Научная статья на тему 'Использование электронной библиотеки: социальная практика в разработке и оценке'

Использование электронной библиотеки: социальная практика в разработке и оценке Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
218
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование электронной библиотеки: социальная практика в разработке и оценке»

Digital Library Use: Social Practice in Design and Evaluation.

Edited by Ann Peterson Bishop, Nancy A.Van House, and Barbara P.Buttenfield. Foreword by Bruce Schatz. -London, England. - 2003. - 355p.

Использование электронной библиотеки: Социальная практика в разработке и оценке. Под редакцией Энн Бишоп, Нэнси Ван Хаус и Барбары Баттенфилд. Предисловие Брюса Шатца. - Лондон, Англия. - 2003. - 355с.

Мир радикально изменился с появлением сети Интернет. Информационный поиск ранее был специализированным направлением работы, известным нескольким экспертам и практиковался в нескольких библиотеках. Сегодня, миллионы простых людей во всем мире, регулярно ведут поиск в Интернете с целью найти полезную информацию для решения своих проблем.

Эта возможность пробудила процесс организации и поиска цифровых коллекций, как важнейшей международной потребности. Как сам Интернет становится значительной частью структуры мира, так и процесс создания полезных цифровых библиотек становится важной частью общества.

Успешная цифровая библиотека - это место, где группы пользователей (людей) могут эффективно искать группы документов (коллекций) посредством информационной системы (технологии). Эти три составляющие должны быть в гармонии, и все должно быть эффективным в цифровой библиотеке, чтобы быть полезным.

Вскоре после того, как Интернет стал широко использоваться в середине 1990-х годов, появилось первое поколение цифровых библиотечных проектов. Поскольку технология была еще совсем новой, эти проекты были в основном научно-исследовательскими, финансируемыми государственными университетами или основными библиотечными организациями. Одним из основных катализаторов был Национальный научный фонд (NSF), Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического Пространства (НАСА), Агентство передовых оборонных исследований и проектов (DARPA), Законодательная инициатива о Системе цифровой библиотеки (DLI), финансируемые с 1994 по 1998 год.

Эта книга содержит содержательные описания социологических исследований, проведенных в некоторых из этих проектов, как работу, которая свидетельствует о растущем сообществе исследователей, занимающихся социальными аспектами электронных библиотек.

Цифровые библиотеки будут образовывать основную часть структуры повседневной жизни в будущем. Заинтересованные стороны всех типов, от создателей систем до политиков, будет вынуждены иметь дело с их успехами и неудачами.

Есть надежда, что все смогут найти полезными рекомендации из этой книги, и приблизиться к мечте о полезном обеспечении доступа ко всем мировым знаниям.

1.Введение: Цифровые Библиотеки, как социотехническая система. (авторы: Нэнси А. Ван Хаус, Энн Петерсон Бишшоп и Барбара П. Баттенфилд)

Эта часть книги - о цифровых, электронных библиотеках, о социотехнических системах - сетях, технологии, информации, документах, людях и практике. Это книга о взаимодействии цифровых библиотек с миром труда, учреждений, знаний и общества, а также с производством знаний. А также о порядке создания, управления, и оценки Электронных Библиотек.

Термин "электронная библиотека " (ЭБ), охватывает широкий диапазон рабочих систем и исследования образцов, коллекций сведений и документов, и технологий. Значительная часть дискуссии о DLs-о технологии, или о конкретных приложениях (например, Совместная Конференция по электронным Библиотекам, 2001). Эта книга использует другой подход. Мы заинтересованы в понимании социальных аспектов DLs - не только как социальное воздействие, но и веб-социальные и материальные отношения, в рамках которых ЭБ должна работать.

Эта книга возникла непосредственно в работе ее редакторов и авторов над разработкой, оценкой, и просто попыткой понять ЭБ и их использование. Изначально эта книга должна была быть оценкой состояния ЭБ, но для авторов и редакторов быстро стало очевидным то, что вопрос гораздо шире. Авторы исходили из убеждения, что хорошая ЭБ - полезна. Как традиционная библиотека, полезные ЭБ соответствуют потребностям и деятельности людей, которые используют его, а также тех людей, которые его создали, управляют им, и вносят свой вклад в его содержание. Чем больше мы погружались в ЭБ и их социальный мир, тем больше мы оказывались втянуты в вопросы не только об ЭБ, но и проблемы документов, коллекций, и классификаций; деятельности, работы и знаний; политики и значения; учреждения; личности, организаций и сообществ.

Авторы этой книги рассматривают технологию, как «встроеную в социальный мир сложных отношений, и это особенно верно для цифровых библиотек, которые переплетаются с познавательными процессами сложного общества» (Филип E. Агре, глава 9). ЭБ являются частью долгой истории взаимодействия знаний, документов, технологий и социума (Дэвид M. Леви, глава 2).

Эта книга имеет две цели. Одна из них - информировать о тактике и профессиональной деятельности в ЭБ с социально-обоснованным пониманием ЭБ, как части веб-общественных отношений и практики.

