Научная статья на тему 'Использование элементов белорусского народного орнамента при создании коллекции жаккардовых ковров'

Использование элементов белорусского народного орнамента при создании коллекции жаккардовых ковров Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
347
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
народный орнамент / коллекция жаккардовых ковров / художественно-композиционное ре-шение. / folk design / collection jacquard carpets / artistic-compositional solution

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Н Н. Самутинаa, А В. Прищеп

В работе изучены современные мотивы узоров, применяемые в ковроткачестве, и рассмотрена возможность применения элементов белорусского народного творчества при создании ковровых изделий. С использованием современных информационных технологий и пакетов прикладных графических программ со-здана коллекция рисунков жаккардовых ковров, которые могут быть выполнены двухполотным способом из полипропиленовых нитей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Use of Elements of Belarusian National Ornament in the Collection of Jacquard Carpets

This paper studied the modern motifs of designs used in weaving and possibility of applying elements of Belarusian folk art in creating rugs and carpets. With the use of modern information technologies and graphic software packages authors created picture gallery of jacquard carpets which can be made from polypropylene yarns by face-to-face weaving.

Текст научной работы на тему «Использование элементов белорусского народного орнамента при создании коллекции жаккардовых ковров»

УДК 677.4 : 7.05

Использование элементов белорусского народного орнамента при создании коллекции жаккардовых ковров

Н. Н. Самутина3, А. В. Прищеп Витебский государственный технологический университет, Республика Беларусь [email protected]

Аннотация. В работе изучены современные мотивы узоров, применяемые в ковроткачестве, и рассмотрена возможность применения элементов белорусского народного творчества при создании ковровых изделий. С использованием современных информационных технологий и пакетов прикладных графических программ создана коллекция рисунков жаккардовых ковров, которые могут быть выполнены двухполотным способом из полипропиленовых нитей.

Ключевые слова: народный орнамент, коллекция жаккардовых ковров, художественно-композиционное решение.

The Use of Elements of Belarusian National Ornament in the Collection of Jacquard Carpets

N. Samutsinaa, A.Prishep Vitebsk state technological university, Republic of Belarus [email protected]

Abstract. This paper studied the modern motifs of designs used in weaving and possibility of applying elements of Belarusian folk art in creating rugs and carpets. With the use of modern information technologies and graphic software packages authors created picture gallery of jacquard carpets which can be made from polypropylene yarns by face-to-face weaving.

Keywords: folk design, collection jacquard carpets, artistic-compositional solution.

Проблема организации функционально -предметной жилой среды приобрела в последние годы особую актуальность. Потребители ценят утилитарность, эстетичную рациональность и оригинальность решений. При этом довольно часто обращают особое внимание на показатели, характеризующие содержание и эстетические особенности интерьера, отражающего национальные особенности региона проживания. Этнографические составляющие связаны определенной зависимостью с научно -обоснованной современной концепцией создаваемого объекта. Настоящее общество живет в искусственной среде, которая заменила природную. В таких условиях для человека важны предметы, которые ассоциируются у него с природой, восполняя её нехватку в окружающем пространстве. Текстильные изделия для интерьера приобретают значимость как объекты, существующие в контексте отражения народной символики и орнаментики. Поэтому это важно учесть в дизайн-проекте [1].

При жесткой конкуренции для производителей ак-

туально решение вопросов национальной идентичности, грамотного использования инструмента бренда страны на внутреннем и внешнем рынках [2], а также возрождение национального культурного наследия в результате совмещения его с современностью.

Концептуальная модель текстильного интерьера представлена ассортиментом изделий различного назначения: портьеры, постельное белье, декоративно-функциональные элементы (напольные и настенные) и может быть представлена рядом основных показателей, которые определяют специфику и динамику создания объектов дизайна в социокультурной среде. Текстильный интерьер своей символикой также должен отражать назначение помещения. Поэтому актуальность работы обусловлена большим интересом к этой теме в современной науке, ее недостаточной разработанностью [3].

