Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТАКСОНОМИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ БАКАЛАВРОВ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТАКСОНОМИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ БАКАЛАВРОВ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранный язык / таксономия / продуктивные навыки / студенты вуза / иноязычная подготовка / foreign language / taxonomy / productive skills / university students / foreign language training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.Н. Дробышева, Е.П. Звягинцева

В статье рассматриваются некоторые аспекты использования элементов таксономии Блума в ходе иноязычной профессионально ориентированной подготовки бакалавров неязыкового вуза. Предлагаются практические рекомендации по оформлению заметок/конспектов, которые могут быть полезны не только в ходе освоения студентами дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере», но и в процессе изучения других предметов образовательного цикла вуза, а также в последующей профессиональной деятельности. Анализ ФГОС начального, среднего, общего образования показывает, что метапредметные навыки должны быть сформированы у абитуриентов, но практика показывает, что ими владеет незначительное количество первокурсников. Делается вывод о целесообразности развития данных навыков на занятиях по иностранному языку с целью активизации продуктивных форм работы (в частности письменной речи).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.Н. Дробышева, Е.П. Звягинцева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF TAXONOMY ELEMENTS IN TRAINING THE LANGUAGE OF THE SPECIALTY WITH BACHELORS AT A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

The article discusses some aspects of using elements encompassed Bloom’s taxonomy, while training the course of professionally oriented foreign language with bachelors at a non-linguistic university. Practical recommendations on the design of notes / summaries are offered and they can be useful not only during the development of the major “Foreign language in the professional sphere” by students, but also during the study of other subjects included in the educational cycle of university, as well as in subsequent professional activities after graduation. The analysis of the Federal State Educational Standard of primary, secondary, and general education shows that meta-subject skills should be formed among applicants for a study, but practice shows that these skills are owned by a small number of first-year students. The conclusion is made about the expediency of developing such skills in foreign language classes to activate productive forms of work (particular, in writing).

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТАКСОНОМИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ БАКАЛАВРОВ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

5. Азарова Ю.А. «Event-технологии» и «Событийность» - проблемы инновационного развития. ТРУДЫСПБГИК. 2012: 91 - 101. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ event-tehnologii-i-sobytiynost-problemy-innovatsionnogo-razvitiya

References

1. Hmel'nickaya N.I. Tehnologiya razvitiya organizacionnoj kul'tury na diagnosticheskoj osnove. VestnikChelyabinskogogosudarstvennogo universiteta. 2014; Vypusk 9, № 2 (331): 103 - 108.

2. Kapitonov 'E.A., Zinchenko G.P. Korporativnaya kul'tura: teoriya iprakiika. Moskva: Al'fa-Press, 2005.

3. Vagapova N.A., Zajceva E.A. Korporativnaya kul'tura kak faktor, vliyayuschij na uspeh deyatel'nosti organizacii. VestnikKG'EU. 2010; № 3. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/korporativnaya-kultura-kak-faktor-vliyayuschiy-na-uspeh-deyatelnosti-organizatsii

4. Kodeks 'etiki. Available at: http://www.rcpodsolnuh.ru/deyatelnost/kodeks-etiki

5. Azarova Yu.A. «Event-tehnologii» i «Sobytijnost'» - problemy innovacionnogo razvitiya. TRUDY SPBGIK. 2012: 91 - 101. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/event-tehnologii-i-sobytiynost-problemy-innovatsionnogo-razvitiya

Статья поступила в редакцию 18.01.22

УДК 37.026.4

Drobysheva N.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Financial University under the Government of the RF (Moscow, Russia),

E-mail: NNDrobysheva@fa.ru

Zvyagintseva E.P., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Financial University under the Government of the RF (Moscow, Russia),

E-mail: EZvyagintceva@fa.ru

THE USE OF TAXONOMY ELEMENTS IN TRAINING THE LANGUAGE OF THE SPECIALTY WITH BACHELORS AT A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY.

