Научная статья на тему 'Использование электронных средств обучения в высших и средних образовательных учреждениях'

Использование электронных средств обучения в высших и средних образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ И ВИРТУАЛЬНЫЕ ДОСКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кундина Л.Ю., Никитин С.А.

Статья посвящена преимуществам использования современных элек­тронных средств обучения интерактивных и виртуальных досок в образовательном процессе и их влиянию на качество образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование электронных средств обучения в высших и средних образовательных учреждениях»

В настоящее время в высших учебных заведениях распространена смешанная форма обучения, которая представляет собой своеобразное сочетание технологий ЭО и традиционного преподавания в лекционных аудиториях. Такая комбинированная форма характеризуется постоянным взаимодействием студентов с преподавателями, а также с персоналом, который обеспечивает техническую поддержку. Именно такая парадигма электронного обучения имеет, на наш взгляд, в России наибольшие перспективы.

Таким образом, идею электронного обучения можно определить как комплекс аппаратно-программных средств, методик и организационных мероприятий, которые обеспечивают доставку образовательной информации посредством сети, а также проверку знаний, полученных в рамках курсов. Для обучающихся она удобна тем, что обеспечивает свободу - позволяет учиться в соответствии со своим темпом, личностными особенностями и образовательными потребностями, и делать это в наиболее приятной и способствующей продуктивности обстановке, создавая для себя комфортную атмосферу. Благодаря модели е-1еатт^ можно не ограничивать себя в выборе учебного заведения и образовательных возможностей независимо от своего местонахождения, самостоятельно планировать время и расписание занятий, а также список изучаемых предметов.

Список литературы:

1. Нехаев И.Н. Электронное обучение: прорыв в будущее? // Газета ПГТУ «Инженер». - 15.11.2013.

2. Бикмухаметов И.Х., Колганов Е.А., Шайхисламов Р.Б., Сагманова Н.Р. Факторы обеспечения качества электронного обучения в вузе [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - Режим доступа: http://www.uecs.ru/.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШИХ И СРЕДНИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

© Кундина Л.Ю., Никитин С.А.

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород

Статья посвящена преимуществам использования современных электронных средств обучения - интерактивных и виртуальных досок в образовательном процессе и их влиянию на качество образования.

Ключевые слова: информатизация, информационные технологии, электронные интерактивные и виртуальные доски.

Всеобщее распространение компьютерной техники и связанных с ней информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые направления информатизации деятельности человека во многих сферах общественной жизни и особенно в образовании. За последние десятилетия компьютерные технологии прочно вошли в практику учебных заведений. Средства информатизации применяются как в подготовке студентов, так и при решении различных вопросов, связанных с организацией обучения.

Важно понимать, что информатизация образования обеспечивает достижение двух стратегических целей. Первая из них заключается в повышении эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Вторая - в повышении качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества.

По данным статистики в 2012 году число персональных компьютеров, используемых в учебных целях в образовательных учреждениях высшего профессионального образования в России, достигло 700,2 тыс. единиц, что составляет 216 компьютеров на 1000 студентов, из них 184 компьютера имеют доступ в Интернет. При этом в образовательных учреждениях среднего профессионального образования число компьютеров на 1000 студентов составляет 152 единицы, из них 146 имеют доступ в Интернет.

В это же время организациями высшей школы на информационные и коммуникационные технологии было затрачено 20356,7 млн. руб., из них 10610, 3 млн. руб. - на приобретение вычислительной техники, 2505,3 млн. руб. - на приобретение программных средств и 125,5 млн. руб. - на обучение сотрудников новым информационным технологиям [3].

Информатизация образования на практике невозможна без применения специально разработанных компьютерных аппаратных и программных средств, которые называются средствами информатизации образования.

Помимо широкого использования в образовании персональных компьютеров поистине революционным открытием стало появление в вузах, колледжах и школах электронных интерактивных виртуальных досок.

Интересно отметить, что школьные доски в своем развитии прошли долгую историю. Появление первых школьных меловых досок относят к началу 19 века. В то время у каждого школьника была собственная доска для записей, сделанная из гладкого аспидного сланца. Писали на них сначала грифелем, а затем мелом. Впоследствии для удобства объяснения учебного материала стали применять одну большую доску на весь класс.

Еще позднее появились школьные доски из дерева, стекла или металла, на которых стали писать белым или цветным мелом, которые до сих пор используются в образовательных учреждениях. Однако меловые доски имеют важный недостаток: меловая пыль пачкает одежду, вызывает аллергию и негативно влияет на чувствительное к пыли оборудование, такое, как компьютеры [2].