Исходя из вышеуказанного, цель работы - создание авторской коллекции одного из элементов концептуальной модели текстильного интерьера - жаккардовых ковров с использованием элементов бело-

русского народного орнамента на основе единого образного решения [4].

Установлено, что приоритетной классификацией узоров для ковров является следующая: растительный мир, зооморфные мотивы и геометрические орнаменты. По другому признаку классификация идет по месту, которое символ занимает на ковре: некоторые элементы появляются лишь в центральном поле изделия, другие - в бордюре; одни являются частью орнамента, другие - самостоятельными рисунками. Поэтому решено работу вести с зооморфными мотивами, которые могут быть самостоятельным рисунком в центре изделия.

Задачами исследования в данной работе являются:

- выбор творческого источника, соответствующего орнаментике традиционного текстиля Республики Беларусь и при этом не тиражированного, но узнаваемого;

- разработка дизайн проекта ковровых изделий с зооморфными элементами;

- расширение используемой цветовой гаммы.

Для решения указанных задач проведены исследования по определению характеристик и параметров, создающих четкое представление о творческом ис-

точнике и воплощении его в изделии. При этом установлено следующее.

В дизайне ковровых изделий создание природных форм имеет развитие в двух направлениях: текстурном и фактурном, при которых применяют текстильные техники, направленные на создание цветовых пятен и линий, а также образование определённого рельефа.

Анализ всевозможных творческих источников, присущих различным народностям, показал, что в основе создания коллекций различных текстильных изделий довольно распространено использование мотивов, стилизованных под оперенье птиц, обладающих эффектной окраской, и их имитацию.

В белорусском народном творчестве символом гармонизации окружающего внешнего мира и воссоздания символической связи между человеком и природой является павлин [5].

В символике различных народов мира павлин ассоциируется с Богом солнца и охранительным талисманом, описание его связано с такими качествами, как безупречность, красота и бесстрашие. Упоминание о нем есть в произведениях мировой литературы, живописи, скульптуры и др. (рис. 1).

Рисунок 1 - Использование мотива павлина и жар-птицы в иллюстрациях к литературе разных стран мира

Изображения павлина, построенные с различной ках и продуктах художественных ремесел во многих степенью стилизации, как близкой к реалистической, государствах (рис. 2), а также в изделиях для интерь-так и условной, можно встретить на монетах, мозаи- ера и ювелирных продуктах.

Рисунок 2 - Использование мотива павлина в скульптуре и мозаике различных стран мира

Было установлено, что в белорусских мотивах писи, ручниках, домотканых и рисованных коврах народного искусства павлины присутствуют в живо- (рис. 3).

Рисунок 3 - Использование мотива павлина в белорусских орнаментах

ручников и ковров

Применение в качестве творческого источника ет внесению новизны и сочетанию современности с стилизованного изображения перьев павлина акту- традициями белорусского ткачества и мотивами ально для современного ковроткачества, способству- стран народов мира (рис. 4).

Эти темы, как правило, присутствуют в модных изделиях, видоизменяясь согласно современным тенденциям. При этом мотивы представляются в виде живописного или графического рисунка, фактуры, стилизации, в натуральном или абстрактном образе.

Проанализировав рисунки 3 и 4 можно сделать вывод о том, что ранее в качестве мотива использовалось изображение птицы целиком, при этом мелкие размеры фрагментов перьев и их деталей располагались по кайме готового изделия, то в настоящее время применяются крупные стилизованные части опере-

ния, упрощенные и трансформированные.

На следующем этапе работы была произведена подготовительная работа при создании эскизов для декоративных ковров. При этом были изучены детали оперения перьев павлина, определен общий характер формы и размера. На рисунке 5 представлены некоторые элементы творческого поиска, выполненные для создания коллекции ковров в программах графических редакторов Adobe Photoshop и Adobe Illustrator [6, 7].

Рисунок 5 - Элементы оперения птицы павлин

Пластичная форма линий позволяет достигнуть визуальный эффект, используя изящно сложную конфигурацию. Перья гладкие округлой формой с активным элементом в центре: круглым «глазком». Криволинейные элементы присутствуют на протяжении всего эскиза изделия [8, 9].