The article discusses some aspects of using elements encompassed Bloom's taxonomy, while training the course of professionally oriented foreign language with bachelors at a non-linguistic university. Practical recommendations on the design of notes / summaries are offered and they can be useful not only during the development of the major "Foreign language in the professional sphere" by students, but also during the study of other subjects included in the educational cycle of university, as well as in subsequent professional activities after graduation. The analysis of the Federal State Educational Standard of primary, secondary, and general education shows that meta-subject skills should be formed among applicants for a study, but practice shows that these skills are owned by a small number of first-year students. The conclusion is made about the expediency of developing such skills in foreign language classes to activate productive forms of work (particular, in writing).

Key words: foreign language, taxonomy, productive skills, university students, foreign language training.

Н.Н. Дробышева, канд. филол. наук, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета

при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: NNDrobysheva@fa.ru

Е.П. Звягинцева, канд. пед. наук, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета

при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: EZvyagintceva@fa.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТАКСОНОМИИ

ПРИ ОБУЧЕНИИ БАКАЛАВРОВ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

В статье рассматриваются некоторые аспекты использования элементов таксономии Блума в ходе иноязычной профессионально ориентированной подготовки бакалавров неязыкового вуза. Предлагаются практические рекомендации по оформлению заметок/конспектов, которые могут быть полезны не только в ходе освоения студентами дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере», но и в процессе изучения других предметов образовательного цикла вуза, а также в последующей профессиональной деятельности. Анализ ФГОС начального, среднего, общего образования показывает, что метапредметные навыки должны быть сформированы у абитуриентов, но практика показывает, что ими владеет незначительное количество первокурсников. Делается вывод о целесообразности развития данных навыков на занятиях по иностранному языку с целью активизации продуктивных форм работы (в частности письменной речи).

Ключевые слова: иностранный язык, таксономия, продуктивные навыки, студенты вуза, иноязычная подготовка.

Актуальность предлагаемой к рассмотрению темы обусловлена тем, что в условиях гибридных форм обучения в период пандемийной нестабильности у обучаемых снижается уровень подготовки, академическое мошенничество в студенческой среде встречается сплошь и рядом, развитие «гибких» навыков отходит на второй план. У многих выпускников высшей школы иногда именно данные надпрофессиональные навыки (эмоциональный и социальный интеллект, коммуникативные навыки, развитые черты характера, критическое мышление и т.д.) будут востребованы в первую очередь, когда они начнут свою профессиональную деятельность в той или иной области экономики страны. На современном этапе обучения педагоги неязыковых вузов должны четко понимать, как учить бакалавров разных специальностей в ходе изучения дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере», при этом использование основ таксономии способно стать фасилитатором на этом пути передачи знаний от одних участников образовательного процесса другим и обеспечить (по возможности) качественное усвоение полученных знаний в области будущей профессиональной деятельности [1-10].

Цель данной статьи - определить наиболее востребованные приемы и техники систематизации знаний в области иноязычной подготовки при обучении языку специальности в бакалавриате. Рекомендации предложены на основе многолетней практики авторов, доцентов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, но могут быть значительно расширены преподавателями других дисциплин.

Основные задачи статьи можно определить следующим образом:

- выделить в рамках таксономии Блума наиболее значимые виды ментальной деятельности в ходе учебного взаимодействия;

- предложить варианты развития высших мыслительных умений и навыков (High Order Thinking Skills) при обучении бакалавров;

- дать рекомендации по применению данной технологии на занятиях по иностранному языку.

Основные методы исследования при подготовке данного материала включали в себя анализ научной и методической литературы, изучение опыта коллег в области методики преподавания иностранного языка, синтез заданий, которые смогут помочь студентам в ходе получения знаний в области выбранной специальности на иностранном языке и которые будут наиболее востребованы на практических занятиях (семинарах) по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сфере».