В середине 20 века в образовательных учреждениях появились маркерные доски. Они представляли собой белые доски из металла, покрытого эмалью, стекла или пластика, на них можно было писать цветными маркерами. Белые доски давали более яркое и контрастное изображение, что облегчало процесс зрительного восприятия изображения.

В конце 80-х годов 20 века японская компания PLUS впервые внесла «интеллект» в школьную доску, создав первую копирующую доску. Ученикам не нужно было переписывать с доски информацию от руки. Достаточно было нажать на кнопку и все, что было написано на доске, распечатывалось на одной странице. Идею создания копирующей доски претворила в жизнь компания Panasonic, выпустив на рынок копирующие доски Pana Board и Copy Board.

И, наконец, первые электронные интерактивные доски появились в начале 90-х годов 20 века. Пионером стала компания Microfield Graphics (США), создавшая интерактивную доску Soft Board. Выглядели доски как обычные маркерные, при этом записи, сделанные на электронной доске, появлялись на экране персонального компьютера. Записанную информацию можно было сохранять в файл, распечатывать, посылать по факсу, по электронной почте и т.д. С помощью цветных маркеров на электронной интерактивной доске можно создавать различные надписи и рисунки, выделять наиболее значимую информацию, а затем распечатывать ее на принтере [2].

Электронная интерактивная доска представляет собой огромный сенсорный экран, на котором с помощью маркера можно вызывать различные функции пользовательского интерфейса. Электронные интерактивные доски позволяют сочетать все преимущества классической презентации с возможностями высоких технологий. Мультимедиа-проектор, подключенный к электронной интерактивной доске, позволяет работать в мультимедийной среде, сочетая классическую презентацию с демонстрацией информации из Интернета, с компьютера или с флэш-памяти, с видеоплеера, видеомагнитофона или с видеокамеры.

Основное достоинство электронных интерактивных досок SoftBoard заключалось в возможности записать процесс создания надписей и рисунков и воспроизвести их впоследствии. Программное обеспечение электронных интерактивных досок заложило основу для создания лекций, применяемых для дистанционного обучения. Программное обеспечение, поставляемое вместе с электронными интерактивными досками, значительно расширило географию аудитории, позволяя проводить учебные курсы одновременно в нескольких городах страны. Слушатели таких семинаров могли читать информацию со своих мониторов или проецировать на большой экран для коллективного обсуждения.

Примерно к тому же времени относятся доски, имитирующие работу компьютерного монитора, где в качестве компьютерной мыши используется электронный стилус [2].

Вначале электронные интерактивные доски были предназначены не для образовательного, а в первую очередь для корпоративного сегмента. В 21 веке ситуация изменилась: основное применение электронные интерактивные доски стали находить в начальном, среднем и высшем образовании.

Первым производителем электронных интерактивных досок, который обратил внимание на образовательный сектор, была компания Smart. Компания Smart обратилась к руководителям министерств образования, благодаря чему многие школы в Европе, России и во всем мире получили электронные интерактивные доски SmartBoard благодаря целевым федеральным поставкам. В настоящее время интерактивные доски компании Smart наиболее распространены в России и за ее пределами по сравнению с аналогами других производителей.

Настоящая революция произошла в 2009 году, когда компании PolyVision представила интерактивную доску PolyVision eno - первую в мире интерактивную доску без проводов. Eno - это прочтенное справа налево английское слово «one», означающее «один», то есть одну и ту же доску можно использовать как обычную маркерную с магнитной поверхностью: на ней можно писать разноцветными фломастерами, стирать, прикреплять магнитами наглядные материалы, и в то же время при необходимости превращать ее в большой интерактивный экран.

К преимуществам интерактивной доски можно отнести ее новые возможности. Она позволяет сделать занятие более динамичным, информативным, повысить мотивацию обучения студентов через использования большого спектра наглядных пособий. Интерактивные доски могут быть использованы преподавателем при групповой и фронтальной работе. Они позволяют разнообразить изучение предмета: преподаватель имеет возможность давать материал лекционно, одновременно используя видео- и аудио-материалы, текст, обучающие программы, тренажёры, Интернет-ресурсы. Существует возможность делать пометки поверх всех документов, иллюстраций, таблиц, диаграмм или веб-страниц. Всю информацию, отображённую на интерактивной доске можно сохранить, распечатать, передать по электронной почте.

Работа с интерактивными досками улучшает восприятие студентами нового материала, поскольку работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем с обычной доской или печатным раздаточным материалом.