На основе полученных данных с учетом особенностей технологии получения изделий в условиях промышленного предприятия была создана авторская коллекция эскизов жаккардовых декоративных ковров (рис. 6).

Графический ряд коллекции основан на симметрии, асимметрии, а также криволинейных линиях, которые контрастируют с тоном фона. По соотношениям основных площадей, масштабов и цветовых пятен в композиции, пропорциональных отношениях орнамента и фона эскизы можно разделить на главные (активные) и второстепенные (пассивные). При построении учитывалось зрительное объединение крупных, средних и мелких частей, выделение в них главных и второстепенных линий по цвету и размеру. Тем самым в композиции штучного изделия проявились принципы нюанса и контраста. При этом не сами мотивы, а лишь отдельные их участки акцентируются, выполняя в композиции орнамента функции доминанты.

Внимание обращено на графическую подачу рисунка: используется линейная и пятновая графика. Эскизы расположены в такой последовательности, которая позволяет наиболее активно раскрывать их цветовые и графические особенности. Ритмическая организация подчеркивается цветовым ритмом, который проявляется в разной толщине и тоне рисунка.

Композиционный ряд строится от светлого к темному, от теплого к холодному колориту. Небольшое количество цветов, используемых в рисунках ковра, придает коллекции выразительность и контрастность. В основе развития коллекции лежит использование различных по глубине и насыщенности оттенков в фоне и рисунке. Темные тона располагаются в кайме, более светлые - в рисунке, контрастные - в рисунке,

спокойные - в фоне.

Была установлена комбинация цветов, актуальных для современных материалов. Это оттенки павлиньих перьев: синий, зеленый, золотой, коричневый, оранжевый, темно-синий, фиолетовый. Цвета скомбинированы таким образом, чтобы подчеркнуть контраст легких линий, дают коллекции четкость и выразительность и также сосредотачивают внимание на строгой графике элементов состава [10, 11].

Один из ковров коллекции в размере 2х3 м был выполнен на ОАО «Ковры Бреста». При этом использовались четыре цвета ворсовых нитей. Коренная основа верхнего и нижнего полотна - смешанная пряжа линейной плотности 31,7*2 текс, настилочная основа - смешанная пряжа линейной плотности 42*3 текс, ворсовая основа - нить полипропиленовая Heat-seat линейной плотности 210 текс. Ткачество осуществлялось на двухполотном рапирном ковроткацком станке CRP-92 фирмы Wan de Wiele. Фактура, представленная ворсом в 9 мм, тесно связана с самим рисунком и подчеркивает его выразительность. Свойства нитей, использованных в ворсе, придают цвету изделия дополнительную глубину. Полипропиленовые нити имеют низкую стоимость, высокие антистатичные свойства, податливость к термической обработке, стойкость к многим загрязнениям, не вызывают аллергические реакции и способны сохранять цвет в течение всего срока службы. Готовое изделие в интерьере представлено на рисунке 7.

Рисунок 7 - Ковер в интерьере

Таким образом, в результате проделанной работы были решены следующие практические задачи:

- проведено исследование творческого узнаваемого источника, встречаемого в орнаментике традиционного текстиля Республики Беларусь;

- разработан дизайн-проект ковровых изделий с зооморфными элементами;

- расширено использование цветовой гаммы. Принципы художественно-композиционного

построения коллекции двухполотных декоративных жаккардовых ковров внедрены в учебный

процесс УО «ВГТУ».

Коллекция соответствует современным тенденциям в оформлении интерьеров и перспективна для запуска в массовое производство, а выработанные по ней ковровые изделия могут быть востребованы различной возрастной аудиторией. Они лучше всего подойтут для гостиной или спальни, а также помещений, в которых сочетаются ультрасовременные элементы интерьера и этно-составляющие стиля.

Список литературы

1. Текстильные изделия. Ансамблевое решение интерьера [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://studfiles.net/preview/3493462/. - 13.02.2017.