Изучение неродного языка может оставаться стрессом для многих людей и длиться всю жизнь, сводя на нет попытки выучить его на уровне, достаточном не только для общения на бытовые темы, но для использования в профессиональной деятельности. Многих студентов пугает не общение на иностранном языке, а страх ошибки, за которую наказывали в школе, большие пробелы, которые, по их мнению, невозможно восстановить, неумение работать со связным текстом (непонимание роли контекста), незнание функций грамматических форм (или отдельных конструкций), недостаточно развитые навыки при работе с продуктивными видами заданий, к которым относится говорение и письмо. В этой связи метапредметные умения могут прийти на помощь участникам образовательного процесса. К ним относятся:

- поиск способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, синтеза, организации, передачи и интерпретации информации;

- умение готовить свое выступление с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

- осознанное построение речевых высказываний в соответствии с коммуникативными задачами;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, т.е. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов.

Все эти метапредметные навыки должны быть в активном запасе у выпускников российских школ, т.к. они прописаны в трех ФГОС (начального, среднего, общего образования). На практике дело обстоит совсем иначе, и у вчерашних выпускников школ нужно формировать по меньшей мере половину из перечисленных навыков. Особенно значимы в высшей школе будут навыки, включенные в пирамиду педагога и психолога Бенджамина Блума еще в 1956 г: знания, понимание, применение, анализ, синтез, оценка [6]. Многие педагоги успешно пользуются данным методическим инструментом [1] и описывают не только его положительные, но и отрицательные характеристики.

При обучении иностранному языку будущей специальности многим педагогам приходится не только использовать набор имеющихся техник и диверсифицировать задания продуктивного характера, но и создавать новые [7]. Самым главным критерием при подготовке таких видов заданий будет креативность и целесообразность их применения на занятиях и в ходе самостоятельной работы студентов [4]. Например, задания на развитие критического мышления могут включать обращение к воображению студентов («Напишите как можно больше последствий при выборе той или иной стратегии управления»), использование креативности («Выделите общие характеристики описываемых в тексте событий, представьте текст в виде скетча»), умения обходиться минимальным набором выразительных средств («Представьте прочитанный текст в виде 5 значимых слов любой части речи, послушайте версию своего речевого партнера, который не читал его; найдите общее и разное в оригинале и производном формате»), обращением к логике («Закончите текст, исходя из полученной информации») или к метапредметным навыкам («Для каждого предложения найдите факт, связанный с ним, но не имеющий ничего общего с другими утверждениями из текста»). Использование понятных (близких студентам) форм самовыражения в интернет-сообществе также может внести новую струю в старые упражнения. Например, многие студенты с радостью делают такие задания: «Представьте, что вас попросили снять тик-ток для школьников или разместить выступление на платформе TED talk в течение 1 минуты, снимите ролик по теме прочитанного текста и покажите его на занятии». Развитие навыков поиска информации из надежных аутентичных источников и ее интерпретация, мышления по аналогии, синтеза собственной информации нужны современным студентам как никогда ранее, особенно в период вынужденного заточения (когда группа уходит на карантин или весь вуз переходит на онлайн-обучение из-за растущего числа заболеваний в условиях пандемии). При этом развитие таких «мягких» навыков, как самоконтроль, контроль высказываний (устных и письменных) своих одногруппников, мониторинг самого себя тоже нужно воспитывать и развивать [9].

Отдельного внимания заслуживает развитие у студентов навыков грамотного ведения заметок, т.к. бОльшая часть современных бакалавров не умеет этого делать. Объемы информации стремительно растут, данное умение пригодится обучаемым не только при изучении иностранного языка, но и в процессе освоения других предметов образовательного цикла. Самое продуктивное умение в этой связи - создание «карт памяти» (Mind maps/ Mapping Method). Первый раз данное задание можно и нужно сделать вместе со студентами. На доске (экране) записывается основная тема, изучаемая на практическом занятии, далее выделяются подтемы (слева или справа), расширяемые мыслями, фразами, значимыми фактами. Объединяя между собой эту информацию, мы учим студентов анализировать и логически мыслить. Времени на создание таких ментальных карт уходит меньше, чем на ведение привычного конспекта, а возможность пользоваться ими при подготовке к зачету или экзамену (как готовой шпаргалкой) является дополнительным мотиватором для студентов. Кроме того, вписывая словосочетания в подтемы, обучаемые вовлекают дополнительные каналы восприятия и улучшают лексическую наполняемость по теме занятия.

