Научная статья на тему 'Использование элементов художественной гимнастики на занятиях по физической культуре для студентов вуза'

Использование элементов художественной гимнастики на занятиях по физической культуре для студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАЖНЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ / ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА / КОРРЕКЦИЯ ОСАНКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование элементов художественной гимнастики на занятиях по физической культуре для студентов вуза»

ФИЗИОЛОГИЯ СПОРТА

References

1. Aliev, E.G. Futsal: textbook for university students in the area of "Physical culture" and the speciality "Physical culture and sport" / E.G. Aliev, S.N. Andreev, V.P. Guba. - Moscow: Sovetsky sport, 2012. - 549 P. (In Russian)

2. Guba, V.P. Integral training of football players / V.P. Guba, A.V. Leksakov, A.V. Antipov. - Moscow: Sovetsky sport, 2010. - 208 P. (In Russian)

3. Guba, V.P. The basics of sports training: methods of assessment and forecasting (morphobiomechanical approach) / V.P. Guba. -Moscow: Sovetsky sport, 2012. - 384 P. (In Russian)

4. Guba, V.P. Integral basics of sports training (methods of assessment and forecasting) / V.P. Guba // LAP LAMBEDT, Academic Publishing. - 2012. - 360 P. (In Russian)

5. Zelenin, K.N. Nitric oxide (II): new capabilities of the well known molecule / K.N. Zelenin // Sorosovskiy obrazovatel'ny zhurnal. -1997. - № 10. - P.105-110, 852-857. (In Russian)

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

6. Tsyplenkova, S.E. Exhaled nitric oxide: diagnostic capabilities of pediatric pulmonology: / S.E. Tsyplenkova, Yu.L. Mizernitsky // Tikhookeanskiy meditsinskiy zhurnal. - 2006. - № 4. - P. 149-150. (In Russian)

7. Leone, A, Gustafsson, L, Francis, P., Persson, M., Wiklund, N, Moncada, S. Nitric oxide is present in exhaled breath in humans: direct GC-MS confirmation. // Biochem Biophys Res Commun 1994; 201: 883-887.

8. Alving, K., Weitzberg, E, Lundberg, J. Increased amount of nitric oxide in exhaled air of asthmatics. //Eur Respir J 1993; 6:13681370.

9. Barnes, P., Kharitonov, S. Exhaled nitric oxide: a new lung function test. //Thorax, 1996; 51: 233-237.

Информация для связи с автором:

reasm2008@mail.ru

Поступила в редакцию 23.05.2013 г.

УДК: 796.412.2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Кандидат педагогических наук А.Ю. Зубкова

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва

Ключевые слова: упражнения художественной гимнастики; оздоровление и профилактика; коррекция осан-

Использование специфических для художественной гимнастики упражнений в процессе физического воспитания студентов позволяет совершенствовать их вестибулярный аппарат, а также решать ряд задач, связанных с коррекцией осанки и опорно-двигательного аппарата в целом, укреплять мышцы спины, живота, ног и рук, достигая их нормального тонуса. Наряду с привычным для студентов комплексом общеразвивающих упражнений они дают студентам возможность научиться контролировать работу мышц, приобрести умение расслаблять отдельные группы мышц, способствуют коррекции осанки, позволяя научиться тонко чувствовать положение тела и соблюдать равновесие в статике и динамике.

Цель исследования - разработать и научно обосновать методику использования упражнений с элементами художественной гимнастики в процессе организации занятий по физическому воспитанию в условиях вуза.

Методика исследования. При организации занятий следует обратить особое внимание на симметричность частей тела, выполнение всех упражнений с сохранением правильного исходного положения, что создает предпосылки для формирования умения поддерживать равновесие, сохраняя правильную осанку. Использование таких элементов свободной пластики, как волны и взмахи, отражающих специфику художественной гимнастики, позволяет добиться необычайной свободы и лёгкости движений, помогая корректировать осанку и свободнее удерживать равновесие. Упражнения на растягивание улучшают подвижность в тазобедренных и плечевых суставах, эластичность и работу мышечно-связочного аппарата, позволяя совершенствовать работу не только опорно-двигательного, но и вестибулярного аппарата. Такие специфические упражнения, как равновесия и повороты, применяемые в адаптированном виде, направлены на удержание равновесия в статике и динамике и совершенствуют работу вестибулярного аппарата в целом. Специфические упражнения со скакалкой, так же как с

обручем, мячом, как перекаты, вращения, переброски и многие другие, не только увеличивают силу кистей рук и совершенствуют тонкую моторику, придавая движениям точность, но и улучшают настроение и повышают мотивацию к занятиям по физической культуре.

Результаты исследования. Полученные нами данные при работе со студентами вуза подтверждают эффективность комплексного использования упражнений художественной гимнастики на занятиях по физической культуре:

• у 70% студентов улучшились функциональные показатели опорно-двигательного аппарата («Наклон вперёд из и.п. стоя на скамейке», «Наклоны вправо и влево», «Удержание туловища из положения лёжа на скамейке»);

• произошло постепенное улучшение среднего показателя силовой выносливости - «Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа»: у студентов (девушки) средний показатель по группе постепенно вырос с 1,8 до 9,1 раза (разница между показателями составила 7,3 раза) при нормативах: 10 раз - «отлично», 6 раз - «хорошо», 2 раза - «удовлетворительно»;

• улучшился также средний по группе показатель силы кистей у студентов (девушки): с 25 («удовлетворительно») до 35 кгс («отлично»);

• у 80% студентов, имевших незначительные отклонения, осанка улучшилась и стала нормальной. Вывод. Специфические для художественной гимнастки упражнения, применяемые в адаптированном виде в комплексе с общеразвивающими упражнениями на занятиях по физической культуре для студентов вуза, позволяют улучшить такие качества, как гибкость, силовая выносливость и сила; помогают корректировать осанку, совершенствовать тонкую моторику, функцию равновесия и работу вестибулярного аппарата в целом; улучшают ловкость и координацию, точность движений; способствуют улучшению настроения и повышению мотивации к занятиям по физической культуре.

Информация для связи с автором:

anna.zubkova.18@mail.ru

Поступила в редакцию 13.07.2013 г.

24

№ 10 • 2013 Отябрь | October

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.