2. Абдина, А. К. О национальной и государственной идентичности Беларуси и Казахстана / А. К. Абдина // Социологический альманах. - 2012. - № 3. - С. 163-170.

3. Третьякова, Ю. В. Текстиль в интерьере социальных учреждений для детей / Ю. В. Третьякова, В. А. Ананьева, О. В. Иванова // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. - 2015. - № 2. - С. 169-173.

4. Разнообразие белорусского орнамента и его значение [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ethnoboho.ru/slavyanskiy/belorusskij-ornament-istoriya-naroda-v-simvolax.html. - 13.02.2017.

5. Белорусский орнамент и символы [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.liveinternet.ru/users/5785929/post376550302. - 13.02.2017.

6. Казарновская, Г. В. Исследование и разработка методов построения и визуализации заправочного рисунка тканей с использованием современных информационных технологий / Г. В. Казарновская, Н. А. Абрамович, Н. Н. Самутина // Вестник Витебского государственного технологического университета. -2011. - Вып. 20. - С. 44-49.

7. Самутина, Н. Н. Компьютерное проектирование полутораслойных тканей / Н. Н. Самутина, Н. А. Абрамович, Г. В. Казарновская // Вестник Витебского государственного технологического университета. -2008. - Вып. 14. - С. 86-91.

8. Прищеп, А. В. Художественное оформление коллекции двухполотных жаккардовых ковров / А. В. Прищеп, Н. Н. Самутина // Молодые ученые - развитию текстильно-промышленного кластера (ПОИСК-2017) : сб. материалов межвуз. науч.-техн. конф. аспирантов и студентов : в 2 ч. / ИВГПУ. - Иваново, 2017. - Ч. 1. - С. 189-190.

9. Prishep, A. Collection of jacquard carpets / A. Prishep, N. Samutsina // Education and science in the 21st century : articles of the International Scientific and Practical Conference, Vitebsk, 31 October 2017 / Vitebsk State Technological University. - Vitebsk, 2017. - Р. 79-82.

10. Психология цвета и значение цветов в психологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://psychologyc.ru/psixologiya-cveta-i-znachenie-cvetov-v-psixologii/. - 13.02.2017.

11. Самутина, Н. Н. Технология полульняных костюмных тканей в продольную полоску / Н. Н. Самутина // Вестник Витебского государственного технологического университета. - 2010. - Вып. 19. - С. 90-94.

References

1. Textiles. Ensemble of the interior [Electronic resource] // Аccess Mode : https://studfiles.net/preview/3493462/. - 13.02.2017.

2. The textile products. Ensemble of the interior [Electronic resource] // Аccess Mode : https://studfiles.net/preview/3493462/. - 13.02.2017.

3. Tretyakova, Y. Textiles in the interior of social institutions for children / Y. Tretyakova, V. Anan'eva, O. Ivanova // Bulletin of young scientists of Saint-Petersburg state University of technology and design. - 2015. - № 2. -P. 169-173.

4. The diversity of the Belarusian ornament and its value [Electronic resource] // Аccess Mode : http ://ethnoboho. ru/slavyanskiy/belorusskij -ornament-istoriya-naroda-v-simvolax. html. - 13.02.2017.

5. The Belarusian ornament and symbols [Electronic resource] // Аccess Mode : http://www.liveinternet.ru/users/5785929/post376550302. - 13.02.2017.

6. Kazarnovskaya, G. Investigation and development of methods to build and visualize the filling pattern of the fabrics with the use of modern information technologies / G. Kazarnovskyа, N. Abramovich, N. Samutina // Vestnik of Vitebsk state technological University. - 2011. - Vol. 20. - S. 44-49.

7. Samutina, N. Computer-aided design of semi-layered fabrics / N. Samutina, N. Abramovich, G. Kazarnovskaya // Vestnik of Vitebsk state technological University. - 2008. - Vol. 14. - P. 86-91.

8. Prishchep, A. Art collection for double jacquard carpets / A. Prishchep, N. Samutina // Young scientists for development of textile industrial cluster (LOOKUP-2017) : proceedings of inter. science. - tech. conf. and students : 2 part / UGPU. - Ivanovo, 2017. - Part 1. - P. 189-190.

