75,0 0 4 100, 0 3 100, 0 0 0,00 0 0,00

Реакции на стресс 27 15,98 12 44,44 22** 81,48 10** 83,33 10 37,04 9** 75,00

Неврозы, в т.ч.: 93 55,03 51 54,84 59** 63,44 43** 84,31 35 37,63 34* 66,67

панические атаки 26 15,38 16 61,54 17 65,38 * * 5 93,75 14 53,85 * * 4 87,50

неврастения 29 17,16 8 27,59 18 62,07 8** 100, 0 7 24,14 6 75,00

фобический невроз 5 2,96 4 80,00 5* 100, 0 4 100, 0 4* 80,0 0 4 100, 0

истерический невроз 30 17,75 21 70,00 18 60,00 15* 71,43 9 30,00 9 42,86

ипохондрическое развитие 3 1,78 2 66,67 1 33,33 1 50,00 1 33,33 1 50,00

Расстройства личности, в т.ч.: истероидное 21 12,43 14 66,67 14 66,67 12** 85,71 7 33,33 7 50,00

личностное расстройство ананкастное 13 7,69 9 69,23 10* 76,92 8* 88,8 9 5 38,46 5 55,56

личностное расстройство 8 4,73 5 62,50 4 50,00 4* 80,00 2 25,00 2 40,00

Всего 169 6,67 88 64,26 107** 70,37 73** 79,29 54 31,58 * 5 49,37

Для данных, помеченных (*) р 0.05, (**) р < 0,01 при оценке критерия знаков О.

Из приведенной таблицы видно, что из всех категорий пациентов наиболее выраженный эффект наблюдался у людей, имевших диагноз реакций на стресс. Из 12 человек этой группы, полностью закончивших курс гипнотерапии (это были главным образом затяжные субдепрессивные состояния, вызванные стрессом, а также некоторое количество острых стрессовых реакций и ПТСР), у 75%

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006

Психология, педагогика

наблюдалось выраженное улучшение и частичное улучшение еще у 8,3%, а в общей сложности улучшение отмечалось у 83,3%. С учетом остальных, не сумевших закончить курс до конца, число участников, достигших выраженного улучшения, составляет лишь 37,04%, но при этом улучшения в целом отмечаются у 81,48%. Это ненамного отличается от процентного соотношения тех, кто прошел полный курс, что позволяет предполагать, что при прохождении полного курса наметившееся улучшение у большинства пациентов могло бы развиться полностью.

Из остальных категорий пациентов хочется отметить наибольшую эффективность у больных неврозами, причем в первую очередь неврозами с преобладанием тревожных состояний - панические расстройства, фобии, неврастения, и меньшую - при истерическом или ипохондрическом неврозе. В группе больных с неврозоподобной симптоматикой, обусловленной органическим поражением головного мозга или неглубоким эндогенным субдепрессивным состоянием, отмечалась отсутствующая или незначительная динамика в отношении полной редукции симптоматики при некотором частичном улучшении состояния. Это может свидетельствовать о слабых возможностях психологической коррекции с помощью гипноза более глубоких биологических нарушений деятельности головного мозга. Психологическая коррекция личностных расстройств по своей эффективности занимала промежуточное положение. Таким образом, можно сделать следующие выводы.

1. Использование предложенного варианта эриксонеанского гипноза является эффективным средством психологической коррекции послестрессовых нарушений, также как и невротических расстройств.

2. Эффективность его применения более выражена, если в структуре психического состояния отмечается выраженный компонент тревоги.

3. Если генез данного дезадаптивного состояния оказывается связан с органическими или эндогенными психическими процессами, использование психологической коррекции с помощью данного варианта эриксонеанского гипноза может оказать частичный положительный эффект, что позволяет рекомендовать ее как вспомогательное средство к медикаментозному лечению. Для психологической коррекции личностных расстройств, вероятно, требуется более продолжительное психокоррекционное воздействие.

Литература

1. Анохина И.П. Нейрохимическая характеристика специфических патологических синдромов, возникающих в условиях стрессовых состояний // Вести АМН СССР. 1975. №. 8. С. 34-43.

2. Гриндер Дж., Бендлер P. (Grinder G., Bendler R.). Трансформация I. М., 1995.

3. Губачев Ю.М., Иовлев Б.В., Карвасарский Б.Д., Разумов С.А., Старобровский Е.М. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии. М., 1976.

4. Нуллер Ю.Л., Михаленко И.Н. Аффективные психозы. Л., 1989.

5. Эриксон М. (Erickson M.). Стратегии психотерапии (избранные работы). М., 2000.

6. Brown P. The Hypnotic Brain: Hypnotherapy and Social communication. New Haven, 1991.

7. Kleirman N., Rossi E. The basic rest-activity cycle - 32 years later: An interview with Nathaniel Kleitman at 96. Interviewed by E. Rossi. / D. Lloyd & E. Rossi (Eds.), Ultradian Rhythms in Life Processes: A Fundamental Inquiry into Chronobiology and Psychobiology. N.-Y., 1992. Р. 303-306.

8. Rossi E. Hypnosis and ultradian cycles: A new state(s) theory of hypnosis?// The American Journal of Clinical Hypnosis. 1982. № 25 (1). Р 21-32.

1 Cih.: Анохина И.П. Нейрохимическая характеристика специфических патологических синдромов, возникающих в условиях стрессовых состояний // Вести АМН CCCP 1975. №. 8. C. 34-43; Губачев Ю.М., Иовлев Б.В., Карвасарский Б.Д., Paзyмов СА., Отаробровский Е.М. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии. М., 1976.

2 Cм.: Нуллер Ю.Л., Михаленко И.Н. Аффективные психозы. Л., 1989.

3 Cм.: Brown P. The Hypnotic Brain: Hypnotherapy and Social communication. New Haven, 1991.

4 Cм.: Rossi E. Hypnosis and ultradian cycles: A new state(s) theory of hypnosis?// The American Journal of Clinical Hypnosis. 1982. № 25 (1). P. 21-32.

5 Cм.: Kleitman N., Rossi E. The basic rest-activity cycle - 32 years later: An interview with Nathaniel Kleitman at 96. Interviewed by E. Rossi. / D. Lloyd & E. Rossi (Eds.), Ultradian Rhythms in Life Processes: A Fundamental Inquiry into Chronobiology and Psychobiology. N.-Y, 1992. P. 303-306.

6 Cм.: Эриксон М. (Erickson M.). ^ратегии психотерапии (избранные работы). М., 2000; Гриндер Дж., Бендлер P. (Grinder G., Bendler R.). Трансформация I. М., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.