Если лекция или учебный материал представлены в уже структурированном виде, хорошо помогает метод выделения (Outline method). Преподаватель

предлагает загрузить готовый, созданный им лекционный материал в программу Kami.app на гаджетах студентов и подчеркивать (выделять) основные идеи, следя за логикой повествования. У данного метода есть масса преимуществ: студенты не только внимательно слушают, но и видят материал (минимум два канала восприятия уже включены), выделенные (значимые для слушателей) идеи потом легче найти и повторить перед аттестацией. Кроме того, в Kami.app есть возможность делать собственные пометки, записывая напротив нужной строки возникающие мысли, подтверждающие факты, размышления на будущее с целью расширения горизонтов познания.

Если доступ к гаджетам есть не у всех студентов в силу каких-то причин, то для отработки продуктивных навыков хорошо помогает метод Корнелла (Cornell Method). Страница делится на две части в соотношении 30:70, и в большой колонке ведется запись ключевых мыслей или информации по теме, а в маленькой - комментарии и вопросы. Этот метод помогает не только развивать навыки скорописи на иностранном языке, но и анализировать содержание лекций, тематических разделов, выделять новизну У данного формата письменной работы, к сожалению, есть одно ограничение: если уровень иноязычной подготовки студента низкий, то он не сможет быстро и качественно (без ошибок) записывать информацию, предлагаемую преподавателем в устном виде.

Еще одна техника при активизации продуктивных навыков зарекомендовала себя с хорошей стороны - обработка информации в табличной форме (Charting method). Особенно активно этим методом пользуются будущие экономисты при анализе массива цифр и обработки данных. Сравнивая между собой несколько аспектов или подходов к решению проблемы, они располагают представленную в кейсе информацию в несколько колонок, где каждая - это отдельная категория. Данный метод подходит даже слабым студентам, он требует только времени, усидчивости, логических и аналитических способностей.

Анализ трудов современных ученых в области педагогики, психологии, методики преподавания иностранного языка [2; 8; 10], а также собственный опыт авторов при подготовке бакалавров экономических специальностей позволяет сделать вывод о том, что именно элементы конспектирования учебного материала с применением таксономии Блума способны помочь студентам в более прочном и долговременном усвоении знаний. Некоторые рекомендации помогут студентам лучше справляться с заданиями продуктивного характера, учиться писать отчеты по темам, выражать мысли в эссе:

1. Использование при создании своего конспекта только незначительного количества устойчивых словосочетаний (chunks), которые являются действительно новыми, остальную информацию важно уметь перефразировать, т.к. скопированный текст хуже запоминается.

2. Работа по созданию конспектов в рамках изучаемой дисциплины должна быть планомерной и отработанной до автоматизма, это облегчает подготовку к экзамену. Для этого описанные методы и техники стоит применять в любых приемлемых условиях, даже в обычной жизни.

3. Писать конспекты лучше от руки, а не печатать на компьютере. Это включает моторную память, которая является еще одним каналом восприятия информации и зарекомендовала себя с лучшей стороны.

4. Использование разноцветных маркеров, ручек, фломастеров дает не только разнообразие и положительное подкрепление, но и помогает увидеть структуру готовой работы, сконцентрироваться на главном.

5. Прослушивание музыки при выполнении письменных работ креативного характера (к ним относится и создание конспектов) способствует не только снижению стресса, но и лучшему запоминанию.

Лингводидактика включает в себя все больше элементов медиалингви-стики, и все активнее применяют ее отдельные конструкты в методике преподавания дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере». Преподаватели не только могут, но и должны включать медиалингвистику в канву практического занятия, поскольку именно аутентичные материалы наиболее востребованы в ходе иноязычной подготовки и позволяют обучать студентов «грамотному использованию интернет-источников, дополненной реальности, образовательных экосистем, способствуют формированию гибкого мышления и развитию когнитивных навыков в целом» [3]. Иногда работа не с готовым текстом, а поиск информации собственными средствами из прессы или Интернета и подготовка краткого анализа в виде блок-схем, ментальных карт позволяет развивать продуктивные навыки и расширять познавательную деятельность студента.