9. Prishep, A. Collection of jacquard carpets / A. Prishep, N. Samutsina // Education and science in the 21st century : articles of the International Scientific and Practical Conference, Vitebsk, 31 October 2017 / Vitebsk State Technological University. - Vitebsk, 2017. - Р. 79-82.

10. Color psychology and meaning of colors in psychology [Electronic resource] // Access Mode : http://psychologyc.ru/psixologiya-cveta-i-znachenie-cvetov-v-psixologii/. - 13.02.2017.

11. Samutina, N. Technology of semi-linen suiting fabrics in longitudinal stripes / N. Samutina // Vestnik of Vitebsk state technological University. - 2010. - Vol. 19. - P. 90-94.

Spisok literatury

1. Tekstil'nye izdeliya. Ansamblevoe reshenie inter'era [Elektronnyj resurs] // Rezhim dostupa : https://studfiles.net/preview/3493462/. - 13.02.2017.

2. Abdina, A. K. O nacional'noj i gosudarstvennoj identichnosti Belarusi i Kazahstana / A. K. Abdina // Sociolog-icheskij al'manah. - 2012. - № 3. - S. 163-170.

3. Tret'yakova, YU.V. Tekstil' v inter'ere social'nyh uchrezhdenij dlya detej / YU. V. Tret'yakova, V. A. Anan'eva, O. V. Ivanova // Vestnik molodyh uchenyh Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta tekhnologii i dizajna. - 2015. - № 2. - S. 169-173.

4. Raznoobrazie belorusskogo ornamenta i ego znachenie [Elektronnyj resurs] // Rezhim dostupa : http ://ethnoboho. ru/slavyanskiy/belorusskij -ornament-istoriya-naroda-v-simvolax. html. - 13.02.2017.

5. Belorusskij ornament i simvoly [Elektronnyj resurs] // Rezhim dostupa : http://www.liveinternet.ru/users/5785929/post376550302. - 13.02.2017.

6. Kazarnovskaya, G. V. Issledovanie i razrabotka metodov postroeniya i vizualizacii zapravochnogo risunka tkanej s ispol'zovaniem sovremennyh informacionnyh tekhnologij / G. V. Kazarnovskaya, N. A. Abramovich, N. N. Samutina // Vestnik Vitebskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. - 2011. - Vyp. 20. -S. 44-49.

7. Samutina, N. N. Komp'juternoe proektirovanie polutoraslojnyh tkanej / N. N. Samutina, N. A. Abramovich, G. V. Kazarnovskaja // Vestnik Vitebskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. - 2008. -Vyp. 14. - S. 86-91.

8. Prischep, A. V. Hudozhestvennoe oformlenie kollektsii dvuhpolotnyh zhakkardovyh kovrov / A. V. Prischep, N. N. Samutina // Molodye uchenye - razvitiju tekstil'no-promyshlennogo klastera (POISK-2017) : sb. materialov mezhvuz. nauch.-tehn. konf. aspirantov i studentov : v 2 ch. / IVGPU. - Ivanovo, 2017. - Ch. 1. - S. 189-190.

9. Prishchep, A. Collection of jacquard carpets / A. Prishchep, N. Samutina // Education and science in the 21st century : articles of the International Scientific and Practical Conference, Vitebsk, 31 October 2017 / Vitebsk State Technological University. - Vitebsk, 2017. - Р. 79-82.

10. Psihologiya cveta i znachenie cvetov v psihologii [Elektronnyj resurs] // Rezhim dostupa : http://psychologyc.ru/psixologiya-cveta-i-znachenie-cvetov-v-psixologii/. - 13.02.2017.

11. Samutina, N. N. Tekhnologiya polul'nyanyh kostyumnyh tkanej v prodol'nuyu polosku / N. N. Samutina // Vestnik Vitebskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. - 2010. - Vyp. 19. - S. 90-94.

Статья поступила в редакцию 16.01.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.