Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
595
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ МАРКЕТИНГ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ПЛАТЁЖНЫЕ СИСТЕМЫ / ОНЛАЙН-ПРОДАЖА / БРОНИРОВАНИЕ / INTERNET / E-COMMERCE / E-MARKETING / ELECTRONIC PAYMENT SYSTEMS / ONLINE SALES / BOOKING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Фахратов Э.Т.

В статье рассмотрены понятие электронной коммерции, использование технологий электронной коммерции в туризме, статистика онлайн-продаж по направлениям путешествий и по видам туристских услуг, электронные платёжные системы и преимущества использования электронной коммерции для различных субъектов экономических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF THE ELECTRONIC COMMERCE IN THE TOURIST INDUSTRY

The article discusses the concept of e-commerce, the use of e-commerce technologies in tourism, statistics on online sales by travel destinations and types of tourism services, electronic payment systems and the benefits of using e-commerce for various subjects of economic relations.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ»

Использованные источники:

1. Штатнова Е., Конный спорт: Судейство в конном спорте: по тонкому льду. Золотой Мустанг, 2011, №4(106)

2. Петров П.К. Формирование судейской компетентности по спорту у студентов физкультурных ВУЗов с использованием мультимедийных обучающих программ // Современные проблемы науки и образования. -2014. - № 1.

3. Сингина Н.Ф. Профессиональное образование спортивных судей как новое направление в системе высшего физкультурного образования//Теория и практика физической культуры, 2004, №9.

УДК 379.85

Фахратов Э. Т. студент 1 курса магистратуры Институт экономики и управления научный руководитель: Слинкова О.К., доктор экономических наук

профессор

Белгородский государственный национальный исследовательский университет Россия, г. Белгород ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ

Аннотация:

В статье рассмотрены понятие электронной коммерции, использование технологий электронной коммерции в туризме, статистика онлайн-продаж по направлениям путешествий и по видам туристских услуг, электронные платёжные системы и преимущества использования электронной коммерции для различных субъектов экономических отношений.

Ключевые слова:

Интернет, электронная коммерция, электронный маркетинг, электронные платёжные системы, онлайн-продажа, бронирование.

Fakhratov E. T.

1st year student of magisterial, Institute of Economics and Management

Belgorod State National Research University

Russia, Belgorod Supervisor of studies: Slinkova O.K. Doctor of Economics, Professor Belgorod State National Research University

Russia, Belgorod USE OF THE ELECTRONIC COMMERCE IN THE TOURIST INDUSTRY

Annotation:

The article discusses the concept of e-commerce, the use of e-commerce technologies in tourism, statistics on online sales by travel destinations and types of tourism services, electronic payment systems and the benefits of using ecommerce for various subjects of economic relations.

Keywords:

Internet, e-commerce, e-marketing, electronic payment systems, online sales, booking.

С каждым годом увеличивается количество пользователей всемирной сети Интернет, так как современный человек в любой стране, любом городе не представляет свою жизнь без социальных сетей. Интернет облегчает жизнь общества. Уже практически каждый заказывает через сеть Интернет продукты питания, предметы повседневного использования, а также осуществляет бронирование гостиниц, авиабилетов, туров. Все покупки и продажи с использованием сети Интернет и других корпоративных сетей можно свести к одному понятию «электронная коммерция» [2, c. 498].

Понятие «электронная коммерция» означает любую торговую, коммерческую деятельность, которая заключается в выборе, бронировании, если это предусматривается сайтом, где продаётся товар или услуга, заказе выбранного товара или услуги, а также их оплате через электронные платёжные системы. Помимо вышеперечисленного, она включает в себя электронный маркетинг (продвижение товара или услуги через социальные сети (Вконтакте, Одноклассники, Instagram, Twitter или веб-сайты). Все процессы в электронной коммерции совершаются посредством сети Интернет. По данным IKS-consulting, рынок электронной коммерции является быстрорастущим с ежегодным ростом на 11% [3].

Впервые внедрение электронной коммерции в сферу туризма было отмечено в 60-е годы XX века, когда была создана первая система бронирования авиабилетов под названием «Apollo». Следующим этапом было появление в 70-х годах первой системы бронирования номеров в гостинице. Внедрение электронной коммерции в 1999 году затронуло и деятельность туристических фирм. В этом году был создан первый туристский сайт Degriftour.com, который предполагал бронирование туров по Соединённым Штатам Америки. На данный момент невозможно представить туристское предприятие без собственного туристского сайта, который служит местом продвижения услуг [1, c. 112].

Согласно статистике Onlinetour.ru, за 2017 год продажа турпакетов увеличилась на 105%. Всё больше туров приобретаются через сеть Интернет. На рисунке 1 представлено процентное соотношение электронных продаж туров по туристским направлениям на 2017 год [4].