Делая вывод о возможностях использования элементов таксономии Блу-ма в рамках освоения дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере», следует отметить, что при обучении иностранному языку все средства хороши, а зарекомендовавшие себя приемы хороши вдвойне. При подготовке к профессиональному экзамену для педагогов ТКТ (Teaching Knowledge Test) преподаватели, которые являются носителями языка, обращают на это особое внимание и подчеркивают значимость использования таксономии. Навыки высших мыслительных процессов будут способствовать адаптации выпускников вуза на рабочем месте, помогут обрабатывать массивы информации, делать аналитические записки, писать отчеты, пригодятся при подготовке к международным экзаменам (BEC, Academic IELTS и др.).

Научная новизна статьи определяется выявлением дополнительных возможностей развития у студентов высших мыслительных процессов в ходе обуче-

ния иностранному языку, например, через грамотное и разнообразное развитие продуктивных навыков, к которым относится письменная речь. К сожалению, в настоящее время незначительная часть педагогов высшей школы может и готова уделять достаточное внимание данному аспекту в ходе иноязычной подготовки. Теоретическая значимость статьи отражается в расширении знаний о формах

Библиографический список

ведения записей и видах оформления конспектов изучаемого материала в ходе иноязычной подготовки бакалавров в неязыковых вузах. Практическая значимость представлена через обучение студентов навыкам работы с аналитической и синтезированной формами заданий на основе таксономии Блума, которые будут востребованы у выпускников высшего учебного заведения.

1. Грицкова Н.В. Таксономия Блума и её роль в формировании навыков академического письма и чтения на занятиях по иностранному языку. Вестник Донецкого национального университета. Серия Б: Гуманитарные науки. 2018; № 3: 101 - 107.

2. Козина О.В., Меркулова Е.Н. Таксономия Блума в формировании иноязычной коммуникативной компетенции у студентов вуза. Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2020; № 4 (45): 24 - 28.

3. Манахова Е.Б. Разноплановые культурные аспекты в процессе профессионально ориентированного иноязычного обучения бакалавров неязыкового вуза. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 6 (91): 306 - 309.

4. Марченко Т.П. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся как важная предпосылка дальнейшего самообразования. Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2014; № 6: 60 - 63.

5. Симакова Н.А., Смирнова Т.П. Развитие навыков академического письма на английском языке на завершающем этапе обучения иностранному языку в неязыковых университетах. Современные гуманитарные исследования. 2019; № 2 (87): 75 - 80.

6. Таксономия: что это такое, примеры и принципы. Available at: https://4brain.ru/blog/taksonomija-chto-eto-takoe-primery-i-principy/

7. Танцура Т. А. Особенности обучения письму на иностранном языке студентов неязыковых специальностей. Достижения вузовской науки. 2016; № 23: 65 - 70.

8. Чернявская Н.Э., Коренева Е.Н., Киреева Н.В. Методические аспекты обучения иностранному языку по теории Бенджамина Блума. История и педагогика естествознания. 2020; № 2: 9 - 10.

9. Чувилина О.В. Самоконтроль и самооценка как основные умения «автономного обучающегося» при обучении иностранному языку. Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2013; № 35: 198 - 200.

10. Шукурова И.В., Чеснокова Н.Е. Развитие критического мышления студентов неязыковых направлений подготовки на основе учебных иноязычных текстов. Научно-педагогическое обозрение. 2021; № 2 (36): 124 - 134.

References

1. Grickova N.V. Taksonomiya Bluma i ee rol' v formirovanii navykov akademicheskogo pis'ma i chteniya na zanyatiyah po inostrannomu yazyku. VestnikDoneckogo nacional'nogo universiteta. Seriya B: Gumanitarnye nauki. 2018; № 3: 101 - 107.

2. Kozina O.V., Merkulova E.N. Taksonomiya Bluma v formirovanii inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii u studentov vuza. Vestnik Altajskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2020; № 4 (45): 24 - 28.

