ФИЗИОЛОГИЯ СПОРТА
References
1. Aliev, E.G. Futsal: textbook for university students in the area of "Physical culture" and the speciality "Physical culture and sport" / E.G. Aliev, S.N. Andreev, V.P. Guba. - Moscow: Sovetsky sport, 2012. - 549 P. (In Russian)
2. Guba, V.P. Integral training of football players / V.P. Guba, A.V. Leksakov, A.V. Antipov. - Moscow: Sovetsky sport, 2010. - 208 P. (In Russian)
3. Guba, V.P. The basics of sports training: methods of assessment and forecasting (morphobiomechanical approach) / V.P. Guba. -Moscow: Sovetsky sport, 2012. - 384 P. (In Russian)
4. Guba, V.P. Integral basics of sports training (methods of assessment and forecasting) / V.P. Guba // LAP LAMBEDT, Academic Publishing. - 2012. - 360 P. (In Russian)
5. Zelenin, K.N. Nitric oxide (II): new capabilities of the well known molecule / K.N. Zelenin // Sorosovskiy obrazovatel'ny zhurnal. -1997. - № 10. - P.105-110, 852-857. (In Russian)
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
6. Tsyplenkova, S.E. Exhaled nitric oxide: diagnostic capabilities of pediatric pulmonology: / S.E. Tsyplenkova, Yu.L. Mizernitsky // Tikhookeanskiy meditsinskiy zhurnal. - 2006. - № 4. - P. 149-150. (In Russian)
7. Leone, A, Gustafsson, L, Francis, P., Persson, M., Wiklund, N, Moncada, S. Nitric oxide is present in exhaled breath in humans: direct GC-MS confirmation. // Biochem Biophys Res Commun 1994; 201: 883-887.
8. Alving, K., Weitzberg, E, Lundberg, J. Increased amount of nitric oxide in exhaled air of asthmatics. //Eur Respir J 1993; 6:13681370.
9. Barnes, P., Kharitonov, S. Exhaled nitric oxide: a new lung function test. //Thorax, 1996; 51: 233-237.
Информация для связи с автором:
reasm2008@mail.ru
Поступила в редакцию 23.05.2013 г.
УДК: 796.412.2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Кандидат педагогических наук А.Ю. Зубкова
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
Ключевые слова: упражнения художественной гимнастики; оздоровление и профилактика; коррекция осан-
Использование специфических для художественной гимнастики упражнений в процессе физического воспитания студентов позволяет совершенствовать их вестибулярный аппарат, а также решать ряд задач, связанных с коррекцией осанки и опорно-двигательного аппарата в целом, укреплять мышцы спины, живота, ног и рук, достигая их нормального тонуса. Наряду с привычным для студентов комплексом общеразвивающих упражнений они дают студентам возможность научиться контролировать работу мышц, приобрести умение расслаблять отдельные группы мышц, способствуют коррекции осанки, позволяя научиться тонко чувствовать положение тела и соблюдать равновесие в статике и динамике.
Цель исследования - разработать и научно обосновать методику использования упражнений с элементами художественной гимнастики в процессе организации занятий по физическому воспитанию в условиях вуза.
Методика исследования. При организации занятий следует обратить особое внимание на симметричность частей тела, выполнение всех упражнений с сохранением правильного исходного положения, что создает предпосылки для формирования умения поддерживать равновесие, сохраняя правильную осанку. Использование таких элементов свободной пластики, как волны и взмахи, отражающих специфику художественной гимнастики, позволяет добиться необычайной свободы и лёгкости движений, помогая корректировать осанку и свободнее удерживать равновесие. Упражнения на растягивание улучшают подвижность в тазобедренных и плечевых суставах, эластичность и работу мышечно-связочного аппарата, позволяя совершенствовать работу не только опорно-двигательного, но и вестибулярного аппарата. Такие специфические упражнения, как равновесия и повороты, применяемые в адаптированном виде, направлены на удержание равновесия в статике и динамике и совершенствуют работу вестибулярного аппарата в целом. Специфические упражнения со скакалкой, так же как с
обручем, мячом, как перекаты, вращения, переброски и многие другие, не только увеличивают силу кистей рук и совершенствуют тонкую моторику, придавая движениям точность, но и улучшают настроение и повышают мотивацию к занятиям по физической культуре.
Результаты исследования. Полученные нами данные при работе со студентами вуза подтверждают эффективность комплексного использования упражнений художественной гимнастики на занятиях по физической культуре:
• у 70% студентов улучшились функциональные показатели опорно-двигательного аппарата («Наклон вперёд из и.п. стоя на скамейке», «Наклоны вправо и влево», «Удержание туловища из положения лёжа на скамейке»);
• произошло постепенное улучшение среднего показателя силовой выносливости - «Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа»: у студентов (девушки) средний показатель по группе постепенно вырос с 1,8 до 9,1 раза (разница между показателями составила 7,3 раза) при нормативах: 10 раз - «отлично», 6 раз - «хорошо», 2 раза - «удовлетворительно»;
• улучшился также средний по группе показатель силы кистей у студентов (девушки): с 25 («удовлетворительно») до 35 кгс («отлично»);
• у 80% студентов, имевших незначительные отклонения, осанка улучшилась и стала нормальной. Вывод. Специфические для художественной гимнастки упражнения, применяемые в адаптированном виде в комплексе с общеразвивающими упражнениями на занятиях по физической культуре для студентов вуза, позволяют улучшить такие качества, как гибкость, силовая выносливость и сила; помогают корректировать осанку, совершенствовать тонкую моторику, функцию равновесия и работу вестибулярного аппарата в целом; улучшают ловкость и координацию, точность движений; способствуют улучшению настроения и повышению мотивации к занятиям по физической культуре.
Информация для связи с автором:
anna.zubkova.18@mail.ru
Поступила в редакцию 13.07.2013 г.
24
№ 10 • 2013 Отябрь | October