Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ / НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ / ELECTRONIC TEACHING AIDS / DESCRIPTIVE GEOMETRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болбат О.Б., Андрюшина Т.В.

Начертательная геометрия - сложная для восприятия дисциплина. В данной статье описывается опыт разработки и использования электронных учебных пособий по начертательной геометрии, облегчающих усвоение учебного материала студентами. Приводятся примеры конкретных электронных учебных разработок преподавателей кафедры «Графика» Сибирского государственного университета путей сообщения, предназначенных для проведения лекционных и практических занятий, самостоятельной работы и дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болбат О.Б., Андрюшина Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF ELECTRONIC TEACHING AIDS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Descriptive geometry is a difficult discipline to perceive. This article describes the experience of developing and using electronic textbooks on descriptive geometry, which facilitate the assimilation of educational material by students. Examples of specific electronic educational developments of the teachers of the "Graphics" department of the Siberian State University of Communications, intended for lectures and practical classes, independent work and distance learning are given.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

О.Б. Болбат, канд. пед. наук, доцент Т.В. Андрюшина, канд. пед. наук, доцент Сибирский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Новосибирск)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-2-1-91-95

Аннотация. Начертательная геометрия - сложная для восприятия дисциплина. В данной статье описывается опыт разработки и использования электронных учебных пособий по начертательной геометрии, облегчающих усвоение учебного материала студентами. Приводятся примеры конкретных электронных учебных разработок преподавателей кафедры «Графика» Сибирского государственного университета путей сообщения, предназначенных для проведения лекционных и практических занятий, самостоятельной работы и дистанционного обучения.

Ключевые слова: электронные учебные пособия, начертательная геометрия.

В настоящее время электронные учебные пособия являются неотъемлемой частью процесса преподавания. Ситуация с вынужденным переходом на дистанционную форму обучения из-за пандемии, вызванной Covid-19, подтвердила необходимость разработки электронных образовательных ресурсов.

Используя электронные разработки преподавателей учебного назначения, студенты могут освоить новый материал самостоятельно дома. О возможностях электронных образовательных ресурсов много пишут педагогов-практиков, включая наших коллег [1, 2, 3, 4]. В настоящее время ведущими преподавателями кафедры «Графика» Сибирского государственного университета путей сообщения разработаны комплекты электронных лекций, электронных учебных пособий для проведения практических занятий, электронные практикумы и электронные учебные пособия по основным темам курсов дисциплин графического курса.

Разработанные электронные учебные ресурсы выполнены в формате презентаций PowerPoint, что делает их простым в использовании:

- для преподавателей для проведения учебных занятий (лекций и практических занятий) в аудиториях, оборудованных мультимедиа,

- а также для студентов, т.к. возможно данным пособием воспользоваться через терминалы компьютерных классов в вузе или дома, войдя на сайт университета через систему Moodle.

Ведущими преподавателями нашей кафедры разработано электронное сопровождение учебных занятий по преподаваемым дисциплинам - комплекты электронных учебных пособий [5]. Приведем несколько примеров - разработок преподавателей кафедры последних лет. На рисунке 1 представлены фрагменты из электронного учебного пособия «Метрические задачи». Данное электронное учебно-методическое пособие содержит теоретический материал и практические рекомендации по решению задач при изучении дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная графика» по теме «Метрические задачи». В нем представлены алгоритмы решения метрических задач. Данное пособие предназначено для сопровождения практических занятий.

Рис. 1. Фрагменты из электронного учебного пособия «Метрические задачи»

На рисунке 2 представлены фрагменты из электронного учебного пособия «Взаимное пересечение геометрических объектов». В пособии представлено поэтапное решение задач на тему «Частные и общие случаи пересечения прямой с плоскостью и двух плоскостей». Пособие содержит контрольные вопросы для устного опроса

по рассматриваемым на лекциях темам. Иллюстративный материал пособия и пошаговое решение задач способствует быстрому и надежному усвоению содержания изучаемой темы. Данное пособие предназначено для сопровождения практических занятий.

Рис. 2. Фрагменты из электронного учебного пособия «Взаимное пересечение геометрических объектов»

На рисунке 3 представлены фрагменты из лекции на тему «Плоские сечения поверхностей вращения». Электронные лекции являются авторской разработкой и, кроме анимационных эффектов, имеют звуковое сопровождение - они озвучены лектором. Преподавание начертательной геометрии невозможно без решения конкретных задач. Поэтому, во всех электронных разработках прописываются не только теоретические положения, терминология,

формулировки теорем, но и алгоритм -пошаговое решение задач. Пошаговое решение очень удобно представить в презентации в виде анимационных эффектов. При необходимости, можно снять видео и сопроводить презентацию учебного назначения видео файлом. Ведущими преподавателями нашей кафедры разработан ряд видеоуроков [6] по преподаваемым графическим дисциплинам.

Рис. 3. Фрагменты из лекции на тему «Плоские сечения поверхностей вращения»

На рисунке 4 приведен пример анимационных эффектов, сопровождающих пошаговое построение точек и линий на чертеже.

Рис. 4. Анимационные эффекты на слайде

Разработка электронных образователь- правленным на эффективность образова-ных ресурсов и использование в процессе тельного процесса и повышение мотива-преподавания компьютерных технологий, ции студентов [7]. является активным методом обучения, на-

Библиографический список

1. Болбат О.Б., Петухова А.В. Андрюшина Т.В. Электронное учебно-методическое сопровождение дисциплин // Образовательные технологии и общество. - 2019. - Т. 22. № 2.

- С. 78-84.

2. Петухова А.В. Мультимедиа курс "Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика": опыт разработки и внедрения // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2014. - №4 (20). - С. 66-79.

3. Сергеева И.А. Опыт создания учебного курса с элементами дистанционного обучения // Инновационные технологии в инженерной графике: проблемы и перспективы / сборник трудов Международной научно-практической конференции. Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), Брестский государственный технический университет. - 2018. - С. 271-275.

4. Болбат О.Б., Петухова А.В. Опыт применения электронного учебно-методического комплекса по графическим дисциплинам / Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. - 2014. - № 31. - С. 215-225.

5. Андрюшина Т.В., Болбат О.Б. Комплект ЭУП для сопровождения практического занятия // Инновационные технологии в инженерной графике: проблемы и перспективы: сборник трудов Международной научно-практической конференции. Брест, Республика Беларусь, Новосибирск, Российская Федерация. - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2019.

- С. 17-22.

6. Болбат О.Б. Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе / Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. - 2015. - Т. 1. - С. 224-229.

7. Болбат О.Б. Использование электронных разработок в образовательном процессе / Электронные образовательные технологии: решения, проблемы, перспективы: Материалы II Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 27-32.

USE OF ELECTRONIC TEACHING AIDS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

O.B. Bolbat, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor T.V. Andryushina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Siberian Transport University (Russia, Novosibirsk)

Abstract. Descriptive geometry is a difficult discipline to perceive. This article describes the experience of developing and using electronic textbooks on descriptive geometry, which facilitate the assimilation of educational material by students. Examples of specific electronic educational developments of the teachers of the "Graphics" department of the Siberian State University of Communications, intended for lectures and practical classes, independent work and distance learning are given.

Keywords: electronic teaching aids, descriptive geometry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.