Болгария Италия Остальные

1.8%ЧеРногоРиЯ 7 Вьетнам 13%"'

1 7% ov"" '

Индия0 1.9%

Дом1«.[Иканск; республика 2.1% Испания 3.1%

Тунис 3.7%

Россия 21.1%

ОАЭ 3.1%

урция 25.6%

Таиланд 7.9%

Греция 8.2%

Рис. 1. Электронные продажи туров

Исходя из данных рисунка, стоит отметить, что большая часть онлайн бронирования приходится на Турцию, Россию, Грецию, Кипр, Таиланд. Причиной этому становится популяризация бронирования туров по тарифу «раннее бронирование», так как оно может совершаться только с помощью сети Интернет.

С появлением электронной коммерции стало всё чаще использоваться понятие «электронный туризм», которое включает в себя все виды покупок/продаж туристских услуг через сеть Интернет и оплату услуг через электронные платёжные системы.

Помимо туров, возможно бронирование авиабилетов, отелей, железнодорожных билетов. На рисунке 2 показаны онлайн-продажи данных туристских услуг [4].

Туры 10%

Отели 16%

Ж/д билеты 19%

Авиабилеты 55%

Рис. 2. Онлайн-продажи туристских услуг На 2017 год онлайн-продажа авиабилетов совершалась чаще, чем продажа остальных видов туристских услуг. Это связано с предоставлением скидок авиакомпаниями при бронировании через Интернет, а также с меньшей тратой времени на процесс покупки билета, так как возможна нехватка времени из-за рабочего графика клиентов.

С каждым годом растёт значение электронных платёжных систем. Самыми популярными из них являются «Webmoney», «Яндекс.Деньги», «PayPal», «Qiwi кошелёк». Они обладают огромным недостатком, так как имеют низкий уровень безопасности. С ростом электронных платёжных систем растёт деятельность хакеров, которые крадут деньги их этих систем.

На рисунке 3 представлено процентное соотношение туристов по способу заказа и оплаты путешествия на 2017 год [3].

Рисунок 3 показывает, что большая часть людей стала заказывать туристские услуги через Интернет, живое общение заменилось перепиской в социальных сетях и на веб-сайтах, так как это забирает меньше времени на заказ, обработку и работу с клиентом, а также клиент может не отрываться от своих повседневных дел.

Использование электронной коммерции в туристской индустрии имеет ряд преимуществ, а именно [3]:

1. Для потенциальных потребителей туристских услуг:

- большой ассортимент туров и туристских услуг;

- возможность купить то, что нравится;

- большое количество наглядного материала (визуализация тура), который очень важен для любого человека;

- просмотр туров, не выходя из дома;

- возможность совершать обоснованное решение из-за имеющейся достаточно обширной информационной базы;

- стоимость товаров может быть ниже, чем при покупке в организации;

- быстрая доставка и меньшие затраты времени на заполнение документов;

2. Для туристских фирм:

- расширение охвата деятельности предприятия, переход от регионального на национальный или международный уровни;

- уменьшение затрат на рекламные мероприятия, разработку туристского продукта;

- увеличение производительности персонала предприятия;

- сокращение времени на обучение персонала;

- улучшение качества обслуживания потребителей туристских услуг;

3. Для современного общества:

- широкий выбор предоставляемых услуг;

- повышение уровня и качества жизни населения;

- онлайн продажа уменьшает автомобильный трафик.

Заказали и оплатили через Интернет 51%

Оплатили в Интернете, заказали offline 29%

Заказали через

Интернет, оплатили offline 20%

Рис. 3. Соотношение туристов по способу заказа и оплаты путешествия

Как и у всех видов деятельности, использование электронной коммерции также имеет недостатки, которые проявляются в снижении выручки у туристских фирм за счёт снижения затрат на разработку туров. Также большую роль играет человеческий фактор при бронировании туров, так как именно менеджер по продажам в туристских агентствах заполняет всю информацию о туристе, поэтому любая ошибка может стоить больших штрафов туристскому агентству и испорченному отдыху туриста.

Таким образом, использование электронной коммерции в туристской фирме повышает эффективность работы и производительность предприятия, уменьшает затраты на маркетинговые исследования и увеличивает количество прибыли предприятия.

Использованные источники:

1. Гаврилов Л. П. Электронная коммерция : учеб. пособие. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 363 с.

2. Ревинова С. Ю. Тенденции и перспективы российской электронной коммерции // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2017. -№4. - С. 487-497.

3. Статистика электронной коммерции [Электронный ресурс]. URL: http://www.iks-consulting.ru/reports.html (дата обращения: 23.12.2018)

4. Статистика электронной коммерции в туризме [Электронный ресурс]. URL: https://www.onlinetours.ru/ (дата обращения: 24.12.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.