Научная статья на тему 'Использование элементов театральной педагогики при работе с дезадаптированными подростками'

Использование элементов театральной педагогики при работе с дезадаптированными подростками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
674
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ДЕЗАДАПТИРОВАННЫЕ ПОДРОСТКИ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / THEATRICAL PEDAGOGICS / MALADJUSTABLE TEENAGERS / SOCIALLY-SIGNIFICANT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азбукина Е. Ю.

В данной статье освещаются вопросы взаимодействия с учащимися из профессионального училища. Подростки уже имеют негативный опыт взаимодействия с социумом и относятся к категории дезадаптированных. В работе подробно описывается опыт включения подростков в социально значимую деятельность через привлечение их к театральной и благотворительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF THEATRICAL PEDAGOGICS IN WORK WITH MALADJUSTABLE TEENAGERS

The article considers the problem of interaction with training college students who are considered to be maladjustable because of their negative social experience of communication. The article presents the detailed description of the experience of teenagers inclusion in socially-significant activity through their involvement in dramatic performance and charity.

Текст научной работы на тему «Использование элементов театральной педагогики при работе с дезадаптированными подростками»

УДК. 373.1

Е. Ю. Азбукина

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ПРИ РАБОТЕ С ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ПОДРОСТКАМИ

В данной статье освещаются вопросы взаимодействия с учащимися из профессионального училища. Подростки уже имеют негативный опыт взаимодействия с социумом и относятся к категории дезадаптированных. В работе подробно описывается опыт включения подростков в социально значимую деятельность через привлечение их к театральной и благотворительной деятельности.

Ключевые слова: театральная педагогика, дезадаптированные подростки, социально значимая деятельность.

В современный период, когда в стране происходят постоянные изменения в экономической, социальной и политической сферах, возникает особая необходимость подчинить учебно-воспитательный процесс развитию гуманистической направленности, учитывая, что не только подростки, но и взрослые люди испытывают постоянную растерянность перед растущей жестокостью и нарастанием в стране криминогенной обстановки. Анализ тревожного криминогенного состояния в обществе, вовлечения в этот процесс трудных подростков показал необходимость углубленной психолого-педа-гогической работы и формирования организационной структуры взаимодействия с такими учащимися, развития у них гуманистических взглядов и ценностных ориентаций, формирования мотивации и подготовленности к учебе, труду и жизнедеятельности в обществе.

С каждым годом растет число так называемых «трудных подростков», которые испытывают значительные трудности в социальной адаптации и нуждаются в помощи взрослых в этом процессе [1]. Социальная адаптация - это процесс активного приспособления личности к социальному окружению. Данное состояние определяется деятельностной активной природой личности, активность личности выступает как единство двух условий: усвоение правил среды; преобразование среды. Целью и результатом деятельности гуманистической воспитательной системы в нашем понимании является личность воспитанника, которая выступает в качестве субъекта обладания ценностями той среды, в которую мы его включаем. Для этого она должна быть организована соответствующим образом. Это обогащающая, оздоравливающая, объединяющая, подчиняющая, контролирующая, творческая среда. Воспитательная система опосредует путь развития индивида, ибо предлагает различные возможности в виде материальных, социальных и культурных ниш, создающих условия для развития личности, способной успешно адаптироваться в современной жизни.

Вследствие неблагоприятных социальных условий для развития детства, сложившихся в нашей

стране, за последнее время появилось большое количество детей с проблемами в развитии, отклонениями в психофизиологическом здоровье, нарушениями в поведении, которых исследователи определяют как «группу риска». Понятие «группа риска» тесно связано с понятием школьной дезадаптации, определяемой большинством авторов как состояние ребенка, когда он не усваивает учебную программу, не находит адекватных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками, что выражается чаще всего в поведенческих отклонениях [2].

В психолого-педагогической теории исследователи выделяют несколько классификаций детей группы риска. В типологии Г. Ф. Кумариной, доктора педагогических наук, дети распределяются на основе признаков дезадаптации на следующие группы:

I. Группа академического риска объединяет следующие проблемы развития детей:

- дети с дефицитом в развитии школьно значимых психофизиологических функций (дети с недостаточным уровнем развития пространственной ориентации и общим недостаточным уровнем развития); учащиеся с нарушениями координации в системе глаз-рука (недоразвитие мелкой моторики руки; недостаточная подвижность глазного анализатора, слабый уровнь развития тонкости и дифференцированности зрительного восприятия);

- дети с пониженной обучаемостью, вызванной слабой памятью, низкой работоспособностью, низким уровнем развития комбинаторных способностей;