Использование электронной доски позволяет экономить учебное время. Отпадает необходимость вести конспекты. Все происходящее на доске может быть сохранено в файл и роздано студентам в виде электронных материалов к лекции.

Программное обеспечение интерактивных досок позволяет создавать уникальные методические материалы, с помощью которых студенты вовлекаются в учебный процесс более активно и быстрее усваивают новую информацию.

Еще одной тенденцией настоящего времени является обучение студентов с помощью Skype и виртуальной доски. У этого способа обучения есть множество преимуществ: можно создать комфортную обстановку и дома, и в классе, мгновенно сократить расстояние между преподавателем и обучающимися, находящимися за тысячи километров друг от друга, уменьшить денежные расходы, связанные с переездами и проживанием, организовать различные видов курсов на дому и др.

Все это позволяет в целом сократить различие между обучением на месте в классе и на расстоянии.

Существует несколько видов виртуальных досок. Для использования направления виртуальной доски ГОroo необходимо иметь широкополосный Интернет и компьютер.

Такая виртуальная доска позволяет преподавателю рисовать, обмениваться таблицами, схемами, рисунками и другими графическими объектами. Одновременно их можно редактировать и пересылать собеседнику.

Так как программа Skype позволяет осуществить беседу одновременно с несколькими участниками, то и данная виртуальная доска обладает этой же функцией. При совместном обучении несколько человек, необходимо пригласить их. Для добавления нового участника достаточно щелкнуть левой кнопкой мыши в разделе «участники» по знаку «+».

Кроме того, такая программа позволяет преподавателю наряду с такими инструментами обучения как, карандаш, линия, кривая, различные фигуры и др., использовать загруженные со своего персонального компьютера иллюстрации, фотографии. Появляется возможность напечатать на доске изучаемую формулу [4].

Немаловажным обстоятельством является и то, что необходимый изучаемый материал можно сохранить в виде отдельного файла на своем рабочем персональном компьютере. Все это значительно сэкономит бумажные и пишущие ресурсы.

Виртуальная доска Spaaze также позволяет на ее поле размещать различные объекты, используемые преподавателем для обучения. С помощью такой доски возможно на ее поле прикреплять не только иллюстрации, закладки, объекты, но и учебные ролики, гаджеты. Доска позволяет часть информацию, которая на данный момент не используется преподавателем, хранить в свернутом виде, тем самым, экономя место на видимом виртуальном пространстве.

Наряду с ранее рассмотренными виртуальными досками в Интернете предоставляет и другие инструменты, которые можно использовать при дистанционном обучении.

К ним относится, например, онлайновый сервис SсribЫar. Данный сервис позволяет присутствовать во множестве классных комнат. На таком информационном поле возможно осуществлять все требуемые операции обучения - писать, рисовать, вставлять необходимые формулы и другие объекты.

Для удобства работы с таким сервисом предлагается часть учебного материала подготовить заранее и выслать ученикам по электронной почте, благо Saibblar позволяет достаточно быстро обмениваться необходимой информацией между учителем и учащимися, что поддерживается различными форматами файлов: PPT, PPTX, JPEG

Используя адресную строку, преподаватель получает возможность скопировать любую ссылку и вставить ее в свой блог. Это позволит в дальнейшем преподавателю и обучаемым не регистрироваться, отпадает необходимость вводить пароль и логин для входа на данный сервиз.

Все обучаемые могут войти в один из «классов» в качестве приглашенного гостя, предварительно указав свое имя. Во время работы в таком виртуальном классе преподаватель и обучаемые обладают одинаковыми правами. Вместе с тем преподаватель имеет возможность установить режим только наблюдения своих действий, тем самым, исключив возможность редактирования материала одним из обучаемых.

Таких учебных классов можно создать более двадцати и в каждом созданном учебном классе появляется возможность обучения до 50 учеников.

Эффективная интеграция информационных технологий в образование является ключом к решению многих проблем, которые требуют соблюдения четкого баланса между лучшими методами традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения. Для образовательных проектов сегодня особенно актуальны мультимедийные, интерактивные, мобильные, беспроводные классы.

Процесс информатизации образования делает актуальной разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий для развития личности обучаемого. Этот процесс повышает уровень активности обучаемого, развивает способности альтернативного мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений учебных и практических задач, позволяет прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними.

Список литературы:

1. Семенов А.Н. Интерактивная доска - интерактивное обучение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.prodigital.su.

2. История развития интерактивных досок: от меловых до интерактивных [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.delight2000.com.

3. Российский статистический ежегодник, 2013: Стат. сб. / Росстат - М., 2013. - 717 с.

4. Что такое интерактивная доска? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: wiki.ippk.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.