Главы в этой книге объединены в социотехническом подходе. Технологии и социальное взаимодействие; постоянная динамика их отношений, являются одной из тем этой книги.

Во введении, рассматриваются социально обоснованные исследования в электронных библиотеках в целом, и обсуждаются вопросы, почему такого рода исследования требуются. Авторы описываюи различные области и методы, которые появляются вместе в этих главах, и определяют основные темы.

Клиффорд Линч (глава 8) распределяет виды ЭБ развернутых в настоящее время по их спонсорам и институциональным потребностям и целям. Традиционные библиотеки, особенно научные библиотеки, движутся в цифровой дистрибуции материалов для своей основной клиентуры. Федеральные научно-исследовательские и агентства развивают и поддерживают технологические инноваций и исследования широкого социального воздействия. Они обычно спонсируют прототипы в отличие от полномасштабных функциональных систем. Это исследования часто многогранны в целях и методах. В главах настоящей книги рассмотрены все эти различные категорий ЭБ, но доклады чаще всего основаны на прототипы, а не на реальном мире ЭБ.

Независимо от их профессиональной подготовки, участники мыслили разнообразно, формально или неформально, опираясь на множество дисциплин и методов. Социально обоснованные ЭБ исследования определяются, в большей степени, как явления, в которых они заинтересованы и их социотехническая ориентация, чем на конкретных методах, теориях и подходах.

Учитывая эклектичный характер ЭБ исследований, важная задача редакторов этой книги, заключается в том, как, методологически и концептуально, обозначить «разделение» между социальными науками и информатикой. ЭБ исследование предоставляет один экземпляр разработки методов для «изучения социальных и культурных структур, в рамках которой технология и встраивается».

Главы настоящей книги чередуются - аналитические и эмпирические. Ряд авторов принимает в первую очередь аналитический подход, поднимает проблемы и вопросы, предлагает рамки для понимания ЭБ, как социотехнической системы. Большинство из них, в том числе Агре (глава 9), Леви (глава 2), Спейссер (глава 12), Стар, Боукер и Нейман (глава 10), и Ван Дом (глава 11) опираются на современные социальные теории для освещения того, как ЭБ взаимодействует с социальной практикой, структурами и ценностями. Основной вклад книги - это создание модели того, как социальные теории могут расширить наше понимание процессов, знаний производства в процессе, чтобы сообщить проектированию ЭБ оценки, в рамках исследований литературы использующей социальную теорию, чтобы улучшить понимание и проектирование информационных систем.

Многие главы обоснованы эмпирически и отражают некоторые из различных систем, которые можно назвать цифровой библиотекой. Они включают ЭБ, которые были осуществлены, находятся в стадии разработки, или же просто предложены. Они включают сбор опубликованных и неопубликованных документов, изображений, и даже записей и наблюдений. Некоторые из них доступны для мира в целом, через Интернет; другие - только для малых рабочих групп. Некоторые служат экспертам, другие школьникам или пока еще существуют только потенциально.

Эта книга показывает, сильный методологический плюрализм, как по странам, так и в рамках исследования. Методы представлены «строго эклектично» (Спейссер, глава 12). Многочисленные методы, иногда, необходимые для удовлетворения различных ЭБ целей, и учитываются обстоятельства, когда ЭБ находятся на различных стадиях разработки и оценки. Авторы 6-ой главы используют аналогии медицинской визуализации в описании того, как «множество данных кусочков» из многогранных подходов могут быть интегрированы в порядке, то есть не алгоритмические, но «систематические, толковые, и управляемые цели высокого уровня».

Понимание ЭБ, как встроенных в сложные социальные системы, как правило, содействует использованию нескольких методов. Например, Спессер (глава 12) отмечает, что ЭБ всегда встроена в различные подходы, индивидуальные, институциональные и социальные процессы, и, таким образом, наблюдаемые результаты - это всегда порождение ряда микро- и макросил, которые вместе производят наблюдаемое расположение деятельности».

Особенно примечательным является степень, в которой главы этой книги иллюстрированы полезным натуралистическим методом. Исследование понимания людей, их творчества, их реальной практики, их интерпретации этих обстоятельств требуют гибкости, глубины исследования и долгосрочного взаимодействия с типичными натуралистическими методами.

Первая часть книги состоит из множества описаний библиотек, электронных и традиционных, их документов и коллекций, из которых они состоят. Леви (глава 2) открывает дискуссию о том, как библиотеки могут эволюционировать в цифровую эпоху, и что мы должны сначала спросить о характере материалов, составляющих библиотечные коллекции. Он рассматривает с социальной точки зрения документы, исследуя то -какие они, как работают, как относятся к речи, и, как развивающиеся цифровые материалы отличаются от ранее существовавших СМИ. Он описывает документы, как 'говорящие вещи', как 'представительские артефакты.

Маршалл (глава 3) заинтересована в библиотеках и коллекциях. Она пишет о концепции «библиотека без стен». В центре ее внимания - границы технические и социальные, преднамеренные и непреднамеренные, видимые и невидимые, фактические и интерпретированные. Она исследует три примера дизайна прототипа цифровой библиотеки.