- дети, педагогически запущенные, характеризующиеся ограниченным кругозором, пробелами в академических знаниях, умениях и навыках;

- дети, не желающие учиться, т. е. дети, психологически не настроенные на учение или по каким то причинам утратившие интерес к учению;

- дети, не умеющие учиться, что означает интеллектуальную пассивность, дефицит произвольного внимания, организованности, развития обще-

деятельностных умений (планирования - контроля), интеллектуально-перцептивных умений (умений воспринимать и логически перерабатывать информацию в соответствии с поставленной целью);

- дети со специфическими проблемами в развитии (леворукие дети, нуждающиеся в индивидуальном подходе в процессе обучения и воспитания);

- дети с замедленным темпом психической деятельности - медленно думающие, «тугодумы»; дети с доминирующим типом восприятия (визуальным, аудиальным, кинестетическим); заикающиеся дети; аутичные дети и др.

II. Группа социального риска определяет проблемы развития, вызванные, прежде всего, недостаточным (неправильным) воспитанием, сформировавшим недостатки характера ребенка:

- социально депривированные - дети, которые ограничены в социальных контактах, способствующих процессу социализации личности. Это — дети-сироты; дети-сироты при живых родителях; «лишние» в семье дети; дети лиц, не имеющих определенного места жительства; дети из асоциальных семей; дети, подвергающиеся различным видам насилия в семье (физическому, психическому, сексуальному);

- дети с недостатками характера (по В. П. Кащенко):

1) недостатки характера, преимущественно эмоционально обусловленные (неустойчивость, противоречивость; повышенная возбудимость аффектов; сильная острота симпатий и антипатий к людям; импульсивность поступков; иступленный гнев; пугливость и болезненные страхи (фобии));

2) недостатки характера, обусловленные преимущественно активно-волевыми моментами (болезненно выраженная активность; отсутствие определенной цели; безудержность; рассеянность; бесцельная ложь; бессмысленное воровство; издевательство над окружающими людьми; негативизм; замкнутость; бродяжничество).

III. Группа риска по здоровью. К ним автор предложенной типологии относит контингент учащихся с хроническими заболеваниями, длительно или часто болеющих, физически и психически ослабленных, нервных детей.

IV. Дети с комплексными проблемами, т. е. сочетающие несколько видов отклонений в развитии личности.

Каковы же причины столь массового явления дезадаптации? Анализу факторов, способных стать причинами школьной дезадаптации, посвящено большое количество работ. Н. П. Вайзман, В. В. За-рецкий (1998) в качестве основных выделяют следующие четыре группы факторов, приводящих к школьной дезадаптации: школьные (неготовность

к учебно-воспитательному воздействию); семейные (неблагоприятные материально-бытовые условия, неблагополучная семья, неверный стиль воспитания и т. д.); соматические (хронические и затяжные заболевания, отклонения развития, дефекты органов чувств); психические (широкий круг нервно-психических расстройств, преимущественно остаточных явлений раннего органического поражения ЦНС). При этом группу психических факторов они выделяют в качестве ведущей при формировании школьной дезадаптации.

Все эти группы детей мы можем наблюдать в учебно-профессиональном центре социальной адаптации города Томска, который находится в Советском районе. Территориально этот район считается неблагополучным в криминальном отношении. Одной из причин этого, на наш взгляд, является отсутствие детских досуговых центров, в которых дети и подростки могли бы с пользой проводить свое свободное время. Более 10 лет назад на базе профессионального училища № 19 по инициативе Управления начального профессионального образования по согласованию с Областной администрацией был открыт центр и экспериментальное отделение для дезадаптированных подростков в возрасте 14-18 лет. Обучающиеся I отделения на 98 % соответствуют показателям, соответствующим группам риска.

Психологические исследования поступающего контингента показывают, что практически все обучающиеся имеют отклонения в физическом развитии, деформации в эмоционально-волевой, личностной и поведенческой сферах. У них преобладают обидчивость, немотивированное упрямство, раздражительность, конфликтность, тревожность, сниженный фон настроения, склонность к агрессивным вспышкам и немотивированным поступкам, низкая контактность. Подростки убеждены в своей ненужности в обществе, невозможности добиться чего-то своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, добиться материального благополучия.

Среди ценностей у подростков «группы риска» на первом месте - счастливая семейная жизнь, на втором - материальное благополучие, на третьем -здоровье. В то же время эти ценности представляются подросткам недоступными в жизни. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт, являющийся одним из источников стресса. Дезадаптированные дети в школе оказываются в ситуации хронического неуспеха и низкой оценки со стороны взрослых, что провоцирует их покидать образовательные учреждения и поступать в наше профессиональное училище. Это приводит к несформированности у них познавательной потребности, недостаточной мотивации

развития, а несформированность навыков учебной деятельности - к боязни и избеганию учебной ситуации. В результате они часто усваивают роль неудачника, «плохого ученика», «неуча» и т. д., что является способом психологической защиты личности ребенка, позволяющей ему компенсировать свой неуспех.

