Для развития творческой символической деятельности мы взяли за основу следующие типы заданий, в основе которой лежит классификация Д. Толлингеровой [2, С. 3-4]: решение проблемных ситуаций; постановка вопросов и формулировка заданий; решение задач на основании собственных размышлений. В данную группу заданий входят такие, которые предполагают самостоятельность при решении. Работа с использованием специальных заданий организовывалась следующим способом. 1этап. На первых уроках изучения темы «Неметаллы», учащимся предлагались задания для домашнего выполнения.
2 этап. Далее предлагалось специальное задание для выполнения всем классом на уроке при помощи учителя.
3 этап. На последующих уроках предлагались задания для выполнения в классе, по группам.
4 этап. Выполнение индивидуальных заданий по карточкам в классе.
Методика была апробирована в курсе химии 9 класса (программа О.С Габриеляна) на базе школы № 48 г. Омска. Результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют о достоверном повышении доли обучающихся, справившихся с творческими заданиями, требующими оперирования химической символикой.
Список использованной литературы:
1. Пак М.С. Дидактика химии. - М.: Владос, 2004. - 315 с.
2. Толлингерова Д., Голоушкова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей.
- М.: Прага, 1994. - 48 с.
3. Филатова О.В. Химическая символика как средство развития творческой деятельности школьников//Автореферат: Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена.
- Санкт- Петербург, 2000. - 19 с.
© Макарова Н.А., 2016
УДК 378.16
Н.Е. Отекина,
старший преподаватель ФГБОУ ВО «ГАУ Северного Зауралья» г. Тюмень, Российская Федерация
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация
В статье рассмотрено использование электронного учебного пособия в дистанционном образовании.
Ключевые слова Электронное учебное издание, дистанционное образование.
Современная система образования все активнее использует информационные технологии и компьютерные телекоммуникации. Особенно динамично развивается система дистанционного образования, чему способствует оснащение образовательных учреждений мощной компьютерной техникой и развитие сообщества сетей Интернет [1].
Лекционно-семинарная форма обучения давно потеряла свою эффективность - практика доказала, что почти 50% учебного времени тратится впустую [5]. Изучая зарубежный опыт, можно выделить следующий важный аспект: преподаватель выступает не в роли распространителя информации (как это традиционно принято), а в роли консультанта, советчика, иногда даже коллеги обучаемого. Это дает некоторые
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070
положительные моменты: студенты активно участвуют в процессе обучения, приучаются мыслить самостоятельно, выдвигать свои точки зрения, моделировать реальные ситуации.
Развитие информационных технологий предоставило новую, уникальную возможность проведения занятий - внедрение дистанционной формы обучения. Она, во-первых, позволяет самому обучаемому выбрать и время, и место для обучения; во-вторых, дает возможность получить образование лицам, лишенным получить традиционное образование в силу тех или иных причин; в-третьих, использовать в обучении новые информационные технологии; в четвертых, в определенной степени сокращает расходы на обучение. С другой стороны, дистанционное образование усиливает возможности индивидуализации обучения [3].
Как правило, в дистанционной форме обучения применяются электронные учебники [2]. Достоинствами этих учебников являются: их мобильность; доступность связи с развитием компьютерных сетей; адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний - компьютерное тестирование.
Практика использования электронных учебников показала, что студенты качественно усваивают изложенный материал, о чем свидетельствуют результаты тестирования. Таким образом, развитие информационных технологий дает широкую возможность для изобретения новых методов методик в образовании и тем самым повысить его качество [6].
Электронное издание - это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе - магнитном, оптическом (CD-ROM, DVD и др.), а также опубликовано в сети Интернет.
Учебное электронное издание должно содержать систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивать творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. Учебник должен отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.
Электронный учебник — основное Учебное электронное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой.
Обычно электронный учебник представляет собой комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных носителях ПЭВМ, в которых отражено основное научное содержание учебной дисциплины. Электронный учебник часто дополняет обычный и эффективен, когда он: обеспечивает практически мгновенную обратную связь; помогает быстро найти необходимую информацию (в том числе контекстный поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднен; существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям; наряду с кратким текстом - показывает, рассказывает, моделирует и т.д.
Электронное учебное издание дополнение к традиционным формам обучения. Этот "электронный лектор" призван не только сохранить все достоинства обычной книги (учебного пособия), но и в полной мере использовать современные информационные технологии, мультимедийные возможности, предоставляемые компьютером [4].
Любое электронное учебное пособие должно включать в себя следующие обязательные компоненты:
• средства изучения теоретических основ дисциплины;
• средства поддержки практических занятий;
• средства контроля знаний;
• средства взаимодействия между учителем и учащимися;
• методические рекомендации по изучению дисциплины;
• средства управления процессом изучения дисциплины.
Сейчас, когда идет повсеместное внедрение средств новых информационных технологий в высшую школу и образовательный процесс вообще, остро ощущается нехватка программных средств. Для усиления эффективности этого процесса необходимо наличие развитого и многоцелевого программного обеспечения, на основе которого будут строится новые подходы к обучению с применением СНИТ. Список использованной литературы:
1. Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2007. - N 3. - С. 85-92.
2. Алешкина О. В. Применение электронных учебников в образовательном процессе [Текст] / О. В. Алешкина // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 389-391.
3. Боброва И. И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов как способ перехода к дистанционному обучению // Информатика и образование. - 2009. - N 11. - С. 124-125.
4. Вымятнин В.М., Демкин В.П., Можаева Г.В., Руденко Т.В. Мультимедиа-курсы: методология и технология разработки ^йр:/МоЛзи.ги^/?ипй=223)
5. Григорьев С.Г. и [др.] Концепция образовательных электронных изданий и ресурсов — шаг на пути к качественному образованию / Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Демкин В.П., Краснова Г.А., Макаров С.И., Роберт И.В. // Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»-(http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php)
6. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика / О.В. Зимина. — М.: Из-во МЭИ, 2013.
© Отекина Н.Е., 2016
УДК 376
Ю.М. Пахомова, А.А. Полукарова, Н.В.Гилёва ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет»
Курган, Российская федерация
ОСОБЕННОСТИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
Аннотация
В научной статье исследовалось состояние компонентов просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией. Определены особенности компонентов просодической речи. Указаны направления коррекционной работы.
Ключевые слова
Просодика, голос, интонация, логическое ударение, тембр.
В логопедии развитию просодической стороны речи пока уделено значительно меньше внимания, чем формированию речевых звуков. Между тем особенности развития просодии при патологии речи необходимо изучать, так как она не только теснейшим образом связана со всеми компонентами языка, но и является существенным, относительно независимым элементом речевого поведения.
Проблема изучения просодической организации речи является предметом исследований в лингвистике, психолингвистике (В.А. Артемов, В.И. Бельтюков, Л.П. Блохина, Л.В. Бондарко, Е.А.