О'Дей и Нарди (глава 4) предлагают применять к тому, что мы считаем параметрами использования технологии как экологии информации, экологические метафоры для физических и цифровых библиотек. Эта метафора сосредоточена на ключевых характеристиках многообразия, в смысле местности, наличия ключевых видов и эволюции различных элементов с течением времени. Эта глава поднимает новые вопросы относительно ЭБ и иллюстрирует не только использование экологической метафоры, а в том, что новые метафоры могут помочь нам думать об ЭБ по-другому и увидеть «взаимосвязи, которые формируют успешную практику».

Вторая часть книги характеризует разработки и оценки электронной библиотеки. Боргман (глава 5) использует широкое определение электронной библиотеки, включающее в себя полный жизненный цикл

создания информационного поиска и его использования. Она исследует связи между удобством и полезностью, и предупреждает, что применение этих критериев в дизайне не является простым и однозначным. Она описывает поиск информации в виде проблемы поведения.

Ее работа основана на исследования трех очень разных групп людей - ученые и специалисты, студенты и элементарная школа.

Марчионини, Плэзант и Комлоди (глава 6) дают многогранную оценку потребностей для прототипа в трех случаях - оценка потребностей для дизайна прототипа Библиотеки Конгресса, дизайн для системы сообщества учителей, и долгосрочная оценка «Персей», системы, действующей в обучении и исследованиях по древней Греции. Человеко-ориентированный дизайн, утверждают они, должен быть основан на оценке человека, его потребностей и задач.

7 глава представляет проект «Afya», электронная библиотека медицинской информации для афро-американских женщин, разработанный с сильным участием пользователей, чтобы обеспечить его целесообразность и полезность. Это исследование, особенно имеющее отношение к созданию онлайн-коллекции и услуг для нуждающихся пользовательских групп в эпоху «цифрового неравенства». В более общем плане, оно направлено на изменение роли информации для пользователей, а ЭБ адаптированных для конкретных сообществ пользователей.

Линч (глава 8) отмечает, что значительная часть исследований по ЭБ была сосредоточена на исследованиях прототипов. В реальном мире ЭБ - разные. Он фокусируется на трех основных зонах напряженности, которые существуют в традиционных библиотеках: контроль и управление, экономика и устойчивое развитие, и аудитории.

Агрэ (глава 9) предупреждает, что «общество будет оценивать ЭБ с точки зрения пути, что они подходят, или не подходят, в институциональном мире вокруг них» и считает, как придти к осмыслению и оценить полезность этого. Он фокусируется на границе между технологией (включая DL технологии) и учреждением. Агрэ рассматривает два случая - строительство здорового научного сообщества и процесс коллективного познания в демократическом обществе. Он описывает, как каждый работает изнутри и дает ссылки остальному миру и, как технологии ЭБ могут содействовать другим. Агрэ пришел к выводу, что библиотеки, даже если они электронные, играют важную роль, как место, где это сообщество «может осуществлять свое коллективное познание с достаточной степенью автономии».

В 10 главе проблема заключается в том, что в проектировании ЭБ, которые обслуживают большое число людей, концепции традиционно видят, как физическую или психологическую. Наконец, они описывают большой объем информации инфраструктуры, обслуживающей разнородные сообщества, Международной Классификации Заболеваний. С ростом масштаба, они считают, что прозрачность «становится более восприимчива для разногласий, возникающих из-за неоднородности участвующих социальных групп».

Ван Дом (глава 11) описывает ЭБ, как поддержку работы пользователей знаниями и как локус интеллектуального труда. Опираясь на несколько направлений социальной теории и эмпирическое исследование обмена данными в двух экологических сферах, она утверждает, что легкость, с которой ЭБ пересекает границы знаний общин, «подчеркивает критические вопросы доверия и авторитета в сетевом мире».

Спессерг (глава 12) приводит сильный аргумент в пользу применения социальной теории реализма, как схемы оценки. Он рассматривает сборку и проверку содержания ЭБ в проекте «Flora of North America» Он использует его реалистические социальные границы, чтобы выявить ряд противоречий в рамках проекта.

Кому это важно? Мы представляем себе, что эта книга нацелена на три общих, пересекающихся группы людей, чья главная забота - информационные технологии (включая, но не ограничиваясь, планированием, управлением и оценкой электронных библиотек); те, кто касаются информации об артефактах и инфраструктурах (документы, системы классификации, коллекций, библиотеки традиционной и электронной), и тех, чей основной интерес - создание и использование информации и знаний.

Эта книга направлена также на людей, которые озабочены тенденциями в цифровой информации. В настоящее время существует много дискуссий о новых цифровых жанрах и будущем традиционных средств массовой информации, в том числе книг, газет и научных журналов.

Мы надеемся, что эта книга представляет интерес и для людей с более широким интересом к вопросам информации, знаний, труда и социальной практики.

Реферат подготовили Бородовская А.Ю., Идиатуллин А.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.