Характерной особенностью «трудных» детей и подростков является полная несформированность общения в процессе учебной деятельности, что во многих случаях часто сопровождается страхом, за-жатостью и неадекватным реагированием: такие обучающиеся часто неспособны получать информацию в общении, адекватно использовать обратную связь, испытывают трудности при формулировании вопроса для получения дополнительной информации, не могут попросить о помощи и принять ее; они неспособны участвовать в совместной деятельности с другими детьми при выполнении учебной задачи.

Важнейшей особенностью детей и подростков, неуспешных в школе, является также несформиро-ванность у них ориентировочного компонента деятельности, что приводит их к неспособности адекватно анализировать ситуацию, прогнозировать ее возможное развитие, а также формировать модель потребностного будущего. Следствием является неадекватное реагирование подростков, особенно в ситуации хронического неуспеха, на стрессовые ситуации, усиление у них аутических тенденций или проявлений гиперактивности. Любая учебная ситуация для такого ученика является стрессовой, а недостаточность эмоционально-волевого регулирования приводит к тому, что ребенок не может принять и выполнить учебную задачу.

Для большинства дезадаптированных детей характерно недоразвитие речи, что исходно связано с несформированностью у них навыков общения, а также с недоразвитием отдельных структур головного мозга и периферических двигательных актов. В свою очередь, это затрудняет их адаптацию, так как такие подростки в учебной ситуации часто просто не понимают, о чем идет речь, не способны структурировать информацию, что приводит к тревожности и ограничивает их информированность о ситуации.

В целях создания положительного климата для успешной социальной адаптации детей и подростков в центре функционируют творческие объединения. Одним из таких объединений является кружок «Мягкая игрушка», который в течение трех лет превратился в кукольный театр под названием «Театр в чемодане» [3]. За короткий срок существования этот детский театр стал популярным не только среди обучающихся в профессиональном училище, но и среди образовательных учреждений микрорай-

она. Подростки, считающиеся хулиганами и имеющие зачастую большой негативный жизненный опыт, занимаясь социально полезной и личностно значимой деятельностью постепенно удовлетворяют свои жизненно необходимые потребности, в том числе и в положительных эмоциях, что способствует формированию чувства защищенности и базового доверия к окружающим людям.

Кукла представляет собой стимульную игрушку, вызывающую эмпатийные реакции подростка, что помогает формированию жизненной перспективы, крайне необходимой для данной категории. Одновременно с этим взаимодействие с куклами, проигрывание их ролей, слушание и исполнение музыкальных произведений выступают в качестве релаксирующих методов, способствующих коррекции ценностного отношения подростка к самому себе и всему окружающему [4].

Находясь постоянно в атмосфере взаимодействия, подростки учатся общаться со взрослыми и маленькими, понимать общественные нормы и правила и соответствовать им, понимать других и соотносить свои желания и потребности не только с мнением товарищей, но и с требованиями общества. «Кукольники» на практике ощущают и учатся как настоящие актеры пользоваться «инструментами», дарованными природой: телом, движениями, голосом, мимикой, жестами, интонацией и т. д.

В процессе театрализованной деятельности у ребят развиваются эстетические качества, расширяется кругозор, словарный запас, формируется социальный интеллект, что положительно сказывается на эмоциональном, психологическом и физическом состоянии. Уважение к личности подростка -основной принцип деятельности педагогического коллектива учебно-профессионального центра социальной адаптации.

Уникальность деятельности организации для города Томска заключается в создании образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальности и творческих способностей социально дезадаптированных подростков. Благодаря деятельности данного коллектива некоторые выпускники изменяют свои негативные жизненные установки и становятся социально полезными гражданами нашего общества. В процессе благотворительной деятельности участников театра формируются ценностные ориентации, основы здорового образа жизни, закладываются основы семейной жизни и взаимодействия в малой группе (чем они обделены в своих семьях); они получают возможность раскрыть заложенный в них творческий потенциал; учатся адекватно реагировать на жизненные трудности и находить пути выхода из таких ситуаций.

В настоящее время подростки, занимающиеся театральной деятельностью, способны помогать педагогам и активно работают по вовлечению остальных обучающихся в разнообразные формы досуговой деятельности. Дети под руководством мастеров производственного обучения занимаются изготовлением садово-огородного инвентаря и реализуют его по более низким ценам через свою торговую точку.