3. Manahova E.B. Raznoplanovye kul'turnye aspekty v processe professional'no orientirovannogo inoyazychnogo obucheniya bakalavrov neyazykovogo vuza. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 6 (91): 306 - 309.

4. Marchenko T.P. Samostoyatel'naya poznavatel'naya deyatel'nosf uchaschihsya kak vazhnaya predposylka dal'nejshego samoobrazovaniya. Nauka 21 veka: voprosy, gipotezy, otvety. 2014; № 6: 60 - 63.

5. Simakova N.A., Smirnova T.P. Razvitie navykov akademicheskogo pis'ma na anglijskom yazyke na zavershayuschem 'etape obucheniya inostrannomu yazyku v neyazykovyh universitetah. Sovremennye gumanitarnye issledovaniya. 2019; № 2 (87): 75 - 80.

6. Taksonomiya: chto 'eta takoe, primery iprincipy. Available at: https://4brain.ru/blog/taksonomija-chto-eto-takoe-primery-i-principy/

7. Tancura T.A. Osobennosti obucheniya pis'mu na inostrannom yazyke studentov neyazykovyh special'nostej. Dostizheniya vuzovskoj nauki. 2016; № 23: 65 - 70.

8. Chernyavskaya N.'E., Koreneva E.N., Kireeva N.V. Metodicheskie aspekty obucheniya inostrannomu yazyku po teorii Bendzhamina Bluma. Istoriya ipedagogika estestvoznaniya. 2020; № 2: 9 - 10.

9. Chuvilina O.V. Samokontrol' i samoocenka kak osnovnye umeniya "avtonomnogo obuchayuschegosya" pri obuchenii inostrannomu yazyku. Vestnik Volzhskoj gosudarstvennoj akademii vodnogo transporta. 2013; № 35: 198 - 200.

10. Shukurova I.V., Chesnokova N.E. Razvitie kriticheskogo myshleniya studentov neyazykovyh napravlenij podgotovki na osnove uchebnyh inoyazychnyh tekstov. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. 2021; № 2 (36): 124 - 134.

Статья поступила в редакцию 15.01.22

УДК 378.147

Kochergin M.I., junior lieutenant, Internal Service of the Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the city of Stavropol (Stavropol, Russia),

E-mail: cochergin.m@mail.ru

EXPERIENCE IN ORGANIZING ACTIVITIES OF STUDENTS' PUBLIC ASSOCIATIONS IN RUSSIAN UNIVERSITIES. The article reveals the experience of organizing activities of students' public associations in Russian universities. Student associations are considered as a form of self-government, which allows the younger generation to actively participate in the life of the university, as well as to use the possibilities of managerial activity for self-development and self-realization. The goals and objectives of the activities of student associations are considered. The use of experience of the development of students' public associations in higher educational institutions of Russia will have a positive impact on the formation of this activity in individual universities of the country, which will be the key to the success in forming knowledge and skills necessary for the training of highly qualified, competitive specialists. The author of the article concludes that it is necessary to improve activities in public associations in universities, regions and the country as a whole.

Key words: student public associations, youth, self-government, activity, organization, potential, training, education.

М.И. Кочергин, мл. лейтенант внутренней службы Управления Министерства внутренних дел России по городу Ставрополю, г. Ставрополь,

E-mail: cochergin.m@mail.ru

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РОССИИСКИХ ВУЗАХ

В статье раскрыт опыт организации деятельности студенческих общественных объединений в вузах России. Студенческие объединения рассматриваются как форма самоуправления, которая позволяет молодому поколению активно участвовать в жизни вуза, а также применять возможности управленческой деятельности для саморазвития и самореализации. Рассматриваются цели и задачи деятельности студенческих объединений. Использование опыта развития студенческих общественных объединений в высших учебных заведениях России окажет положительное воздействие на формирование данной деятельности в отдельных вузах страны, что и будет являться залогом успеха формирования знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов. Автор статьи сделал вывод о необходимости совершенствования деятельности студенческих общественных объединений в вузе, регионе и страны в целом.

Ключевые слова: студенческие общественные объединения, молодежь, самоуправление, деятельность, организация, потенциал, обучение, воспитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.