Привлечение детей к различной, новой для них социально полезной деятельности способствует расширению и разнообразию проявления подростковых увлечений. Более трех лет назад учащиеся проявили желание оказать благотворительную помощь детям своего микрорайона и стали посещать с концертными программами детский дом № 1 (коррекционный), детский сад № 39, санаторий «Надежда» (для детей с особыми образовательными проблемами). Следующим этапом стало проведение уроков труда «Умелые ручки» с детьми детского дома, детского сада, выступления в телеэфире и на конкурсах с мастер-классами. В настоящее время мы получаем заявки от различных учреждений и организаций с приглашением наших учащихся для организации полезного досуга и отдыха с детьми в каникулярное время (СОШ № 3, общественная организация «Незабудка», специальная (коррекционная) школа № 39).

Подростки, занимающиеся в театральном кружке более двух лет, начинают самостоятельно составлять сценарии мероприятий, руководят деятельностью вновь поступивших в театр, выступают с творческими инициативами по организации деятельности коллектива. Складывается традиция регулярно участвовать и организовывать концертные театральные выступления в детских домах, приютах, на открытых площадках, санаториях для детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Специфика контингента обучающихся I отделения требует от педагогических работников особых знаний, умений и навыков организации учебновоспитательного процесса. Для организации образовательной среды необходимо формирование ка-

чественно новой структуры отношений учащихся и педагогического коллектива. Недостаточная профессиональная подготовка отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии коллектива (как педагогического, так и ученического), усугубляет дезадаптацию обучающихся, блокирует творческий и профессиональный рост работников, способствует быстрой и нежелательной сменяемости кадров.

Одной из важных особенностей нашего учебного заведения является совместное обучение контингента I и II отделений, что позволяет обучающимся постепенно включаться в социальную, образовательную среду и способствует формированию адекватных взаимоотношений. Дезадаптированные подростки чувствуют себя полноправными членами ученического коллектива, учатся устанавливать целесообразные взаимоотношения в коллективе, приобщаются к миру профессий (при активном участии более старших обучающихся). Благодаря такому сотрудничеству мы создаем условия для самореализации каждого обучающегося для изменения его жизненных установок (не под давлением взрослого, а на примере таких же подростков), раскрытия его творческих задатков и способностей, коррекции негативных проявлений характера и личности [5].

Незнание духовного мира несовершеннолетнего, его психологии снижает возможность воспитательного воздействия, приводит к ошибкам. Именно в подростковом и юношеском возрасте складываются в виде системы более или менее устойчивые представления об окружающем мире, общественных требованиях, выраженных в правовых и моральных нормах. Молодой человек, освоивший эти нормы, становится последовательным в выборе положительных целей и планов, сознательно противопоставляя свои поступки, свой образ мыслей и усвоенную систему ценностей чуждым обществу представлениям, взглядам и действиям, он сможет лучше разобраться в сложных жизненных ситуациях, увидеть общественную значимость своих поступков и никогда не преступать рамок, установленных общественными нормами.

Список литературы

1. Аверьянов А. И. Психолого-педагогические условия организации социального взаимодействия в театральном общении подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1994. 17 с.

2. Беличева С. А. Проблемы психологического обеспечения системы компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2000. № 2. С. 69-74.

3. Колчеев Ю., Колчеева Н. Игровая театральная педагогика // Воспитание школьников. 2000. № 5. С. 29-36.

4. Театр, где играют дети. Под ред. А. Б. Никитиной. Учебно-методическое пособие. М.: Владос, 2001. 286 с.

5. Филонов Л. Б. Техника установления контакта с дезадаптированными подростками в процессе их реабилитации // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 112-127.

Азбукина Е. Ю., кандидат педагогических наук, доцент.

Сибирский государственный медицинский университет.

Московский тракт, 2, г. Томск, Томская область, Россия, 634050.

E-mail: azbelena@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 10.12.2009.

E. Yu. Azbukina

THE USE OF THEATRICAL PEDAGOGICS IN WORK WITH MALADJUSTABLE TEENAGERS

The article considers the problem of interaction with training college students who are considered to be maladjustable because of their negative social experience of communication. The article presents the detailed description of the experience of teenagers inclusion in socially-significant activity through their involvement in dramatic performance and charity.

Key words: theatrical pedagogics, maladjustable teenagers, socially-significant activity.

Siberian State Medical University.

Moskovskiy trakt, 2, Tomsk, Tomsk oblast, Russia, 634050.

E-mail: azbelena@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.